Введение
Рассматривая проблему резильентности, следует отметить способность человека успешно преодолевать сложные жизненные ситуации, адаптируясь к ним в случае необходимости, положительно оценивая мир, окружение и себя, несмотря на стрессорность и травматические переживания [1]. Формирование резильентности обучающегося в семье, обществе и школе в настоящее время является главным объектом внимания социальных педагогов, психологов, учителей, родителей [2; 3]. Если своевременная и качественная диагностика, коррекционные мероприятия предотвращают проявление нежелательных мыслей в становлении человека как личности, демонстрации асоциального поведения в трудных ситуациях в школьной и в нешкольной среде обучающегося, то выраженное проявление неблагополучия на сегодняшний относится к нерезильентности [4].
Ранее понятие «резильентность» в научной литературе практически не упоминалось и не исследовалось. На сегодняшний день ситуация в корне изменилась, наблюдается рост интереса к этой проблематике со стороны психолого-педагогической науки в работах G.A. Bonanno, M. Rutter, Ю.Н. Бирюковой [5–7]. Актуальность проблемы данного феномена обусловлена противоречиями. С одной стороны, активный рост исследований в этой области, позволяющий глубже понимать механизмы резильентности обучающегося и влияющие на нее факторы [1]. С другой стороны, актуальным остается вопрос об эффективности применения полученных знаний на практике с целью оказания помощи подростку развивать способность удерживать психическое самообладание в стрессовых ситуациях в реальных жизненных обстоятельствах. Вторым противоречием можно считать необходимость развития резильентных качеств для предотвращения психических расстройств, обусловленных осознанием важности психического здоровья современного общества. С другой стороны, существует проблема, не конкретизированная своевременной поддержкой подростков с психическими расстройствами, создающими препятствия к доступу педагогической помощи и интернет-ресурсам, необходимым для понимания глобальной проблемы несформированности данной способности в подростковом возрасте [8]. Третье противоречие обусловлено социальными и культурными факторами, играющими важную роль в формировании резильентности, рассматриваемой как индивидуальное качество, способность и стратегии преодолевать трудности, с которыми сталкивается подросток в повседневной жизни [9]. Данные противоречия влияют на глубокое понимание исследуемого феномена с точки зрения внутренних и внешних факторов при адресной поддержке со стороны семьи, сверстников, образовательных учреждений и общества в целом.
Считается, что современное исследование резильентности в обществе и особенно в школьной среде опирается на следующие положения:
− позитивное и здоровое развитие подростка, несмотря на высокий уровень риска в его окружении;
− хроническая бедность, родительская психопатология, очень молодое родительство;
− постоянная компетентность в острых стрессовых условиях критических жизненных событий – разлука с родителями и развод, повторный брак одного из родителей, потеря брата или сестры;
− положительное или быстрое восстановление после травматических событий – смерть родителей, опыт насилия, стихийные бедствия или опыт войны и террора.
Цель исследования – проанализировать резильентность обучающегося и обосновать ее влияние на противодействие асоциальным проявлениям.
Материалы и методы исследования
Объект исследования – резильентность обучающегося в подростковом возрасте.
Предмет исследования – условия противодействия асоциальным проявлениям.
В основную часть при написании статьи вошли теоретические труды российских и зарубежных авторов, раскрывающие сущность феномена резильентности подросткового возраста, особенности социокультурных факторов, социальной и педагогической поддержки обучающихся в современной окружающей среде.
В исследовании использовался метод анализа научно-педагогической литературы, который составил его основу.
Результаты исследования и их обсуждение
Резильентность, прежде всего, относится не только к отсутствию психических и иных расстройств, но включает приобретение или сохранение соответствующих подростковому возрасту навыков и способностей нормального развития [10]. Речь идет об успешном решении образовательной задачи развития, являющейся одной из важнейших основ выполнения последующих задач. С точки зрения педагогики и современных условий это считается зеркальным взаимодействием родителей и подростка [11, с. 45]. В ходе этого процесса обучающийся подросткового возраста приобретает навыки и способности, необходимые для положительного развития. Успешное преодоление трудных жизненных ситуаций и умение проявлять социальное поведение подразумевают дальнейшее развитие и личностный рост, способствующий формированию резильентности обучающегося.
