Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCIES IN THE TRAINING OF SOCIAL COORDINATORS

Masilova M.G. 1 Bogdan N.N. 2
1 Vladivostok state university
2 Siberian branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration
Modern socio-economic and political changes in Russia require the creation of new institutions that provide support to the most vulnerable categories of the population. One of these institutions today is the profession of social coordinator, introduced to assist participants in a special military operation and their families. The purpose of this study is to identify the key competencies of social coordinators that significantly influence their activities, as well as to identify the main ways of their formation and development. The article examines the key aspects of the profession of social coordinator, its role in the structure of social work and in the system of socionomic professions in general. The results of the study of professional, value-semantic and personal competencies of social coordinators and their stress tolerance level are presented. The study used several psychological techniques, which identified the most significant competencies, established the degree of their severity and relevance. The current problems faced by social coordinators in the course of their practical activities are summarized. The results of the analysis of professional development programs are presented. Based on the respondents’ assessment, the most effective forms and methods of training that should be used in the training of social coordinators have been identified. Specific areas of training for social coordinators are proposed, taking into account the results of the study.
socionomic professions
social coordinator
professional and personal competencies
formation of professional competencies
professional development
forms and methods of adult education

Введение

Современная социальная система переживает этап глубоких трансформаций, вызванных ускоренными изменениями в экономической, политической и социальной сферах. Одной из ключевых задач государства в этих условиях становится обеспечение поддержки наиболее уязвимых слоёв населения, и в первую очередь участников специальной военной операции (СВО) и их семей. Решение этой задачи потребовало создания новых институтов, адаптированных к специфическим потребностям целевой аудитории.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03.04.2023 № 232 создан Государственный фонд поддержки участников СВО «Защитники Отечества» и учреждена профессия «социальный координатор» [1]. Профессия социального координатора призвана модернизировать традиционный подход к оказанию социальной помощи участникам боевых действий, включая медицинское, психологическое, юридическое сопровождение, а также содействие в получении государственных льгот и гарантий.

Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны нормативные требования к деятельности социальных координаторов. В настоящее время основополагающим документом, регламентирующим деятельность социальных координаторов, является Приказ Минтруда от 28 апреля 2023 г. № 429н «Об утверждении требований к социальным координаторам, включая требования к их подготовке, и правила их деятельности» [2]. В Приказе изложены требования к квалификации социального координатора, определены их функции, права и обязанности, установлены процедуры реализации ими мер социальной поддержки участникам и ветеранам СВО.

Несмотря на признание деятельности социальных координаторов со стороны государства как наиболее результативной среди существующих подходов в сфере социальной работы, на данный момент крайне мало исследований, результаты которых могли бы применяться в практике организации труда этой категории специалистов. Так, за последние три года в базе РИНЦ зарегистрировано менее десяти публикаций, посвященных опыту работы социальных координаторов (В.М. Корякин [3], О.В. Шалыгина, Т.И. Фирсова, И.С. Баранов [4]). В то же время изучение профессиональных и личностных компетенций социальных координаторов позволит совершенствовать практику их подготовки к работе в специфических условиях нового вида профессиональной деятельности.

Цель данного исследования заключается в выявлении ключевых профессиональных и личностных компетенций социальных координаторов, значимо влияющих на деятельность, и определение основных способов их формирования и развития.

Материал и методы исследования

В ходе исследования применялся теоретический анализ научных публикаций, анализ законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности социального координатора, а также проведено прикладное социологическое исследование с участием социальных координаторов, проходящих обучение в рамках программы дополнительного профессионального образования в СИУ РАНХиГС (2023-2025 гг.).

Результаты исследования и их обсуждение

Профессия «социальный координатор» относится к профессиям социономического типа, но при этом охватывает более широкий спектр задач и обязанностей, направленных преимущественно на социальную поддержку и улучшение качества жизни участников и ветеранов СВО. Характеристика социономических профессий, представленная в трудах С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаева, позволяет сделать вывод, что к ним относятся профессии, в которых субъект помогающей деятельности целенаправленно применяет специальные знания и навыки для улучшения качества жизни граждан [5]. Согласно системному подходу (Е.П. Ермолаева и др.) значимой характеристикой представителей социономических профессий является ценностное отношение к своей профессии, морально-нравственные принципы по отношению к объекту деятельности [6].

Особенности труда социального координатора рассматриваются, как правило, в рамках традиционного для отечественной психологии деятельностного подхода (Е.Л. Петрова [7], Д.А. Боднар, А.В. Ковалева [8], А.А. Кравчук, И.Р. Беставашвили, С.А. Судьин, О.В. Рыбакова, Ю.А. Антропова, В.М. Ветошкина [9]). При этом Петрова Е.Л. определяет социального координатора как «специалиста, осуществляющего индивидуальную, доверительную коммуникацию с подопечными, посредством которой предоставляется возможность оказания различных видов помощи», то есть акцент делается на коммуникации как инструменте [7]. Ряд исследователей (И.Р. Беставашвили, А.А. Кравчук, З.М. Саралиева, С.А. Судьин) рассматривают деятельность социального координатора достаточно узко, как волонтерскую помощь пациентам в медицинских учреждениях [10-12].

Авторское понимание профессии «социальный координатор» является двухаспектным: с одной стороны, профессиональная деятельность данных специалистов высоко востребована в обществе в силу происходящих событий, является социально и психологически сложной, задействует не только профессиональные знания и умения, но и личностные качества работников и, как следствие, требует серьезной подготовки, в том числе финансовых ресурсов. С другой стороны, в реестре социономических профессий присутствует профессия «социальный работник», хорошо изученная, нормативно и методически обеспеченная, с налаженным процессом подготовки данных специалистов. Очевидно, что издержки при осуществлении деятельности социальных работников, их недостаточное знание правовых основ помогающей работы, неумение координировать и устанавливать взаимодействие государственных органов и организаций с гражданами и привело к необходимости введения новой профессии с направленностью на эти услуги. Однако применяемый нередко в менеджменте подход, когда вместо улучшения исполнения одних функций принимаются меры по передаче их другим должностям, нельзя признать целесообразным в силу его высокой затратности.

Вместе с тем в настоящее время крайне недостаточно публикаций, отражающих содержательные, методологические и методические стороны нового вида социономической профессии. Слабая изученность проблематики приводит к нечеткости понимания специфической роли, задач и функций данных специалистов и, как следствие, отсутствию эффективных программ их подготовки.

В основу настоящего исследования положена концепция, связывающая характер деятельности с квалификационными требованиями и системой профессиональных и личностных компетенций. Квалификационными требованиями установлено, что социальный координатор, помимо необходимого уровня образования и опыта работы, должен обладать развитыми коммуникативными навыками, эмпатией, терпимостью, умением управлять стрессом и поддерживать высокий уровень профессионализма в различных, нередко сложных и нестандартных ситуациях [2]. Исходя из этого авторами предпринято социологическое исследование. В качестве инструментария исследования использовались психологические методики: «Оценка уровня профессиональной идентичности» [13, с. 541], «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) [14, с. 9]; опросник «Коммуникативная социальная компетентность» [15, с. 652].

Исследование проводилось на группах социальных координаторов, общая численность составила 236 респондентов, из которых 82% – женщины. Стаж работы социальным координатором у большинства респондентов не превышает 6 месяцев, что связано с новизной профессии. Часть респондентов (22%) составили ветераны боевых действий и участники СВО, а также их родственники. Таким образом, в большинстве своем это люди, в основном осознающие специфику деятельности, что подтверждается результатами социологического исследования. Так, подавляющее большинство опрошенных в ходе анкетирования (96%) показали знание и понимание сущности и специфики избранной профессии и своей роли. Основными мотивами выбора профессии социального координатора являются альтруистические побуждения (53%) и наличие успешного опыта помощи другим (29%). Причины выбора работы основываются на мотивах: стремление быть полезным (41%), выполнение общественно важной работы (21%). Видение роли социального координатора в профессиональной деятельности варьируется, однако наиболее значимыми являются роли помощника (51%) и куратора (36%).

Интерпретация результатов изучения терминальных ценностей и жизненных сфер показывает, что избранная профессиональная деятельность соответствует системе жизненных ценностей социальных координаторов по таким шкалам, как «духовное удовлетворение», «достижение результатов» и «активные социальные контакты» (рисунок).

В целом можно сделать вывод о гармоничном и непротиворечивом профиле жизненных ценностей опрошенных социальных координаторов и их соответствии профессиональным ценностям.

При оценке степени выраженности профессиональной идентичности социальных координаторов установлено, что наиболее важными характеристиками, ассоциируемыми с профессиональной деятельностью респондентов, являются компетентность (4,8 балла из 5 максимальных), внимательность и активность (4,3). На втором месте оказались образованность и опыт (3,5). Несмотря на в целом положительные аспекты восприятия профессии, работа социального координатора характеризуется как интересная (средний балл 5,0), но трудная (4,2) и даже тяжелая (3,0), что указывает на сложность решаемых задач. C целью уточнения причин, вызывающих сложности в работе социальных координаторов, проведен анализ факторов, значимо влияющих на качество труда. По мнению респондентов, основополагающим фактором является наличие конкретных знаний в сфере законодательства о социальной помощи и поддержке (49%), понимание структуры и полномочий органов государственной власти и служб социальной сферы (31%), умение ориентироваться в изменениях законодательного обеспечения социальной помощи (28%). Выбор этих знаний и умений свидетельствует о необходимости серьезной правовой подготовки социальных координаторов.

Таблица 1

Результаты оценки степени значимости и сформированности профессиональных компетенций социального координатора (в баллах по 5-балльной шкале, среднее значение)

Профессиональные компетенции

Значимость

компетенции

Сформированность компетенции

1

Умение следовать алгоритмам и инструкциям, описывающим порядок действий при выполнении профессиональных задач

5

4

2

Умение взаимодействовать с должностными лицами, органами исполнительной власти и организациями по служебным вопросам

5

3,9

3

Умение анализировать ситуацию, понимать ее причины и делать выводы

5

4,3

4

Умение планировать социальную помощь и реализовывать ее в соответствии с планом

4,9

4,2

5

Умение выстраивать взаимодействие с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

5

4,1

Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.

Сопоставление оценок значимости и сформированности профессиональных компетенций в группах опрошенных показало, что весь перечень компетенций респонденты считают значимыми. Анализ выявил практически полное совпадение по наиболее значимым, и в целом на достаточном уровне сформированным, профессиональным компетенциям (по самооценке социальными координаторами, участвующими в исследовании) (табл. 1).

Полученные результаты позволяют выявить наиболее актуальные для развития компетенции и детализировать в конкретных знаниях и умениях, существенно влияющих на качество и успешность деятельности данных специалистов.

Оценка респондентами значимости личностных качеств социального координатора показала, что в перечень наиболее важных вошли ответственность (95,6% опрошенных поставили на 1-е место), компетентность в общении и взаимодействии (93%), эмоциональный интеллект (92%) и стрессоустойчивость (92%). Обращает на себя внимание, что практически всеми участниками признается высокая значимость эмоционального интеллекта, и в первую очередь эмпатии.

Эмпатия, как одна из составляющих эмоционального интеллекта у респондентов, по их оценкам, выражена на высоком уровне и проявляется в способности выслушивать (90%), эмоционально поддерживать других людей (93%), вызывать положительные эмоции (63%).

Коммуникативные навыки и способность устанавливать доброжелательные отношения присущи большинству респондентов (83%) и проявляются через инициативу в коммуникации (66%) и умении поддерживать общение с новыми людьми даже в случае неудач (50%).

В целом высокий уровень сформированности коммуникативных компетенций и развитая эмпатия свидетельствуют о профессиональной пригодности участников исследования к данному виду трудовой деятельности, являются залогом успешной ее реализации.

Ключевым фактором, потенциально негативно влияющим на деятельность социального координатора, выступает хронический производственный стресс. Изучение проявлений стресса и стрессоустойчивости респондентов показало, что, по их оценкам, уровень стресса у них за последнее время либо изменился в сторону повышения (36%), либо остался на прежнем уровне (45%). Проявления стресса чаще всего выражены в ухудшении здоровья (30%), психоэмоциональном напряжении и переживаниях (45%).

