Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

Personal portfolio
(submit article)

A PEDAGOGICAL STUDY OF TEACHING GEOMETRIC ORNAMENT IN FINE ARTS CLASSES TO PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Polynskaya I.N. ORCID ID 0000-0003-4115-1692 1
1 Altai State Pedagogical University
3319 KB
The purpose of the work: study is to present the content and results of testing a model for teaching geometric ornament in fine arts classes for primary school students. Materials and methods of research. A study of theoretical and methodological literature to identify the fundamentals of ornamental art and its teaching; an analysis of pedagogical and methodological literature on the application of various methods in the educational process; experimental learning; analysis of students’ ornamental compositions; statistical processing of experimental learning results. The combination of these methods is adequate to the purpose and objectives, object, and subject of this study. To objectively analyze the results of the study, a system for assessing the development of ornamental design skills and abilities by primary school students was developed. Results and discussion. The pedagogical study was conducted in two stages. The first stage, a preliminary assessment, aimed to identify students’ level of knowledge, abilities, and skills in depicting geometric compositions. The second stage, a transformative experiment, aimed to more effectively teach and develop skills in creating complex geometric ornamental compositions, as well as to develop students’ artistic and creative abilities through visual activity. Conclusion. A summary of the experimental results and an assessment of the effectiveness of the proposed methodological model for teaching geometric ornament in primary school fine art lessons confirm the positive changes noted during the experiment. The study can serve as material for further scientific research in the field of art education and aesthetic education.
geometric ornament
composition
education
teaching and learning process
fine arts
methodological model
elementary grades

Введение

Современные проблемы сферы образования приобретают смысловую ориентацию обучающихся на получение образования как творческую самореализацию, являющуюся предпосылкой успешности в новом социально-культурном пространстве. В настоящее время, когда современные технологии все более стремительно проникают в современное образовательное пространство, технологизация и цифровизация общества неизбежно влекут появление новых областей деятельности и порождают новые профессии, требующие от человека не только освоения конкретных навыков, но и развития гибкого, креативного мышления. Именно поэтому формирование активной творческой личности, способной к самовыражению и инновационному мышлению, становится одной из приоритетных задач современной педагогики.

Актуальность исследования обусловлена тем, что с развитием цифровых технологий и компьютеризации в обучении различные виды художественного творчества теряют свое значение в образовательном процессе. Однако важно помнить, что такие виды деятельности, как обучение орнаментальному искусству на уроках изобразительного искусства, могут внести неоценимый вклад в развитие личностных качеств, которые остаются востребованными в любой эпохе, не теряют своей ценности в век цифровых технологий. Так, в диссертационной работе О.Е. Ковалевой представлена последовательность построения объемно-пространственного орнамента – от замысла до реализации – с 4D-орнаментом, полностью напечатанном на 3D-принтере, что позволило создать новую структуру – уникальные объемные композиции на базе орнамента [1, с. 398].

Помимо этого, исследование данной темы привлекательно в контексте активного обсуждения о потребности в развитии у обучающихся комплекса навыков (логическое мышление, концентрация внимания, пространственное воображение, эстетический вкус), которые помогут им успешно адаптироваться к изменяющемуся миру и работать с различными видами задач, готовых к успешной самореализации в любой сфере деятельности.

Важнейшее значение для исследования имеют научные труды, посвященные различным проблемам обучения орнаментальному искусству. Так, O. Arbuz-Spatari раскрывает структурный анализ орнаментации в целом, где народная (традиционная и современная), в частности, предполагает систематизированный подход к пониманию строения орнамента, охватывающий как его минимальные компоненты, так и их взаимодействие в целостной композиции [2]. Авторы А.А. Герасимова, Б.Л. Каган-Розенцвейг, Д.А. Карпенко раскрывают различные проблемы обучения орнаментальному искусству, сосредотачиваясь на поисках решения внутренних и частных задач с использованием результатов дисциплины «Орнамент в изделиях декоративно-прикладного искусства», в ходе которой обучающиеся учатся составлять различные виды орнаментов, используя знания по истории и теории орнамента в процессе проектирования изделий декоративно-прикладного искусства [3]. Л.Б. Каршакова, М.А. Груздева, Н.А. Добровольская, предлагают использовать нейросеть для генерации текстильного орнамента, авторы проанализировали процедурные методы создания текстильного орнамента, где особое внимание уделено применению нейронных сетей для разработки раппортных композиций [4]. Н.В. Мартынова посвящает исследование роли орнаментальной композиции в процессе учебного проектирования текстильных изделий [5].

