Введение
Смысловое отношение к будущему, психологическая разумность, толерантность к неопределенности проявляют личностный потенциал [1]. Однако неуверенность в собственных силах, неопределенность будущего могут привести к неудовлетворенности жизнью [2]. Смысловое проактивное отношение как личностный ресурс позволяет регулировать мотивы, руководствоваться оптимистическими ожиданиями, управлять поставленными целями (А.А. Бехтер, О.А. Филатова) [3]. А такие личностные особенности, как психологическая разумность в качестве «субъективной доступности внутренних переживаний» и толерантность к неопределенности как «открытость изменениям», по мнению Т.В. Корниловой, предполагают принятие неопределенности [4]. Смысловое проактивное отношение к будущему, академическая внутренняя мотивация, субъективное благополучие были рассмотрены нами ранее в эмпирическом исследовании, показывающем их взаимосвязи [5]. Вместе с тем изучение соотношения смыслового отношения к будущему, психологической разумности, толерантности к неопределенности представляется важным в практике учебно-воспитательной работы в системе высшего образования.
В проактивном отношении отражается оптимистическое ожидание от будущего с пониманием смысла, мотивов, собственных личностных ресурсов. Смысловое отношение к будущему формируется на общей мотивационной направленности (А.А. Бехтер, Е.Н. Ткач) [6]. Для выстраивания неоднородной внешней мотивации достаточно потребности в автономии при управлении своим поведением и принятие неопределенности. Для регуляции внутренней мотивации необходимо удовлетворение собственных потребностей в познании, достижении, саморазвитии при психологическом благополучии (Н.А. Руднова, Т.О. Гордеева и др.) [7]. Соотношение однородной внутренней мотивации и смыслового отношения к будущему определяет удовлетворенность жизнью с когнитивной и эмоциональной ее оценкой [8].
Заинтересованность в рефлексии психических процессов, открытость новым идеям, направленность к аффективной и интеллектуальной сферам проявляют психологическую разумность как рефлексию поведения, мыслей, чувств, субъективную доступность внутренних переживаний. Связь психологической разумности и толерантности к неопределенности показывает доступность внутреннего опыта, открытость изменениям в себе и вовне (Т.В. Корнилова). Поэтому отражение смыслового отношения к будущему [9], регуляция однородной внутренней мотивации, принятие неопределенности способствуют становлению самопонимания.
Цель исследования – определение связи смыслового отношения к будущему, внутренней мотивации познания, достижения и саморазвития, удовлетворенности жизнью, принятия неопределенности и сравнение переменных в группах студентов бакалавриата и магистратуры.
Материалы и методы исследования
С использованием Google Forms в октябре 2024 г. проведено онлайн-анкетирование 101 студента от 20 до 28 лет ФГБОУ ВО МГППУ (средний возраст = 23,1 год; SD = 2,45), среди которых 98 девушек, 3 юноши. Выборка была сформирована из студентов 4-го курса бакалавриата и 2-го курса магистратуры, половозрастные характеристики которых представлены в табл. 1.
Сравнительный анализ (критерий Стьюдента, p > 0,05) значимых различий выборки по возрасту не выявил (средний возраст девушек = 22,8 лет, стандартное отклонение = 2,63; средний возраст юношей = 22,7 лет, стандартное отклонение = 4,73).
Методы исследования представлены четырьмя шкалами и одним опросником:
− проактивные аттитюды Р. Шварцера с оценкой смыслового отношения к будущему по восьми утверждениям со степенью согласия от 1 – «едва ли это верно» до 4 – «совершенно верно» [10];
− академическая мотивация с оценкой внутренней и внешней мотивации в пределах от 1 – «совсем не соответствует» до 5 – «вполне соответствует» [11];
− удовлетворенность жизнью Э. Динера со степенью согласия от 1 – «полностью не согласен» до 7 – «полностью согласен» [12];
− психологическая разумность с оценкой самопонимания со степенью согласия от 1 – «полностью не согласен» до 4 – «полностью согласен» [13];
− толерантность к неопределенности (модификация Т.В. Корниловой) с оценкой по от 1 – «абсолютно не согласен» до 7 «абсолютно согласен» [14].
Таблица 1
Описание выборки исследования
Направление обучения |
Возраст |
Выборка |
|||
М |
SD |
Девушки |
Юноши |
( %) |
|
Магистратура, курс 2 |
24,9 |
2,46 |
44 |
1 |
44,6 |
Бакалавриат, курс 4 |
21,1 |
1,27 |
54 |
2 |
55,4 |
Источник: составлено автором на основе полученных данных в ходе исследования.
