Введение
Российская Федерация – государство, исторически сложившееся многонациональным, поликультурным. Сегодня, как и многие другие многонациональные, поликультурные государства, Россия продолжает следить за ориентирами своего социального развития. В обозначенных процессах значимой видится роль образования. Р.Б. Сабекия, Г.Б. Аскарова подчеркивают: «Духовные ориентации личности в мире ценностных абсолютов формируются в различных сферах социума: семья, образовательная среда, различные неформальные объединения, трудовые коллективы, сфера массовой информации, сфера искусства, досуга, среди которых ведущая роль в становлении ценностных ориентаций личности отводится системе образования» [1].
Сегодня в жизни страны продолжают происходить изменения, связанные с перестройкой социальной политики, в том числе и в области образования, с учетом национальной, региональной специфики субъектов России. О необходимости пересмотра современной социальной жизни давно заявляется с высоких трибун. Например, по сей день остается актуальным Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации», в котором подчеркивается: «Образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, будучи транслятором языков и культур, объективно должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического сообщества в целом. Это функциональное единство и обусловливает необходимость сопряжения этнонациональных аспектов образовательной политики с целями и принципами государственной национальной политики Российской Федерации в целом» [2].
Помимо этого, на сегодняшний день Минпросвещения России активно реализуется национальный проект «Образование», составной частью которого являются такие федеральные проекты, как «Современная школа», «Патриотическое воспитание» и другие социально значимые проекты [3, 4]. Данные проекты направлены на обеспечение доступности качественного образования в любых уголках страны, а также на вовлечение молодежи в систему патриотического воспитания при реализации в образовательных организациях общего и профессионального образования.
Государственная социальная политика находит свое отражение в области образования. Касается она, в том числе, и общего образования. Необходимость изменения содержания образования в опоре на специфику региона сегодня, как уже отмечалось, провозглашается на государственном уровне, что отражается в официальных документах. В регулирующих современный образовательный процесс ФГОС декларируется обязательность учета в процессе общего образования национальной специфики региона на различных уровнях школьного образования. Стоит отметить, что ФГОС НОО, ФГОС ООО, регулирующие проведение уроков в современной общеобразовательной школе, также включают в себя требования учета национальных региональных особенностей субъекта Российской Федерации на уроках музыки при реализации музыкально-образовательного процесса. Необходимость учета национально-региональной специфики отмечается во ФГОС в требованиях, выдвигаемым к личностным результатам школьного музыкально-образовательного процесса [5, п. 41; 6, п. 42.1.4].
В качестве цели данного исследования, исходя из обозначенной актуальности проблемы, можно отметить следующее: необходимы проведение актуализации проблем организации включения национально-регионального компонента в уроки музыки общеобразовательной школы, а также рассмотрение некоторых особенностей и возможностей их реализации в данном процессе.
Материалы и методы исследования
Как уже отмечалось выше, требования, выдвигаемые ФГОС к урокам в общеобразовательной школе, в полной мере относятся и к музыкально-образовательному процессу. Неотъемлемой частью обозначенных требований является учет специфики региона.
Учет национально-региональных особенностей субъекта Федерации прослеживается и в учебно-методическом комплекте к урокам музыки по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, построенном с учетом современных требований ФГОС. Например, в 1-м классе на страницах учебника по музыке обучающимся необходимо выполнить следующее задания: спеть песенки-заклички своего народа или исполнить известные песни, танцы своего края, сравнивая их с музыкой народов мира. На страницах учебника по музыке для 4-го класса тех же авторов присутствуют следующие задания: обучающимся предлагается подумать, в каких сочинениях композиторов родного края, республики раскрываются героические образы? Еще одно задание для четвероклассников из учебника призывает их вспомнить сказки своего края, республики, которые посвящены музыке или музыкантам, составив из них коллекцию.
Однако, как уже отмечалось автором данной статьи, «даже наличие заданий, отсылающих к изучению национально-региональных музыкальных особенностей того или иного субъекта Российской Федерации, не позволяет полноценно раскрыть специфику национально-региональной музыки на уроках в общеобразовательной школе» [7]. Часто педагоги испытывают сложности в процессе реализации национально-регионального компонента уроков музыки. Сами педагоги-музыканты часто затрудняются при ответах на поставленные вопросы, поскольку они требуют специальных знаний, добывание которых является достаточно сложным и трудоемким процессом. Также хочется отметить, что ответы на поставленные вопросы будут различны для каждого региона, обладающего собственной, неповторимой музыкальной культурой, материальными и духовными ценностями, а также специфическим, неповторимым сочетанием этих ценностей, их теснейшей взаимосвязью, взаимовлиянием друг на друга. Именно поэтому и ответы на поставленные, столь нужные и актуальные вопросы, связанные с национально-региональной музыкальной культурой на уроках в общеобразовательной школе, согласно требованиям ФГОС присутствующие в современных учебниках по музыке, не могут быть универсальными.
Результаты исследования и их обсуждение
Итак, как уже отмечалось выше, организуя современный музыкально-образовательный процесс согласно требованиям ФГОС, учитель музыки часто сталкивается с тем, что реализация национально-региональной составляющей на проводимых им уроках оказывается достаточно проблематичной.
Прежде всего, возникающие затруднения проведения уроков музыки согласно требованиям ФГОС связаны с тем, что проводящему их учителю требуется самому быть готовым к выполнению предлагаемых ученикам тех или иных заданий в различных вариантах их выполнения: и в качестве одного из заданий на уроке, и в качестве домашнего задания. Предлагая своим ученикам такие задания, педагог должен заранее и тщательно продумать их содержание.
Уроки музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе обязательно должны быть логически связаны между собой на различных уровнях. Это должны быть взаимосвязи как в рамках одной реализуемой на данных уроках темы, так и в рамках всего учебного года. Кроме того, бесспорно ценным будет наличие таких логических взаимосвязей на уровне всего школьного музыкально-образовательного процесса. Стоит отметить, что рассмотрение национально-региональной музыки в качестве части мировой музыкальной культуры также должно быть обязательной составляющей проводимых уроков. Следовательно, значимым будет именно то, что национально-региональная музыка на уроках не будет предлагаться детям в отрыве от всей мировой музыкальной культуры, ценным будет рассмотрение национальной региональной музыки в качестве неотъемлемой части всей мировой музыкальной культуры. В учебниках по предмету данная взаимосвязь прослеживается на уровне взаимосвязи предлагаемых заданий с реализуемой темой урока, являющейся частью всего логически выстроенного авторами музыкально-образовательного процесса школы.
Деятельность педагога-музыканта по реализации национально-регионального компонента проводимых им уроков должна обязательно ориентироваться как на народную, так и на композиторскую музыку субъекта Федерации, представляемую на уроках в тесной, неразрывной связи друг с другом. Иными словами, сегодня учителю музыки чрезвычайно значимо обладать достаточно глубокими знаниями в области национально-регионального музыкального искусства.
Кроме того, учителю музыки при реализации на уроках специфической составляющей национально-регионального музыкального искусства необходимо иметь достаточно глубокие знания о материальных и духовных ценностях региона, которые на уроках могут быть представлены в качестве носителей национальных региональных ценностей.
Хотелось бы отметить, что, знакомя школьников на уроках музыки с национально-региональной музыкальной культурой, важно искать и подчеркивать общность музыкальных образов произведений различных национальностей, этносов при, безусловно, необходимом анализе отличительных черт музыкального искусства различных национальных групп региона. Именно это и может стать основой формирования столь ценных качеств личности подрастающего поколения: национального самосознания, национальной идентичности, толерантности и др.
Также стоит подчеркнуть, что реализация национально-регионального компонента уроков музыки нередко затруднена в силу отсутствия записей звучания или нотной записи произведений, которые могли бы прозвучать на уроках. Часто определенным барьером при наличии нотной или звуковой записи произведений могут стать сложности с переводом на русский язык произведений, звучащих на ином языке. Такой перевод будет способствовать более глубокому анализу этих произведений.
Еще одно затруднение, с которым иногда сталкиваются учителя музыки, – это подготовка дидактических материалов для проведения урока. В открытых источниках, на сайтах или страницах центров культуры субъекта Федерации либо самих региональных национальных коллективов, на личных страницах композиторов региона часто размещается незначительная часть информации об их деятельности. Там можно найти часть информации о самих коллективах, об их руководителях, о значимых для коллективов датах, об их участниках и выступлениях, а также о достижениях. Там же можно найти некоторые видеозаписи выступлений, концертов и т.д. На личных сайтах композиторов также можно почерпнуть часть информации об их профессиональной деятельности, достижениях, найти нотный материал, материал в аудио- или видеозаписи. Но, к сожалению, данная информация в перечисленных источниках, как правило, размещается чрезвычайно скупо, поэтому педагоги-музыканты нередко вынуждены самостоятельно собирать данную информацию, что является чрезвычайно трудоемким процессом, на который не всегда хватает ресурсов.
В Омской области на протяжении уже многих лет функционирует БУК ОО МНКСО «Сибирь» («Дом Дружбы»), где как непосредственно в методическом отделе, так и на сайте организации можно частично восполнить существующие пробелы в недостатке дидактического материала для проведения уроков музыки. Как уже отмечалось ранее автором данной статьи, на сегодняшний день в Омской области существует программа, которую можно рассматривать в качестве основы для работы на уроках музыки. Одним из приоритетов данной программы – «Омская музыкальная летопись», рекомендованной для реализации с 1-го по 8-й класс, при проведении в год от 5 до 6, является преемственность содержания между классами.
В процессе реализации уроков музыки с национально-региональным компонентом в качестве дидактического материала стоит рассматривать и различные презентации, викторины, клипы, тестовые задания, обучающие фильмы, экскурсии и т.д. Данные задания могут быть как созданы педагогом-музыкантом самостоятельно, так и почерпнуты из тех или иных источников. Здесь опять же стоит отметить наличие централизованной базы данных наработок, что позволит не только обеспечить целостность реализуемого музыкально-образовательного процесса с национально-региональным компонентом на уровне того или иного региона страны, но и оказать реальную помощь учителю музыки при подготовке к урокам. Также значимо, чтобы реализация национально-регионального компонента уроков музыки происходила при соблюдении логической взаимосвязи той информации, которая предлагается обучающимся на уроках, с содержанием других школьных предметов. Такое постижение национально-регионального содержания может рассматриваться в качестве наиболее органичного и продуктивного. Постижение национально-регионального музыкального материала в опоре на причинно-следственные связи между различными событиями, явлениями региона может оказать более глубокое воздействие на развивающуюся личность.
Ценным может стать и продолжение организованной на уроках музыки с национально-региональным компонентом деятельности во внеурочное время. Как уже отмечалось автором данной статьи: «… посещение национальных региональных музыкальных конкурсов, фестивалей, а также национальных и региональных праздников, на которых у школьников также имеется возможность окунуться в национальную музыку, национальный колорит, оставляют в душе учеников яркие и действительно эмоционально насыщенные впечатления. Это еще раз подтверждает необходимость проведения учителем музыки данной, достаточно сложной, работы» [8]. Таким образом, данная деятельность может быть рассмотрена в качестве основы для более глубокого постижения национально-региональной музыкальной культуры.
Исходя из вышесказанного, видится уместным формулирование педагогических условий реализации национально-регионального компонента в общеобразовательной школе. К ним можно отнести, во-первых, продумывание логической взаимосвязи между всеми проводимыми педагогом уроками. Во-вторых, на уроках музыки с национально-региональным компонентом обязательно должна прослеживаться глубокая взаимосвязь между различными стилями, жанрами музыки, пластами музыки, являющимися частью мирового музыкального искусства. В-третьих, на уроках следует отмечать глубокую взаимосвязь между духовными и материальными ценностями, между народной и композиторской музыкой региона. В-четвертых, ценным будет рассмотрение общности образов музыкальной культуры различных национальностей региона при обязательном изучении ее уникальных особенностей. В-пятых, безусловной поддержкой педагогу может стать создание на региональном уровне нотной хрестоматии и фонохрестоматии, единой региональной базы дидактических материалов к урокам. В-шестых, значимой составляющей работы можно рассматривать взаимосвязь содержания проводимых уроков с содержанием других школьных уроков, а также внеурочной деятельности.
Заключение
Таким образом, на современных уроках музыки должен реализовываться национально-региональный компонент музыкального образования, согласно требованиям ФГОС. Однако его реализация не должна ограничиваться только наличием в учебниках и рабочих тетрадях заданий, нацеливающих на его изучение. Необходима целенаправленная работа по созданию базы для реализации национально-регионального компонента уроков музыки на уровне субъектов Федерации. Кроме того, требуется выстраивание в логической последовательности содержания региональной составляющей школьного музыкально-образовательного процесса, чему будут способствовать создание нотной хрестоматии и фонохрестоматии, рассматриваемых в качестве необходимой учителю музыки помощи, а также сбор, систематизация и распространение среди педагогов-музыкантов дидактических материалов к урокам. Также ценным фактором является ориентация педагогов на то, чтобы национально-региональный компонент проводимых ими уроков музыки способствовал личностному развитию подрастающего поколения Российской Федерации.