Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF STAFF FOR CARE AND NURSERY OF CHILDREN OF EARLY AND PRESCHOOL AGE IN UNIVERSITY CONDITIONS

Dzidzoeva S.M. 1 Tokaeva A.B. 1
1 North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
1244 KB
The purpose of this article is a comprehensive study of the current state of the professional training system for the care and supervision of children of early and preschool age in higher education institutions and the identification of development prospects. This task is aimed at improving the quality of services provided, which, in turn, contributes to improving the demographic situation and economic development of the Russian Federation. The analysis will consider the specifics of the special training of specialists who provide these services, as well as the specifics and effectiveness of their provision practices in various organizational forms, including educational and non-governmental institutions, as well as interaction with social and legal structures. The essence of the problem under consideration is the need to improve the quality of care and supervision services for young and preschool children as a key factor in the demographic and economic dynamics of the country. Modern society places high demands on the qualifications of specialists who are able to work effectively with young and preschool children in a rapidly changing educational and socio-cultural environment. In the context of the growing need for qualified personnel with specialized knowledge and skills, as well as in the context of changing socio-economic realities, this problem is becoming particularly relevant.
care and supervision
children of early and preschool age
quality of services

Введение

Современный быстрый ритм жизни предъявляет новые требования: технологии быстро развиваются и трансформируются, устоявшиеся многовековые традиции уходят в прошлое, а влияние гаджетов меняет психологию человека и существенно отражается на его образе жизни. Сегодняшние дети значительно отличаются от тех, кто рос 15–25 лет назад. Воспитание подрастающего поколения – это важная и сложная задача, решение которой напрямую связано с реалиями современного мира. Безусловно, дошкольный этап является ключевым этапом в развитии ребёнка. В этот период формируются основные черты личности, а также закладываются основы для последующего физического и психического роста и здоровья, и если игнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Рассмотрим присмотр и уход за детьми как деятельность, которую на сегодняшний день осуществляют многочисленные частные и семейные детские сады, детские центры, центры развития и другие учреждения, а также няни, к которым предъявляются требования, направленные на обеспечение безопасности, здоровья и благополучия малышей, а также на создание условий для их полноценного физического, эмоционального и социального развития, воспитания. Это деятельность, требующая высокой квалификации, внимательности и чуткости со стороны специалистов, которые должны не только заботиться о детях, но и активно способствовать их обучению и социализации через игры, общение и различные образовательные активности. Рассматриваются возможности антропологического подхода для выхода из сложившегося кризиса в образовании для трансформации дошкольного образования на основе интеграции традиционных отечественных ценностей в образовательный процесс дошкольной организации [1]. Таким образом, данное исследование направлено на формирование научно обоснованных предложений по модернизации и развитию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества услуг по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста, а также повышению демографической стабильности в Российской Федерации.

Цель данного исследования – выявление современного состояния и перспектив развития системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.

Материал и методы исследования

Исследование было осуществлено посредством теоретического анализа научно-методической литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, федеральных государственных образовательных стандартов, изучения лучших практик в Российской Федерации, выявления методического обеспечения, правового регулирования, оценки качества квалификаций по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми раннего и дошкольного возраста в различных типах образовательных организаций, частных организациях, индивидуальными предпринимателями, самозанятыми гражданами.

Результаты исследования и их обсуждение

Актуальность рассмотрения профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста в современных условиях заключается в необходимости обеспечения высокого качества ухода и воспитания, что напрямую влияет на всестороннее развитие ребёнка, его здоровье, безопасность и формирование базовых социальных и коммуникативных навыков. Данная задача является критически важной в контексте улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, поскольку эффективное функционирование данной системы напрямую влияет на качество жизни детей и их родителей, а также на общую демографическую устойчивость государства[1],[2]. В Российской Федерации достаточно много организаций разных видов и форм собственности (у которых имеется лицензия на реализацию программ профессионального образования), предлагающих и осуществляющих подготовку, профессиональную подготовку младшего воспитателя, помощника воспитателя. Формы обучения предлагаются различные: очная, очно-заочная, заочная, дистанционная, смешанный формат [2]. Идеи о значимости и необходимости подготовки кадров по уходу и присмотру необходимо также начинать с изучения особенностей создания условий и организации деятельности по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, учитывая преемственность результатов освоения программы дошкольного и начального образования [3].

В настоящее время услуги по присмотру и уходу за детьми раннего возраста в России предоставляются в основном в системе дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций[3].

