Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ

Вакулюк В.М. Семенова Н.Г.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, характерное для 80 - 90-х гг. ХХ века, приводит к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса, находящего свое отражение, прежде всего, в сфере образования. Достижения в области создания и развития принципиально новых педагогических технологий, основанных на реализации возможностей информационных технологий, позволяет прогнозировать разработку и применение программно-методических средств информационного взаимодействия, ориентированных на выполнение разнообразных видов учебной деятельности.

Основными принципами новых информационных технологий являются: интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами; гибкость процесса изменения как исходных данных, так и постановок задач.

 Всеми этими свойствами обладают мультимедиа технологии, постепенно внедряющиеся в Российский образовательный процесс. Мультимедиа технологии (МТ) - совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, видео, анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения.

 Если структурировать информацию, с которой может работать МТ, то можно сказать, что мультимедиа - синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации (речь, музыка, другие звуки). Совокупный конечный результат использования МТ в образовательном процессе имеет сложную структуру и представляет собой решение триединой задачи:

  • максимальное удовлетворение информационных потребностей у участников образовательного процесса (преподаватель, студент);
  • повышение качества профессиональных знаний, умений, навыков;
  • активизация познавательной деятельности, способности к творчеству, формированию и развитию проективных умений, а, соответственно, проективного мышления как у студента, так и у преподавателя.

 Поскольку основой образовательного процесса в очной форме обучения являются лекции, то новыми техническими средствами адекватными новым информационным технологиям, должны быть, на наш взгляд, мультимедийный конспект лекций с эффектами компьютерной анимации и мультимедийный курс лекций, читаемый в специально оборудованной мультимедийной учебной аудитории. В отличие от мультимедийного конспекта лекции, где процесс управления познавательной деятельностью реализуется в неявной форме, где предоставлена большая свобода выбора темпа и порядка прохождения учебного материала, мультимедийный курс лекций предназначен для лектора и используется им с учетом его индивидуальной манеры чтения лекции, специфики учебной дисциплины, уровня подготовленности студенческой аудитории. Мультимедийный курс лекций позволяет программно совместить слайд-шоу текстового и графического сопровождения (фотоснимки, диаграммы, графики, рисунки и т.д.) с компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых процессов. Он совмещает технические возможности компьютерной и аудиовидеотехники в предоставлении учебного материала с живым общением лектора с аудиторией.

 Лекция, проводимая с применением МТ, становится более гибкой и эффективной с дидактической точки зрения, т.к. МТ позволяют:

  • повысить информативность лекции (не надо писать мелом на доске);
  • осуществить психологическую разрядку за счет дискретного наложения звука (вывод достаточно сложной формулы, построение диаграммы может заканчиваться бодрым маршем или настроить студенческую аудиторию на определенный вид работы - подведение итогов лекции могут предваряться соответствующей мелодией);
  • повысить наглядность обучения за счет использования различных форм представления учебного материала (текст, формулы, графики, рисунки, диаграммы, таблицы и др.);
  • повысить внимание аудитории в период его снижения (25-30 минут после начала лекции и последние минуты лекции) за счет художественно - эстетического выполнения слайдов - заставок, представленных в данный момент лектором или за счет разумно применимой анимации;
  • повысить доступность и восприятие информации;
  • осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции;
  • осуществить повторение («прокрутку») материала предшествующей лекции;
  • повысить мотивацию обучения;
  • создать комфортные условия работы преподавателя на лекции.

 Главное преимущество мультимедиа состоит в возможности использования интерактивного взаимодействия преподавателя-лектора как с программно-аппаратным средством, предполагающим обмен текстовыми командами и ответами, так и одновременное общение со студенческой аудиторией - возможность задавать вопросы, следить за эмоциональной обратной связью.

 Как результат, содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе с использованием МТ, существенно отличается от традиционного.

 Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Так разработка курсов на базе МТ требует не только свободного владения учебным материалом, но и специальных знаний в области современных информационных технологий и технологических навыков работы с техническими средствами.

 Во-вторых, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании МТ постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свою индивидуальную учебную траекторию. Важная функция преподавателя - поддержать обучающегося, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию, т.е. происходит установление равноправного партнерства преподавателя и обучающегося.