Основным фактором, способствующим противодействию стрессам и негативным жизненным обстоятельствам, является сформированная жизнестойкость. Исследование способности психологически восстанавливаться в подростковом возрасте проводилось по методике «Тест жизнестойкости (С. Мадди [12]) в адаптации Д.А. Леонтьева» [13, с. 18] (рисунок) в сентябре 2024 г.
Выраженность компонентов жизнестойкости у обучающихся подросткового возраста
В опросе приняли участие 150 учеников средних образовательных школ Краснодарского края. Обработка результатов производилась при помощи статистической программы «SPSS Statistiks 23» и позволила выявить среднее значение компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня активности в стрессогенных условиях [14].
Основной период становления жизнестойкости – это детский возраст в комфортных детско-родительских отношениях, способствующих развитию компонентов вовлеченности, контроля и принятия риска. В подростковом возрасте возникает необходимость корректировки данных компонентов в составе жизнестойкости.
На рисунке отмечено, что показатель компонента «принятие риска» в возрасте 16–18 лет является высоким из-за наличия богатых впечатлений испытуемых воспринимать изменчивость и неоднородность окружающей среды. Для сохранения психического здоровья и оптимального уровня активности в стрессовых ситуациях следует развивать жизнестойкость в совокупности ярко выраженных всех трех компонентов. Противостояние жизненным трудностям позволяет обучающемуся адаптироваться к ним, минимизируя их влияние на психическое здоровье и социальное поведение. Исследование показало, что подростки с высоким уровнем резильентности способны более эффективно справляться с кризисными ситуациями. А это является подтверждением снижения риска возникновения отрицательных проявлений.
Итак, резильентность обучающегося представляет собой не врожденные черты личности подростка, а сформированные способности, приобретенные в процессе развития при его взаимодействии с окружением. Основным в этом взаимодействии выступает бинаправленный подход, то есть участие как подростка, так и окружающей среды в формировании резильентности, способствующей социальному поведению. Активное взаимодействие обучающегося с окружающей средой в первую очередь формируется в стремлении на успех и избегании неудач. Данное поведение оказывает наибольшее влияние на состояние окружающей действительности обучающегося и его положения в ней. Социальное поведение способствует всевозможным проявлениям добра и зла, дружественности, стремлению к успеху и власти, развитию уверенности. Что касается отрицательных форм асоциальных проявлений в процессе формирования резильентности обучающегося, то основной характеристикой является его агрессия [15, с. 87–96]. Привычные условия окружающей среды оказывают влияние на процесс ярче, чем положительный и стабилизирующий предыдущий опыт обучения, способствующий формированию умения преодолевать трудности. Подросток в процессе развития приобретает навыки выходить из предыдущего опыта резильентным и быть готовым к благоприятным предпосылкам успешного выполнения будущих требований.
Следует обратить внимание на то, что резильентность не означает стабильного иммунитета к негативным жизненным событиям и психическим расстройствам, но представляет собой в личности внутреннюю структуру, способную изменяться во времени и разных ситуациях. Успешное преодоление сложных ситуаций влияет на становление и развитие подростка, сильно изменяя его мировоззрение, осознание и поведение. Следовательно, во время формирования резильентности обучающегося развивается уязвимость в условиях острых стрессовых жизненных ситуаций. В этом смысле подросток к моменту перехода к взрослой жизни может быть адаптированным, умеющим преодолеть препятствия, казаться в большей мере уязвимым, чем на более позднем этапе, в сравнении с другими факторами риска. Гибкость, отвечающая требованиям конкретной ситуации, проявляется как «эластичная» резильентность, но не обозначающая пожизненную способность в соответствии с девизом: однажды приобретенная значит всегда присутствующая.