Методы описательной статистики, анализ связей переменных по критерию Пирсона, оценка равенства средних, анализ различий по t-критерию Стьюдента, размер эффекта d Коэна, регрессионный анализ, анализ модерации осуществлялись программой Jamovi ver. 2.3. К зависимым переменным в исследовании отнесено смысловое отношение к будущему, к независимым переменным – внутренняя мотивация познания, достижения, саморазвития, удовлетворенность жизнью, психологическая разумность, толерантность к неопределенности.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ связей переменных по критерию Пирсона демонстрирует от умеренно положительных связей проактивных аттитюдов с удовлетворенностью жизнью, внутренней мотивацией до слабо положительных с психологической разумностью, толерантностью к неопределенности, возрастом. Показатели удовлетворенности жизнью умеренно положительно связаны с внутренней мотивацией. Выделены значимые положительные связи между переменными внутренней мотивации, а также между переменными психологической разумности в отношении открытости изменениям и толерантностью к неопределенности. По переменным внутренней мотивации и толерантности к неопределенности установлены умеренные положительные связи; по внутренней мотивации и психологической разумности в отношении открытости изменениям демонстрируются слабо положительные связи. Внутренняя мотивация прямо положительно связана с возрастом студентов. Результаты корреляционного анализа по критерию Пирсона представлены в табл. 2.
В результате проведения регрессионного анализа подтверждено положительное влияние внутренней мотивации, удовлетворенности жизнью на проактивные аттитюды, рассмотренное ранее в исследовании о взаимосвязи этих переменных [5]. Сила связи между проактивным аттитюдом, мотивацией познания, саморазвития по анализу модерации определяется внутренней мотивацией достижения: размер эффекта для мотивации достижения β = 0,341 (статистически значимо по показателю: мотивация достижения χ2(1) = 14 (p < 0,001)). При решении творческих учебно-профессиональных задач соотношение между личностными ресурсами при преобладании внутренней мотивации достижения выстраивает управление собственными целями. Наряду с этим, влияние переменных открытости изменениям, толерантности к неопределенности на проактивные аттитюды отражает смысловое отношение к будущему с опорой на интеллектуальную составляющую молодежи. Установленные межгрупповые различия у магистров 44,6 % (45 чел.) и бакалавров 55,4 % (56 чел.) по проактивным аттитюдам, познавательной мотивации, открытости изменениям статистически незначимы.
Таблица 2
Корреляционный анализ Пирсона по переменным шкал проактивных аттитюдов, академической мотивации, удовлетворенности жизнью, психологической разумности, толерантности к неопределенности
Переменные |
Проактивные аттитюды |
Удовлетворенность жизнью |
Мотивация познания |
Мотивация достижений |
Мотивация саморазвития |
ПР: открытость изменениям |
Удовлетворенность жизнью |
0,434*** |
- |
– |
– |
– |
– |
Познавательная мотивация |
0,419*** |
0,481*** |
– |
– |
– |
– |
Мотивация достижений |
0,341*** |
0,369*** |
0,816*** |
– |
– |
– |
Мотивация саморазвития |
0,346*** |
0,476*** |
0,873*** |
0,824*** |
- |
– |
ПР: открытость изменениям |
0,299** |
0,214* |
0,262** |
0,329*** |
0,296** |
– |
Толерантность к неопределенности |
0,263** |
0,226* |
0,442*** |
0,554*** |
0,465*** |
0,614*** |
Возраст |
0,166 |
0,257** |
0,368*** |
0,475*** |
0,381*** |
0,137 |
Примечание. *** – p < 0,001, ** – p < 0,01, * – p < 0,05.
Таблица 3
Результаты описательной статистики и сравнение переменных шкал проактивных аттитюдов, академической мотивации, удовлетворенности жизнью, психологической разумности, толерантности к неопределенности
Переменные |
Вся выборка |
Магистратура, курс 2 |
Бакалавриат, курс 4 |
t |
p |
Размер эффекта (d Коэна) |
|||
М |
SD |
М |
SD |
М |
SD |
||||
Проактивные аттитюды |
26,4 |
3,37 |
26,8 |
2,65 |
26,1 |
3,85 |
1,05 |
p > 0,05 |
0,21 |
Удовлетворенность жизнью |
24,5 |
6,26 |
26,4 |
5,71 |
23,1 |
6,33 |
2,76 |
p > 0,001 |
0,55 |
Познавательная мотивация |
16,0 |
3,56 |
16,8 |
3,48 |
15,3 |
3,50 |
2,26 |
p > 0,05 |
0,45 |
Мотивация достижений |
14,5 |
4,12 |
16,1 |
3,96 |
13,3 |
3,83 |
3,62 |
p<0,001 |
0,72 |
Мотивация саморазвития |
15,5 |
3,81 |
16,6 |
3,45 |
14,6 |
3,87 |
2,69 |
p > 0,001 |
0,54 |
Открытость изменениям |
14,2 |
2,44 |
14,4 |
2,44 |
14,0 |
2,45 |
0,86 |
p > 0,05 |
0,17 |
Толерантность к неопределенности |
62,6 |
10,6 |
58,8 |
9,40 |
53,3 |
8,63 |
3,07 |
p > 0,001 |
0,61 |
Источник: составлено автором на основе полученных данных в ходе исследования.
