Введение
Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивым вниманием к инженерным специальностям, что спровоцировано определенным экономическим запросом научно-технологического развития (указ президента Российской Федерации от 28.02.2024 г. № 145 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Концепция технологического развития России на период до 2030 года от 20 мая 2023 г. № 1315-р) [1]. Данная тенденция представляется объективной, учитывая ключевую роль инженерного образования в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности государства на мировой арене. Однако эмпирические исследования свидетельствуют о недостаточной выраженности качественных преобразований в большей степени в целевом и содержательном аспектах подготовки инженерных кадров. Анализ текущего состояния показывает, что основной проблемой кадрового обеспечения экономики является институциональная инерция образовательных программ, не отвечающих современным вызовам, а точнее – ее сохраняющаяся узкая направленность на подготовку технически подкованного специалиста, не обладающего важными навыками и личностными качествами, необходимыми для продуктивной инженерной деятельности. Кроме того, технологический прогресс одновременно усиливает антропологическую зависимость от техники, снижает адаптационный потенциал человечества, что провоцирует умножение прагматизма, духовное оскудение людей и обострение морального кризиса, профессиональную замкнутость и отчужденность в условиях урбанизированного общества [2].
Гуманитарный блок в профессиональной подготовке будущих инженеров в вузе играет важную роль, так как способствует развитию личности студента, приобретению необходимых качеств интеллекта, формированию общечеловеческой этики и навыков социального взаимодействия в поликультурной среде [3, 4]. В данной статье представлены некоторые идеи, которые могут стать предпосылками моделирования гуманитарного аспекта профессиональной подготовки будущих инженеров в российских образовательных реалиях.
Цель исследования – изучение и отбор различных эффективных путей модернизации гуманитарного блока в профессиональной подготовке будущих инженеров в вузе в условиях реформирования отечественной системы высшего образования.
Материалы и методы исследования
В рамках данного исследования был применен комплекс взаимодополняющих методов научного познания, структурированных по следующим группам: теоретические – индуктивный и дедуктивный анализ, системный анализ научных источников и теоретических положений по проблематике исследования, абстрагирование, теоретическое моделирование; эмпирические – анализ нормативных документов, обобщение педагогического опыта вуза, наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности обучающихся. В качестве методологического фундамента данного исследования выступил комплекс взаимодополняющих научных подходов:
− системный подход: обеспечивает целостное рассмотрение объекта исследования как сложноорганизованной системы, позволяет анализировать взаимосвязи между структурными элементами системы и применять системные категории и методы познания;
− аспектный подход: позволяет глубоко изучить гуманитарный компонент профессиональной подготовки будущих инженеров с сохранением ее целостности и взаимодействия элементов;
− культурологический подход: позволяет рассматривать профессиональную культуру инженера в контексте общечеловеческих культурных традиций и социокультурных смыслов конкретного общества, а также способствует формированию ценностного базиса профессиональной деятельности;
− аксиологический подход: акцентирует ценностные аспекты профессиональной культуры инженеров, ориентирует образовательный процесс на формирование ценностного сознания и ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Последователи Красноярской научной школы профессора В.В. Игнатовой, занимаясь изучением профессионально-культурного становления личности студента технических направлений подготовки, в своих работах подробно раскрывают специфику инженерной деятельности. Основная идея в том, что в содержание профессиональной подготовки будущих инженеров включают не только систему научных знаний, практических умений и навыков, но также мировоззренческих и нравственно-ценностных ориентиров, от которых зачастую зависит выбор пути и инструментов для решения профессиональных и жизненно важных проблем. Данную точку зрения разделяют и другие ученые, которые утверждают, что гуманитарные дисциплины способствуют развитию у студентов критического мышления и анализа информации, формированию мировоззрения, расширению рамок инженерного творчества, постижению социальных аспектов профессии, этических и правовых норм, способов взаимодействия с людьми и выстраивания отношений в профессиональной сфере и обретению необходимых качеств личности для этого [5–7].
