Введение
В новой парадигме современного образования в России все большую значимость приобретают творческие компоненты профессиональной деятельности учителя. Смена идеала образованности приводит к объективной необходимости формирования личности будущего педагога компетентного в вопросах творческого проектирования учебного процесса [1; 2], качественного построения образовательной среды, организации творческой деятельности обучающихся. Современный учитель должен развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, стремление к познанию нового в условиях современного мира [3; 4]. Высшее педагогическое образование в данном контексте играет важную роль, ведь его приоритетными задачами являются обеспечение культурно-гуманистической направленности образования, создание условий для саморазвития будущего учителя в различных видах деятельности [5]. В этой связи одной из задач высшего образования является формирование не только профессиональных знаний и умений будущего учителя, но и таких важных качеств, как лидерство, уверенность в себе, изобретательность, креативность, умение работать в команде, интеллектуальная любознательность, что в дальнейшем позволит выпускнику вуза стать востребованным в профессии и эффективно реализовать себя в педагогической деятельности.
Технологическое и художественное образование характеризуется практической и творческой направленностью, активным вовлечением обучающихся в процесс творчества, проектированием объектов труда на основе технических, эргономических, эстетических, социальных требований; создает условия для развития технологических и художественных знаний и умений обучающихся с учетом экологической, экономической и предпринимательской целесообразности [6; 7]. В связи с этим актуализируется проблема организации художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании в вузе. В технологическом и художественном образовании художественно-творческая деятельность играет важную роль в формировании личности будущего учителя, через активное вовлечение в процесс создания продуктов деятельности, способствуя развитию ее эмоциональной, эстетической, интеллектуальной и социальной составляющих. Художественно-творческая деятельность не только обеспечивает индивидуальное самовыражение, но и оказывает существенное влияние на развитие личности в целом, развивая культурные и эстетические ценности и смыслы, убеждения, взгляды и социальные нормы будущего учителя.
Е.Г. Калюжная рассматривает художественно-творческую деятельность как вид активности, обладающий потенциалом для самоактуализации личности, направленный на восприятие и создание продуктов художественного творчества с целью генерирования новых смыслов, внесения новизны в уже имеющийся продукт средствами художественного освоения мира [8]. В этой деятельности проявляется индивидуальность и самовыражение личности в решении различных задач. При этом использование технологии проектного обучения в художественно-творческой деятельности способствует становлению профессиональной компетентности обучающихся, формированию профессиональных интересов и склонностей, характеризуется эстетическим восприятием окружающей действительности, уникальностью идей, способностью к раскрытию новых горизонтов творчества, мастерством исполнения [9, с. 14].
Организация художественно-творческой деятельности будущего учителя способствует развитию его профессиональных компетенций, формированию профессиональных интересов и склонностей, ценностных приоритетов, важных для их профессионального становления [10; 11]. В структуру компетенций входят теоретический базис, личностные особенности, готовность к осуществлению различных видов деятельности в выбранной профессии, самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков и ответственному принятию решений в выполнении поставленных профессиональных задач [12]. В технологическом и художественном образовании организация художественно-творческой деятельности способствует развитию будущего учителя, который должен быть готов к различным видам труда в педагогической профессии, что является результатом обучения при выполнении социального государственного заказа в сфере образования.
Цель исследования заключается в обосновании условий и характеристик организации художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании.
Материалы и методы исследования
Применены анализ научной литературы, наблюдение, обобщение опыта работы (в течение 2023–2024 и 2024–2025 гг.) по организации художественно-творческой деятельности студентов кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета направления подготовки «Педагогическое образование» («Художественное образование в области изобразительного искусства и культурологическое образование», «Технология и дополнительное образование в области декоративно-прикладного творчества»).
Результаты исследования и их обсуждение
По мнению автора статьи, художественно-творческая деятельность будущего учителя включает в себя элементы инновации, индивидуальности и экспериментирования, в ней важно гармоничное сочетание художественного мастерства и творческой свободы, где каждый элемент процесса обогащает друг друга. Это путь, в котором искусство и творчество не только идут рука об руку, но и служат источником вдохновения и самовыражения. В этой связи важно отметить, что основной особенностью художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании является ее направленность на процесс создания нового. В данном процессе развиваются творческие компоненты деятельности будущего учителя технологии и изобразительного искусства, его конструктивное мышление и внимание к деталям, эстетическое восприятие, умение видеть и чувствовать красоту в окружающем мире.
На основе анализа проведенного исследования автор выделяет условия организации художественно-творческой деятельности в технологическом и художественном образовании (рисунок).
В процессе художественно-творческой деятельности формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих учителей, в ходе усвоения которых они учатся решать управленческие, стратегические, организационные задачи, использовать на практике современные педагогические технологии, критически осмысливать и анализировать собственные решения в профессиональной педагогической деятельности. Сформированные в ходе изучения предметных дисциплин компетенции становятся фундаментальной основой становления профессионально ориентированной личности, готовой творчески проявлять себя в дальнейшей педагогической деятельности. В этой связи преподавание предметных дисциплин, раскрывающих специфику художественно-творческой деятельности («Декоративно-прикладное творчество», «Рисунок», «Живопись, «Керамика», «Конструирование и моделирование одежды» и др.), должно представлять собой специально организованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
В процессе художественно-творческой деятельности происходит личностный и профессиональный рост будущего учителя, развитие индивидуальности и самовыражения. Поэтому преподаватели кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна в своей работе ориентируются на следующие факторы организации художественно-творческой деятельности: а) создание условий для выбора в различных видах деятельности (тема, материалы, техники и технологии и т.д.); б) поддержка уникальности и творческой инициативы, поощрение оригинальности; в) обучение на основе диалога и обратной связи: обсуждение работы, разбор сильных сторон и возможных улучшений; г) коллаборация: работа над заданием в группах или индивидуально, когда каждый может проявить себя; д) рефлексия и самовыражение.
Процесс создания произведений творчества, будь то проект или изделие, требует от будущих учителей активного поиска, решения проблем и преодоления трудностей, что развивает их способность к аналитическому и критическому мышлению. В отличие от стандартных учебных заданий, где основной акцент делается на усвоение конкретных знаний, умений и навыков, в художественно-творческой деятельности важно использовать творческие задания, которые рассчитаны на субъективное восприятие, оригинальность и неповторимость каждого творческого решения. Это позволяет студентам выражать собственные мысли, эмоции и идеи.
Условия организации художественно-творческой деятельности в технологическом и художественном образовании Источник: составлено автором по результатам данного исследования
Практико-ориентированный характер художественно-творческой деятельности будущего учителя отражается во взаимосвязи с профессиональной педагогической деятельностью в области проектирования учебного процесса и разработки учебных заданий в группах разного возраста, с учетом психологических особенностей учеников в общем, дополнительном, профессиональном образовании. Преподаватели кафедры учитывают специфику будущей профессии (учитель технологии, изобразительного искусства, педагог дополнительного образования) и выбирают вектор, по которому будет выстроена траектория развития студента. Полученные знания будущий учитель в дальнейшем может применять в профессии для более качественной работы и понимания специфики педагогической деятельности.
Таким образом, при организации художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании важно учитывать следующие характеристики: а) каждый творческий процесс уникален и отражает личные предпочтения автора – будущего учителя; б) творчество возникает в процессе свободного самовыражения в различных видах деятельности; в) творческий процесс ориентирован на формирование ценностно-смыслового отношения будущего учителя к художественно-творческой деятельности; г) в творческом процессе происходит поиск оригинальных решений и идей; восприятие и понимание различных видов искусства и творчества, их сочетание в объектах труда.
В ходе исследования автор приходит к выводу, что формирование ценностно-смыслового отношения к художественно-творческой деятельности необходимо рассматривать как личностно значимый приоритет для будущего учителя. Для этого в ходе учебной и внеучебной деятельности важно акцентировать внимание студентов на ценностном компоненте художественно-творческой деятельности в процессе обучения [13]. Художественно-творческая деятельность будущего учителя в технологическом и художественном образовании позволяет не только осваивать ценностные категории и их свойства, но и идентифицировать себя в отношениях с ценностями. При таком подходе у будущего учителя постепенно начнет выстраиваться система собственных лично значимых ценностных приоритетов, важных для профессионального становления, в число которых будут включены знания и умения, компетенции. Выработанные в процессе обучения качества личности, такие как самосознание, рефлексия собственной познавательной деятельности, ответственность, позволят студенту стать успешным в своей будущей профессиональной педагогической деятельности.
