Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING NATURAL SCIENCE SUBJECTS

Likhacheva D.L. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
In the current conditions of increasing migration processes, the skills of modern teachers to work with migrant children and to carry out their pedagogical adaptation in the Russian-language educational environment are in demand. The study is devoted to identifying and substantiating pedagogical conditions for the effective adaptation of migrant children when studying natural science subjects in basic school. This is an optimal combination of the content of natural science subjects with the possibilities of adaptive learning technologies; the use of mind maps in educational activities with an emphasis on the cognitive aspect; the use of extracurricular courses aimed at the development of communication and culture; strengthening reflexive actions to take into account age and personal characteristics. The leading approach in the study is an inclusive approach that allows taking into account the individual needs and cultural characteristics of each student, which contributes not only to their linguistic and social adaptation, but also to their overall development. The article describes the program of extracurricular activities developed by the author, which is based on the dialogue of cultures with the aim of educating and developing communicative skills in migrant students, introducing them to Russian culture (cultural heritage of the city of study), accepting Russian identity, using material on chemistry, biology and geography. To determine the effectiveness of pedagogical adaptation, four main criteria and seven indicators were identified: educational (indicators: quality of training and performance of all-Russian tests in natural sciences), motivational and activity (indicators: motivation for learning; participation in natural science extracurricular activities), communicative (indicator – socialization), emotional (indicators: anxiety; cultural and value guidelines). As a result of the pedagogical experiment, a significant increase in the indicators of the experimental group was established for almost all criteria, in comparison with the control group.
natural science education
school
children of migrants
pedagogical adaptation
pedagogical conditions

Введение

Современная Россия – это крупнейший мировой центр, принимающий мигрантов из разных стран. По данным Министерства внутренних дел (МВД) на сентябрь 2024 г., в Российской Федерации (РФ) официально находится свыше 6 млн мигрантов [1]. Обычно иностранные граждане способствуют переселению и своих семей с детьми либо обзаводятся ими на территории РФ. Эти миграционные процессы оказывают огромное влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе образование. Исходя из сложившейся геополитической ситуации становятся актуальными ключевые вопросы миграционной педагогики, а именно педагогической адаптации детей мигрантов.

Необходимость сопровождения адаптации иностранных обучающихся на многих этапах образовательной деятельности регламентирована международными нормативно-правовыми актами и документами РФ. В Профессиональном стандарте «Педагог» обращается внимание на такой важный аспект, как умение современных учителей работать с «различными контингентами обучающихся» и детьми мигрантов в том числе, применять педагогические технологии «для адресной работы» [2], а в Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных наций (ООН) говорится о том, что каждый ребенок независимо от социальных, культурных, физических особенностей имеет право получить образование, которое будет осуществляться с помощью методов, уважающих честь и достоинство ребенка [3].

Под педагогической адаптацией в исследовании понимается явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию [4]. В нее входят разнообразные процессы перестройки и усиления таких областей, как познавательная, эмоциональная, мотивационная, волевая, что обуславливает важность взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью успешного вхождения в новые условия познавательной деятельности в основной школе. Этот процесс исследуют многие ученые. В диссертационном исследовании Н.С. Путулян проведен анализ особенностей педагогической адаптации детей мигрантов начальной школы [5]. Автор, в частности, подчеркивает неготовность современной системы образования к принятию иностранных обучающихся и предлагает организацию театра, разговорного клуба и тьюторство для успешной адаптации детей мигрантов в начальной школе. О взаимосвязи образовательной и социокультурной адаптации детей мигрантов пишут В.Л. Бенин и Е.Д. Жукова [6]. Педагоги предлагают учитывать региональную специфику и культурный компонент в процессе обучения иностранных школьников. В исследовании О.В. Мартасовой выделены дефициты детей мигрантов (язык, эрудированность, психологический комфорт, социализация), препятствующие аккультурации [7]. Автор предлагает устранять выявленные дефициты с помощью комплексной работы с применением дифференцированных заданий, коллективных форм работы, библиотечных уроков, психолого-педагогических консилиумов, внеурочной деятельности, связанной с развитием творчества обучающихся.

На сегодняшний день в педагогической науке имеется глубокое понимание проблемы обучения детей мигрантов и их приспособления к образовательной системе, сделаны многочисленные попытки в решении выявленных проблем, но не определен и не обоснован единый методологический подход. В исследовании Е.А. Железняковой акцентируется внимание на применении системного подхода [8]. В работе Е.А. Хамраевой отмечается важность средового подхода как способа социокультурной адаптации детей мигрантов [9].

Несмотря на большое количество исследований, описывающих процесс адаптации детей мигрантов и трудности, с которыми сталкиваются иностранные школьники при попадании в новую для них образовательную среду, совершенно недостаточно исследован вопрос их педагогического сопровождения в рамках конкретных профильных дисциплин. Особенно это касается дисциплин естественнонаучного профиля, которые имеют свою специфику и трудно воспринимаются даже русскоговорящими обучающимися. Имеются лишь отдельные публикации по адаптации детей мигрантов при изучении предметов естественнонаучного профиля Д.Л. Дарземановой совместно с научным руководителем С.И. Гильманшиной. Авторы раскрывают потенциал адаптивных технологий обучения по химии, биологии и географии с акцентом на когнитивный аспект, подробно описывают технологии приспособления практических, лабораторных работ и интеллект-карт, которые успешно были апробированы при обучении детей мигрантов [10, 11], а обучение иностранных школьников обоснованно приравнивают к инклюзивной педагогике [12].

Следовательно, исследование специфики педагогической адаптации детей мигрантов при изучении естественнонаучных предметов в основной школе изучено недостаточно, поэтому актуально и требует специального научного исследования. Проблема исследования следующая: педагогические условия адаптации детей мигрантов при изучении химии, биологии и географии в основной школе.

Цель исследования – выявить, обосновать и экспериментально проверить результативность педагогических условий адаптации детей мигрантов при изучении естественнонаучных предметов в основной школе.

Материалы и методы исследования

Методологической основой исследования служит инклюзивный подход, позволяющий учитывать индивидуальные потребности и культурные особенности каждого ребенка, что способствует не только их языковой и социальной адаптации, но и общему развитию. Инклюзивная культура школы определяется совокупностью мер, процедур, программ, правил и действий, которые создают среду, где разнообразие человеческих потребностей и ценностей не мешает, а способствует успеху всех обучающихся, поэтому дети-мигранты нуждаются в образовательной инклюзии не меньше, чем обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Подход позволяет обеспечить общий доступ детей мигрантов к образованию с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей, образовательных особенностей и потребностей, связанных с языком, предметными результатами обучения, эмоциональным состоянием, культурными нормами и правилами.

В исследовании инклюзивный подход помогает в приспособлении естественнонаучного материала к индивидуальным возможностям обучающихся (язык, знания, культурные особенности) и в построении коммуникативно-образовательной среды, направленной на развитие личности.

Педагогический эксперимент был комплексным и включал этапы: подготовительный, констатирующий, дидактический и контрольный. На подготовительном этапе в 2014 г. велась работа с учителями Республики Татарстан (РТ), было опрошено 100 действующих учителей разного возраста и стажа работы, преподающих разные предметы в городских и сельских школах. В основном экспериментальном исследовании принимали участие две группы иностранных обучающихся – контрольная (КГ) 56 чел. (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 156» Советского района Казани) и экспериментальная (ЭГ) 56 чел. (МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111» Советского района Казани). На контрольном этапе шло оценивание результативности педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов при изучении естественнонаучных предметов в соответствии с критериями с помощью авторских тестов и результатов выполнения ВПР; методики Г.А. Карповой по выявлению уровня сформированности учебной мотивации обучающихся [13]; опросника школьной тревожности Филлипса [14]; методики М.И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося [15]; теста культурно-ценностных ориентаций Л.Г. Почебуты [16]. При качественном и количественном анализе результатов экспериментального исследования при проверке статистических гипотез применялся критерий Хи-квадрат (вероятность ошибки p ≤ 0,05, число степеней свободы df = 2, критическое значение 5,99).

Результаты исследования и их обсуждение

Применение инклюзивного подхода в обучении детей мигрантов химии, биологии и географии обуславливает реализацию соответствующих дидактических принципов:

1. Принцип адаптации естественнонаучного материала к индивидуальным возможностям обучающихся с учетом их образовательных особенностей и потребностей. Весь учебный материал по химии, биологии и географии 8–9 класса был адаптирован автором специально для детей мигрантов. Сюда включены практические работы, интеллект-карты, видеофрагменты экспериментов, инструкции для обучающихся. ЭГ несколько лет успешно обучалась по адаптированному материалу.

2. Принцип построения коммуникативно-образовательной среды, направленной на воспитание, развитие и социализацию личности обучающихся, при изучении естественнонаучных предметов. Это реализуется с помощью внеурочной деятельности, которая приобщает детей мигрантов к российской культуре, а также с помощью применения адаптированного естественнонаучного материала и информационно-коммуникативных технологий обучения.

Применение инклюзивного подхода и вышеописанных дидактических принципов позволило внести преемственность, целостность и согласованность в педагогическое сопровождение детей мигрантов в процессе изучения химии, биологии и географии и выявить условия результативности их адаптации в основной школе.

Первое условие – оптимальное сочетание содержания естественнонаучных предметов с возможностями адаптивных технологий с целью позитивного вхождения детей мигрантов в российскую образовательную среду. Его суть в том, что обучение будет происходить, опираясь на адаптивные технологии обучения.

Второе условие – применение интеллект-карт в учебной деятельности детей мигрантов, ориентированных на педагогическую адаптацию с акцентом на когнитивный аспект. Главная цель – помощь в структурировании и усвоении сложных тем, а также в решении расчетных задач.

Оба педагогических условия подробно описаны автором совместно с научным руководителем в публикациях ранее [10, 11].

Третье условие – применение курсов внеурочной деятельности, ориентированных на педагогическую адаптацию детей мигрантов с акцентом на коммуникативный и культурный аспекты. Логика построения курсов опирается на диалог культур с целью воспитания и развития коммуникативных способностей, приобщения иностранных школьников к российской культуре (культурному наследию города обучения), принятию российской идентичности, используя естественнонаучный материала. Курсы внеурочной деятельности должны гармонично сочетаться с тематикой единых классных часов, таких как «Разговоры о важном», «Экстремизму – нет!», «День солидарности в борьбе с терроризмом». Для эффективности предлагаются разнообразные формы (практические занятия; беседы и встречи; тематические лекции от выдающихся горожан; экскурсии по городу, посещение музеев, университетов).

Рабочая программа авторского курса внеурочной деятельности «Естествознание» рассчитана на 8–9 классы (68 ч, 2 года), где присутствуют дети мигрантов. Освоение программы направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к живой природе и к собственному здоровью, формирование чувства патриотизма, гордости за страну, в которой они проживают, развитие культурных ценностей. В ходе внеурочной деятельности обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, моделировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Авторская программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, учебно-методических материалов, согласована с руководителем школьного методического объединения учителей естественного цикла и заместителем директора по воспитательной работе школы, утверждена директором.

Календарный тематический график занятий в 8 классе содержит разделы: Введение (4 ч); Естествознание и методы познания мира (6 ч); Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера (11 ч); Макромир. Наука об окружающей среде. Биосфера. (11 ч); Заключение (2 ч).

Календарно-тематический план занятий в 9 классе: Введение (4 ч); Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов (13 ч); Великие люди великого города (9 ч); Заключение (8 ч).

Каждый из разделов предполагает разнообразные формы проведения занятий и различные формы контроля освоения компетенций обучающимися для преодоления внутренних факторов препятствия (слабого владения русским языком и слабой учебной мотивации) адаптации детей мигрантов при изучении естественнонаучных предметов. При этом формируется функциональная грамотность в результате синтеза биолого-химических и географических знаний, расширяются представления об особенностях проявления химических свойств вещества в природе и быту. Наблюдается развитие у обучающихся ценностного отношения к живой природе и к собственному здоровью, формирование чувства патриотизма, гордости за природу и полезные ископаемые страны, в которой они проживают, происходит развитие культурных ценностей.

Реализация программы внеурочной деятельности начинается в 8 классе с темы «Правила и приемы работы в лаборатории. Техника лабораторных работ» в школьных кабинетах химии, биологии, географии и фронтальной формы контроля. А через несколько недель предполагаются экскурсии – посещение Химического института имени А.М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) и Музея естественной истории РТ, где иностранные обучающиеся знакомятся с большим объемом интересной информации о природе и городах региона, в который они прибыли для длительного проживания. Завершается курс в 9 классе работой над индивидуальными проектами и их публичной защитой.