Доля дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов в учебных планах инженерных специальностей в вузе зависит от соотношения объемов обязательной и вариативной частей образовательной программы, и каждый вуз определяет это самостоятельно. Так, в СибГУ им. академика М.Ф. Решетнева на лесотехнических, лесоинженерных, физико-математических направлениях подготовки она составляет около 10 %; химических, биологических, машиностроительных, информационных систем и технологий и других технических направлений – 11–12 %; экономических – 15 %. Обучающиеся изучают философию, иностранный язык, физическую культуру и спорт, историю России, основы российской государственности (согласно федеральному компоненту); на некоторых направлениях подготовки преподают экономику и финансовую грамотность, правоведение, социологию, основы психологической подготовки к профессиональной деятельности, языковые коммуникации, русский язык и культуру речи (вузовский компонент или дисциплины по выбору). Среди основных тенденций, которые вызывают тревогу в ключе данной работы, можно отметить:
− сокращение часов, отводимых на преподавание гуманитарных дисциплин, особенно связанных с изучением родного и иностранного языков, социологии, педагогики и психологии;
− снижение авторитета данного блока дисциплин среди студентов и коллег профильных (технических) предметов, как следствие – низкий уровень начальной подготовки обучающихся и низкая их мотивация;
− формализация содержательного и оценочного компонентов, выхолощенное содержание гуманитарных дисциплин;
− уменьшение часов контактной работы и увеличение объема самостоятельной работы, которая сложна в организации и оценивании эффективности для гуманитарных дисциплин;
− целенаправленная расстановка приоритетов в сторону формирования определенных качеств и сторон личности обучающихся (например, формирование гражданственности) в ущерб не менее важных других, таких как социально-профессиональная ответственность, критическое мышление, общительность, креативность и т.п.;
− отсутствие системных связей между гуманитарной и технической составляющими;
− недостаточная техническая оснащенность и материальная обеспеченность кафедр, ведущих дисциплины гуманитарного блока;
− редкое использование интерактивных методов, требующих большего времени и ресурсов для подготовки и реализации;
− внедрение балльно-рейтинговой системы, которая больше нацеливает студентов на закрытие академической задолженности.
Таким образом, обозначенные выше проблемы определенным образом сказываются на качестве развития личности будущего инженера, формировании мировосприятия и ценностей, культуры жизни и видения дальнейших перспектив роста.
Формирование культурного пространства инженера, где научно-технические знания интегрированы в социокультурный контекст современности, является первоочередной задачей для высшей школы в современных условиях. Автор данной статьи предлагает идеи, которые считает важными для модернизации гуманитарного блока дисциплин в процессе реформирования отечественного инженерного образования в вузе.
Во-первых, необходимо согласовать цели и задачи инженерной подготовки с видами выполняемой деятельности, в которые инженер должен быть включен, выбрать и уточнить знания, умения и навыки, которыми будущий инженер должен владеть. Здесь важно видеть в инженере не только хорошего технического специалиста, но и личность с высоким социальным и экзистенциальным потенциалом, так как именно такой человек может думать не о собственной выгоде, а создавать осмысленные технические решения, которые приносят пользу человечеству и удовлетворяют его практические потребности.
Логичной видится актуализация в целеполагании воспитательной (развивающей) составляющей, которая касается развития определенных личностных качеств, формирования ценностных ориентаций, выходящих за рамки частной жизни индивида и определяющих высшие цели его жизни и отношение к другим людям с уважением и достоинством. В этом мы опирались на труды Л.Н. Евменовой, уделяющей внимание нравственной и этической составляющим личности студента технического вуза [8]; Ю.А. Егоровой, О.В. Сапенок, актуализирующих воспитание «человека культуры» и целостное личностное развитие технического специалиста [9]. Также Д.П. Данилаев, Н.Н. Маливанов, В.А. Мансуров, А.В. Семенова, И.А. Стрельцова и др. подчеркивают роль воспитания профессионально значимых качеств и культуры в инженерном образовании [10, 11]. Кстати, духовно-нравственная составляющая в образовании в целом реализуется формально и директивно, что на практике не дает полноценных положительных и долгосрочных результатов. В беседах с преподавателями на различные темы студенты зачастую в основу своего жизненного выбора ставят материальное благополучие и возможность развлечений, причем избегая ситуаций, требующих повышенных усилий, особенно в общении, и работы на добровольных началах без оплаты труда. Тем не менее по отношению к себе обучающие ценят проявление таких качеств, как ответственность, терпение, дружелюбие, честность, порядочность и уважение человеческого достоинства. Это еще раз доказывает необходимость особого внимания к воспитательному (развивающему) компоненту в профессиональной подготовке будущих инженеров, способствующему формированию полноценной личности, с устойчивой и адекватной системой ценностей и подготовленной к жизни в обществе и успешной реализации своего профессионального потенциала.
