Известный экономист Дж.М.Кейнс выявил основной психологический закон, согласно которому люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. Наибольшее влияние на использование дохода оказывает стремление к поддержанию привычного уровня жизни, и человек склонен сберегать именно обнаруживающуюся разность между его фактическими доходами и расходами по поддержанию обычного жизненного стандарта. Если происходит значительное падение дохода, вызванное уменьшением уровня занятости, оно может привести даже к превышению потребления над доходом. Это характерно не только для отдельных лиц и организаций, использующих для потребления финансовые резервы, накопленные ими в лучшие времена, но и для правительства, которое может оказаться втянутым, вольно или невольно, в бюджетный дефицит или даже ассигновать средства на помощь безработным за счет полученных взаймы денег. Таким образом, когда занятость падает до низкого уровня, совокупное потребление снизится на меньшую величину, чем та, на которую сократился реальный доход. Произойдет это как вследствие сохранения обычных привычек индивидуумов, так и вследствие воздействия, оказываемого вероятной политикой правительства. Этот принцип ведет к тому, что уровень занятости может повышаться только с ростом инвестиций. Иное положение можно наблюдать только в тех случаях, когда изменяется склонность к потреблению. Поскольку при увеличении занятости расходы потребителей растут медленней, чем повышается цена совокупного предложения, увеличение занятости окажется нерентабельным, если только образовавшийся разрыв не будет заполнен увеличением инвестиций.
Потребление представляет собой единственную цель всякой экономической деятельности. Потребление удовлетворяется частью предметами, произведенными в настоящее время, и частью предметами, которые были произведены раньше (посредством дезинвестиций). В той мере, в какой потребление удовлетворяется последним способом, размеры текущего спроса сокращаются, поскольку соответствующая часть текущих расходов не возвращается в кругооборот и не предстает в форме компонента чистого дохода. Напротив, всякий раз, когда предмет производится в течение данного периода с целью удовлетворения будущего потребления, имеет место расширение текущего спроса. Всякие инвестиции предназначены для того, чтобы раньше или позже иметь своим результатом дезинвестиции соответствующих запасов.
Таким образом, размеры новых инвестиций всегда должны быть настолько больше, чем дезинвестиции, чтобы заполнялся разрыв между чистым доходом и потреблением, причем эта проблема становится все более острой по мере увеличения капитала. Новые инвестиции могут производиться в размерах, превосходящих текущие дезинвестиции лишь в тех случаях, когда можно рассчитывать, что расходы на потребление в будущем возрастут. Уменьшение склонности к потреблению в настоящем может только тогда быть приспособлено к общественной выгоде, если в будущем ожидается увеличение склонности к потреблению.
Следовательно, капитал не является некой замкнутой в себе субстанцией, которая существует как бы независимо от потребления. Напротив, всякое ослабление склонности к потреблению, которое превращается в постоянную привычку, должно приводить не только к сокращению спроса на потребительские товары, но и к уменьшению спроса на капитал.
Библиографическая ссылка
Байдашева Е.Н. ПРОБЛЕМЫ РОСТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 123-124;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21688 (дата обращения: 21.11.2024).