Введение
Успешность специалиста в любой сфере деятельности зависит не только от изначально полученного уровня образования и приобретенного опыта работы, но и от его способности самосовершенствоваться. Высокий темп жизни и меняющиеся условия труда ставят перед работником проблему быстрого реагирования на происходящие изменения. Программы повышения квалификации играют большую роль в обеспечении должного уровня профессионализма специалистов.
Без периодического прохождения курсов повышения квалификации педагогами немыслима реализация качественного образования в школах. Повышение квалификации учителей направлено на ликвидацию имеющихся профессиональных дефицитов, к которым можно отнести пробелы в знаниях по различным разделам в предметной области, недостаточный уровень педагогического мастерства, слабое владение компьютерными технологиями. Проблема повышения квалификации учителей математики приобретает особую значимость в контексте сегодняшней нехватки кадров и появления в образовательных учреждениях работников, не имеющих базового образования в области математики и педагогики. Даже в случае переподготовки таких сотрудников, как правило, имеет место наличие профессиональных дефицитов [1].
Что касается пробелов в знаниях в имеющемся багаже учителей математики, отметим, что она во многом связана с появлением в школьном курсе новых разделов. Внедрение предмета «Вероятность и статистика», в рамках которого изучают не только теорию вероятностей и математическую статистику, но и теорию множеств, математическую логику и теорию графов, незамедлительно поставило вопрос об определении уровня знаний самих учителей по этим темам. Аналогичная ситуация связана с появлением матричного исчисления в старших классах школы. Кроме того, сегодня на новый уровень выходит инженерное образование в России, что также требует особой подготовки учителей и глубокого знания ими технических приложений математики. Прохождение различных программ повышения квалификации может помочь учителям разобраться с актуальными сведениями об изменениях в содержании школьной математической подготовки и расширить собственные знания по отмеченным темам [2].
В условиях быстро меняющейся жизни замечаем и изменения, происходящие с контингентом школьников. Сегодняшние ученики сильно отличаются от закончивших школу десять и более лет назад. Иные ценности, вовлеченность в цифровой мир, поведенческие особенности актуализируют для учителей проблему поиска методики преподавания и способов выстраивания взаимодействия с учениками. Программы повышения квалификации могут оказать значимую помощь в решении этих вопросов [3].
Проблема цифровизации образования также требует от учителя соответствующего реагирования. Нормой стало использование компьютерных технологий на уроках, а следовательно, учитель должен научиться владеть этими технологиями. Заметим, что проблема перекликается с проблемой взаимодействия с современными школьниками. Педагогу, умеющему реализовывать близкие современному школьнику технологии, знающему о последних компьютерных новинках, легче найти общий язык с сегодняшними учениками. Следовательно, для педагога стало обязательным владение не только знаниями и навыками в профессиональной области, но и умениями работы с цифровыми платформами [4].
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью поиска возможностей обучения по дополнительным программам повышения квалификации для учителей математики и педагогов-математиков среднего профессионального, высшего образования в условиях необходимости периодического повышения квалификации, нехватки у педагогов временных ресурсов и возможной географической недоступности курсов повышения квалификации.
Актуальность исследования определила цель, которая заключается в проведении педагогического эксперимента по внедрению дополнительной программы повышения квалификации в трех формах: очной, очно-заочной и заочной с применением дистанционных образовательных технологий; определению положительных и отрицательных сторон каждой формы обучения; выявлению предпочтений обучающихся.
Материалы и методы исследования
Авторами была разработана и внедрена на базе ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (далее – ЮЗГУ) дополнительная программа повышения квалификации учителей математики «Особенности организации работы со школьниками по решению задач по теории вероятностей» [5]. Особенностью этой программы стала возможность для обучающихся выбрать один из трех вариантов прохождения курса повышения квалификации: очно, очно-заочно или заочно с применением дистанционных образовательных технологий. Временные рамки исследования – 2024–2025 гг. За 2024 г. по программе успешно прошли обучение 130 чел., на основании данных о которых можно сделать выводы о положительных и отрицательных сторонах каждого варианта прохождения курса повышения квалификации педагогов-математиков.