На занятиях важно создавать условия для реализации межпредметных связей [14], интеграции учебного материала из разных областей: современного и декоративного искусства, современных технологий и традиционных ремесел, конструирования и моделирования изделий, а также дисциплин психолого-педагогической направленности. Такой междисциплинарный подход способствует развитию системного мышления и компетенций будущего учителя, помогает им видеть связь между теорией и практикой, а также расширяет горизонты их технологических, художественных и педагогических знаний, умений и навыков. Единая система преподавания с учетом междисциплинарных связей и преемственности содержания позволит будущему учителю лучше понять роль и значение творческих составляющих в педагогической деятельности.
В организации художественно-творческой деятельности важно использовать различные интерактивные задания творческой направленности, активные методы и формы обучения, ориентированные на развитие ценностно-смысловой сферы личности будущего учителя в единстве учебной и внеучебной деятельности. Например, разработать и апробировать: квест или дидактическую игру по изобразительному искусству, технологический подкаст, комикс по освоению технологии изготовления изделий из различных материалов и т.д.). Это способствует развитию интересов и мотивации в художественно-творческой деятельности, достижению поставленных задач, ценностно-смыслового отношения, формирование конкурентоспособного, профессионального и квалифицированного специалиста.
В учебной деятельности важно сочетать традиционные лекции с элементами дискуссий, деловые и ролевые игры, разбор психолого-педагогических ситуаций, демонстрацию презентационных материалов, разработку технологических карт и т.д. В организации художественно-творческой деятельности важно интегрировать в учебный процесс технологические карты, которые выступают в качестве инструкции и руководства по освоению техник, методов и приемов декоративно-прикладного и изобразительного искусства; они дают возможность будущему учителю работать в своем индивидуальном темпе, возвращаться к уже пройденным этапам и корректировать свою работу. Технологические карты адаптируются под разный уровень сложности изготовления изделий и уровень подготовки студентов, предлагая легкие и наиболее сложные варианты выполнения поставленных учебных заданий. В рамках проведенной работы у студентов была возможность самостоятельно разработать технологические карты и апробировать их на уроках технологии и изобразительного искусства, мастер-классах в общеобразовательных школах. Внеучебная деятельность представлена различными мероприятиями творческой направленности: олимпиады, экскурсии, выставки, конкурсы, тематические вечера, литературно-музыкальные гостиные, которые играют важную роль в стимулировании творческой активности, повышении мотивации и развитии профессиональных компетенций будущего учителя. Организация учебной и внеучебной работы должна усиливать практическую направленность художественно-творческой деятельности в профессиональной социальной среде [15].
Таким образом, в процессе художественно-творческой деятельности в технологическом и художественном образовании происходит гармоничное развитие будущего учителя: а) развитие через самовыражение и творчество: можно выразить эмоции, переживания, мировоззрение, индивидуальность; б) развитие творческого мышления и критического подхода, умения оригинально решать нестандартные задачи; в) развитие социальной интеграции и коллективного творчества: обмен идеями и решениями, учет мнения других, уважение различных точек зрения; г) развитие эстетического восприятия: видеть красоту окружающей действительности, понимать и оценивать ее с художественной точки зрения, что влияет на вкусовые предпочтения, стандарты красоты и ценности; д) развитие ценностных ориентаций через произведения различных видов искусства и объектов творчества.
Заключение
Художественно-творческая деятельность будущего учителя в технологическом и художественном образовании способствует гармоничному сочетанию художественного мастерства и творческой свободы в развитии компетенций и личностно значимых качеств, где каждый элемент обогащает друг друга в процессе создания продуктов деятельности на основе инновации, индивидуальности и экспериментирования. Здесь важно не только мастерство исполнения, но и уникальность идеи, способности раскрыть новые горизонты.