Введение
Современный этап развития высшей педагогической школы характеризуется усилением требований к качеству подготовки будущих учителей, обладающих не только профессиональными знаниями, но и коммуникативными умениями, способностью к критическому мышлению, креативности, а также готовностью к межкультурному взаимодействию. Иностранный язык в вузе перестаёт быть вспомогательной дисциплиной и становится средством профессиональной коммуникации и академической мобильности. Это требует от преподавателя создания таких педагогических условий, при которых студент включается в активную речевую деятельность, направленную на продуктивное выражение мыслей в устной и письменной формах.
Нормативные ориентиры высшего образования, зафиксированные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), подчеркивают необходимость формирования у выпускников универсальных и профессиональных компетенций, среди которых коммуникативная и межкультурная занимают центральное место [1; 2]. Умения логично и грамотно строить устную и письменную речь, участвовать в профессиональных дискуссиях, аргументировать свою точку зрения являются неотъемлемой частью образовательных результатов подготовки бакалавров по широкому спектру профилей. В этом контексте актуализируется стратегия речетворчества, предполагающая креативное и продуктивное участие в речевой деятельности при обучении иностранному языку в педагогическом вузе.
Учитывая методологические аспекты, целесообразно провести разграничение между самим актом говорения, то есть речевой деятельностью, и её результатом – устной или письменной формой проявления речи. Представленное исследование ориентировано на формирование умений письменной речи в контексте творческого подхода.
В отечественной методической литературе проводится дифференциация письма и письменной речи. Первое понятие устанавливается на основе владения графикой и орфографией, тогда как письменная речь представляет собой отдельный вид речевой деятельности. В настоящее время границы постепенно стираются, и эти термины обозначают нечто общее, связанное с изложением мыслей и идей обучающимися на листе бумаги или в электронном виде [3].
Письмо представляет собой сложнейшую интеллектуальную деятельность человека, которая формируется значительно позже по сравнению с аудированием, говорением и чтением. Долгое время письменная речь не выделялась в качестве цели обучения иностранному языку, и доминирующая роль была отведена освоению устной речи [4]. Широкое распространение прогрессивных интернет-технологий и методов, повсеместное использование различных дистанционных программ приводят к безусловной необходимости все большего обращения к письменным формам коммуникации, что, в свою очередь, ведет к изменению статуса письма, переходящего из «арьергарда» в разряд наиболее востребованных и важных видов речевой деятельности [5].
В педагогических исследованиях возникает вопрос о развитии творческой письменной речи, которое определяется как продуктивная деятельность, имеющая в результате текст [6-8]. Креативное письмо – это и творческий процесс, и его результат. Креативное письмо не строится по заданному образцу, а становится проявлением творческой потенции пишущего [9]. Р. Абдулкадер Азиз, С. Ибрагим Шариф, С. Ахмад Абдулла подчеркивают важность креативного письма следующими аргументами: способность выразить в творческом письме то, чего не можешь выразить другими способами; развитие умения креативно мыслить; умение лучше понимать свои и чужие эмоции [10].
Творческое письмо может применять любую форму или жанр в качестве объекта исследования, однако его произведения в основном не несут информационный характер, а предлагают интерпретации мира, которые требуют активного участия аудитории или читателя. Они обращаются к эмоциональной и воображаемой стороне человека и призывают к комплексному восприятию. Такой подход к творческому письму позволяет раскрыть его многогранные аспекты и потенциал. Творческий процесс отражает внутреннюю интеллектуально-эмоциональную активность субъекта, в ходе которой осуществляется выход за пределы стандартных схем мышления и формирование уникального продукта, часто сопряжённого с высоким уровнем образности, глубины и выразительности.
С.Л. Буковский, рассматривая проблему речетворчества порождения иноязычной речи, трактует это понятие как продуцирование иноязычного высказывания в процессе творческой иноязычной деятельности [11]. Таким образом, речетворчество – это неотъемлемое соединение речевой активности и творческого мышления, синтез различных форм выражения и образов, позволяющих воплощать идеи, эмоции и мысли в уникальной и оригинальной форме.
В условиях стремительного развития цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта (далее – ИИ), значительное внимание уделяется их интеграции в образовательный процесс [12]. Индивидуум должен адаптироваться к современным реалиям, уметь жить в высокотехнологичном обществе [13]. С одной стороны, ИИ автоматизирует шаблонные операции, такие как тестирование и анализ данных, способствует повышению мотивации, делая образовательный процесс более персонализированным и доступным [14]. С другой стороны, использование ИИ сопряжено с определёнными рисками и ограничениями, которые необходимо учитывать. Риск чрезмерной зависимости от технологий влечет за собой неорганизованность обучающихся для самостоятельного решения задач, ограничивая свободу [15].