В ходе исследования производился разбор положительных и отрицательных сторон различных форм обучения по программам повышения квалификации для учителей математики, анализировались данные, полученные в результате анкетирования слушателей, проводился разбор основных ошибок слушателей, возникающих при обучении через платформу Moodle, указывались возможности устранения этих ошибок на подготовительном этапе, определялись основные аспекты разработки курса повышения квалификации, отмечались важные моменты методики преподавания теории вероятностей с позиции взаимосвязи нескольких разделов математики. В ходе работы разрабатывался комплекс методических особенностей, позволяющих помочь более эффективно решать задачи на нахождение вероятности случайного события.
Основными методами исследования стали такие эмпирические методы, как наблюдение и экспериментальный опыт. В рамках эмпирических методов осуществлялось исследование массива данных, полученных после проведения курса повышения квалификации по теории вероятностей для учителей математики. Логическими методами исследования стали методы описания, анализа, синтеза, конкретизации, обобщения и др. Специальными методами исследования стали методы статистических испытаний. В качестве визуализации результатов исследования использованы графические инструменты.
Результаты исследования и их обсуждение
Дополнительная программа повышения квалификации учителей математики «Особенности организации работы со школьниками по решению задач по теории вероятностей» включает в себя изучение элементов логики, теории множеств и теории вероятностей. Разработчики курса – сотрудники кафедры высшей математики ЮЗГУ. Они основывались на запросе со стороны образовательных учреждений, связанном с необходимостью актуализировать знания учителей в первую очередь в области теории вероятностей. Курс содержит пять тем: первая посвящена математической логике, вторая – теории множеств и три темы – теории вероятностей.
В рабочей программе указаны три возможные формы проведения занятий, а также описана процедура прохождения текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации для каждой формы.
Очная форма обучения предполагает проведение лекционных и практических занятий в аудиториях, то есть текущий контроль осуществляется преподавателем непосредственно на занятиях и проводится в виде собеседования. Слушателям предлагается решить задачу и разработать методику работы над задачей со школьниками. Формой итоговой аттестации слушателей является зачет. При очной форме обучения на зачете слушателям предлагаются два задания: теоретический вопрос и практическая задача. На выполнение заданий отводится 30 мин.
Опишем теперь заочную форму обучения с применением дистанционных технологий. Каждый участник программы получает материалы в электронной информационно-образовательной среде ЮЗГУ по его индивидуальному логину и паролю, и они остаются доступными даже после завершения обучения. Важным моментом любого обучения служит рефлексия и оценка результатов обучения. Просмотр видеоматериалов система фиксирует автоматически и обеспечивает доступ к следующему этапу обучения только в случае работы с видеоматериалами по всем темам. После изучения теории каждому участнику программы предлагается выполнение индивидуальных заданий. Одно из них направлено на контроль усвоения теоретического материала, в другом предлагается оценить решение некоторой задачи учеником. От учителя в этой связи требуется и представить самому верное решение задачи, и проанализировать ошибки, допущенные учеником. Выполнение индивидуальных заданий проверяется разработчиками курса, и в случае успешности система дает возможность участнику программы пройти итоговое тестирование. Возможности электронной информационно-образовательной среды ЮЗГУ позволяют эффективно организовать контроль на всех этапах обучения. Количество вопросов в банке тестовых заданий достаточно велико, вопросы случайным образом выбираются системой по каждой теме, что обеспечивает вариативность итогового тестирования.
Очно-заочная форма обучения соединяет две вышеуказанные формы. Лекционные и практические занятия проходят в аудитории с преподавателем, проведение текущего контроля осуществляется аналогично тому, что указано в очной форме обучения. Итоговая аттестация проходит так же, как при заочной форме: слушателям предлагается сделать тест, состоящий из 10 заданий, на выполнение заданий отводится 60 мин. У слушателей курса появляется доступ к тестированию и параллельно есть возможность изучать презентации и видеоматериалы, содержащие теоретические факты и методические рекомендации по работе со школьниками. Это позволило расширить их знания в области вероятностей, соединив теорию, полученную непосредственно на очных занятиях, с видеоматериалами, представленными в электронно-образовательной среде.
По указанной программе повышения квалификации прошли обучение пять групп. Очные пары проходили у 59 чел., а у 71 чел. занятия проводились заочно с применением дистанционных технологий, при этом итоговая аттестация прошла очно только у 19 чел., а через платформу Moodle, на основе которой сделана электронно-образовательная среда ЮЗГУ, выполнили тестирование 111 чел. Эти данные представлены в виде диаграммы Эйлера – Венна на рис. 1. Здесь А и В – соответственно множества обучающихся очно и заочно, А ∩ В – множество обучающихся по очно-заочной форме.