Внеурочная деятельность для обучающихся мигрантов способствует овладению основами естественнонаучного эксперимента и выполнению индивидуальных проектных работ, формированию комфортного поведения для себя и окружающих, демонстрации дружелюбия и диалога культур в условиях русскоязычной среды, принятию российских культурных ценностей, восприятия культурного наследия россиян, приобретению положительных эмоций в результате творческой деятельности по предметам, а также успешному преодолению эмоциональных трудностей при попадании в новую русскоязычную образовательную среду. В результате отмеченного снижаются внутренние факторы препятствия педагогической адаптации детей мигрантов при изучении химии, биологии и географии, улучшается владение разговорным русским языком, повышается учебная мотивация.

Четвертое условие – усиление рефлексивных действий с учетом возрастных и личностных особенностей детей мигрантов при изучении естественнонаучных предметов. Выявленное условие обусловлено необходимостью развития способности осознанно управлять мыслями, эмоциями и поведением. Это включает в себя несколько ключевых аспектов: осознанность и саморефлексия, оценка принятых решений, эмоциональная грамотность, критическое мышление, безопасная образовательная среда. А умения, сформированные на уроках химии, биологии и географии, не всегда допустимы и оправданы в реальных жизненных условиях. Это требует приобщения иностранных обучающихся к проектной деятельности и выполнению упражнений по функциональной естественнонаучной грамотности. Усиление рефлексивных действий обуславливает положительные качества обучения, сочетающего требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) с педагогической адаптацией детей мигрантов.

С опорой на теоретическое исследование для определения результативности адаптации детей мигрантов в процессе изучения химии, биологии и географии выбраны четыре основных критерия и семь показателей: образовательный (показатели: качество обучения и выполнения всероссийских проверочных работ (ВПР) по естественнонаучным предметам), мотивационно-деятельностный (показатели: мотивация к обучению; участие в естественнонаучных внеклассных мероприятиях), коммуникативный (показатель – социализация), эмоциональный (показатели: тревожность; культурно-ценностные ориентиры).

На подготовительном этапе исследования выявлено, что все учителя сталкиваются с трудностями при работе с детьми мигрантов. Были опрошены 100 действующих учителей РТ возраста и стажа работы, преподающих разные предметы в городских и сельских школах, причем мужчин-учителей было 16 %. Оказалось, что большинство опрошенных учителей работают в образовательных учреждениях больше 15 лет. Интересным оказался вопрос об опыте работы опрошенных учителей с детьми мигрантов, 76 % респондентов имеет опыт работы с иностранными школьниками. Эта цифра подтверждает, что в РТ очень часто за школьной скамьей встречаются дети из семей мигрантов, большинство из которых прибыло из стран ближнего зарубежья. Далее учителя отметили, что проблемы при работе с данной группой обучающихся возникают чаще, чем с соотечественниками. Наиболее часто выделяются следующие проблемы: языковой барьер (37 %), он затрудняет понимание учебного материала и взаимодействие между учителями и обучающимися; психологические проблемы (26 %), обучающиеся-мигранты могут сталкиваться с культурной адаптацией, что может вызывать стресс, тревогу и другие эмоциональные трудности; отсутствие учебной мотивации (37 %), это может быть связано с различными факторами, такими как недостаток поддержки, непонимание учебных целей или отсутствие интереса к предмету.

Таким образом, на основе результатов анкетирования 2014 г. была выявлена острая необходимость и потребность в разработке и внедрении педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов в основной школе при изучении естественнонаучных дисциплин.

На констатирующем этапе был выявлен первоначальный уровень ЭГ и КГ по разработанным критериям (показателям-индикаторам). Было определено, что обучающиеся КГ имеют следующее качество обучения и выполнения ВПР по химии, биологии и географии по классам основной школы: 5 класс – 12 % и 12 %; 6 класс – 9 % и 5 %; 7 класс – 4 % и 8 %; 8 класс – 12 % и 10 %; 9 класс – 6 % (только качество знаний, ВПР не проводится), а в ЭГ соответственно: 5 класс – 10,5 % и 8 %; 6 класс – 3,6 % и 3 %; 7 класс – 5,4 % и 5 %; 8 класс – 9 % и 10 %; 9 класс – 5,4 % (только качество знаний).