Еще немного остановимся на воспитательной работе в инженерной подготовке. В настоящее время в технических вузах предусмотрена определенная программа воспитания, включающая цели и задачи, принципы организации воспитательного процесса, ее направления, виды деятельности обучающихся в воспитательной системе, формы и методы воспитательной работы. Календарный план воспитательной работы предполагает организацию и проведение значимых событий и мероприятий, вовлечение в волонтерскую, творческую и социально-культурную деятельность, направленную на формирование правил и норм поведения человека в обществе, гражданской позиции, чувства патриотизма и бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, и т.п. Возникает необходимость в переосмыслении и оформлении воспитательного компонента для каждой дисциплины, прежде всего гуманитарного блока, в особом внимании к духовно-нравственной составляющей: увидеть, что мы хотим «взрастить» в будущем инженере в социально-личностном плане, через какое содержание мы можем донести этот опыт, какими методами и приемами мы можем способствовать усвоению у обучающихся социально значимых знаний (норм и ценностей) и позитивному отношению к ним, формированию моральных и нравственных качеств и приобретению соответствующего ценностям опыта поведения. Здесь следует упомянуть в первую очередь формирование таких нравственных чувств, как совесть, долг, вера, ответственность, любовь к родине; формирование нравственной позиции и поведения (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, служению людям и отечеству, проявлению духовной рассудительности, послушания, доброй воли); развитие нравственного облика через такие качества, как терпение, милосердие, незлобивость.
В данном отношении для разработки образовательных программ целесообразно тщательное изучение исторического и педагогического опыта высшей школы по вопросам воспитания личности, анализ и отбор всего самого эффективного, гуманного и работающего на долгосрочную перспективу, избегая двусмысленности, радикальной идеологичности, политизации и моральных перекосов. Кроме того, важным представляется «включение гуманитарного аспекта в преподавание естественнонаучных и общетехнических дисциплин, выявление мировоззренческого и культурного потенциала» каждой из них [2]; некоторые идеи в данном ключе будут раскрыты ниже в четвертом пункте.
Во-вторых, необходимо пересмотреть и согласовать содержательные связи между гуманитарной и технической составляющими профессиональной подготовки будущих инженеров, определить место каждой гуманитарной дисциплины в учебном плане различных направлений подготовки [12]. Так, можно придать практическую профессиональную направленность дисциплине «Иностранный язык», которая способна содействовать формированию не только общекультурной коммуникативной компетенции обучающихся, но также на старших курсах в параллельном изучении со специальными предметами помогать развивать навыки профессионального иноязычного общения, делая студентов способными к плодотворной научно-исследовательской (участие в международных исследовательских проектах и мероприятиях, работа с зарубежными источниками, общение с зарубежными исследователями по изучаемой проблеме, написание тезисов, научных статей, рецензий, грантов и т.п.) и квазипрофессиональной деятельности [13]. Кроме того, содержательные связи могут осуществляться через организацию междисциплинарных курсов или модулей на стыке технических и гуманитарных дисциплин (например, цифровая этика, социокультурные особенности инноваций), междисциплинарные лекции и семинары со специалистами из разных областей, стимулирующие диалог и обмен идеями между инженерами и гуманитариями, проектную работу, практические кейсы, требующие рассмотрения технологических проблем с учетом гуманитарных особенностей, разработку учебных программ совместно с организациями и предприятиями. В большинстве вузов данные усилия на себя в большей степени берут профилирующие кафедры, делая упор на профессиональные компетенции в ущерб универсальным и общепрофессиональным.
В-третьих, важным в модернизации инженерного образования считаем увеличение количества часов контактной работы для гуманитарного блока, что приведет к более качественному формированию общекультурных компетенций обучающихся. Вообще, о «гуманитаризации инженерного образования», которая помогает «очеловечиванию общенаучных и общетехнических дисциплин» и формированию «антитехнократического мировоззрения», говорят многие отечественные ученые-исследователи. Так, В.П. Рыжов – о формировании системного, критического и творческого мышления в процессе контактной работы студентов и преподавателей [14], О.И. Кирсанов и Е.С. Кирсанова – о роли живого общения в усвоении гуманитарных знаний [15]. В.С. Пусько, Д.Н. Гергилев, В.И. Колмаков, О.И. Савин, А.С. Соколов, Л.В. Южакова пишут о необходимости переосмысления потенциала гуманитарных дисциплин и увеличения часов на их преподавание [16, 17], как, впрочем, и руководители ведущих технических вузов России в интервью ратуют за усиление гуманитарной составляющей в инженерном образовании, в первую очередь через расширение контактной работы со студентами [18]. Именно в процессе контактной работы у студентов формируются необходимые навыки (навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества), можно адекватно оценить, контролировать качество и корректировать ход освоения студентами программы обучения и выполнения других видов работ (практик, проектной работы, научно-исследовательских семинаров и пр.), оказать им своевременную помощь и поддержку. Дифференциация и индивидуализация обучения возможна лишь в процессе реального взаимодействия обучающихся в группе; преподаватель имеет возможность наблюдать проявление тех или иных качеств и свойств в развитии личности студента (инициативность, самостоятельность, нравственные и эмоционально-волевые свойства, уровень притязаний и самооценка, чувство солидарности и взаимопомощь, способность к ведению продуктивного диалога и т.д.) [2]. Это особенно актуально в условиях постпандемического мира, где многие обучающиеся испытывают стресс и тревогу вне социума, не проявляют навыки саморегуляции, эмпатии и эффективного взаимодействия с другими людьми.