Профессиональная подготовка таких специалистов способствует развитию компетенций, необходимых для создания благоприятной развивающей среды, поддержки индивидуальных потребностей детей и взаимодействия с семьями, что в конечном итоге способствует успешной социализации и гармоничному развитию ребёнка [4].

Ключевые компоненты современного состояния подготовки специалистов для оказания услуг по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста определяются в следующих направлениях: развитие профессиональных компетенций, включающих знания в области психологии, педагогики и медицины; формирование практических навыков организации безопасной и развивающей среды; освоение методов индивидуального подхода к детям с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; а также повышение коммуникативных умений для эффективного взаимодействия с семьями и коллегами. Кроме того, важное значение имеет постоянное обновление образовательных программ (а также дистанционной формы обучения) с учётом современных научных исследований и нормативных требований, что обеспечивает актуальность и качество подготовки специалистов. Анализ и оценка качества предоставляемых услуг по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста указывают на необходимость внедрения систематического мониторинга и контроля, направленных на обеспечение соответствия стандартам безопасности, гигиены и педагогического сопровождения [5]. Это требует разработки и применения объективных критериев оценки, повышения квалификации специалистов, а также активного взаимодействия с семьями детей для учёта их потребностей и ожиданий.

Одним из важнейших компонентов системы дошкольного образования и воспитания, обеспечивающим создание безопасной, комфортной и развивающей среды, способствующей гармоничному физическому, эмоциональному и социальному развитию ребёнка, является уход и присмотр за детьми раннего и дошкольного возраста, который представляет собой комплексную и ответственную деятельность в связи с требованиями обеспечения безопасности, здоровья и всестороннего развития ребёнка, а также соблюдения современных нормативных и профессиональных стандартов [4]. Эти требования обусловливают необходимость высокого уровня квалификации специалистов, владения актуальными методиками воспитания и ухода, а также умения создавать благоприятную развивающую среду, учитывающую индивидуальные особенности каждого ребёнка[5].

Следует рассматривать педагогический аспект профессиональной подготовки кадров по уходу и присмотру детей раннего и дошкольного возраста как аспект, включающий формирование у специалистов глубоких знаний в области детской психологии, возрастной физиологии и методик развития, а также развивать умения создавать развивающую и поддерживающую среду, способствующую всестороннему развитию ребёнка [6]. Этот аспект предполагает овладение эффективными педагогическими технологиями, навыками индивидуального подхода и коммуникативными компетенциями, необходимыми для взаимодействия с детьми и их семьями, что обеспечивает качество ухода и способствует успешной социализации малышей.

Отсутствуют статистические данные об уровне образования вспомогательного персонала (младший воспитатель, помощник воспитателя). В дошкольных образовательных организациях и центрах развития детей на должности младшего воспитателя работают люди, имеющие образование, не связанное с педагогической деятельностью, или имеющие только образование среднее общее полное. Это связано с тем, что профессиональные стандарты по должностям служащих «Младший воспитатель» и «Помощник воспитателя» отсутствуют. При приёме на работу кандидата на должность младшего воспитателя или помощника воспитателя администрация вынуждена присваивать тарифные разряды работникам с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, где четко обозначены требования к уровню образования, а также обозначены области при выполнении должностных обязанностей. Экспертное сообщество, занимающееся вопросами нормативно-правового регулирования в сфере дошкольного образования, как правило, акцентирует внимание на необходимости унификации законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми. В частности, важны разработки и утверждения единых стандартов и требований, которые должны применяться к субъектам, осуществляющим деятельность по дневному уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.

Методологическое осмысление и систематизация имеющихся практик ухода и присмотра за детьми раннего и дошкольного возраста выступают в качестве стратегически значимого вектора развития образовательной системы, направленного на обеспечение высокого уровня качества услуг и профессионализма специалистов в данной сфере. Стандартные формы и методы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области ухода и присмотра за детьми раннего и дошкольного возраста требуют переосмысления и интеграции с инновационными подходами. В достижении данной цели особое место отводится проблеме и перспективам реализации программ профессионального обучения «Младший воспитатель», «Помощник воспитателя». По данным Росстата, в дошкольных образовательных организациях на должности воспитателя работают люди, имеющие высшее образование или среднее профессиональное образование. В отсутствие профессионального стандарта для разработки актуальных программ дополнительного профессионального образования необходимы компетентностные модели, разработанные совместно с потенциальными работодателями и зафиксированные в протоколах форсайт-сессий [7]. Доступность и качество образования обеспечивается за счет использования потенциала цифровых технологий и сервисов [8].