Внедрение ИИ в образование имеет огромный потенциал. Однако для достижения максимального эффекта следует находить баланс между использованием технологий и развитием у обучающихся творческих способностей. ИИ открывает новые возможности для организации речетворческой деятельности, повышая мотивацию обучающихся и обеспечивая интерактивность учебного процесса. Использование ИИ в обучении письменной речи не подменяет творческую активность обучающихся, а, напротив, активизирует посредством предоставления функциональных возможностей, которые помогают студентам раскрывать индивидуальный потенциал, глубже осмысливать содержание создаваемых текстов и стремиться к более выразительной и содержательной письменной коммуникации.
ИИ становится эффективным средством для преподавателя в проектировании заданий по творческой письменной речи, и его роль ограничивается лишь вдохновением, а не заменой креативности, при этом сами студенты остаются главными авторами своих уникальных текстов.
Целью исследования является изучение и анализ возможностей ИИ при реализации речетворчества на иностранном языке в педагогическом вузе.
Материал и методы исследования
Обучение речетворчеству на английском языке с помощью ИИ было организовано на площадке технопарка универсальных педагогических компетенций (площадка № 1, IT) МГПУ имени М.Е. Евсевьева. В эксперименте были задействованы две группы студентов (76 человек) первого курса факультета педагогического и художественного образования. В ходе работы студенты изучили функциональные возможности китайской модели ИИ https://chat.deepseek.com/ и нейронной сети для генерации изображений и видео по текстовому описанию компании «Сбер» и Института искусственного интеллекта AIRI https://fusionbrain.ai/, проанализировали образцы заданий, а затем продуцировали собственные творческие тексты.
Первый этап экспериментальной работы заключался в констатации исходного уровня сформированности умений иноязычной письменной речи у обучающихся. Для его реализации была проведена диагностика развития коммуникативных умений в одном из видов речевой деятельности (письме) на основе стандартизированного задания. Студентам было предложено задание, нацеленное на написание личного письма в ответ на письмо-стимул от DeepSeek с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка (объемом 100-110 слов, включая адрес).
Выполнение этого задания оценивалось автоматизированно с помощью DeepSeek по пяти критериям: решение коммуникативной задачи (содержание), организация текста, лексико-грамматическое оформление текста, орфография и пунктуация, креативность и оригинальность. Максимальное количество баллов – 10. Студенты, письменные работы которых были оценены на 9–10 баллов, получили оценку «отлично», на 8–7 баллов – оценку «хорошо», на 6–5 баллов – «удовлетворительно», а на 4 балла и ниже – «неудовлетворительно».
На втором этапе экспериментального исследования были организованы учебные занятия, в рамках которых внедрялись задания с использованием возможностей ИИ. Заключительный, третий этап предполагал итоговую диагностику уровня сформированности умений письменной речи студентов.
Задачи исследования: проанализировать понятия письмо и письменная речь, творческое письмо и речетворчество; разработать и апробировать задания, направленные на формирование умений письменной речи посредством ИИ; оценить эффективность предложенных заданий.
В процессе исследования применялись взаимодополняющие теоретические и эмпирические методы, направленные на всестороннее осмысление проблематики: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов, синтез, систематизация и апробация.
Результаты исследования и их обсуждение
Умение формулировать мысли в письменной форме закладывается на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера. К первой группе упражнений относится написание текстов, открыток и сообщений по заданному образцу. Во вторую группу входят упражнения на построение собственного высказывания с использованием различных опор (картинки, фотографии, ключевые слова, схемы). Третья группа упражнений имеет продуктивный характер. Основная суть данных упражнений состоит в том, чтобы составить письменное высказывание по конкретному заданию, которое сформулировано словесно или визуально и несет в себе проблематику.
При разработке заданий по обучению речетворчеству на иностранном языке автор статьи ориентировался на рабочую программу дисциплины «Иностранный язык», раздел 1 «Работа. Карьера», и упражнения репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера. Приведем несколько заданий в качестве примеров.
Задание 1. “The Interview You Didn’t Expect”. Тип задания: репродуктивно-продуктивный. Цель: развитие умений творческой письменной речи на основе изученного лексико-грамматического материала по теме «Работа. Карьера», формирование ассоциативного и логического мышления.
You will have to go through an unusual interview. First, choose from the suggested list 3-4 words that may be related to your dream profession (for example: skyscraper, headset, teamwork, innovation, risk). Next, enter these words into the neural network. https://fusionbrain.ai/, which will generate an image of a workplace or a situation related to a future career.