А.К. Векслер подчеркивает, что создание орнаментального изображения (изображение ритмически организованных элементов, как самых простых линейных геометрических плоскостных, так и сложных по форме и конструкции построения) является действенным методом в развитии глазомера, твердости руки, художественно-творческих способностей к композиционному построению и графическому освоению плоскости листа [6]. В своих научных исследованиях К.Ж. Амиргазин отмечает, что создание орнамента – сложный творческий процесс, исключающий использование готовых рецептов [7]. Т.Г. Стебакова, А.А. Родкина, С.А. Полякова описывают основные методы построения орнамента и особенности их использования при проектировании текстильных композиций [8]. В диссертационном исследовании Т.Е. Патина разработала методику проектирования орнаментальных рисунков и выявила перспективу применения объемно-пространственных изображений мотива орнамента на основе геометрии для передачи объемности и техничности композиции [9, с. 21].

В настоящее время изучение орнаментального искусства осуществляется в курсе дисциплин всех уровней художественного образования. Материалы по орнаментальному искусству включены в рамки школьных программ начального общего образования по изобразительному искусству. Орнамент – это народное искусство, а народное искусство – это, прежде всего, накопленный веками богатый духовный опыт народа, его художественные идеи и традиции, которые являются неотъемлемой частью культуры. С.Е. Игнатьев отмечает, что изучение построения народного орнамента как неотъемлемого компонента материального опыта в декорировании современных изделий позволяет сохранять историческую память поколений [10]. Поэтому именно с изучения орнамента младшие школьники начинают знакомство с историей и особенностями развития художественной культуры различных народов, а также с богатым и разнообразным миром декоративно-прикладного творчества. Педагогические исследования показывают, что изучение орнаментального искусства помогает развитию творческого воображения и художественно-образного мышления у обучающихся, является средством воспитания внимания, усидчивости, умения организовывать собственные действия. Авторскую позицию разделяют и методисты А.А. Герасимова, Б.Л. Каган-Розенцвейг, Д.А. Карпенко. Они исследуют методику формирования профессиональных компетенций средствами орнаментального искусства, а также разработали практические задания, способствующие подготовке обучающихся к самостоятельной разработке орнаментального ряда, предназначенного для того или иного вида декоративно-прикладного искусства [11]. С учетом важности преподавания орнаментального искусства как средства изучения культуры, специфики начального этапа обучения декоративному рисованию, а также влияния орнаментики на развитие художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности – прослеживается актуальность научной работы.

Цель исследования – изложение содержания и результатов апробации модели обучения геометрическому орнаменту на уроках изобразительного искусства для обучающихся начальных классов.

Изучение орнамента в образовательных учреждениях помимо эмоционально-нравственного и художественного развития подразумевает достижение предметных результатов, таких как овладение обучающимися основами творческой и изобразительной деятельности, умениями создавать орнамент на основе законов композиции в соответствии с традициями культуры.

Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:

− проанализировать научные источники, посвященные различным проблемам обучения орнаментальному искусству;

− разработать методические рекомендации, способствующие эффективному обучению геометрическому орнаменту обучающихся на уроках изобразительного искусства;

− создать систему оценки результатов по освоению обучающимися умений и навыков составления геометрической орнаментальной композиции;

− провести педагогический эксперимент, направленный на выявление эффективности разработанной модели обучения геометрическому орнаменту для обучающихся.

− проанализировать результаты педагогического исследования и сделать выводы.

Задачи занятий, направленных на обучение орнаментальному искусству в процессе изобразительной деятельности обучающихся в начальных классах:

− ознакомить обучающихся с основными видами орнамента, его элементами и принципами композиционного построения;

− путем упрощения сложных форм расширить знания о способах создания геометрического мотива;

− развивать умение чередовать элементы орнамента;

− развивать творческое и пространственное мышление, зрительное восприятие, память.

Материалы и методы исследования

Теоретическая часть исследования проводилась на базе Алтайского государственного педагогического университета, использовавшего в качестве исследовательской базы учебные работы обучающихся «СОШ № 64» г. Барнаула. Экспериментальная фаза осуществлялась на уроках изобразительного искусства на протяжении 18 учебных недель, с 20 января по 23 мая 2025 г. В эксперименте приняли участие обучающиеся 2-х классов. Общее количество участников эксперимента составило 76 чел., возраст – от 8 до 9 лет.

