В основе концепции эстетического образования в высшем учебном заведении выступает теория культуры как процесса идеалообразования, в результате которого выстраивается определенная система идеалов. Субъектами идеалообразования выступают большие социальные общности, социальные группы, отдельные личности. Очевидно, что в современном информационном обществе процессом идеалообразования можно и должно управлять, задавая определенное содержание системе эталонов, образцов, идеалов, которые выступают конкретной формой для разнообразных социальных и индивидуальных действий.
Система идеалов выстраивается на основе чувственно-рационального взаимодействия с определенного рода объектами, которые выступают эталонами социальных и индивидуальных действий. Внутри культуры уже созданы и продолжают создаваться особые механизмы идеалообразования: шедевры мировой художественной культуры (произведения искусства). Произведение искусства инициирует особую форму чувственно-рационального отношения: в результате восприятия содержания того или иного произведения искусства инициируются вполне конкретные изменения в чувственном и рациональном видах мышления человека или даже социальной группы. Произведение искусства специально создается таким образом, чтобы его восприятие производило эти изменения. Следовательно, искусство само по себе выступает как развивающая среда. Шедевры искусства - наиболее действенная сила, изменяющая формы чувственного и рационального мышления.
Мышление человека носит синтетический характер: кроме вербального, не меньшее, а гораздо большее значение имеет визуальное мышление, аудиальное мышление и другие формы невербального мышления. Если естественнонаучное и традиционно-гуманитарное образование обращается к вербальному мышлению, формирует и развивает именно вербальное мышление, то организованное эстетическое образование формирует культуру визуального и аудиального мышления, которая в противном случае складывается стихийно (под воздействием образов, задаваемых всей совокупностью культурной действительности), зачастую негативным и разрушающим самое культуру образом.
Эстетическое образование предполагает формирование определенной системы идеалов способами формирования культуры визуального и аудиального мышления, основанными на рационально-чувственном восприятии эталонов художественной культуры (шедевров мирового искусства).
Концепция эстетического образования предполагает, что на основе теории культуры как идеалообразования и теории визуального и аудиального мышления возможно создание инновационных обучающих программ для студентов университетов и других высших учебных заведений, студентов средних специальных и учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Реализация этих программ должна обеспечить максимально полное целенаправленное формирование социально перспективных идеалов (идеалов патриотизма, толерантного мышления, социальной активности, самостоятельности и многих других), при этом сами идеалы не декларируются и не предлагаются в качестве готового результата, а проявляются через процессы активной деятельности, формы которого задаются визуальным и аудиальным мышлением (наряду с вербально-понятийным). Задача высшего учебного заведения, которую решает система эстетического образования, - подготовка специалистов, способных самостоятельно ориентироваться в современном информационном поле идеалообразующей системы культуры и умеющих работать с различными социальными объектами по целенаправленному формированию социально перспективных идеалов.
Концепция эстетического образования в Красноярском государственном университете разработана и внедряется факультетом искусствоведения и культурологии. Научным руководителем проекта выступает доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой искусствоведения В.И. Жуковский. Его теория визуального мышления и легла в основу научно-исследовательской, учебно-методической и практической работы факультета. Деятельность факультета разворачивается в двух направлениях: 1) реализация программы всеобщего эстетического образования для всех специальностей университета; 2) подготовка специалистов-профессионалов по специальности 020900 «искусствоведение» (специализация «теория искусства» и по специальности 053100 «социально-культурная деятельность», способных целенаправленно и профессионально работать во всех сферах социальной действительности, связанных с процессами социального и индивидуального идеалообразования.Обучающие программы, разработанные на факультете, построены на принципе системности: теоретическое обучение той или иной дисциплины эстетического цикла сопровождается целым рядом практических проектов, которые реализуются внутри высшего учебного заведения.
Учебная деятельность по реализации программы эстетического образования также носит системный характер. Обучающие программы построены по принципу постепенного расширения эстетического содержания, поступательного формирования культуры визуального и аудиального мышления для всех специальностей всех факультетов КрасГУ:
1 и 2 семестры - «Язык и история музыки»;
3 и 4 семестры - «Язык и история изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы и России»;
5 и 6 семестры - «Язык и история всемирной литературы»;
7 семестр - «Религия в системе культуры»;
8 семестр - «Культурология».
Это идеальная система, которая должна быть реализована на основании решения Ученого совета КрасГУ, так как в ее основе лежат ряд научных методологических и методических принципов, позволяющих целенаправленно формировать культуру синтетического мышления, позволяющую усваивать социально перспективные идеалы наиболее действенно и ненасильственно.Библиографическая ссылка
Копцева Н.П. СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА В 1984-2004 ГГ.) // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 101-102;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21671 (дата обращения: 21.11.2024).