Одно из направлений исследования затрагивало вопросы эффективных, с точки зрения респондентов, форм и методов обучения. Самые низкие значения получили такие традиционные формы, как лекции и семинары, а также самообучение. В то время как практико-ориентированные формы и методы, такие как обмен опытом, разбор проблемных вопросов и задач, респонденты считают наиболее результативными.

Анализ учебных планов подготовки социальных координаторов по программе повышения квалификации «Социальный координатор» в рамках проекта «Защитники Отечества» показал, что они направлены, в большей степени, на освоение «мягких навыков» – развитие, прежде всего, личностных компетенций.

Таблица 2

Учебный план подготовки социальных координаторов (фрагмент)

Наименование темы

Содержание темы

Затраты труда, час.

Мышление и ценности. Организационный аспект коммуникаций

Внутренние ценнностные основания, значение и роль мотивации, ценностей, смыслов профессиональной деятельности, субъекты профессиональной деятельности, интерактивный практикум «Прикладная модель работы социального координатора»

8

Деятельность социального координатора

Требования к социальным координаторам, порядок взаимодействия сотрудников Фонда с органами исполнительной власти и НКО, права и обязанности, основные функции и принципы деятельности

6

Компетенции социального координатора

Знания по трудовым вопросам согласно требованиям нормативных документов, умение определять порядок и условия оказания помощи, умение мыслить стратегически, рационально использовать служебное время и достигать результата, коммуникативные умения

8

Личностный аспект коммуникаций социального координатора с участниками СВО и их семьями

Особенности поведения и сложности взаимодействия, профессионально-ролевые модели с участниками СВО, особенности взаимодействия с людьми с ПТСР и СДВГ

6

Всего часов

28

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.

Таблица 3

Формы и методы развития компетенций социальных координаторов

Компетенции

Метод / инструмент

Формируемые компетенции

Ценностно-

смысловые

Встречи с общественными деятелями, государственными служащими, обмен опытом

Альтруистические мотивы к деятельности, стремление реализовывать успешный опыт помощи

Семинар «Основы ценностей и смыслов в профессиональной деятельности»

Профессиональные

Деловая игра «Вызов времени»

Выполнение организационной работы при реализации конкретных мероприятий, межведомственная коммуникация

Кейс-технология

«Конкретный случай»

Определение порядка и конкретных условий реализации поддержки, умение рационально использовать служебное время и достигать результатов

Личностные

Тренинг на развитие стрессоустойчивости и личностной эффективности

Коммуникативные умения, стрессоустойчивость, работоспособность

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.

Авторами предложена модификация учебного плана (табл. 2), направленного на формирование профессиональных компетенций социального координатора. Основным направлением подготовки выступает формирование навыков взаимодействия с участниками СВО и их семьями.

На основе оценки респондентами эффективности методов обучения следует рекомендовать применение интерактивных и практико-ориентированных форм работы, направленных на формирование и развитие профессиональных и личностных компетенций социального координатора по группам: ценностно-смысловые, профессиональные и личностные компетенции (табл. 3).

Предложенные методы соответствуют современному формату обучения и направлены на освоение наиболее сложно формируемых компетенций.

Выводы

Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые качества социального координатора, подтвердить необходимость гармоничного сочетания профессиональных, личностных и ценностно-смысловых компетенций. Их формирование в ходе специально организованного обучения с применением современных форм и методов будет способствовать успешности профессиональной деятельности.

Социальный координатор играет ключевую роль в системе социальной поддержки участников СВО и членов их семей, интегрируя функции социальной, психологической и юридической помощи. Успешное выполнение функций социального координатора требует профессиональной подготовки, формирования значимых профессиональных и личностных компетенций. Учитывая специфику трудовой деятельности, сложность объекта и предмета труда (люди в трудной жизненной ситуации, комплексная социальная помощь и поддержка), необходимо предусмотреть разработку и внедрение специализированных образовательных программ профессиональной подготовки для данной категории специалистов, а также рекомендовать разработку методических материалов для реализации программ дополнительной профессиональной подготовки специалистов и студентов СПО и ВО, потенциальных представителей профессии «социальный координатор».