В-четвертых и как следствие из предыдущего пункта, следует уделить внимание подготовке профессорско-педагогического состава: обучение педагогическому мастерству и инженерной педагогике, ознакомление с педагогическими стратегиями и новыми педагогическими технологиями и продуктивным их применением, поиск решения сложных педагогических ситуаций, встречающихся в повседневной деятельности практикующих преподавателей, а также психологическая поддержка от профессионального выгорания. Данные идеи звучат в работах отечественных ученых: о внедрении инженерной педагогики в работу преподавателей зарубежных и отечественных вузов и их достижениях [18–20]. В настоящее время наблюдается нехватка талантливых, вдохновленных и вдохновляющих педагогов, поэтому для административного аппарата вуза возникает необходимость в определении более эффективного стиля управления коллективом и освоении современных и продуктивных управленческих навыков и методов: мотивация и поддержка работников, координация их действий, решение конфликтов, обеспечение развития. Также для глубоких и положительных перемен важно осмысление роли образования в жизни человека, восстановление авторитета педагога и вуза, как «школы взрослой жизни», открывающих профессиональные перспективы и экономические преимущества, помогающих дальнейшему и правильному формированию мировоззрения, личностному и социальному развитию обучающихся, полноценному раскрытию их творческой индивидуальности и потенциала [21].
В-пятых, инженерному образованию в гуманитарном блоке необходимо активное внедрение новых технологий: использование мультимедийных средств (трехмерной графики, цифрового звука, фото- и видеоматериалов, программного моделирования динамических процессов и т.п.), использование мобильных приложений и образовательных платформ, практическое обучение с помощью виртуальных симуляторов, симуляция различных условий и сценариев, которые трудно воссоздать в реальной жизни, привлечение ИКТ [22, 23]. Для этого необходимо обеспечить достаточную и достойную материально-техническую базу всех кафедр вуза, как профильных, так и межфакультетских, для устранения всякой ограниченности в решении обозначенной задачи.
Заключение
Итак, современная профессиональная подготовка инженеров в вузе выходит на новый этап развития: создание модели инженерного образования, нацеленного на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые должны обладать не только узкопрофессиональными знаниями, но и широким междисциплинарным кругозором, использовать в профессиональной деятельности гуманистические критерии и системно рассматривать поставленные задачи. В основе профессиональной подготовленности будущего инженера существенную роль играет гуманитарная компонента, интегрирующая философско-социологическое, историческое, политологическое и языковое знание и помогающая найти ответы на вопросы на экзистенциальном, социальном и профессиональном уровнях развития личности. Потенциал данного блока дисциплин должен заложить в будущих инженерах прежде всего крепкую духовно-нравственную основу, которая в единстве с интеллектуальным и профессиональным совершенствованием в максимальной степени будет способствовать обретению ими смысла жизни, посвященной преобразующей научно-технической деятельности, самореализации личности, творческих способностей и талантов в интересах человечества. Следовательно, модернизации блока гуманитарных дисциплин профессиональной подготовки будущих инженеров следует охватить такие направления: согласование цели и задач инженерной подготовки с видами выполняемой деятельности, актуализация воспитательной (развивающей) составляющей; пересмотр и согласование содержательных связей между гуманитарной и технической составляющими профессиональной подготовки, определение места каждой гуманитарной дисциплины в учебном плане; увеличение количества часов контактной работы для гуманитарного блока; обучение профессорско-педагогического состава педагогическому мастерству и инженерной педагогике или обновление знаний, умений и навыков в данной области, поиск новых управленческих решений для административного аппарата вуза, восстановление авторитета педагога и высшей школы; активное внедрение новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, обеспечение достаточной и достойной материально-технической базой всех кафедр вуза в равной степени.



