Введение
Актуальность изучения темы, касающейся использования искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей в образовательном процессе, обусловлена тем, что современный мир находится на пути стремительных изменений и трансформаций, в основе которых лежит активное применение технологий. Образовательная среда должна уметь адаптироваться к текущим изменениям и учитывать внешние факторы, влияющие на процесс получения знаний, независимо от направлений. Социокультурная России также активно развивается, применяя различные современные технологии в творческой деятельности. В связи с этим получение студентами профессиональных знаний занимает особое место, преимущественно в творческих профессиях. Также тема важна для того, чтобы понимать дальнейшие перспективы и возможности использования ИИ и нейросетей в творческих профессиях. Применение ИИ с этой точки зрения может существенно облегчить процесс обучения, повысить качество знаний и усилить вовлеченность студентов. Его внедрение рассматривается как современный метод исследования и создания творческих проектов в области искусства и культуры, при этом повышается конкурентоспособность высшего учебного заведения. В данном исследовании таким вузом является ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» города Белгорода.
В зарубежной практике внедрения цифровых технологий в образование стоит выделить доклад профессора Ф.Х. Гарсиа-Пеньальво. Ученый подтвердил тот факт, что использование нейросетей (таких как GPT и DALL-E от компании OpenAI) позволило судить о наличии большого прогресса, способного оказать существенное влияние и на образование в том числе. По мнению профессора, применение генеративного ИИ в образовании позволит обеспечить создание новых учебных программ, которые будут направлены на удовлетворение уникальных потребностей каждого студента и при этом дадут возможность педагогам освободить время благодаря автоматизации проверки заданий [1].
Изучая возможности и недостатки существующей технологии системы обучения компьютерному проектированию с использованием средств ИИ, китайские исследователи в 2021 году указали, что компьютерное обучение с использованием искусственного интеллекта имеет функции обучения системной модели и совместного образования. В соответствии с режимом разработки и требованиями к приложениям смартфонов и компьютерного обучения с использованием ИИ, была предложена модель системы обучения, которая основана на современных технологиях.
В теоретическом плане анализ востребованности нейросетей в образовательных учреждениях проводился многими авторами. Например, Е.С. Терехова, Н.Н. Пучкова и Л.В. Новикова подчеркнули вклад нейросетей, которые могут быть применимы в сфере искусства и дизайна. Авторы описали аспекты использования ИИ в этих областях. Исследователи изучили влияние различных факторов на успешность интеграции нейросетей в образовательный процесс по изобразительному искусству, выделив при этом преимущества и недостатки. С одной стороны, такие технологии позволяют усовершенствовать учебный план на факультете культуры и искусств, а с другой – способствуют формированию методик, направленных на интеграцию новейших технологических решений в процесс обучения в области образования [2].
Важность проблематики применения ИИ и нейросетей в образовательной сфере получила подтверждение в 2023 году, когда ЮНЕСКО опубликовала подробное руководство, касающееся использования и внедрения ChatGPT в процедуры обучения на уровне высшего образования. В этом руководстве разбираются перспективы, возможности, а также проблемные моменты, связанные с адаптацией данного инструмента. Кроме этого, руководство по использованию предлагает методы его эффективного применения [3].
Отечественные исследователи О.В. Родионов и Н.В. Тамп выявили необходимость применения стратегического плана для успешной интеграции искусственного интеллекта в сферу образования. Авторы тем самым подчеркнули важность учета как качественных, так и количественных аспектов, обучения специалистов высокого уровня, управления данными и подготовки инфраструктуры к новым вызовам [4]. Схематически внедрение и использование ИИ в образовательном процессе может выглядеть так, как показано на рисунке 1.
Итак, можно сказать, что теоретические основы изучения данной темы формируют новые подходы и мнения относительно аспектов применения ИИ и нейросетей в образовательной сфере.
Цель исследования – выявить и проанализировать аспекты применения ИИ и нейросетей в образовательном процессе института искусств и культуры.
Материал и методы исследования
Исследование проведено на базе ГБОУ ВО БГИИК г. Белгорода, факультет Режиссуры, актерского искусства и хореографии (РАИХ). В исследовании приняли участие 288 студентов. Оценка полученных результатов и их интерпретация проведены с помощью наблюдения и анализа. В выборке респондентов поровну распределились студенты младших курсов (I и II курсы) – 145 человек – и старшекурсники (III, IV курсы и магистры) – 143 человека. Результаты опроса представлены в виде круговых диаграмм.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ и выявление основных аспектов применения ИИ и нейросетей в образовательном учреждении целесообразно проводить с помощью опроса студентов.
Рис. 1. Схема внедрения и использования ИИ и нейросетей в образовательном процессе Источник: составлено автором
В данном случае студенты, обучающиеся на факультете Режиссуры, актерского искусства и хореографии, с удовольствием приняли участие в экспериментальной части. Всего было предложено ответить на двадцать вопросов, касающихся не только осведомленности о понятии ИИ и нейросети, но и отношения студентов к тому, могут ли преподаватели использовать современные инструменты в своей работе и насколько это эффективно в данных условиях.
Далее стоит подробнее изучить ответы на вопросы и проанализировать результаты опроса. Так, на диаграмме рисунка 2 представлено распределение ответов на вопрос: «Приветствуете ли Вы использование преподавателями чат-ботов с ИИ, нейросетями (ChatGPT, GigaChat, BAI Chat, Kandinsky или иными) в своей учебной деятельности?»
Согласно данным рисунка 2, более 60% студентов факультета РАИХ ответили, что положительно относятся к использованию ИИ и нейросетей преподавателями таких направлений, как режиссура, актерское искусство и хореография. При этом 44 студента не смогли ответить на данный вопрос и 25 студентов отрицательно отнеслись к использованию ИИ. Студенты, которые выразили положительное мнение, предположили, что на данном факультете с целью раскрытия творческих способностей нейросети могут помочь составить тексты для экзаменационных сценариев, генерируя при этом новые идеи. В части режиссуры и актерского мастерства ИИ помогает создать целые эпизоды, позволяя будущим режиссерам экспериментировать с различными сценами до съемок [5].
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Приветствуете ли Вы использование преподавателями чат-ботов с ИИ, нейросетями в своей учебной деятельности?»
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «С каким преподавателем Вам интереснее и приятнее коммуницировать в процессе образовательной деятельности?»
Далее на рисунке 3 можно увидеть распределение ответов на вопрос: «С каким преподавателем Вам интереснее и приятнее коммуницировать в процессе образовательной деятельности?»
По мнению большинства студентов (232 человека), им проще наладить коммуникацию с теми преподавателями, которые активно используют цифровые технологии в образовательном контенте. Обучающиеся заинтересованы в общении и обучении у таких педагогов. В этом контексте преподаватели выделяют основные аспекты применения ИИ в процессе обучения актерским наукам, так как современные технологии им помогают выстроить образовательные маршрутные пути с помощью составления контент-планов. При этом происходит эффективная адаптация материалов по творческим дисциплинам с учетом личных качеств студентов и их интересов [6]. Также на практических занятиях по актерскому мастерству обучающиеся могут использовать так называемую виртуальную реальность, моделируя ситуации и сцены. За счет такого подхода у студентов повышается вовлеченность в процесс, корректируется поведение и исправляются ошибки.
Далее на рисунке 4 можно увидеть распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что IT-коммуникации в преподавании творческих дисциплин способствуют повышению эффективности образовательного процесса?»
Согласно результатам, представленным на рисунке 4, студенты считают, что использование IT-коммуникаций и технологий в преподавании творческих дисциплин эффективно и способствует повышению значимости образовательного процесса.
В целом на основе ответов студентов факультета Режиссуры, актерского искусства и хореографии можно сделать выводы о том, что применение средств современных технологий IT, ИИ и нейросетей служит хорошей базой для выявления творческих способностей, повышая эффективность преподавания [7].
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что IT-коммуникации в преподавании творческих дисциплин способствуют повышению эффективности образовательного процесса?»
Большинство студентов склоняются к мнению о том, что IT-технологии помогают получить доступ к большому объему образовательных материалов, к различным видеоурокам и демонстрационным пособиям. За счет этого обучение становится более интересным. Также преподаватели, использующие такие технологии, налаживают общение со студентами, помогая осуществлять обмен идеями, информацией. С помощью таких подходов происходит формирование обратной связи и совместной творческой работы.
Кроме этого, технологии и инструменты ИИ дают возможность преподавателям внедрять в учебный процесс интерактивные элементы, такие как онлайн-симуляции, виртуальные мастер-классы или игры, что помогает лучше усваивать материал через практическое применение [8].
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что новшества и технологии, а также инструменты ИИ стремительно развиваются во всех сферах, в частности в образовательной среде. Роль таких технологий является неоценимой. Важно отметить, что интеграция ИИ и нейросетей в систему образования для получения творческих профессий не только открывает перед учебными заведениями и студентами инновационные возможности, но также способствует и появлению новых вызовов, с которыми предстоит столкнуться.
Таким образом, образовательная среда на факультетах, где преподают творческие дисциплины, определяет, что современные технологии цифровизации способны полностью изменить традиционные подходы к обучению. На основании полученных в ходе опроса ответов выявлено, что наблюдается стремительное увеличение интереса студентов к использованию ИИ. И это проявляется как в желании решать традиционные учебные задачи более эффективно, так и в стремлении исследовать новые, творческие направления с помощью передовых технологий. Наше исследование дает возможность констатировать положительную динамику количества обращений к подобным инструментам, большинство опрошенных студентов одобрили и поддержали данные нововведения. Такой рост подтверждает тот факт, что ИИ и нейросети воспринимаются как мощный ресурс, способный значительно повысить эффективность учебного процесса.
На факультете Режиссуры, актерского искусства и хореографии оценен потенциал цифровых инструментов с точки зрения усвоения материала, преобразования учебного процесса. Упрощение ежедневных задач, таких как написание сценаристских текстов, обработка видео и изображений, комбинация танцевальных решений, не только экономит время, но и открывает новые направления для творчества и экспериментов. Более того, использование ИИ в качестве инструмента для генерации материала предоставляет большие возможности для вдохновения студентов.