В качестве методологической основы для решения поставленных задач были избраны следующие подходы: изучение теоретической и методической литературы для выявления основ орнаментального искусства и его преподавания; анализ педагогической и методической литературы по вопросам применения различных методик в учебном процессе; экспериментальное обучение; анализ орнаментальных композиций обучающихся; статистическая обработка результатов экспериментального обучения. Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы. Автор разделяет позицию Л. Цзинь, что методы обучения как способы взаимодействия обучаемых и обучающих, в ходе которого происходит передача определенных знаний, умений и навыков, определяют результативность всего педагогического процесса [12].

Результаты исследования и их обсуждение

Чтобы определить уровень практических умений обучающихся в составлении геометрического орнамента на уроках изобразительного искусства, была разработана система оценки результатов по освоению умений и навыков.

Система оценки результатов по освоению умений и навыков составления орнамента обучающимися в начальных классах

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Компоновка геометрического орнамента (в круге, квадрате, полосе)

Компоненты изображения не объединены в целостную орнаментальную композицию; наблюдаются серьезные нарушения принципов композиции и единства между элементами орнамента (в работе слабо выражена ритмическая связь мотивов, отсутствует общая характеристика элементов орнамента)

Незначительные нарушения композиционных законов в геометрическом орнаменте (частично выражена ритмическая связь мотивов композиции, недостаточно убедительно изображена общая характеристика элементов орнамента)

Корректное композиционное решение орнамента, основанного на геометрии. В рисунке четко выражена ритмическая связь мотивов композиции, четко выявлена общая характеристика элементов орнамента, компоновка гармонично сбалансирована

2. Оригинальность орнаментальной композиции

Орнаментальная композиция банальна, ученик создал ее по наглядному материалу без собственного творческого замысла

В орнаменте частично присутствует композиционная оригинальность

Прослеживается оригинальное, творческое, своеобразное решение в орнаментальной композиции

3. Отображение геометрического мотива

Не наблюдается геометрический мотив, происходит переход к растительным, зооморфным и антропоморфным мотивам, а также наблюдаются значительные искажения геометрических форм

Частичное искажение геометрических форм не препятствует выявлению геометрического мотива

Четко прослеживается геометрический мотив, геометрические формы изображены точно

4. Аккуратность выполнения

Краска нанесена неравномерно, с выходом краски за контуры элементов, что создает впечатление небрежности

Работа выполнена аккуратно, но присутствуют небольшие недочеты или краска немного заходит за края элементов орнамента

Работа выполнена аккуратно, тщательно нанесена штриховка, равномерно закрашены элементы, их границы четко соблюдены

5. Цветовое решение

Цвета подобраны неудачно (сливаются друг с другом цвета слишком яркие или блеклые, использовано слишком мало цветов)

Цвета отличаются выразительностью; цветовое решение имеет свою индивидуальность; применен простой цвет в комбинации со сложным

Гармоничное сочетание цветов, контрастов, яркости. Работа выразительна, выглядит чисто, живо

Источник: составлено автором на основе полученных данных в ходе исследования.

Данная система оценки результатов позволяет определить уровень умений обучающихся по изображению орнаментальной композиции. А также провести анализ поднимаемой проблематики и сделать заключения по констатирующему и преобразующему этапам педагогического исследования.

Научная новизна заключается в том, что разработана новая концептуальная модель обучения геометрическому орнаменту, где творческое саморазвитие в орнаментальном искусстве определяется как сложное интегральное качество обучающегося, развивающееся в художественной деятельности. А также в исследовании гармонизирующих свойств геометрической структуры орнамента, основанного на количественном анализе пропорций, ритмов и форм, открывающем новые закономерности сочетания элементов, способствующих восприятию цвета и целостности. Автор подчеркивает, что особую актуальность приобретает научное осмысление проблемы активизации творческого самовыражения школьников в процессе изобразительной деятельности, поскольку это имеет положительное влияние на развитие ребенка [13]. О.А. Бакиева отмечает, что «при обучении орнаментальному искусству на занятиях по изобразительному искусству возможно формирование графических умений с применением геометральных построений, основанных на ритмических композициях» [14].

Первым этапом был констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявление уровня развития композиционных способностей и творческого мышления обучающихся в изображении геометрической композиции в полосе. Обучающимся предлагалось выполнить работу «Закладка для книги» на бумаге формата А4 с использованием любых имеющихся материалов (гуашь, акрил, фломастеры, карандаши). Анализ работ обучающихся на констатирующем этапе исследования позволил выявить типичные пробелы в обучении: наблюдаются серьезные нарушения принципов композиции и единства между элементами орнамента, в работах слабо выражена ритмическая связь мотивов, отсутствует общая характеристика элементов орнамента, компоненты изображения не объединены в целостную орнаментальную композицию. В некоторых работах не наблюдается геометрического мотива, происходит переход к растительным мотивам, а также наблюдаются значительные искажения геометрических форм. Об этом свидетельствуют работы Матвея С. (рис. 1), Насти Л. (рис. 2).

По результатам констатирующего этапа исследования были выведены общие показатели, представленные в рис. 3.

Из показателей рис. 3 видно, что по критерию 1 «Компоновка геометрического орнамента (в круге, квадрате, полосе)» низкий уровень составил 73 %, средний уровень данного критерия составил 15 %, высокий – 12 %. Рассматривая рис. 3, можно проследить уровень показателей по всем критериям на констатирующем этапе эксперимента. В процессе проведенного этапа эксперимента было выявлено, что в обучении, начиная с первого класса, преобладает направленность на одностороннее развитие освоения орнаментальной композиции. Односторонность в обучении орнаменту проявляется тогда, когда обучение сосредоточено исключительно на одном аспекте, в частности, когда обучение фокусируется лишь на технике исполнения. Такое обучение не способствует успешному развитию умений и творческих способностей обучающихся, что затруднит их дальнейшее творческое самосовершенствование. Исследуя все проблемы, автор предложил оригинальную модель обучения геометрическому орнаменту на уроках изобразительного искусства для обучающихся начальных классов.

Рис. 1. «Закладка для книги». Матвей С. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 2. «Закладка для книги». Настя Л. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 3. Результаты показателей констатирующего этапа исследования

1. Компоновка геометрического орнамента (в круге, квадрате, полосе) 2. Оригинальность орнаментальной композиции 3. Отображение геометрического мотива 4. Аккуратность выполнения 5. Цветовое решение

Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость разработки новой модели обучения геометрическому орнаменту на уроках изобразительного искусства для обучающихся начальных классов. Данная модель характеризуется четкой постановкой цели и задач обучения, специальным комплексом упражнений и заданий, методическими приемами и способами. Новизна концептуальной модели заключается в интеграции педагогических технологий, входящих в художественно-творческий блок и включающих такие технологии, как проектные, исследовательские, творческого моделирования, индивидуализации обучения.

Второй этап исследования – преобразующий эксперимент. В нем приняли участие те же обучающиеся, что и на констатирующем этапе эксперимента. Исходя из определенной цели, автором статьи решались задачи, направленные на более эффективное обучение и развитие умений обучающихся составлять сложные геометрические орнаментальные композиции в процессе изобразительной деятельности.

Задания этого этапа были выстроены в логической последовательности, по принципу от простого к более сложному. Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления: теорию и практику. После небольшого теоретического экскурса следует задание, закрепляющее изученный материал, которое должно способствовать развитию творческих способностей и художественно-образного мышления и которое наиболее полно раскрывается в процессе художественной деятельности, а также в комплексном подходе к обучению, что позволяет формировать целостную образовательную среду, стимулирующую развитие личностных качеств обучающихся и их творческого потенциала. Автор статьи соглашается с тем, что «комплексный подход к решению проблем развивающего обучения на уроках изобразительного искусства необходим как одно из важнейших условий гармонического развития интеллектуальных, духовных и эстетических возможностей школьников» [15].

Итак, первое задание преобразующего этапа эксперимента – создать простую композицию из геометрических форм. Обучающимся предлагается построить орнамент в квадрате, используя шаблоны геометрических фигур «Простая геометрия». Задача состоит в том, чтобы перемещать эти фигуры на плоскости листа бумаги, группируя элементы таким образом, чтобы достичь композиционного равновесия через симметрию или асимметрию, используя различные комбинации – центрическую, фронтальную или ленточную. Примером данного вида задания служат работы Вадима Р. (рис. 4), Оли В. (рис. 5).

Рис. 4. «Простая геометрия». Вадим Р. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 5. «Простая геометрия». Оля В. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Затем, освоив такие приемы, необходимо изобразить геометрический орнамент в цвете. Таким заданием стал эскиз платка для мамы. Пример выполнения этого задания представлен в работах Карины В. (рис. 6), Антона В. (рис. 7), Маши Л.

Рис. 6. «Платок для мамы». Карина В. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 7. «Платок для мамы». Антон В. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

В представленных работах можно наблюдать баланс элементов, симметрию и четкость выполнения геометрических форм, что имеет большое значение для формирования у обучающихся таких навыков, как глазомер, точность и координация мелкой моторики, аккуратность и гармоничность сочетаний цветов в эскизе платка.

Следующее задание заключалось в построении орнамента в круге на тему «Блюдо». Целью этого задания было расширение знаний об эстетических, символических и структурных функциях геометрического орнамента, знакомство с различными схемами его построения в круге, а также развитие художественных навыков при выборе цветового решения в работе. В работах Олеси Б. (рис. 8), Лены Ж. (рис. 9) продемонстрирована способность создавать композиции, в которых элементы гармонично вписываются в форму круга, подчеркивая его геометрическую структуру.

Задание «Партнеры» имело целью создание сетчатого орнамента, состоящего из геометрических фигур с разнообразными схемами сетчатого орнамента, развитие навыков деления квадрата на равные части. Примером выполнения данного задания служат работы Оли В. (рис. 10), Тимофея М. (рис. 11), Кати Г. (рис. 12). Обучающиеся продемонстрировали в своих работах умение создавать ритм в орнаменте с помощью повторения определенных элементов и их последовательности, экспериментируя с различными видами ритмов, такими как простой, сложный, контрастный, создавая интересные визуальные эффекты.

Еще одно задание преобразующего эксперимента – создание праздничной открытки «Милой маме». Задание преследовало цель расширить знания о возможностях геометрического мотива, научить упрощению сложных форм растений, развить навыки стилизованного изображения форм растительного мира, отработать приемы работы с гуашевыми красками, развить образное мышление.

Рис. 8. «Блюдо». Олеся Б. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 9. «Блюдо». Лена Ж. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 10. «Партнеры». Оля В. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 11. «Партнеры». Тимофей М. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 12. «Партнеры». Катя Г. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 13. «Милой маме». Олеся Д. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 14. «Милой маме». Янина К. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

В работах Олеси Д. (рис. 13) и Янины К. (рис. 14) можно наблюдать четкую геометрию узоров из квадратов, ромбов, линий, это создает визуальное разнообразие стилизованных декоративных элементов цветов и листьев.

Контрольное задание преобразующего эксперимента преследовало цель определить эффективность методики, направленной на овладение обучающимися основами творческой и изобразительной деятельности, умениями создавать геометрический орнамент на основе законов композиции. Контрольный эксперимент включал в себя проведение практического задания, обучающимся было предложено создать эскиз «Крышка волшебного ларца». Примером выполнения этого задания служат работы Алины П. (рис. 15), Сони Ж. (рис. 16).

Рис. 15. «Крышка волшебного ларца». Алина П. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Рис. 16. «Крышка волшебного ларца». Соня Ж. (2 кл.) Источник: составлено автором по результатам данного исследования на материале детских работ по дисциплине «Изобразительное искусство» 2 класса «СОШ № 64» г. Барнаула

Отметим, что анализ выполненных обучающимися практических работ по разработанной модели обучения выявил значительную положительную динамику в изображении геометрического орнамента. Установлена существенная разница в показателях констатирующего этапа исследования и преобразующего. Результаты исследования представлены в рис. 17.

Рис. 17. Результаты показателей преобразующего этапа педагогического исследования

1. Компоновка геометрического орнамента (в круге, квадрате, полосе) 2. Оригинальность орнаментальной композиции 3. Отображение геометрического мотива 4. Аккуратность выполнения 5. Цветовое решение

Так, например, низкий уровень по критерию 1 «Компоновка геометрического орнамента (в круге, квадрате, полосе)» на констатирующем этапе исследования составил 73 %, тогда как показатель этого же критерия преобразующего этапа снизился на 26 % и составил в итоге 47 %, средний уровень этого же критерия составил 29 %, что на 14 % выше, чем на констатирующем этапе исследования. Высокий уровень преобразующего этапа первого критерия составил 24 %, что выше на 12 % по сравнению с констатирующим этапом.

Заключение

Обобщение результатов экспериментальной работы и оценка эффективности предложенной методической модели обучения геометрическому орнаменту на уроках изобразительного искусства для обучающихся начальных классов подтверждают позитивные изменения, отмеченные в ходе эксперимента. Наблюдалось повышение качества творческих решений, большинство обучающихся продемонстрировали средний и высокий уровни сформированности необходимых компетенций, расширение представлений об орнаментике и развитие умений составлять сложные геометрические орнаментальные композиции. Однако остаются трудности, касающиеся воспроизведения сложной геометрии. Обучающиеся часто допускают ошибку, изображая излишне детализированные элементы, что негативно сказывается на целостности композиции и общей выразительности орнамента.

Таким образом, представленные в статье выводы свидетельствуют о достижении поставленных целей исследования, итоговая оценка подтверждает эффективность предложенной методики обучения геометрическому орнаменту на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Проведенное исследование может служить материалом для дальнейших научных изысканий в области художественного образования и эстетического воспитания.