Сегодня, сталкиваясь с проблемой нехватки вспомогательного персонала в дошкольных образовательных организациях, организациях ухода, присмотра и центрах раннего развития, администрация принимает лица на должности младшего воспитателя и помощника воспитателя, которые согласны выполнять данный вид работы за маленькую оплату труда и думают, что в присмотре за детьми нет ничего сложного [9]. «Воспитатель это делает каждый день, и я справлюсь», – так думает младший воспитатель или помощник воспитателя. Но проблема в том, что младший воспитатель не владеет методиками и не имеет основ педагогических, психологических знаний.

Мониторинг в 2024 г. в сфере дошкольного образования проводился в целях исследования изменений в квалификационной структуре рынка труда с постановкой следующих задач: анализ жизненного цикла квалификаций; анализ уровня функциональной загруженности педагогических работников дошкольного образования; выявление дублирующих, избыточных или отсутствующих, но необходимых трудовых функций; выявление текущих и перспективных потребностей в работниках [10].

С 2023 г. акцентируется внимание на развитии вариативной системы услуг по присмотру и уходу за детьми, обозначая данное направление как фактор демографического и экономического развития Российской Федерации [11]. Например, следует обратить внимание на опыт внедрения программы государственной поддержки семей с детьми «Сертификат дошкольного образования» Республики Башкортостан. Напомним, что в течение двух лет в Республике Башкортостан работает проект «Сертификат дошкольного образования» (в гг. Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, всего выдано 2000 сертификатов). Можно также ознакомиться с опытом эффективной практики работы детской игровой комнаты дневного пребывания на площадке ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополя. В Северной Осетии – Алании на базе организаций различных форм собственности (ЧУ ЦДО «Абвгдейка», ГБДОУ «Детский сад «Солнышко» и др.) разработаны региональные образовательные программы для нянь и работников по уходу за детьми раннего и дошкольного возраста для повышения уровня квалификации работников в сфере присмотра и ухода за детьми. Такие формы работы позволяют эффективней развивать системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.

Социальное предпринимательство в сфере присмотра и ухода за детьми характеризуется наличием как существенных возможностей, так и значительных барьеров. Данный феномен требует комплексного анализа с точки зрения экономических, социальных и институциональных факторов, влияющих на его развитие и функционирование [12, c. 76]. Изучив образовательные практики по РФ, в том числе и по РСО – Алания, мы пришли к выводу, что необходимо разработать ряд рекомендаций. Создание организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогов в дошкольных образовательных организациях предполагает разработку специальной методики, в основу которой положены традиционные и инновационные активные формы [13]. Работникам по оказанию услуг по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста, а также с ограниченными возможностями здоровья в городской и сельской местности, необходимо обратить внимание на регулярное пополнение банка методических разработок. Также необходимо создание региональных научно-учебно-методических центров, на базе которых возможно оказание услуг по повышению квалификации специалистов по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях. Приоритет в проблеме подготовки кадров по уходу и присмотру подтверждается возрастающей потребностью общества в квалифицированных специалистах, способных обеспечить комплексный подход к развитию и безопасности детей раннего и дошкольного возраста, а также необходимостью соответствия современным образовательным и санитарно-гигиеническим стандартам, что напрямую влияет на качество предоставляемых услуг и благополучие ребёнка [14]. Эти положения указывают на требования к доступности и к качеству образования. Воспитание и образование детей младшего возраста – это лучшие инвестиции для любого правительства [15].

Заключение

В исследовании был проведен анализ текущего состояния подготовки и переподготовки кадров в данной области, выявлены существующие проблемы и барьеры, а также разработаны рекомендации по их преодолению. Также рекомендуем следующие направления для комплексного решения проблемы перспективы развития системы подготовки и переподготовки: разработать методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных организаций, частных организаций, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, родителей (законных представителей); организовать проведение межведомственных конференций и семинаров, форумов по актуальным вопросам качества организации присмотра и ухода; создать систему профессиональных стажировочных площадок как эффективного инструмента образовательной платформы для повышения квалификации специалистов по вопросам организации присмотра и ухода за детьми раннего и дошкольного возраста и т.д.

[1] Паспорт Национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)). URL: https://base.garant.ru/72158122/ (дата обращения: 15.05.2025).

[2] Письмо Министерства образования и науки от 05.08.2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми». URL: https://base.garant.ru/70488792/ (дата обращения: 15.05.2025).

[3] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2025).

[4] Приказ Минтруда России от 5 декабря 2018 года № 769н «Об утверждении профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)»».

[5] Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 (в ред. от 01.12.2022) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».