 В-третьих, предоставление учебного материала с помощью МТ требует гораздо более активных и интенсивных взаимодействий между преподавателем и студентом.

 В-четвертых, значительно усложняется сама технология проведения занятия, т.к. преподаватель должен одновременно излагать материал, управлять мультимедийной установкой, следить за изображением на экране и чутко реагировать на изменение эмоционального состояния студенческой аудитории, для установления устойчивой обратной связи.

 Таким образом, в связи с применением МТ в образовательном процессе происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте, роли, функциях преподавателя в учебном процессе.

 Для создания мультимедийного курса лекций лучше всего использовать редактор MS Power Point. Данный программный продукт прост в обращении и не требует от преподавателя глубоких знаний в области программирования. В Оренбургском Государственном Университете на Электроэнергетическом факультете в настоящее время функционирует специализированная лекционная аудитория, оснащенная мультимедийным комплексом, в состав которого входят: мультимедиа-компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустическая система, видеомагнитофон. В данной аудитории читаются лекции для студентов по восьми дисциплинам, из следующих блоков учебного плана: естественно-научного, обще-профессионального, специального.

Так например, по дисциплине «Теоретические основы электротехники» авторами подготовлены 50 лекций-презентаций, по 12-15 слайдов каждая. На слайдах представляется тема лекции, краткий текстовой материал, фотографии, электрические схемы, графики, диаграммы, вывод формул. Все схемы, диаграммы, графики, вывод формул анимированы, при этом временная последовательность появления изображения на экране регулируется самим лектором - кликом мыши. Опыт проведения лекций с использованием мультимедийных технологий показывает, что объем и качество усвоения студентами изложенного материала резко увеличивается. Изложение лекционного материала приобретает невиданную раннее динамичность, убедительность, эмоциональность и красочность.

 Данное утверждение подтверждается результатами социологического опроса студентов Электроэнергетического факультета Оренбургского Государственного Университета очной формы обучения, у которых лекции по дисциплине «Теоретические основы электротехники» читались с использованием МТ. 97% опрошенных студентов считают необходимым использование МТ в лекционных курсах. 90% студентов отмечают, что при использовании МТ восприятие материала лекции повысилась. На вопрос «Что Вам больше нравиться при чтении лекции с помощью мультимедиа?», были получены следующие ответы: изображение в цвете - 71%; четкое представление формул, текстовой и графической части - 71%; анимация графиков и диаграмм (появление на экране кривых (векторов) поэтапно, в строгой последовательности построения и соответствующего комментария) - 81%, дискретное наложение звука в качестве психологической разрядки - 90%. 52% считают, что МТ способствует написанию конспекта лекции более качественно, без ошибок, 21% захотели сами, используя программный продукт Power Point создать небольшое научное сообщение с помощью мультимедийной установки, 28% отметили, что материал, представленный с помощью мультимедиа, пробудил у них интерес к изучению курса Теоретические основы электротехники.

 Также респондентами было сделано следующее пожелание - материал, содержащий большое количество расчетных формул и сложных математических преобразований лучше представлять по традиционной технологии, с использованием доски и мела. Данное пожелание совпадает с одним из основных отличительных дидактических принципов применения МТ - принципом взаимодополнения, сущность которого заключается в органическом соединении мультимедиа и традиционных технологий. Подтверждение необходимости сочетания информационных и традиционных технологий можно найти в работах Белякина А.М., Красильниковой В.А., Моисеева В.С., Роберт И.В., Холодкова Н.В., Чуяна Р.К..

 Преподавателю необходимо всегда помнить и понимать, что учебные ситуации, в которых компьютеризированные средства и им подобные инновации с успехом его заменяют, немногочисленны, ибо мозг человека значительно мощнее; более того, чуткость и интуиция преподавателя не имеют электронных аналогов. Средства МТ должны рассматриваться как вспомогательные по отношению к мыслительной деятельности участников образовательного процесса, стимулирующие ее. Какими бы заманчивыми не были бы новые информационные технологии, а также их средства, какими бы уникальными возможностями они не обладали, приоритетным всегда остается принцип «не навреди». Поэтому применение их «в угоду моде», не только не оптимизирует образовательный процесс, но и подрывает его научные основы.


Библиографическая ссылка

Вакулюк В.М., Семенова Н.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 95-97;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21667 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674