Многочисленные исследования посвящены как преимуществам дистанционного обучения в системе ДПО, так и дефицитам в организации онлайн-обучения [6–8]. Есть основания утверждать, что для измерения эффективности удаленного обучения пока еще не накоплено достаточного числа наблюдений. Что касается потребности, то она относительно легко измеряется с помощью методик опроса [9, 10]. Часть обучающихся узнала о курсе повышения квалификации «Особенности организации работы со школьниками по решению задач по теории вероятностей» непосредственно через сотрудников кафедры высшей математики или их знакомых, а часть людей подали заявки на прохождение курса через анкету. Сотрудниками естественно-научного факультета ЮЗГУ на сервисе Yandex Forms была составлена анкета по предлагаемым факультетом курсам повышения квалификации, в том числе и в области математики. Анкета содержала перечисление курсов, выбор формы обучения (там были указаны лишь две формы – очная и дистанционная, однако можно было записаться и на обе, то есть по факту планировалось очно-заочное обучение) и ввод контактных данных обучающихся для возможности связаться с ними в дальнейшем.

Рис. 1. Диаграмма Эйлера – Венна по количеству обучающихся курсу «Особенности организации работы со школьниками по решению задач по теории вероятностей» Источник: составлен авторами по результатам данного исследования

Рис. 2. Распределение предпочтений по формам обучения для слушателей программ повышения квалификации естественно-научного факультета ЮЗГУ Источник: составлен авторами по результатам данного исследования
На основании данных анкетирования можно составить следующую картину. Общее количество желающих пройти повышение квалификации по программам естественно-научного факультета составило 173 чел., из них на очное обучение записалось только 15 чел., однако из этих 15 чел. только 8 предпочли очное обучение как единственно возможный вариант, остальные выбрали одновременно две формы обучения. Выбор слушателей по анкетам показан на круговой диаграмме (рис. 2).
Следует отметить, что общее количество слушателей из сторонних организаций, прошедших курсы повышения квалификации на естественно-научном факультете за 2024 г., составило 364 чел. Очная форма обучения является востребованной для тех слушателей, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации в ЮЗГУ, ситуация с предпочтением заочного обучения в анкетировании связана прежде всего с обычной нехваткой свободного времени у учителей, а также необходимостью учитывать проведение специальной военной операции (далее – СВО), которая внесла свои коррективы в образовательный процесс Курской области.
Из 50 чел., выбравших в анкетировании область математики как основную, только один захотел отметить обе формы обучения, остальные просили только дистанционное обучение. Тем не менее, как видно из рис. 1, многие присутствовали на очных занятиях, поскольку занятия проводились в удобное для слушателей время.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждой формы обучения, которые были выявлены в работе.
Очная форма обучения имеет ряд преимуществ:
− наиболее удобная форма для восприятия информации, поскольку в процессе непосредственного общения можно уточнять детали, задавая вопросы преподавателю;
− не требуется работы в информационно-образовательной среде, а, например, для возрастной группы обучающихся это важно [11];
− при работе в группе учителя могут делиться собственным опытом как с одногруппниками, так и с преподавателями вуза, проводящими занятия, а это способствует углублению и закреплению знаний, расширяет кругозор всех участников образовательной деятельности [12].
Но, к сожалению, ряд недостатков, характерных для очной формы обучения, переводит ее в разряд не самых востребованных в настоящее время:
− основной проблемой является нехватка свободного времени. Высокая загруженность характерна как для учителей школ, так и для преподавателей среднего и высшего образования. Для всех характерна не только большая учебная нагрузка, но и наличие дополнительной работы (оформление различных документов, изучение программ, проверка работ обучающихся, подготовка к занятиям и т.п.) [13];
− в последнее время в ряде регионов Российской Федерации в связи с проведением СВО действует ряд ограничений, накладываемых на различные виды деятельности, в том числе и на образовательную.
Преимуществами заочного обучения с применением дистанционных технологий являются:
− по каждой теме для учителей представлены презентации и видеоматериалы, содержащие теоретические факты и методические рекомендации по работе со школьниками. Доступ к этим материалам возможен не только при обучении, но и позднее. Если будет необходимость, можно в любой момент вернуться к нужному материалу и воспользоваться наработками самостоятельно;
− обучение проводится без отрыва от основной работы. Это важный аспект обучения из-за возникших в последнее время проблем на рынке труда, поскольку найти педагогов для проведения замен уроков становится крайне сложно [14];
− можно найти время для изучения материала, даже находясь на работе, если, например, есть перерыв между уроками, однако большинство слушателей просматривают курс в вечернее или даже ночное время;
− происходит обязательное знакомство слушателей с применяемыми компьютерными технологиями, а это автоматически способствует их росту как специалистов, так как в настоящее время знания информационной среды являются крайне востребованными.
Возможности применения информационных технологий в образовании уже показали свою эффективность: опросы обучающихся показывают, что они поддерживают использование онлайн-лекций; интернет хорошо помогал в период самоизоляции [15]. Перечисленные положительные стороны обусловили то, что именно заочная с применением дистанционных образовательных технологий форма обучения была наиболее востребована в курсе «Особенности организации работы со школьниками по решению задач по теории вероятностей», так как почти 55 % слушателей прошли обучение с ее использованием.
Реализация различных мероприятий в дистанционном формате может иметь существенный недостаток, связанный со сложностями обеспечения обратной связи. В рамках программы повышения квалификации «Особенности организации работы со школьниками по решению задач по теории вероятностей» этот вопрос решается созданием чата, в котором можно задать уточняющие вопросы по содержанию обучения или вопросы организационного характера. Безусловно, само создание дистанционного курса требует больших временных затрат. Однако в случае востребованности программы они вполне окупаются.
Имеется ряд особенностей работы в дистанционном режиме. Для создания онлайн-курса необходимы достаточно глубокие знания выбранной электронной среды, поскольку требуется не только записать лекционные и практические занятия, но и набрать банк вопросов, из которого затем нужно сформировать тесты для промежуточного и итогового контроля. Нужно быть на связи со слушателями, чтобы вовремя исправить их возможные ошибки [16]. Так, например, при проведении курса «Особенности организации работы со школьниками по решению задач по теории вероятностей» через платформу Moodle некоторые обучающиеся при проведении тестирования забывали отправить тест на проверку, в результате приходилось с ними связываться и просить их завершить тестирование. Были также те, кто, успешно закончив тестирование, тут же начинал следующую попытку, не разобравшись, что это не требовалось. Еще одной проблемой, характерной именно для платформы Moodle, является различие в методах контроля прохождения каждого элемента курса [17]. Платформа предоставляет возможность следующих методов контроля: если выполнение элемента курса контролируется обучающимся, то он самостоятельно отмечает его выполнение, проставляя галочку справа от элемента; если выполнение элемента курса контролируется преподавателем, система ставит галочку только после проверки преподавателем работы; прохождение элемента может контролироваться автоматически, например, при просмотре видеолекции; иногда контроль вовсе не требуется. Из-за невнимательности некоторые слушатели пытались сразу зайти на итоговое тестирование без выполнения индивидуального задания, что было невозможно, поскольку прохождение курса задавалось с учетом изложенной в рабочей программе структуры и порядка.
Очно-заочная форма обучения вобрала в себя все преимущества очной и заочной форм, поскольку слушатели не только прослушали все объяснения педагогов непосредственно на занятиях, но и получили доступ к презентациям и видеозаписям, выложенным в электронной среде. К недостаткам здесь можно отнести только необходимость присутствовать на занятиях, то есть мы снова возвращаемся к вопросу о нехватке времени [18].
Выводы
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При разработке курса повышения квалификации для учителей следует учитывать их занятость. Решением этой проблемы может стать составление курса с различными формами обучения.
2. Программа повышения квалификации для учителей должна включать в себя не только решение типовых примеров – это показано в любом учебнике, но выявлять взаимосвязи между различными разделами изучаемой дисциплины, показывать приложения к другим областям знаний, содержать большое количество методических особенностей изучения темы.
3. Если курс дистанционный, то необходимо тщательно изучить особенности электронной среды, в которую его планируется загрузить, чтобы в выложенных инструкциях работы с курсом отразить возможные ошибки слушателей.
4. По итогам работы с различными формами обучения выявлено, что наибольшими преимуществами для слушателей и преподавателей обладает дистанционная форма проведения программы повышения квалификации.