Based on the resulting image, describe where the interview is taking place and what it looks like. Who is conducting the interview? What qualities do you need to demonstrate? What difficulties may arise and how will you respond to them? Come up with a non-standard ending to the interview. / Вам предстоит пройти необычное собеседование. Сначала выберите из предложенного списка 3–4 слова, которые могут быть связаны с профессией вашей мечты (например: skyscraper, headset, teamwork, innovation, risk). Далее введите эти слова в нейросеть https://fusionbrain.ai/, которая сгенерирует изображение рабочего места или ситуации, связанной с будущей карьерой.
На основе полученного изображения опишите, где проходит собеседование и как оно выглядит. Кто ведет собеседование? Какие качества вам нужно продемонстрировать? Какие трудности могут возникнуть, и как вы на них отреагируете? Придумайте нестандартный финал интервью.
Это задание основано на переходе от опоры на изученный лексико-грамматический материал к частично самостоятельному продуцированию творческого текста. Визуальный стимул, созданный ИИ, усиливает ассоциативное восприятие и способствует более точному, стилистически разнообразному и образному выражению мыслей в письменной речи.
Задание 2. “Job Ad from the Future”. Тип задания: продуктивный. Цель: формирование умений творческого письма через моделирование ситуаций будущего, связанных с профессиональной деятельностью, развитие воображения, навыков проектирования и креативного мышления, повышение мотивации и интереса к осмыслению профессионального самоопределения.
Imagine that you are living 30 years in the future. Your profession does not yet exist today, but it will become one of the most in-demand jobs in the future. Create a job advertisement for this profession. It should include: the name of the profession; а brief description of responsibilities; unusual working conditions; required personal qualities and skills. / Вообразите, что вы живёте через 30 лет. Ваша профессия ещё не существует сегодня, но она станет одной из самых востребованных в будущем. Придумайте объявление о вакансии для этой профессии. Оно должно включать: название профессии; краткое описание обязанностей; необычные условия работы; требуемые личные качества и навыки.
После написания текста преподаватель вводит ключевые элементы описания в нейросеть. На следующем занятии студенты знакомятся с созданными изображениями, иллюстрирующими придуманные профессии. Далее обучающиеся обсуждают в группе, какие из этих профессий могли бы действительно появиться, как они повлияли бы на общество.
Данное задание стимулирует самостоятельное творческое письмо и моделирование речевой ситуации без прямой опоры на шаблон. Взаимодействие с ИИ формирует у студентов навыки смыслового конструирования текста, способствует развитию мотивации и интереса к профессиональному самоопределению, футурологического и креативного мышления, коммуникативных и проектных умений, что соответствует задачам компетентностно ориентированного обучения в условиях цифровой образовательной среды.
Задание 3. “AI is your colleague”. Тип задания: продуктивный. Цель: развитие умений творческой письменной речи в рамках темы «Работа. Карьера», учебной мотивации, интереса к осмыслению профессиональных ориентиров, а также формирование цифровой и речевой креативности через взаимодействие с текстами, сгенерированными ИИ.
Imagine that you work for an international company where your main colleague is an AI. He helps you make decisions, complete routine tasks, participates in negotiations, and even offers creative ideas. Ask the AI https://chat.deepseek.com/ generate a small text fragment – an email, a chat message, a mini-report or a resume related to your imaginary job. After receiving this fragment, read it carefully. Then write a response on your behalf to the AI employee: thank him; add or adjust suggestions; suggest a new idea related to the task. After that, create a short story (150-200 words) about your working day with an AI assistant: what tasks you solve together; how you share responsibilities; what advantages and difficulties arise in such cooperation. / Представьте, что вы работаете в международной компании, где ваш основной коллега – ИИ. Он помогает вам принимать решения, выполнять рутинные задачи, участвует в переговорах и даже предлагает креативные идеи. Попросите ИИ https://chat.deepseek.com/ сгенерировать небольшой текстовый фрагмент (письмо, сообщение в чат, мини-отчёт или резюме), связанный с вашей воображаемой работой. Получив этот фрагмент, внимательно его прочитайте. Затем напишите от своего имени ответ ИИ-сотруднику: поблагодарите его; дополните или скорректируйте предложения; предложите новую идею, связанную с задачей. После этого создайте небольшой рассказ (150–200 слов) о вашем рабочем дне вместе с ИИ-помощником: какие задачи вы решаете вместе; как делите обязанности; какие плюсы и трудности возникают в таком сотрудничестве.
Задание сочетает речевую продукцию обучающегося с текстовым вводом, сгенерированным ИИ, что способствует развитию способности к диалогическому взаимодействию в письменной форме, критическому мышлению, анализу и трансформации текста. Использование ИИ в роли «коллеги» создаёт мотивирующую ситуацию, приближенную к реалиям цифровой жизни, актуализирует междисциплинарные связи и развивает умения творческого письменного общения в условиях цифровой среды.
В рамках апробации критерием успешного прохождения входного контроля являлось получение обучающимся пяти и более баллов из десяти возможных. В случае набора количества баллов ниже данного порогового значения фиксировался результат «не сдано». Второй этап эксперимента включал занятия, посвященные теме «Работа. Карьера», в ходе которых применялись разработанные на основе ИИ задания. На третьем этапе студентами было выполнено задание, направленное на выявление уровня развития умений письменной речи после проведения опытной работы.
Задание “One Day – One Chance” относится к упражнениям продуктивного характера, где обучающиеся должны написать креативное эссе с элементами ролевого письма.
Imagine that you have received an email with the subject “One day – one chance”. The letter says that you have passed a hidden selection and you have been invited to a one-day internship at a dream company that you did not even know about. To confirm your participation, you must write a story about yourself within one hour that explains why you are the right person to invite. This should not be a formal resume, but a short story of 100–110 words in which you will show your character, dreams, values and attitude to work. / Представьте, что вы получили электронное письмо с темой “One day – one chance”. В письме говорится, что вы прошли скрытый отбор и вас пригласили на однодневную стажировку в компанию мечты, о которой вы даже не подозревали. Чтобы подтвердить участие, вы должны в течение одного часа написать историю о себе, которая объяснит, почему именно вы тот человек, которого стоит пригласить. Это не должно быть формальное резюме, а небольшой рассказ в 100–110 слов, в котором вы покажете свой характер, мечты, ценности и отношение к труду.
Результаты в начале и конце эксперимента
Критерий |
До эксперимента, % (чел.) |
После эксперимента, % (чел.) |
Число студентов, не выполнивших задание |
44 (33) |
12 (9) |
Число студентов, успешно выполнивших задание |
56 (43) |
88 (67) |
Источник: составлено авторами на основе источника [16].
Выполнение контрольного задания оценивалось по тем же пяти критериям, которые были представлены на первом этапе экспериментальной работы при написании студентами письма личного характера в ответ на письмо-стимул. Результаты, полученные до и после проведения обучающих мероприятий, представлены в таблице.
Проведенное исследование подтвердило эффективность использования ИИ при реализации речетворчества на иностранном языке в педагогическом вузе. Достижение поставленной цели исследования заключается в успешной апробации заданий, разработанных на основе китайской модели ИИ https://chat.deepseek.com/ и нейронной сети для генерации изображений и видео по текстовому описанию компании «Сбер» и Института искусственного интеллекта AIRI https://fusionbrain.ai/.
Заключение
Результаты выполнения заданий до и после проведения эксперимента показали значительное улучшение уровня подготовленности обучающихся. Количество студентов, успешно справившихся с заданиями, увеличилось с 56% до 88%, что свидетельствует о высокой эффективности использования ИИ с целью реализации речетворчества на иностранном языке в педагогическом вузе.
Анализ студенческих письменных работ показал положительную динамику в овладении продуктивным творческим письмом: тексты стали более содержательными, логически выстроенными и стилистически разнообразными, что свидетельствует о развитии способности самостоятельно формулировать и выражать мысли на иностранном языке. Наблюдалось активное использование тематической лексики, грамматических структур, а также стремление к созданию оригинального авторского высказывания, что указывает на формирование речевой инициативы и реализацию креативного подхода.
Интеграция ИИ в учебный процесс выступила значимым мотивационным фактором, усилившим вовлечённость обучающихся и их готовность к речевому экспериментированию. Наблюдалось не только улучшение речевой креативности, но и рост интереса к рефлексивному осмыслению собственных профессиональных предпочтений, что особенно важно в контексте формирования личностного отношения к будущей карьере. Создание письменных текстов, опирающихся на визуальные и текстовые стимулы, сгенерированные ИИ, способствовало развитию ассоциативного мышления и навыков творческой интерпретации коммуникативных ситуаций.
Таким образом, апробация представленных заданий свидетельствует о целесообразности системного включения ИИ в практику преподавания иностранного языка как средства для развития речевой креативности, смысловой инициативы и ассоциативного мышления обучающихся. Полученные результаты подчеркивают необходимость дальнейшего изучения и внедрения ИИ в образовательную практику. Перспективным направлением является создание интерактивных языковых платформ на основе нейросетевых моделей, позволяющих студентам не только получать визуальные и текстовые стимулы, но и взаимодействовать с ИИ в формате ролевого диалога, совместного письма и рефлексивного анализа.