Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

Personal portfolio
(submit article)

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF READINESS FOR INTELLECTUAL CREATIVITY IN OLDER ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Karpushina L.P. ORCID ID 0000-0002-3257-1102 Militsin A.A. 1 1
1 Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev
1403 KB
The article examines pedagogical conditions that contribute to the development of readiness for intellectual creativity in older adolescents in extracurricular activities. The relevance of the topic is determined by the need of modern society for individuals who think creatively, capable of adapting to activities in the information and digital society. The purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test pedagogical conditions that ensure the effective development of readiness for intellectual creativity in older adolescents in extracurricular activities. The study was conducted based on activity-based, person-oriented, environmental and resource-based approaches, as well as the principles of variability, situationality, productivity, meta-subjectivity, passion, cooperation and co-creation. The paper describes the pedagogical conditions identified and tested during the pedagogical experiment: stimulating motivation for intellectual creativity through digital educational resources; the use of creative tasks that teach the algorithms of problem-searching and cognitive activity; Implementation of the original program for the “Intellectual Creativity: From Idea to Project” club; application of problem-based and interactive methods that transition students from the position of object to subject of creative activity. The conclusion highlights the importance of the proposed pedagogical conditions for developing older adolescents’ readiness for intellectual creativity in extracurricular activities.
pedagogical conditions
readiness
intellectual creativity
teenagers
extracurricular activities

Введение

Интеллектуальное творчество рассматривается современной наукой как важный фактор развития личности [1], способной эффективно решать нестандартные задачи, что обеспечивает ее успешную адаптацию и конкурентоспособность в быстро изменяющемся информационно-цифровом обществе [2]. Старший подростковый возраст (14-15 лет) характеризуется интенсивным развитием абстрактного, креативного и критического мышления, воображения [3], что создает благоприятные предпосылки для формирования готовности к интеллектуальному творчеству, которая включает в себя мотивацию к познавательно-творческой деятельности, интеллектуальные умения для решения проблем и творческое отношение к окружающей действительности. Актуальность темы усилена направленностью образования на развитие творческих способностей обучающихся, и это подтверждается Федеральными государственными образовательными стандартами, которые предусматривают развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности и творческой активности, что во многом реализуется средствами внеурочной деятельности. По мнению Т.В. Леонтьевой, целенаправленная организация внеурочной деятельности существенно повышает эффективность вовлечения в интеллектуальное творчество старших подростков, так как предоставляет им условия для творчества, опираясь на их интересы и инициативу [4]. В отечественной педагогической практике внеурочная деятельность давно признана важнейшим условием воспитания творческой личности и формирования социального опыта обучающихся.

Однако проблема формирования готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков во внеурочной деятельности изучена недостаточно, не выделены педагогические условия, способствующие реализации данного процесса.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков во внеурочной деятельности.

Материалы и методы исследования

Исследование базировалось на совокупности методологических подходов: деятельностного, личностно ориентированного, средового и ресурсного. В совокупности данные подходы позволили спроектировать экспериментальную работу таким образом, чтобы старшие подростки были активными участниками интеллектуально-творческой деятельности, постоянно включенными в решение проблемных и творческих задач. В качестве общенаучных принципов исследования выступали: принципы вариативности, ситуативности, продуктивности, метапредметности, увлеченности, сотрудничества и сотворчества. Реализация этих принципов отразилась в выделении педагогических условий, направленных на формирование готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков во внеурочной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась в 2024-2025 учебном году на базе двух общеобразовательных школ. В исследовании участвовали обучающиеся 8-х классов (возраст 14-15 лет), распределенные в контрольную и экспериментальную группы приблизительно равной численности и однородные по исходным показателям: контрольная группа (КГ) – 80 человек, экспериментальная группа (ЭГ) – 82 человека. Классы подбирались попарно схожими по уровню успеваемости и характеристикам (по согласованию со школами) для обеспечения сопоставимости выборок. Основным методом выступил педагогический эксперимент. Он включал констатирующий этап (диагностика исходного уровня готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков), формирующий этап (реализация педагогических условий в работе с экспериментальной группой) и контрольный этап (повторная диагностика и сравнительный анализ результатов). На констатирующем этапе использовались: модифицированная методика самооценки творческой активности, тест креативного мышления Э. Торранса (фигурные и вербальные субтесты), авторские тестовые задания на интеллектуальное творчество (решение нестандартных задач с открытым ответом), а также тесты на умение работать с информацией и логические головоломки.