В среднем не достигают статистической значимости различия по удовлетворенности жизнью t(96) = 2,76; p > 0,001, d = 0,55; мотивации саморазвития t(96) = 2,69; p > 0,001; d = 0,54; толерантности к неопределенности t(96) = 3,07; p > 0,001; d = 0,61. В целом выборка характеризуется как заинтересованная в рефлексии психических процессов с субъективной доступностью внутренних переживаний, необходимых в практике учебно-воспитательной работы. Статистически значимые различия в отношении мотивации достижения у магистров по критерию Стьюдента t(96) = 3,62, p < 0,001, d = 0,72 подтверждаются полученными результатами проведенного исследования по изучению однородности внутренней мотивации у молодежи [5]. Результаты описательной статистики и межгрупповые сравнения переменных представлены в табл. 3.
На сравнении средних значений показаны наименьшие различия по проактивным аттитюдам, мотивации познания, открытости изменениям (p > 0,05). Не достигают статистической значимости различия по удовлетворенности жизнью, мотивации саморазвития и толерантности к неопределенности (p > 0,001). Поэтому для всей выборки характерно руководствоваться оптимистическими ожиданиями, ориентироваться на внутреннюю мотивацию и принимать неопределенность при достижении академических результатов [15]. Значимые различия по мотивации достижения (размер эффекта d Коэна равен 0,72) у магистров подтверждаются анализом по критерию Стьюдента при выборе возраста 25 лет для деления на две группы. Выраженные различия у магистров (p < 0,001) по мотивации достижения объясняются возрастными характеристиками.
Согласно однородности внутренних мотивов значимые умеренные положительные связи внутренней мотивации с толерантностью к неопределенности (r в пределах 0,442 и 0,554), с возрастом (r в пределах 0,368 и 0,475) и слабые положительные связи с открытостью изменениям (r в пределах 0,262 и 0,329) требуют дальнейшего пояснения. У студентов в выборке отмечаем интерес при решении творческих учебно-воспитательных задач, выбор учебных стратегий, проявление когнитивной гибкости и доступности внутреннего опыта, открытость изменениям в себе и вовне (переменные открытости изменениям устанавливают значимую положительную связь с толерантностью к неопределенности (r = 0,614)) [16]. Однако понимание себя и другого может базироваться при этом и на интуиции, и на стратегиях целеполагания, и на разных позициях и представлениях о потребностях в познании, достижении, саморазвитии.
Вместе с тем результаты проведенного исследования свидетельствуют о силе связи проактивных аттитюдов, внутренней мотивации в зависимости от показателей мотивации достижения. Вклад в проактивное отношение вносят внутренняя мотивация познания (R2 = 0,175), мотивация достижения (R2 = 0,175), мотивация саморазвития (R2 = 0,177), удовлетворенность жизнью (R2 = 0,284), открытость изменениям (R2 = 0,218), толерантность к неопределенности (R2 = 0,219). Наряду с этим, полученные на выборке студентов (N = 101) результаты представляются недостаточно надежными, поскольку в дальнейшей перспективе исследования возможно использование различных оценочных шкал, возрастных, профессиональных и социальных групп для подтверждения цели исследования о связи смыслового отношения к будущему, однородной внутренней мотивации, удовлетворенности жизнью, принятия неопределенности при самопонимании.
Заключение
При отражении смыслового отношения к будущему внутренние мотивы, удовлетворенность жизнью, открытость изменениям, толерантность к неопределенности являются, на основании сделанных выводов, проявлением личностного потенциала молодежи. Преобладание внутренней мотивации достижения у магистров позволяет рассматривать смысловое отношение к будущему неразрывно с академическими достижениями и принятием неопределенности. Связь проактивного отношения, внутренней мотивации, открытости изменениям, толерантности к неопределенности показывает становление самопонимания в процессе учебно-воспитательной работы в системе высшего образования.
В исследовании показано, что студентов в возрасте от 20 до 28 лет отличают оптимистические ожидания, регуляция и преобладание внутренних мотивов, принятие неопределенности. Вместе с тем выявленные межгрупповые различия у магистрантов 2-го курса определяются в отношении выраженности внутренних мотивов достижения, что находит отражение во вкладе внутренней мотивации в смысловую проактивную установку на будущее в совокупности с принятием неопределенности и академическими достижениями при решении творческих учебно-профессиональных задач в вузе.