За последние 10 - летие, число здоровых девочек - выпускниц уменьшилось с 21 % до 6 %. К моменту окончания школы до 75 % девушек имеют хронические заболевания. У значительной части девушек снижено репродуктивное здоровье, наблюдается устойчивая тенденция снижения целого ряда показателей двигательных качеств, специальной гимнастической подготовки, нарушения правильной осанки и, как следствие, ухудшение их здоровья. Различные отклонения в формировании организма девочек имеют отрицательное прогностическое значение для последующей беременности и родоразрешения.
С появлением различных видов образовательных учреждений (колледжей, лицеев, гимназий и др.) возникает вопрос раздельного обучения девочек и мальчиков в учреждениях такого типа. Различные сведения и литературные данные по изучению вопросов женского образования и воспитания свидетельствуют о том, что раздельное обучение между девочками и мальчиками просто необходимо. Подтверждением этому являются физиологические и психофизиологические различия полов, их социально-половые роли, особенности в воспитании и формировании гармонично развитой личности, где особая роль отводится именно образованию женщины.
Обучение в современных школах характеризуется объемом суммарной учебной нагрузки, значительной интенсификацией учебного процесса, расширением и усложнением учебных программ часто без учета психологических особенностей пола при организации учебного процесса.
В связи с вышесказанным длительное обучение в общеобразовательной школе влияет на состояние здоровья девочек и девушек, резко ухудшая их репродуктивное здоровье к концу обучения.
Одним из наиболее доступных и эффективных способов восстановления здоровья является активизация физического воспитания девочки -девушки.
Исходя из этого, в процессе физического воспитания должны быть определены концептуальные основы физического развития девочек с учетом особенностей их организма.
Целью здоровьесохраняющей комплексной программы по физическому воспитанию, реализуемой в «Женской гимназии» г. Ярославля, является не только количественное изменение уроков физической культуры, но и создание оптимальных условий формирования всесторонне развитой личности девочки - девушки с высоким уровнем репродуктивного здоровья и устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни посредством активизации процесса физического воспитания.
Основными задачами реализуемой программы являются:
- формирование благоприятной среды для развития интеллектуальных способностей девочки с сохранением высокого уровня физического, психического и репродуктивного здоровья;
- повышение естественной сопротивляемости организма гимназисток, стрессоустойчивости их психики с учетом индивидуальных наследственно-конституционных особенностей, исходного уровня физического и психического здоровья;
- совершенствование потенциальных возможностей ребенка, способности к адаптации в постоянно меняющихся условиях окружающей среды;
- привитие гимназисткам постоянной потребности и привычки к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни;
- внедрение технологий оздоровления и укрепления здоровья гимназисток.
Учебный материал разработанной программы предназначен для обучения физической культуре девочек I - IV классов, учитывающий особенности раздельного обучения, и ставит своей целью:
- сделать возможным переход от акцента физической подготовки в узком понимании статуса физической культуры к развитию физической культуры личности, формированию нравственного и физического здоровья, которое раскроет физкультурную образованность, сформирует потребности и мотивы, стремление к физическому и духовному самосовершенствованию, активному использованию этих ценностей в процессе здорового образа жизни;
- развивать координационные и другие способности девочек на уровне возрастных нормативов;
- учить девочек определять уровень своей физической подготовленности, осуществлять подбор и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений в рамках своего возраста;
- создать базу физического воспитания по обучению физической культуре гимназисток, занимающихся в начальной школе, на основе теоретических знаний и основных понятий здорового образа жизни (уроки здоровья, дни здоровья);
- учить планированию и организации свободного времени с учетом формирования здорового образа жизни.
Содержание учебного материала разработано с учетом недельного объема двигательной активности девочек в режиме женской гимназии.
Базовый материал программы составлен на основе общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки гимназисток в системе физического воспитания.
Учебный материал распределен на блоки с равноценной их взаимозаменой. Учебные занятия содержат: 1 урок физической культуры; 2 урока хореографии; 1 урок ритмической гимнастики, включающей упражнения на формирование правильной осанки и упражнений корригирующей гимнастики.
Вместе с тем необходимо отметить, что система физического воспитания в женской гимназии направлена не только на количественное изменение сетки часов уроков физической культуры, но и организацию здорового образа жизни в целом, который включает в себе следующие мероприятия:
- выполнение режима дня с учетом гигиенических требований в условиях гимназии (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом гимназисток);
- соответствие характера и объема внутришкольной нагрузки психофизиологическим особенностям гимназисток;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс различных форм двигательной активности (гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, динамические паузы и т.д.).
Таким образом, представленные фрагменты учебной программы по укреплению репродуктивного здоровья учениц женской гимназии свидетельствуют о том, что опыт реализации, успешные результаты, полученные в ходе ее выполнения, дают возможность рекомендовать эту программу новым, развивающимся общеобразовательным учреждениям.
Библиографическая ссылка
Бурухин С.Ф., Власов В.А., Ларионов А.Е. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ И УКРЕПЛЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИЦ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 94-95;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21666 (дата обращения: 21.11.2024).