По результатам диагностики, большинство участников обеих групп продемонстрировали средний уровень сформированности готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков: у обучающихся имелись базовые интеллектуальные умения, но зачастую отсутствовала выраженная мотивация к самостоятельному решению сложных познавательных задач, наблюдался недостаток опыта в исследовательской деятельности. В экспериментальной группе на протяжении восьми месяцев систематически реализовывался комплекс педагогических условий (подробно описан в разделе «Результаты исследования и их обсуждение»). Эти условия интегрировались в план внеурочной работы школ: проводились занятия кружка, творческие сессии, конкурсы, организовывалась проектная деятельность. Педагоги, работавшие с ЭГ, были предварительно ознакомлены с целями и методиками эксперимента, для них проведены методические семинары. В контрольной группе образовательный процесс во внеурочное время шел в обычном режиме: обучающиеся посещали имеющиеся кружки и мероприятия без реализации педагогических условий, направленных на формирование готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков.

После завершения формирующего этапа был проведен контрольный этап эксперимента в обеих группах. Полученные данные обработаны статистически: рассчитаны средние баллы по ряду показателей, выполнено сравнение групп по критерию χ² (для распределения уровней). Также использовался качественный анализ результатов: изучались творческие работы старших подростков, их проекты, анкеты с открытыми вопросами, проводились беседы с учителями для экспертной оценки изменений в поведении и отношении обучающихся. Эти методы позволили оценить эффективность каждого педагогического условия и всего комплекса в целом.

Результаты исследования и их обсуждение

В психологической и педагогической литературе понятие «интеллектуальное творчество» трактуется как синтез интеллектуальной (умственной) и творческой деятельности. В работах Д.Б. Богоявленской высказывается мысль, что интеллект выступает необходимым условием творческой активности. Д.Б. Богоявленская предложила рассматривать познавательную активность как механизм творчества, подчеркнув, что творчество детерминировано именно уровнем интеллектуальной активности и мотивации личности [5, с. 38]. М.А. Холодная предложила рассматривать интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта, включающего в себя различные способности и в какой-то мере связанного с креативностью [6, с. 82]. Эмпирические исследования также демонстрируют неоднозначность связи интеллекта и творчества. По Е.Э. Волковой, общий интеллект у старших подростков имел весьма слабую связь с невербальной креативностью и немного более высокую с вербальной креативностью [7]. Эти факты подтверждают точку зрения о независимости (или слабой взаимосвязи) интеллекта и творческих способностей в детском и подростковом возрасте.

Интеллектуальное творчество – это процесс генерации новых идей, концепций, знаний и технологий, основанный на использовании интеллектуальных способностей человека, который существенно влияет на развитие общества и улучшение качества жизни. Интеллектуальное творчество включает не только порождение оригинальных идей, но и их практическое применение для решения различных проблем. Этот процесс стимулирует развитие креативности и критического мышления, самостоятельности, инициативности, помогает личности адаптироваться к быстро меняющимся реалиям современного мира.

Занятие интеллектуальным творчеством особенно важно в старшем подростковом возрасте (14–16 лет), когда происходят существенные изменения в интеллектуальной сфере – переход от наглядно-образного к абстрактному мышлению, развитие рефлексии, формирование элементов научного мировоззрения. Подростки способны к целенаправленной интеллектуальной активности, у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, что важно учитывать при организации творческой деятельности. Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали, что именно в подростковом возрасте возникают новые потребности – в общении со сверстниками на основе общих интересов, в уважении и признании своих достижений, в поиске своего призвания [8, с. 262-263; 9, с. 237-238]. Удовлетворение этих потребностей возможно через включение подростков в творческие сообщества, проекты, совместную деятельность, где они могут проявить свои интеллектуальные и творческие способности. Следовательно, создание педагогических условий, которые побуждают старших подростков активно заниматься интеллектуальным творчеством, отвечает как их возрастным потребностям, так и социальному запросу.

В контексте исследования под готовностью старших подростков к интеллектуальному творчеству понимается интегративное личностное образование, характеризующееся с учетом возрастных особенностей наличием ценностного отношения к познанию, потребности в нестандартном решении проблем, знаний об алгоритмах выполнения проблемно-поисковой и познавательной деятельности, умений видеть проблему, выдвигать гипотезу, находить оригинальные способы ее решения, создавать субъективно и объективно значимый интеллектуальный продукт в ходе сотрудничества с педагогами и сверстниками, обеспечивающее построение индивидуальной операционной структуры осуществления интеллектуально-творческой деятельности. Обучающийся, занимающийся интеллектуальным творчеством, учится видеть и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, находить новые решения и оценивать их эффективность.

Большую роль в формировании готовности старших подростков к интеллектуальному творчеству играет внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, проводимая вне рамок обязательных уроков, в формах, отличных от классно-урочной системы. Внеурочная деятельность является органичной частью учебно-воспитательного процесса школы и ориентирована преимущественно на достижение личностных и метапредметных результатов развития обучающихся [10]. Во внеурочной работе активизируется деятельность самого обучающегося: он учится действовать, принимать решения, работать в команде, проявлять себя в разнообразных нестандартных ситуациях [11].

Благодаря этому внеурочная деятельность предоставляет богатые возможности для воспитания формировании готовности старших подростков к интеллектуальному творчеству. Как отмечает Т.В. Леонтьева, потенциал внеурочной деятельности заключается в гибкости содержания и форм занятий: подросток может сам определять траекторию своего обучения и темп освоения программы, а педагог учитывает индивидуальные особенности обучающихся [4]. В таких условиях подростки легче раскрываются творчески. Несмотря на это, по данным исследования Леонтьевой, уровень креативности современных подростков нередко оказывается недостаточно высоким, если развитие творчества пущено на самотек [4]. Отсюда следует вывод о необходимости целенаправленного педагогического руководства процессом активизации творчества во внеурочной деятельности.

Современные исследования (Е.С. Мичурина, Э.Э. Кожевникова, С.А. Тужилкин) показывают, что внеурочные занятия интеллектуально-познавательного характера могут существенно повысить уровень интеллектуальных способностей подростков, особенно при условии специальной методической организации такого процесса. В частности, внеурочная проектно-исследовательская деятельность способствует развитию у обучающихся навыков научного творчества, критического мышления, умения работать с информацией [12].

В ходе формирующего эксперимента в работе с обучающимися экспериментальной группы реализован комплекс из трех взаимодополняющих педагогических условий, направленных на формирование у них готовности к интеллектуальному творчеству. Ниже представлено описание каждого условия, способов его реализации во внеурочной деятельности в работе со старшими подростками, а также анализ полученных результатов.

Реализация первого педагогического условия (стимулирование направленности старших подростков на интеллектуальное творчество посредством использования цифровых образовательных ресурсов во внеурочной деятельности) предполагала внедрение во внеурочную деятельность разнообразных цифровых ресурсов [13], способных мотивировать обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности. В экспериментальной группе были организованы следующие формы работы:

1. Использование в обучении образовательных онлайн-платформ и тренажеров. Обучающиеся получали доступ к специализированным онлайн-ресурсам, направленным на формирование готовности к интеллектуальному творчеству, в ходе работы на которых старшие подростки решали интерактивные головоломки, логические игры, программировали и моделировали. Например, проводились внеурочные занятия, где подростки решали интеллектуальные задачи на платформах (для алгоритмического творчества) или проходили веб-квесты на эрудицию. Цифровая среда обеспечила элемент игрового соревнования [14], мгновенную обратную связь и возможность неоднократно пробовать разные подходы к решению задач, что поддерживало устойчивый интерес у старших подростков к интеллектуальному творчеству.

2. Использование мультимедийных проблемных кейсов. Были использованы мультимедийные презентации и видеоматериалы, содержащие проблемные ситуации из различных областей знания (наука, техника, экология, общество), для обсуждения в рамках внеурочных мероприятий. Старшие подростки в малых группах анализировали видеофрагменты научно-популярных фильмов, образовательные видеоролики, данные онлайн-экспериментов и т.п., после чего им предлагалось коллективно выдвинуть гипотезы и найти творческие решения поставленных проблем. Такой формат «цифрового кейса» не только расширял кругозор обучающихся, но и стимулировал их интеллектуальную инициативу, умение работать с информацией.

3. Онлайн-олимпиады и конкурсы. Обучающимся ЭГ предоставлялась возможность участия во внеурочных онлайн-соревнованиях интеллектуально-творческого характера (олимпиады, конкурсы проектов, викторины). Это активно мотивировало обучающихся, подростки стремились проявить себя, применить свои знания и творчество на более широком уровне, искали нестандартные решения.

Реализация данного условия показала свою эффективность. У старших подростков экспериментальной группы заметно повысилась внутренняя мотивация к познавательной и творческой деятельности, включающая наличие ценностного отношения к познанию, потребности в нестандартном решении проблем, в интеллектуальном и творческом самосовершенствовании. К концу эксперимента многие обучающиеся ЭГ воспринимали интеллектуальное творчество как увлекательную игру и вызов, которому хочется соответствовать. Таким образом, использование цифровых ресурсов выступило мощным стимулятором творческой направленности подростков, превратило внеклассные занятия в привлекательную среду для самовыражения [15].

Второе педагогическое условие – использование творческих заданий, направленных на освоение старшими подростками алгоритмов выполнения проблемно-поисковой и познавательной деятельности. Оно заключалось в систематическом включении во внеурочную деятельность таких заданий, которые формируют у старших подростков умения решать нестандартные проблемы шаг за шагом – от постановки задачи до оценки полученного результата. Речь идет об освоении своего рода «алгоритма интеллектуально-творческой деятельности», который обучающиеся могут применять в различных ситуациях. Для реализации этого условия осуществлялись следующие действия:

1. Создание проблемных ситуаций в виде задачных тренингов. На каждом занятии факультатива старшим подросткам предлагалась новая проблемная ситуация. Например, педагог описывал жизненную или научную задачу с противоречивыми данными. Задача ребят – сформулировать проблему, проанализировать, предложить как можно больше гипотез, выбрать оптимальную и спланировать шаги решения. Подростки учились алгоритму интеллектуально-творческой деятельности: 1) выявление проблемы и сбор фактов, 2) генерация идей (мозговой штурм), 3) логический анализ и отбор идей, 4) практическая проверка выбранного решения, 5) рефлексия – оценка результатов. Такой подход опирался на классическую схему творчества, предложенную Э. Торренсом: повышенная чувствительность к проблемам – формулирование проблемы – выдвижение и проверка гипотез – получение нового решения. В ходе работы был сделан акцент на каждом из этих шагов, чтобы подростки усвоили алгоритм интеллектуально-творческой деятельности.

2. Обучение алгоритмам решения изобретательских задач. Дополнительно применялись элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и другие техники. Обучающимся предлагали творческие головоломки, задачи на сообразительность, которые можно решить, только последовательно проанализировав все условия и «поиграв» с ними. Например, в рамках тематической недели «Юный исследователь» подростки решали серию открытых экспериментальных задач по физике: нужно было придумать несколько способов измерить недоступную величину, сконструировать простейший прибор из подручных средств, объяснить наблюдаемый эффект. Ребята действовали по алгоритму: нужно было понять, что неизвестно и что дано, далее – какими способами можно воспользоваться, затем нужно было составить план действий, реализовать его и проверить решения. Таким образом, они фактически осваивали алгоритм решения изобретательских задач.

3. Создание творческих проектов с явной структурой. В ходе эксперимента каждому участнику ЭГ предлагалось выполнить небольшой личный творческий проект по выбранной теме. Чтобы помочь подросткам, им был предоставлен структурированный план проекта: формулировка цели, постановка задач, подбор методов, прогнозирование результата, реализация и презентация. Такая шаблонная структура служила алгоритмом работы над новым проектом. Например, один ученик реализовал проект «Создание электронного справочника по физике»: он сформулировал цель – облегчить запоминание терминов одноклассникам, задачи – собрать термины, придумать ассоциации, закодировать их в QR-коды; выбрал метод – создание сайта; результат – действующий электронный справочник. В итоге школьник прошёл все стадии творческого процесса по заданному алгоритму.

Результаты реализации второго условия проявились прежде всего в развитии интеллектуальных умений обучающихся. Подростки экспериментальной группы значительно лучше стали справляться с нестандартными задачами, требующими последовательного многошагового решения. Показательно, что на заключительной рефлексивной беседе многие обучающиеся ЭГ отмечали: «Теперь я знаю, с чего начать, если задача кажется неразрешимой». Таким образом, систематическое использование творческих заданий с акцентом на алгоритмизацию поиска не приглушило креативность, а, напротив, дало старшим подросткам инструмент для более эффективного ее проявления.

Третье педагогическое условие – реализация авторской программы кружка «Интеллектуальное творчество: от идеи к проекту», направленной на формирование готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков. Была разработана программа кружка, которая стала ядром формирующего этапа эксперимента для обучающихся ЭГ.

Цель программы – формирование у старших подростков готовности к интеллектуальному творчеству. Программа рассчитана на 8 месяцев, с проведением занятий 2 раза в неделю.

Структура программы включала разделы: «Творческое мышление и воображение»; «Исследовательские навыки»; «Проект: от идеи до реализации»; «Презентация и рефлексия». Занятия включали обучение алгоритму интеллектуально-творческой деятельности в практической работе. В ходе реализации программы в качестве наставников были приглашены старшеклассники десятых классов, которые являются членами научного общества. Они советовали, как оформить проект, чтобы принять участие в конкурсе. Также на занятия приглашались учителя-предметники, гости. Например, преподаватель вуза поделился с обучающимися своими выводами о том, как «рождаются» научные идеи, какими путями происходит их реализация, что позволило разнообразить процесс обучения и дало возможность понять важность применения интеллектуально-творческой деятельности в реальной жизни. Реализация авторской программы способствовала росту вовлеченности обучающихся в интеллектуально-творческую деятельность. Так, все обучающиеся смогли подготовить проекты и презентовать их на заключительной школьной учебно-практической конференции «Фестиваль идей». Таким образом, авторская программа «Интеллектуальное творчество: от идеи к проекту» позволила старшим подросткам освоить алгоритмы интеллектуально-творческой деятельности, пробудить интерес к интеллектуальному творчеству.

После завершения формирующего этапа эксперимента был проведен повторный комплексный замер показателей готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков. Готовность к интеллектуальному творчеству у старших подростков как интегральный показатель (выведенный на основе комплексной оценки всех компонентов) значительно повысилась у обучающихся в экспериментальной группе. Если в начале исследования уровни готовности у ЭГ и КГ не различались (преобладал средний уровень –70%, высокий – 10%, низкий – 20% в обеих группах), то после эксперимента картина изменилась. В ЭГ высокий уровень был диагностирован у 45% обучающихся, средний – у 50%, низкий – лишь у 5%; в КГ высокий уровень показали 18% обучающихся, средний – 55%, низкий – 27%. Эти различия статистически значимы (χ²=18,4; p<0,01). Таким образом, гипотеза о позитивном влиянии комплекса педагогических условий на формирование готовности старших подростков к интеллектуальному творчеству нашла свое подтверждение.

Заключение

Результаты проведенного исследования демонстрируют высокую эффективность разработанных педагогических условий для формирования готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков во внеурочной деятельности. Реализация первого педагогического условия показала, что современные цифровые ресурсы способны существенно повысить интерес подростков к интеллектуальной деятельности. Этот вывод согласуется с общими тенденциями цифровизации образования: использование электронных игровых технологий, онлайн-платформ, виртуальных лабораторий делает обучение более привлекательным для молодого поколения. В эксперименте цифровые инструменты сыграли роль «катализатора» – они создали мотивационный фон, который позволил подросткам добровольно и с увлечением включаться в решение интеллектуальных задач. Реализация второго педагогического условия, по сути, распространяет идеи развивающего обучения применительно к творчеству. Данные эксперимента свидетельствуют: подростки, вооруженные определенными стратегиями и алгоритмами решения задач, гораздо увереннее чувствуют себя перед лицом новой проблемы. Результаты эксперимента показывают, что усвоение общих принципов (выдвигай много идей, оценивай критично, проверяй гипотезы, планируй и т.д.) не ограничивает фантазию подростков, а лишь дисциплинирует ее и делает интеллектуально-творческий процесс продуктивнее. Таким образом, второе условие доказало свою педагогическую ценность – оно формирует когнитивный фундамент готовности к интеллектуальному творчеству. Реализация третьего педагогического условия – авторской программы кружка «Интеллектуальное творчество: от идеи к проекту» – стала центральным элементом эксперимента.

Таким образом, стоит отметить, что интеллектуальное творчество старших подростков является важнейшим фактором развития их личности и успешной адаптации в современном мире, а формирование готовности к нему – важная педагогическая задача. Внеурочная деятельность является оптимальной сферой для формирования готовности к интеллектуальному творчеству у старших подростков, так как обеспечивает свободу выбора деятельности, вариативность форм и отсутствие жесткой оценки, стимулируя тем самым внутреннюю мотивацию и инициативу обучающихся.