Установлено, что ни один обучающийся мигрант КГ не имеет высокого уровня учебной мотивации, 12,5 % имеют средний уровень и 87,5 % – низкий. В ЭГ также не было обучающихся, имеющих высокий уровень учебной мотивации, 9 % имеют средний уровень и 91 % – низкий. Было выявлено, что 18 % школьников КГ и 5,6 % ЭГ участвуют во внеурочных мероприятиях (акции, игры, квесты, экологические и профориентационные мероприятия).

Определено, что умеренной тревожностью отличаются 9 % детей мигрантов КГ и 11 % ЭГ, повышенной – 66 % КГ и 53,5 % ЭГ, высокой – 25 % КГ и 35,5 % ЭГ. Социализированы в новой образовательной русскоязычной среде на низком уровне 87 % (ЭГ) и 90 % (КГ), на среднем – 11 % (ЭГ) и 6,5 % (КГ), на высоком – 2 % (ЭГ) и 3,5 % (КГ). Большинство участников эксперимента имеют традиционный тип культуры (98 % ЭГ и 96,5 % КГ).

На констатирующем этапе установлено, что по всем критериям, выявленным автором, дети мигрантов имеют низкий уровень адаптации к русскоязычной образовательной среде.

Дидактический этап включал реализацию выявленных педагогических условий, разработанных под обучение детей мигрантов интеллект-карт, лабораторных, практических и проектных работ, упражнений по функциональной естественнонаучной грамотности, курсов внеурочной деятельности, цифровых видеоопытов, авторского сайта учителя, включающего в себя разнообразный адаптивный учебно-методический материал (инструкции для работы с интеллект-картами, QR-кодами, мобильными приложениями и др.).

В ходе контрольного этапа исследования установлен существенный рост показателей ЭГ практически по всем критериям, в сравнении с КГ. 9 % обучающихся ЭГ увеличили качество обучения по химии, биологии и географии, в КГ этого достигнуть смогли лишь 0,8 %. 1,25 % обучающихся мигрантов ЭГ в ходе эксперимента увеличили показатели написания ВПР по предметам естественнонаучного цикла, в КГ этот показатель равен 0 %. Практически равными оказались результаты средних показателей по индикатору «мотивация к обучению» – в ЭК данный показатель равен 5 %, в КГ – 4 %. 83 % школьников ЭГ увеличили свою мотивацию к участию в школьных мероприятиях, в КГ только 9 %. Преодолеть тревожность смогли 28 % детей мигрантов ЭГ и 17 % КГ, а повысить уровень социализации 24 % обучающихся ЭГ и всего 14 % КГ. Кроме этого, повысили уровень сформированных культурно-ценностных ориентаций в ЭГ – 27 %, в КГ – 4 %. В целом улучшить адаптацию при изучении естественнонаучных предметов удалось 25 % респондентов ЭГ и 8 % КГ.

Заключение

В ходе исследования определена важность применения инклюзивного подхода в обучении детей мигрантов химии, биологии и географии. Он позволяет адаптировать естественнонаучный материал под индивидуальные возможности обучающихся и выстроить доверительную коммуникативно-образовательную среду в процессе обучения и воспитания иностранных школьников.

Выявлены четыре педагогических условия, которые способствуют успешному приспособлению иностранных обучающихся в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла в основной школе. Установлены три критерия и семь показателей для оценки результативности процесса адаптации иностранных школьников. Обосновано, что при обучении детей мигрантов учителям химии, биологии и географии важно использовать в работе такие технологии и средства, как простые интеллект-карты, задания на формирование функциональной грамотности, проектную и внеурочную деятельность, скорректированные лабораторные и практические работы. Это способствует результативной педагогической адаптации иностранных обучающихся, формирует их когнитивные способности, коммуникативные компетенции, а также знакомит с культурой РФ и нового города.

В экспериментальной части исследования установлен существенный рост качества обучения, выполнения ВПР, мотивации к обучению, социализации, количества иностранных школьников, участвующих во внеклассных мероприятиях, уровень культурно-ценностных ориентиров, а также снизилась тревожность ЭГ.