Введение
Актуальность взаимодействия и сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи подтверждается многочисленными исследованиями. Например, Н.Е. Лунгу и С.Г. Молчанов рассматривают этот вопрос с философской и педагогической позиций [1]. А.С. Альчикова и И.В. Зотова предлагают методику конструктивного взаимодействия [2]. Организацию социального взаимодействия через проектную деятельность исследуют М.К. Иванова и С.И. Кононова [3]. Современные пути сотрудничества раскрывает А.А. Петрова [4]. З.В. Некрасова представляет формы педагогического взаимодействия [5]. В рамках философии сотрудничества дошкольная образовательная организация призвана оказывать всестороннюю помощь родителям, направлять их и поддерживать в вопросах воспитания и развития детей. Федеральный государственный образовательный стандарт и федеральная образовательная программа определяют ключевые направления взаимодействия между образовательной организацией и семьями воспитанников, создавая основу для эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнения.
Педагогические исследования и диссертации, посвящённые музыкальному развитию детей дошкольного возраста, охватывают широкий круг вопросов, представленных научному сообществу. Например, Н.С. Алпатова, В.С. Глушенкова, Е.С. Федосеева рассматривают эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности [6]. А.А. Когут исследует развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности [7]. И.Г. Кольцовская описывает особенности развития способностей к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [8]. А.Т. Ферзалиева рассматривает развитие музыкальной одарённости детей в системе дополнительного образования [9]. И.А. Синицына предлагает вариативную модель музыкального воспитания для детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования [10]. Исходя из представленного выше материала, авторы данной статьи приходят к выводу о том, что вопросы музыкального развития детей дошкольного возраста освещены достаточно подробно. Однако важно помнить, что эффективное музыкальное развитие требует тесного сотрудничества с семьёй.
В педагогической и научной литературе вопросы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей рассматривались с разных сторон:
- как важное педагогическое условие [11];
- как семейно ориентированное сопровождение [12];
- как результат развития успешной личности ребёнка [13].
Однако практика показывает, что, несмотря на существующие исследования, педагоги сталкиваются с рядом трудностей. Часто не учитываются интересы, потребности и предпочтения родителей и детей. В некоторых случаях родители проявляют инициативу, но предъявляют завышенные требования к музыкальным способностям детей. Кроме того, недостаточно внимания уделяется повышению родительской компетентности в этой области, а сам процесс музыкального развития порой носит формальный характер. Следует отметить, что в настоящее время для организации музыкального развитии детей старшего дошкольного возраста используются различные инновационные педагогические технологии, однако не разработана педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в данном направлении. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью активного вовлечения родителей в образовательный процесс и отсутствием эффективной педагогической технологии сотрудничества.
Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апробировать педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
В процессе сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи решались следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы и прикладные аспекты исследуемой проблемы, определить содержательные характеристики музыкального развития детей старшего дошкольного возраста и проанализировать воспитательный потенциал семьи в музыкальном развитии.
2. Определить критерии оценки уровня сформированности музыкального развития детей, критерии оценки уровня воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии ребёнка.
3. Описать сущностные характеристики педагогической технологии.
4. Разработать и апробировать педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Авторы данной статьи предполагают, что музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, а именно пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах, будет эффективно при внедрении педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи.
Материалы и методы исследования
В рамках данного исследования проводилась систематизация существующих теорий и идей:
- о взаимодействии педагогов образовательных учреждений и семьи в успешной подготовке детей к обучению в школе Л.В. Байбародовой, В.М. Пономарёвой [14];
- о сотрудничестве дошкольной образовательной организации с семьёй, о семье как субъекте образовательных отношений Ю.А. Гладковой [15];
- о структуре педагогической технологии Г.К. Селевко [16] и других.
Эмпирическая часть исследования была реализована в форме педагогического эксперимента, состоящего из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Применялись методы опроса (анкетирование, беседы и интервью), наблюдение, анализ педагогического опыта, методы оценки и измерения, а также статистическая обработка полученных данных. Исследование было реализовано на базе дошкольных образовательных учреждений города Подольска: № 38 «Искорка» и № 51 «Солнышко». Определены: контрольная группа (дошкольные образовательные учреждения № 38 «Искорка») и экспериментальная группа (дошкольное образовательное учреждение № 51 «Солнышко») В исследовании приняли участие 34 педагога, 83 семьи и 60 детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность музыкального развития ребёнка во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Опираясь на исследование Е.И. Сермяжко, авторы данной статьи выделяют три уровня воспитательного потенциала семьи в контексте музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: достаточный (высокий), оптимальный (средний) и допустимый (низкий)[17].
Педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии рассматривается авторами как способ проектирования взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленный на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, представляющий собой единство диагностического, содержательного и процессуального компонентов (рис. 1).
Диагностический компонент технологии. Авторами были определены когнитивный, деятельностный и эмоциональный критерии и уточнены показатели уровня сформированности музыкального развития: базовый (слабо выражен или отсутствует), оптимальный (выражен умеренно) и творческий (выражен ярко) (таблица).
Содержательный компонент технологии представляет собой разработанную программу «Совместные шаги навстречу музыке», состоящую из двух модулей:
1. «Просветительство и педагогическая поддержка», включающий в себя цикл мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности в области музыкального развития детей.