С самого детства каждый подросток учится адаптироваться и проходит через разные этапы социализации в обществе, включающие множество факторов, задача которых заключается в научении и адаптировании человека как личности к новым ценностям и нормам. Его интеграция в социальную среду может быть как со знаком «+», так и со знаком «-». Готовя обучающегося к взаимодействию с окружающим миром, следует учитывать особенности развития и побуждения его активности, способствующей формированию резильентности к разнообразным негативным воздействиям. Обучающемуся в образовательной среде необходимо создавать условия, в которых он будет спокойным, уравновешенным и мотивированным к проявлению «психологической резильентности». В условиях школы подросток получит одобрение скорее всего у сверстников, критикуя и отчуждая взрослое окружение. Поэтому, стимулируя его активность, образовательная организация и общество в целом должны быть направлены на формирование умения справляться с отрицательными воздействиями через развитие:
− системы ценностных ориентаций;
− конструктивного общения, прежде всего проявляющегося как навыки экологичной совместной деятельности со сверстниками, учителями и родителями с демонстрацией сопротивления отрицательному давлению извне;
− познания мотивации в разных видах деятельности;
− способности быть ответственным за свои действия и поведение;
− продуктивного и креативного мышления (умение в предвидении);
− сохранения эмоционального здоровья, проявления стрессоустойчивости.
Следовательно, школа является приоритетом формирования резильентности обучающегося как условие противодействия асоциальным проявлениям вне ее. В образовательной среде должны быть включены и реализованы соответствующие профилактические мероприятия, направленные на координацию у обучающегося представлений о здоровьесбережении в сфере психологической, эмоциональной и поведенческой резильентности [16, с. 8]. В современной школе происходит привитие подростку первоначальных и совершенствование имеющихся знаний и умений о безопасности взаимодействия с окружением на уроках, во внеурочной деятельности и в игровых формах занятий. Своевременное инструктирование участников образовательного процесса способствует научению их четким нормативно-правильным действиям перед началом различных видов деятельности в учебных занятиях, в период внеклассных мероприятий, в походах, на экскурсиях, при участии в соревнованиях, дополнительных кружковых занятиях.
Совместная деятельность в школе является основной для развития заинтересованности к учебе, одновременно формируя резильентность обучающегося и осознанность к получению знаний при появлении социальных мотивов, мотивов учения и самоопределения. В старших классах у подростка проявляется произвольная мотивация, обусловленная сознательно поставленной целью, его мировоззрением. Формируются убеждения и мировоззрения, порождаемые самоидентификацией, осознанием собственного Я и окружения. Находясь на пороге самостоятельной взрослой жизни, он подвергается влиянию разных внутренних сомнений и тревог, связанных с предстоящим самоопределением. В этот период важно выявить причину нежелания учиться и проявлять деструктивное поведение к учебной деятельности. Сформированная резильентность обучающегося в определенной области жизнедеятельности не способна автоматически влиять на другие сферы жизни и/или компетенции [17]. Например, старший подросток, систематически вовлеченный в родительские конфликты, проявляя резильентность к учебе, может быть нерезильентным к социальным контактам и отношениям с окружением.
В учебном процессе основная задача подразумевает выявление отсутствия заинтересованности у обучающегося учиться и своевременное принятие мер, способных предотвратить определенные негативные явления: академическую нерезильентность, агрессию, заниженную самооценку, депрессивные проявления. В таких случаях родители и учителя обязаны выявить причины проблем в процессе обучения с целью предоставления своевременной поддержки для их устранения, оказания существенного влияния на обучающегося. Справедливо отметить, что в подростковом возрасте целенаправленная поддержка является залогом гармоничного развития.
На сегодняшний день родители и школа сталкиваются с асоциальными проявлениями в старшем подростковом возрасте, обусловленными негативной информационной пропагандой. Обучающийся в данном возрасте уязвим и, не находя объекта для проявления своей любви в окружении, проявляет агрессию и жестокость. По мнению Э. Фромма, такая реакция помогает подростку избежать душевной боли. Асоциальные проявления в этом возрасте очень опасны для оценивания проблемной ситуации, поэтому необходимо предотвратить проявление агрессивности за счет нейтрализации истоков [18].
С рождения подростку присущи врожденные индивидуально-типологические особенности, заложенные в его темпераментальности [19]. Эмоциональная сторона темпераментальности различна. Так, у сангвинического типа преобладает радость, флегматический тип предрасположен к чувству, что в будущем будет все хорошо, меланхолический тип склонен к проявлению неподкрепленного страха, холерический тип характеризуется проявлениями гнева. Опытным путем установлено, что в основе некоторых асоциальных проявлений лежит гнев. Но это не означает, что все подростки от рождения холерического типа. У разной темпераментальности могут проявляться отрицательные эмоции и гнев в ответ на внешние раздражители, преломляясь через внутренние природные условия. У обучающегося первым раздражителем выступает семейная среда и взаимодействие с родителями [20; 21].
Разная темпераментальность родителей и ребенка способствует недопониманию между ними. Это приводит интровертных родителей к необоснованным подозрениям, нетерпимости, непониманию своего гиперактивного ребенка. Данное противоречие приводит к бунтарству, проявлению страха, гнева и асоциальным проявлениям в старшем подростковом возрасте в виде агрессии, порождая непринятие самого себя, препятствуя достижению определенной цели. В психолого-педагогической литературе под агрессивностью рассматривается целенаправленное причинение зла в достижении собственной цели; проявлении ситуативного, нестойкого гнева [22, с. 126; 23, с. 225–232; 24, с. 53].
Поведение обучающегося действительно подвержено влиянию различных норм и законов, присутствующих в образовательном учреждении и обществе. Правовые нормы определяют разрешенные и запрещенные действия, в то время как моральные и нравственные устои формируют представления о том, что считается «правильным» или «неправильным» в конкретной культуре. Когда обучающийся сознательно или бессознательно нарушает эти нормы, его поведение может рассматриваться как асоциальное, отклоняющееся от общепринятых стандартов образовательного учреждения. Такие действия могут варьироваться от мелких проступков до серьезных преступлений и могут проявляться у различных возрастов и пола. Это подтверждает, что асоциальное поведение не является специфичным для какой-то одной группы, а может затрагивать широкий круг участников учебного процесса.
Исходя из социального контекста перцепция асоциального поведения изменяется с течением времени. Предъявляемые образовательным учреждением нормы и стандарты не статичны: они совершенствуются одновременно с изменениями в культурном социуме, экономике и политике. Социальное окружение, психическое здоровье, уровень стресса, а также ценности и убеждения обучающегося являются факторами, способствующие противодействию асоциальным проявлениям. Профилактические мероприятия должны быть направлены на разработку и модернизацию образовательных программ, изменения социально-педагогической поддержки, организация условий для здоровьесбережения и социальной интеграции, меняя атмосферу в образовательном учреждении в лучшую сторону.
Выводы
Резильентность обучающегося представляет собой многоаспектный, сложный феномен, связывающий процессы преодоления трудностей при формировании и развитии личности. Она помогает адаптироваться и успешно справляться с токсичными ситуациями, за счет чего он становится в большей степени адаптированным к новым вызовам.
Одним из ключевых аспектов резильентности является то, что она не является фиксированной характеристикой, а представляет собой динамичное качество, имеющее возможность развиваться в зависимости от контекста и поддержки. Важно подчеркнуть, что резильентность обучающегося может проявляться по-разному, в зависимости от их индивидуальности, жизненного опыта и поддержки, которую они получают от окружающей среды.
В процессе исследования факторов, обеспечивающих резильентность обучающегося как условие противодействия асоциальным проявлениям, необходимо принимать во внимание множество аспектов. Основными факторами, способствующими формированию резильентности, являются:
1. Социальная поддержка семьи, родственников, друзей, учителей и иных значимых взрослых, организующих эмоциональную и практическую помощь, являющуюся основной в формировании данного феномена.
2. Личностные предпосылки – оптимизм, уверенность в себе и саморегуляции, содействующие формированию умения преодолевать препятствия со способностью своевременно психологически восстанавливаться.
3. Опыт преодоления эмоциональных трудностей и препятствий для накапливания способностей и ресурсов, чтобы успешно справляться с будущими вызовами судьбы.
4. Педагогическая поддержка в образовательной среде, способствующая развитию критического и креативного мышления, навыков саморегуляции у обучающегося, влияющих на его резильентность.
Исследование факторов и компонентов резильентности обучающегося как условие противодействия асоциальным проявлениям дало возможность провести тщательный анализ личностных предпосылок и характеристик, способствующих существованию и развитию. Анализ позволил не только оценить механизмы, но и спроектировать функциональные стратегии и тактики поддержки в образовательной среде обучающегося, оказавшегося в неблагоприятных токсичных условиях, позволяющих ему в период взросления быстро находить потенциальные ресурсы для преодоления сложных ситуаций, возникающих на жизненном пути.