Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

DEVELOPMENT AND TESTING OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR COOPERATION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND FAMILIES IN THE MUSICAL DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Kamenskaya O.A. 1 Prischepa S.S. 2
1 Humanitarian and Technical College Znanie
2 State University of Enlightenment
1702 KB
Modern state policy in Russia gives priority to the educational role of the family. In this regard, the full-fledged musical development of preschool children is possible only with the close cooperation of teachers and parents. This necessitates the development of pedagogical technology aimed at cooperation between preschool educational organizations and families in the musical development of older preschool children. The purpose of the research is to develop, theoretically substantiate and test the pedagogical technology of cooperation between a preschool educational organization and a family in the musical development of older preschool children. The theoretical part of the study was to study the problems of interaction and cooperation between teachers of educational institutions and the family, the cooperation of a preschool educational organization with a family, the structure of pedagogical technology, and the musical development of preschool children. The empirical part of the study consisted of ascertaining, formative and control stages; survey methods were used; observation; study of teaching experience; assessment and measurement; mathematical processing of research results. Within the framework of the research, a pedagogical technology of cooperation between a preschool educational organization and a family in the musical development of older preschool children, including interrelated components, has been developed and tested. Diagnostic component: criteria and indicators of the level of formation of children’s musical development, the level of the educational potential of the family in musical development are determined. The substantive component is the development of a program for cooperation between a preschool educational organization and a family “Joint steps towards music”, an algorithm for organizing intramural collective events in the format of a musical lounge cycle, and the main directions and forms of cooperation in musical development. The procedural component consists in the implementation of cooperation in various areas and forms. The main format has become a musical lounge, which includes a collective creative activity. The results of the control stage of the experiment prove the effectiveness of the developed pedagogical technology of cooperation between a preschool educational organization and a family in the musical development of older preschool children.
collaboration
family
musical development
older preschool children
educational technology

Введение

Актуальность взаимодействия и сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи подтверждается многочисленными исследованиями. Например, Н.Е. Лунгу и С.Г. Молчанов рассматривают этот вопрос с философской и педагогической позиций [1]. А.С. Альчикова и И.В. Зотова предлагают методику конструктивного взаимодействия [2]. Организацию социального взаимодействия через проектную деятельность исследуют М.К. Иванова и С.И. Кононова [3]. Современные пути сотрудничества раскрывает А.А. Петрова [4]. З.В. Некрасова представляет формы педагогического взаимодействия [5]. В рамках философии сотрудничества дошкольная образовательная организация призвана оказывать всестороннюю помощь родителям, направлять их и поддерживать в вопросах воспитания и развития детей. Федеральный государственный образовательный стандарт и федеральная образовательная программа определяют ключевые направления взаимодействия между образовательной организацией и семьями воспитанников, создавая основу для эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнения.

Педагогические исследования и диссертации, посвящённые музыкальному развитию детей дошкольного возраста, охватывают широкий круг вопросов, представленных научному сообществу. Например, Н.С. Алпатова, В.С. Глушенкова, Е.С. Федосеева рассматривают эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности [6]. А.А. Когут исследует развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности [7]. И.Г. Кольцовская описывает особенности развития способностей к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [8]. А.Т. Ферзалиева рассматривает развитие музыкальной одарённости детей в системе дополнительного образования [9]. И.А. Синицына предлагает вариативную модель музыкального воспитания для детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования [10]. Исходя из представленного выше материала, авторы данной статьи приходят к выводу о том, что вопросы музыкального развития детей дошкольного возраста освещены достаточно подробно. Однако важно помнить, что эффективное музыкальное развитие требует тесного сотрудничества с семьёй.

В педагогической и научной литературе вопросы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей рассматривались с разных сторон:

- как важное педагогическое условие [11];

- как семейно ориентированное сопровождение [12];

- как результат развития успешной личности ребёнка [13].

Однако практика показывает, что, несмотря на существующие исследования, педагоги сталкиваются с рядом трудностей. Часто не учитываются интересы, потребности и предпочтения родителей и детей. В некоторых случаях родители проявляют инициативу, но предъявляют завышенные требования к музыкальным способностям детей. Кроме того, недостаточно внимания уделяется повышению родительской компетентности в этой области, а сам процесс музыкального развития порой носит формальный характер. Следует отметить, что в настоящее время для организации музыкального развитии детей старшего дошкольного возраста используются различные инновационные педагогические технологии, однако не разработана педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в данном направлении. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью активного вовлечения родителей в образовательный процесс и отсутствием эффективной педагогической технологии сотрудничества.

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апробировать педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

В процессе сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи решались следующие задачи:

1. Изучить теоретико-методологические основы и прикладные аспекты исследуемой проблемы, определить содержательные характеристики музыкального развития детей старшего дошкольного возраста и проанализировать воспитательный потенциал семьи в музыкальном развитии.

2. Определить критерии оценки уровня сформированности музыкального развития детей, критерии оценки уровня воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии ребёнка.

3. Описать сущностные характеристики педагогической технологии.

4. Разработать и апробировать педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Авторы данной статьи предполагают, что музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, а именно пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах, будет эффективно при внедрении педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи.

Материалы и методы исследования

В рамках данного исследования проводилась систематизация существующих теорий и идей:

- о взаимодействии педагогов образовательных учреждений и семьи в успешной подготовке детей к обучению в школе Л.В. Байбародовой, В.М. Пономарёвой [14];

- о сотрудничестве дошкольной образовательной организации с семьёй, о семье как субъекте образовательных отношений Ю.А. Гладковой [15];

- о структуре педагогической технологии Г.К. Селевко [16] и других.

Эмпирическая часть исследования была реализована в форме педагогического эксперимента, состоящего из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Применялись методы опроса (анкетирование, беседы и интервью), наблюдение, анализ педагогического опыта, методы оценки и измерения, а также статистическая обработка полученных данных. Исследование было реализовано на базе дошкольных образовательных учреждений города Подольска: № 38 «Искорка» и № 51 «Солнышко». Определены: контрольная группа (дошкольные образовательные учреждения № 38 «Искорка») и экспериментальная группа (дошкольное образовательное учреждение № 51 «Солнышко») В исследовании приняли участие 34 педагога, 83 семьи и 60 детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность музыкального развития ребёнка во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Опираясь на исследование Е.И. Сермяжко, авторы данной статьи выделяют три уровня воспитательного потенциала семьи в контексте музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: достаточный (высокий), оптимальный (средний) и допустимый (низкий)[17].

Педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии рассматривается авторами как способ проектирования взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленный на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, представляющий собой единство диагностического, содержательного и процессуального компонентов (рис. 1).

Диагностический компонент технологии. Авторами были определены когнитивный, деятельностный и эмоциональный критерии и уточнены показатели уровня сформированности музыкального развития: базовый (слабо выражен или отсутствует), оптимальный (выражен умеренно) и творческий (выражен ярко) (таблица).

Содержательный компонент технологии представляет собой разработанную программу «Совместные шаги навстречу музыке», состоящую из двух модулей:

1. «Просветительство и педагогическая поддержка», включающий в себя цикл мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности в области музыкального развития детей.

2. «Совместное творчество (родители, дети, педагоги)», который предусматривает совместную музыкальную деятельность (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) педагогов, детей и родителей.

Критерии и показатели уровня сформированности музыкального развития

Критерии

Показатели

Когнитивный

знания детей о творчестве известных композиторов, музыкальных инструментах

Деятельностный

умение не только исполнять, но и сочинять песенки, движения, мелодии

Эмоциональный

выразительное и эмоциональное исполнение песен, движения, мелодии

на музыкальных инструментах

Качественная характеристика оценки музыкального развития детей старшего дошкольного возраста:

- базовый уровень (показатель выражен слабо или отсутствует);

- оптимальный уровень (показатель выражен не очень ярко);

- творческий уровень (показатель выражен очень ярко).

Количественная характеристика целевых ориентиров:

базовый – 1 балл; оптимальный – 2 балла; творческий – 3 балла.

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.

missing image file

Рис. 1. Педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

missing image file

Рис. 2. Сравнительный анализ воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

Процессуальный компонент технологии. На деятельностном этапе сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям и в различных формах:

- информационно-аналитическое – очные индивидуальные формы (анкетирование, интервью, беседы, опросы);

- культурно-просветительское – очные коллективные формы (консультации, устные музыкальные журналы, круглые столы, мастер-классы, родительские конференции); дистанционные формы (видеопрезентации, фотовыставки, видеожурналы, видеобеседы, видеостенды);

- информационно-организационное – очные коллективные формы (родительские собрания, беседы, открытые занятия), дистанционные наглядные формы (видеоролики, видеовизитки);

- совместная деятельность «педагог – родители – дети» – очные формы (семейные встречи, конкурсы, праздники, развлечения); дистанционные формы (семейные творческие видеозадания, видеоконкурсы, видеопрезентации творческих работ, творческие задания в семейном альбоме музыкального развития «Слушаем музыку, танцуем и поём всей моей семьёй»).

Музыкальная гостиная «Диалог с музыкой» – одна из основных форм сотрудничества педагогов с семьями. Её деятельность основана на принципах коллективного творческого дела, направлена на раскрытие потенциала каждого участника: вера в безграничные возможности каждого, учёт индивидуальных особенностей, интересов и потребностей, поддержка и поощрение творческих инициатив. Авторы определили этапы коллективного творческого дела, подчёркивающие взаимодействие между педагогами, родителями и детьми.

1. Зарождение идеи: педагог совместно с родителями разрабатывает концепцию музыкального или театрализованного события.

2. Совместное планирование: педагог и родители вместе планируют все детали мероприятия.

3. Активное участие родителей: родители вовлекаются в организацию и проведение мероприятия.

4. Открытый диалог: проводится обсуждение и обмен мнениями между педагогом, родителями и детьми.

5. Обратная связь и перспективы: осуществляется опрос родителей и детей для определения направлений будущих совместных мероприятий.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщая результаты по констатирующему эксперименту, можно сделать следующие выводы: наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп имеют изначально одинаковую динамику музыкального развития; в этих группах превалирует оптимальный уровень. Авторы данного исследования определили, что если всю экспериментальную группу считать за 100%, то результаты таковы: оптимальный уровень – 65% (20 человек), базовый уровень составил 30% (9 человек), творческий уровень продемонстрировало 5% (1 человек).

Если контрольную группу считать за 100% – оптимальный уровень 64% (19 человек), базовый уровень проявило 29% (9 человек), на творческом уровне оказалось 7% (2 человека); было установлено, что в обеих испытуемых группах наблюдается преобладание семей с оптимальным уровнем воспитательного потенциала: 52% (27 семей) в экспериментальной группе, 49% (26 семей) – в контрольной группе (рис. 2).

Опрос свидетельствует, что родители испытывают потребность в консультации, оказании помощи со стороны педагога и относятся к активно-пассивным участникам музыкальных мероприятий, проводимых в дошкольной образовательной организации. Их участие в музыкальных мероприятиях носит смешанный, активно-пассивный характер. На контрольном этапе эксперимента проводился анализ результатов, полученных экспериментальной и контрольной группами за период проведения исследования (рис. 3).

Детей с базовым уровнем музыкального развития стало 6% (2 человека) в экспериментальной группе и 30% (9 человек) в контрольной группе. Оптимальный уровень продемонстрировали 49% (16 человек) в экспериментальной группе и 67% (18 человек) в контрольной группе. Творческий уровень был выявлен у 45% (12 человек) в экспериментальной группе, а в контрольной группе – 7% (3 человека). Анализ результатов экспериментальной группы выявил значительное увеличение числа детей с творческим уровнем музыкального развития. По результатам анкетирования и наблюдений выявлены достаточный уровень воспитательного потенциала семьи и готовность воспитателей к сотрудничеству с педагогом. Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность разработанной педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

missing image file

Рис. 3. Динамика музыкального развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования, экспериментальная группа (30 человек) и контрольная группа (30 человек) Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

Заключение

Разработанная и апробированная педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи эффективна в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросах музыкального развития детей способствует повышению уровня воспитательного потенциала семьи в данном направлении. Результаты педагогического эксперимента подтверждают успешность предложенных этапов коллективного творческого дела, значительно улучшив показатели сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей.