Сложившаяся демографическая ситуация на современном этапе, особенности экономики и социальная обстановка в России: снижение рождаемости, рост заболеваемости детей, подростков, мужчин и женщин фертильного возраста, диктует необходимость интенсивной разработки семейно-государственных технологий формирования детского здоровья (Баранов А.А., 1999; Щеплягина Л.А., 2003).
Самый благоприятный период для реализации этой цели - первый год жизни, поскольку морфологические и физиологические параметры организма ребенка в этот период жизни наиболее пластичны. Однако детские ткани в данный период жизни очень ранимы, а функциональные системы организма отличаются нестабильностью. Поэтому формирование здоровья детей необходимо с учётом возможных отклонений в их развитии, коррекция которых должна быть физиологической, без медикаментозной перегрузки.
Необходимо помнить, что каждый новорожденный ребенок - это будущие мать или отец, а каждый медикамент, наряду с положительным эффектом, наносит определенный вред развивающемуся организму.
При мониторинге здоровья детского населения возникают следующие проблемы:
- определение контингента наблюдаемых детей;
- привлечение родителей к совместному решению вопросов охраны здоровья ребенка;
- трудности осуществления рационального вскармливания;
- адекватная оценка оптимального развития ребенка.
Организационно система наблюдения за больными детьми до года врачами разных специальностей отработана на основании многолетнего опыта.
Реализуя задачи работы педиатров со здоровым ребенком в городе Самаре в 2002 году в трёх поликлиниках, в которых созданы кабинеты здорового ребенка, функции по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей взяли на себя врачи-неонатологи.
Из числа всех новорожденных детей, неонатологами кабинета здорового ребенка наблюдались 35%. Определен контингент наблюдаемых детей:
- А. Здоровые дети из группы экологичного, семейного риска, выявленные при дородовом патронаже (21,4%)
- Б. Здоровые дети с отклонениями в развитии - консультации по заявкам участковых педиатров (8,2%)
- В. Наблюдения за детьми, выписавшимися из стационаров дневного пребывания, которые в настоящее время практически здоровы (5,4%)
Неонатолог кабинета здорового ребенка не подменяет участкового педиатра, а ведет здорового ребенка совместно с ним. Дети наблюдаются ими до 1 года жизни.
Необходимо подчеркнуть, что больше внимания уделялось перинатальному этапу: дородовые патронажи проведены в 73,3% случаев; а к матерям, у которых беременность закончилась преждевременно - в 83,3% случаях; 25% беременных женщин посетили школу позитивного материнства "Современные родители". Из числа матерей, прошедших школу позитивного материнства, грудью кормили до 6 месяцев 75,8% женщин (из числа матерей, не посещавших школу - только 37,9%); затруднения по уходу за ребенком испытывала каждая пятая женщина (из числа не посещавших школу - каждая третья) и конфликтные ситуации в семьях наблюдались на первом году воспитания ребенка в 2,5 раза реже, чем в семьях, не посещавших школу позитивного материнства.
От контакта с родителями, и, прежде всего с матерью, зависит насколько будет авторитетен врач в дальнейшем в данной семье и насколько действенны будут его рекомендации. В результате наблюдения нами определены две группы матерей: 2/3 - это беспокойные мамы, которые предъявляют много необоснованных жалоб; 1/3 - это мамы спокойные, склонные недооценивать ситуацию. Врачу следует учитывать эти особенности при работе с родителями, чтобы не допускать ошибок: ставить диагнозы где нет патологии, либо несвоевременно распознавать заболевание.
Рациональное вскармливание, то есть своевременное и адекватное обеспечение детей пищевыми веществами и энергией, начиная с первых дней жизни, может обеспечить гармоничное развитие ребенка, повысить его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и служить основой профилактики многих заболеваний.
Незаменимым продуктом для вскармливания детей первого года жизни является грудное молоко, поэтому необходимо бороться за каждый грамм грудного молока, особенно в первые 6 месяцев жизни ребенка. Но обстоятельства вынуждают врача прибегать к назначению адаптированных молочных смесей. Дети, получающие в рационе адаптированные смеси в первые 2 месяца жизни дают весовые прибавки в 1,3 раза больше, чем дети на естественном вскармливании, однако к 5 месяцу жизни они сравниваются с детьми, находящимися на грудном вскармливании, а к 9 месяцам, по нашим данным, у "коробочных" детей возникают проблемы:
- синдром возбуждения центральной нервной системы в 74,4 % случаев
- синдром срыгивания в 25,3 % случаев
- аллергодерматозы в 12,7 % случаев
- осмотическая диарея в 1,3 % случаев
- запоры в 3,3 % случаев
- дисбаланс иммунной системы в 9,6% случаев.
При оценке состояния ребенка следует учитывать данные особенности как временные отклонения в развитии и при отсутствии органических нарушений не торопиться с постановкой того или иного диагноза и назначением медикаментозной коррекции.
Одним из критериев адекватного вскармливания ребенка на первом году жизни является оптимальный уровень развития ребенка.
Исходные параметры физического развития детей не радуют, прослеживается тенденция к децелерации уже у новорожденных детей. Зная это, не следует завышать планку требований к ребенку, а следует учитывать индивидуальный тип развития ребенка. Имеются шкалы, помогающие объективизировать оценку развития: КАТ-КЛАМС; Гриффитса; КID-S и другие, благодаря которым психомоторное развитие оценивается с поправкой на гестационный возраст. Коррекция хронологического возраста мы считаем необходимым не только у детей с задержкой внутриутробного развития и рожденных преждевременно, но и у детей, перенесших в неонатальном периоде тяжелые заболевания и получивших интенсивные методы лечения. У данного контингента детей при оценке их развития срок болезни необходимо исключить из биологического возраста. Такой подход позволяет оценить соответствие уровня развития хронологическому возрасту с учетом индивидуальных возможностей организма ребенка.
Таким образом, определив приоритетным направлением в работе детского врача охрану здоровья ребенка, необходимо учитывать особенности и отклонения в развитии этого контингента детей для правильных, тактических решений, что даёт возможность начинать работу по сохранению фертильного здоровья (генофонда) и интеллекта нации уже на первом году жизни детейБиблиографическая ссылка
Каганова Т.И. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 79-80;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21651 (дата обращения: 11.12.2024).