2. «Совместное творчество (родители, дети, педагоги)», который предусматривает совместную музыкальную деятельность (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) педагогов, детей и родителей.
Критерии и показатели уровня сформированности музыкального развития
Критерии |
Показатели |
Когнитивный |
знания детей о творчестве известных композиторов, музыкальных инструментах |
Деятельностный |
умение не только исполнять, но и сочинять песенки, движения, мелодии |
Эмоциональный |
выразительное и эмоциональное исполнение песен, движения, мелодии на музыкальных инструментах |
Качественная характеристика оценки музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: - базовый уровень (показатель выражен слабо или отсутствует); - оптимальный уровень (показатель выражен не очень ярко); - творческий уровень (показатель выражен очень ярко). Количественная характеристика целевых ориентиров: базовый – 1 балл; оптимальный – 2 балла; творческий – 3 балла. |
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Рис. 1. Педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования
Рис. 2. Сравнительный анализ воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента Источник: составлено авторами по результатам данного исследования
Процессуальный компонент технологии. На деятельностном этапе сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям и в различных формах:
- информационно-аналитическое – очные индивидуальные формы (анкетирование, интервью, беседы, опросы);
- культурно-просветительское – очные коллективные формы (консультации, устные музыкальные журналы, круглые столы, мастер-классы, родительские конференции); дистанционные формы (видеопрезентации, фотовыставки, видеожурналы, видеобеседы, видеостенды);
- информационно-организационное – очные коллективные формы (родительские собрания, беседы, открытые занятия), дистанционные наглядные формы (видеоролики, видеовизитки);
- совместная деятельность «педагог – родители – дети» – очные формы (семейные встречи, конкурсы, праздники, развлечения); дистанционные формы (семейные творческие видеозадания, видеоконкурсы, видеопрезентации творческих работ, творческие задания в семейном альбоме музыкального развития «Слушаем музыку, танцуем и поём всей моей семьёй»).
Музыкальная гостиная «Диалог с музыкой» – одна из основных форм сотрудничества педагогов с семьями. Её деятельность основана на принципах коллективного творческого дела, направлена на раскрытие потенциала каждого участника: вера в безграничные возможности каждого, учёт индивидуальных особенностей, интересов и потребностей, поддержка и поощрение творческих инициатив. Авторы определили этапы коллективного творческого дела, подчёркивающие взаимодействие между педагогами, родителями и детьми.
1. Зарождение идеи: педагог совместно с родителями разрабатывает концепцию музыкального или театрализованного события.
2. Совместное планирование: педагог и родители вместе планируют все детали мероприятия.
3. Активное участие родителей: родители вовлекаются в организацию и проведение мероприятия.
4. Открытый диалог: проводится обсуждение и обмен мнениями между педагогом, родителями и детьми.
5. Обратная связь и перспективы: осуществляется опрос родителей и детей для определения направлений будущих совместных мероприятий.
Результаты исследования и их обсуждение
Обобщая результаты по констатирующему эксперименту, можно сделать следующие выводы: наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп имеют изначально одинаковую динамику музыкального развития; в этих группах превалирует оптимальный уровень. Авторы данного исследования определили, что если всю экспериментальную группу считать за 100%, то результаты таковы: оптимальный уровень – 65% (20 человек), базовый уровень составил 30% (9 человек), творческий уровень продемонстрировало 5% (1 человек).
Если контрольную группу считать за 100% – оптимальный уровень 64% (19 человек), базовый уровень проявило 29% (9 человек), на творческом уровне оказалось 7% (2 человека); было установлено, что в обеих испытуемых группах наблюдается преобладание семей с оптимальным уровнем воспитательного потенциала: 52% (27 семей) в экспериментальной группе, 49% (26 семей) – в контрольной группе (рис. 2).
Опрос свидетельствует, что родители испытывают потребность в консультации, оказании помощи со стороны педагога и относятся к активно-пассивным участникам музыкальных мероприятий, проводимых в дошкольной образовательной организации. Их участие в музыкальных мероприятиях носит смешанный, активно-пассивный характер. На контрольном этапе эксперимента проводился анализ результатов, полученных экспериментальной и контрольной группами за период проведения исследования (рис. 3).
Детей с базовым уровнем музыкального развития стало 6% (2 человека) в экспериментальной группе и 30% (9 человек) в контрольной группе. Оптимальный уровень продемонстрировали 49% (16 человек) в экспериментальной группе и 67% (18 человек) в контрольной группе. Творческий уровень был выявлен у 45% (12 человек) в экспериментальной группе, а в контрольной группе – 7% (3 человека). Анализ результатов экспериментальной группы выявил значительное увеличение числа детей с творческим уровнем музыкального развития. По результатам анкетирования и наблюдений выявлены достаточный уровень воспитательного потенциала семьи и готовность воспитателей к сотрудничеству с педагогом. Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность разработанной педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Рис. 3. Динамика музыкального развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования, экспериментальная группа (30 человек) и контрольная группа (30 человек) Источник: составлено авторами по результатам данного исследования
Заключение
Разработанная и апробированная педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи эффективна в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросах музыкального развития детей способствует повышению уровня воспитательного потенциала семьи в данном направлении. Результаты педагогического эксперимента подтверждают успешность предложенных этапов коллективного творческого дела, значительно улучшив показатели сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей.