Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CONTENT OF TRAINING HIGH SCHOOL STUDENTS IN CORRECTIONAL PEDAGOGICAL CLASSES CREATED IN NEW REGISTRATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Lapp E.A. 1 Rezanova E.V. 1
1 Azov State Pedagogical University
1337 KB
The purpose of the work is to develop an approximate content of teaching high school students in a specialized class of correctional and pedagogical profile based on identifying the needs of interested parties in familiarizing themselves with the professions of a speech pathologist and speech therapist. The work was undertaken as part of the implementation of a set of measures to modernize regional special defectological education. The authors substantiate the importance of career guidance activities with high school students in fundamental scientific research and pedagogical practice; the importance of career guidance work for the formation of a unified educational space in the country is noted. The article formulates the relevance of the problem of informing modern schoolchildren about the world of professions. The key contradiction is the need of students for psychological and pedagogical support with professional self-determination and insufficient organizational and scientific and methodological readiness of educational institutions to solve this problem in the new territories of the Russian Federation. Based on the conducted survey of high school students and their parents, research material on representations was obtained
defectologist
speech therapist
career guidance
psychological and pedagogical classes
high school students
special education class

Введение

Обеспокоенность дефектологической и педагогической общественности вновь присоединенных территорий Российской Федерации вызывает состояние системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Объективные и субъективные причины уже привели к сокращению сети образовательных организаций с оптимально созданными для детей с особым развитием условиями, ведущими из которых являются кадровые [1, с. 350].

Консолидируя региональные ресурсы и оценивая перспективы собственных возможностей, Министерство образования и науки Запорожской области определяет задачу профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ как важную и своевременную, а также системно рассматривает кадровую проблему, начиная с деятельности профильных психолого-педагогических классов и заканчивая непрерывным образованием дефектологов и логопедов [2, с. 266].

Острая потребность в специалистах дефектологического профиля связана с увеличением численности детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, организацией их обучения в инклюзивных классах [3]. Одним из направлений среди комплекса мер по модернизации дефектологического образования Российской Федерации на период до 2030 г. избрано проведение профориентационных мероприятий для старшеклассников по знакомству с такими педагогическими специальностями, как логопед, дефектолог, специальный психолог. Массовая ранняя профориентационная работа в школах получила свое отражение и развитие через создание и открытие классов психолого-педагогического профиля.

Согласно Концепции профильных психолого-педагогических классов такой класс рассматривается как объединение обучающихся, где в основе лежит избирательный принцип комплектования, учет профилирования и предметности психолого-педагогической и гуманитарной направленности; реализация деятельностного подхода в обучении с активным применением обучающимися элементов современных педагогических технологий; организация структурного сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями и сетевыми партнерами [4, с. 6–7]. Как отмечают исследователи, ранняя профориентация позволяет заложить основательный базис для формирования в России единого образовательного пространства [5, с. 54]. Ценность профориентационных мероприятий определяется как приоритетное направление фундаментальных и поисковых научных исследований, подчеркивается в современных нормативно-правовых документах и решениях органов управления образованием на разных уровнях, рассматривается на заседаниях учебно-методических объединениях укрупненных групп различных направлений вузовской подготовки, обсуждается педагогической и родительской общественностью [6, с. 7; 7, с. 7–8].

Актуальность профориентационных мероприятий в школах РФ, включая образовательные организации новых субъектов Российской Федерации, вызвана определенными противоречиями: между ожиданиями и запросами обучающихся старших классов в оказании им психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении и недостаточной организационной и научно-методической готовностью общеобразовательных учреждений к решению данной проблемы; между потребностью в разработке инновационной системы профориентационной работы и недостаточной разработанностью современных профориентационных средств, которые способны учитывать требования педагогической практики и индивидуальные запросы обучающихся старших классов, в том числе проживающих на новых территориях РФ.

В последнее время в науке активно рассматривается широкий круг тем, особо значимых для научного обоснования современной системы профориентационной работы в школе. Однако вместе с тем наблюдается недостаточное изучение вопросов, связанных с разработкой тематического программного содержания классов коррекционно-педагогического профиля, которые отвечают не только запросам и потребностям выпускников в осознанном выборе профессии, но и способствуют решению задач по модернизации дефектологического образования РФ. В этом заключается актуальность выполненного авторами исследования.

Цель исследования – разработать примерное содержание обучения старшеклассников г. Бердянска Запорожской области в профильном классе коррекционно-педагогического профиля на основе выявления потребности заинтересованных сторон в ознакомлении с профессиями дефектолога и логопеда в контексте реализации мер по модернизации дефектологического образования в регионе.

Новизна выполненного исследования: выявлены потребности проживающих в Запорожской области обучающихся в выборе профессии дефектолога и логопеда и членов их семей; разработаны содержательные условия введения проживающих на вновь присоединенных территориях старшеклассников в профессию дефектолога и логопеда; определена модель содержания класса коррекционно-педагогического профиля на базе ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет» на территории г. Бердянска Запорожской области.

Материалы и методы исследования

Для решения целевых ориентиров исследования было организовано коллективное интервьюирование группы девятиклассников, которые выразили желание в рамках внеурочной деятельности профориентационной направленности заниматься в классах коррекционно-педагогического профиля. Каждому старшекласснику была предложена анкета «Профессиональный интерес». Параллельно проводилось анкетирование родителей обучающихся через опросник, представленный в Yandex Forms. В исследовании были опрошены 16 старшеклассников и 29 родителей, проживающих на территории г. Бердянска Запорожской области. Анализ ответов старшеклассников и родителей позволил установить стартовый уровень информированности опрошенных о профессиях дефектолога и логопеда. Обработка результатов проводилась с помощью программ Microsoft Word, Excel.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе полученных результатов, а также путем обобщения профессионального опыта авторов было определено содержание и разработана программа работы класса коррекционно-педагогического профиля, созданного на кафедре дошкольного, начального и специального образования ФГБОУ ВО «АГПУ». Класс коррекционно-педагогического профиля был создан в рамках сетевого взаимодействия ФГБОУ ВО «АГПУ» и ГБОУ «СОШ № 1 г. Бердянска» для повышения качества профориентационной работы и содействия профессиональному самоопределению старшеклассников в рамках реализации национального проекта «Образование» и внедрения «Единой модели профессиональной ориентации». Разработчиком содержания программы класса коррекционно-педагогического профиля выступил заведующий кафедрой дошкольного, начального и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Лапп.

За последние несколько лет в России повысился исследовательский интерес к профориентации и существующим проблемам, связанным с ней. Отечественными учеными осуществлен ряд серьезных научных исследований в данном направлении: разработан Профессиональный минимум, описаны профессиональные пробы, универсальные методики для выявления склонностей и интересов у старшеклассников [7, с. 3], намечены пути формирования и развития мотивации к осознанному профессиональному самоопределению [8, с. 13; 9, с. 137].

Среди различных направлений профориентационной работы наблюдается повышенный интерес к мотивации в связи с увеличением доли вакантных мест для специалистов в сфере образования. Это, в свою очередь, связано, по мнению экспертов, с развитием новых подходов к обучению, строительством новых образовательных учреждений и трендом на непрерывное обучение людей разного возраста [10, с. 64].

Для того, чтобы современному выпускнику своевременно ориентироваться в мире педагогических профессий, осознанно подойти к выбору будущей специализации, стать конкурентоспособным специалистом на региональном рынке труда, на базах образовательных учреждений открываются классы психолого-педагогического профиля.

В современной научной литературе психолого-педагогические классы рассматриваются многими исследователями как инструмент:

− адресного и целевого управления профессиональным самоопределением старшеклассников [11, с. 12];

− устойчивого осознанного выбора старшеклассников педагогической профессии как своего жизненного пути, повышения статуса педагога и престижа педагогической профессии [5, с. 52];

− обеспечения потребности регионов в восполнении дефицита педагогических работников [12, с. 12];

− формирования кадрового потенциала системы образования нашей страны [10, с. 66].

Но при этом приходится констатировать неполноту научно-практической информации по вопросам организации и функционирования классов психолого-педагогического профиля в регионах, особенно в новых субъектах РФ. Несмотря на многочисленные нормативные документы федерального уровня, в которых сделан акцент на содержательных, деятельностных вопросах организации и управления работой классов психолого-педагогического профиля, имеет место разрозненность региональных подходов в данной области. В связи с этим требуется пересмотр и внесение принципиально новых подходов к организационно-управленческим условиям функционирования психолого-педагогических классов, которые должны решаться через различные инициативы, исходящие от образовательных организаций с учетом не только федерального, но и регионального контекстов. По мнению Е.Л. Болотовой, С.Н. Канунниковой, Н.А. Ладиловой, Л.Д. Литвиновой, Е.А. Фоменко и др., особую значимость следует придать предметной составляющей допрофессиональной подготовки обучающихся психолого-педагогических классов [5, с. 54].

При всем разнообразии имеющегося в науке и практике материала по исследуемой проблеме явно недостаточно рекомендаций по проектированию содержания работы в профильных классах для будущих педагогов-дефектологов и логопедов.

Анализ практической деятельности педагогов в общеобразовательных организациях новых субъектов РФ свидетельствует о том, что в школах отсутствуют специалисты коррекционной практики, способные обеспечить качественную предпрофессиональную подготовку обучающихся старших классов. В связи с этим возникает необходимость в привлечении для проведения профориентационных мероприятий среди старшеклассников, зачисленных в классы коррекционно-педагогического профиля, специалистов партнерских организаций: вузов, коррекционно-развивающих центров, НКО и др. [12, с. 7].

Современные исследователи высказывают необходимость совместной работы школы и вуза, которая позволяет качественно реализовывать адресную профориентацию на этапе предпрофессиональной подготовки старшеклассников и осуществлять предварительный отбор заинтересованных абитуриентов – будущих педагогов [6, с. 5; 13, с. 10].

Проведенное авторами исследование позволило получить следующие результаты: 43,8 % опрошенных старшеклассников не могут сделать выбор между профессиями дефектолога и логопеда; 25 % точно определились в пользу профессии логопеда; 31,2 % еще пока не знают, кем хотят стать. Среди определившихся в 75 % случаев выбор сделан родителями, 25 % школьников имеют опыт взаимодействия с логопедом в детстве, они знают, чем занимается этот специалист.

Почти 68,7 % школьников считают, что для профессии дефектолога и логопеда важно иметь хорошее состояние здоровья, склонность к работе с особыми детьми и взрослыми, стрессоустойчивость. Ответы на вопрос «Как ты узнал об этой профессии?» распределились следующим образом: приходилось слышать о профессии логопеда от знакомых, учителей, родителей – 62,5 %; систематически интересуются этой специальностью, так как в семье или классе есть особый ребенок – 25 %; участвуют в социальных и волонтерских проектах – 12,5 %. О профессии дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога) не слышал никто.

Обобщение данных самооценивания собственных ресурсов обучающимися старших классов показало, что 37,5 % сомневаются в своих возможностях поступить в высшее учебное заведение на направление «Специальное (дефектологическое) образование» в силу недостаточно высокой успеваемости, 43,8 % уверены, что в ходе поступления и обучения в педагогическом университете они приобретут необходимые профессионально-личностные качества, которые позволят им стать успешным логопедом или дефектологом, 18,7 % считают, что легко смогут освоить эту специальность, по их мнению, это обычная педагогическая профессия, не требующая специальных знаний, умений и навыков.

Отметим, что обучающиеся старших классов также указывали, что при выборе данных специальностей они руководствуются достойным материальным стимулированием работников (81,3 %), большим количеством вакансий по предлагаемым профессиям (63,5 %), доступностью образования, возможностью работать в условиях малого города или сельской местности по месту проживания (56,3 %). Среди ответов были и такие: «Хочу просто получить высшее образование», «Мне нужна перспективная профессия, а логопед именно такая», «Хочу научиться взаимодействовать с особыми людьми», «Могу стать и логопедом, главное – решить проблему службы в армии» и др.

Внешняя мотивация обучающихся коррелирует с мнениями родителей. Большинство родителей отметило социальную престижность профессии логопеда (79,3 %), зарплату (62 %), возможность иметь свободное время (65,5 %). Родителей также привлекает в профессии педагога особых детей возможность приносить людям пользу (51,7 %), взаимодействовать с людьми и даже сложность профессии (41, 4 %). 31 % родителей указали на развивающиеся в регионе возможности организации собственного дела для «учителей особых детей». 13,8 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок после обучения в вузе работал в школе, 20,7 % – в детском саду, а 65,5 % – в качестве самозанятого. Ни один взрослый не имеет точного представления о рынке труда и востребованности в регионе таких специалистов, как логопед или дефектолог.

С целью ознакомления с особенностями профессии педагога-дефектолога и логопеда; популяризации профессии, привлечения в профессию активных молодых кадров авторами разработана программа обучения старшеклассников в классах коррекционно-педагогического профиля (таблица). Данная программа учитывает полученные ответы респондентов при составлении содержания, а также опыт авторов программы.

Классы коррекционно-педагогического профиля реализуют следующие задачи: знакомство обучающихся с основными понятиями дефектологии и ее отрасли, логопедии; самоопределение обучающихся с выбором предметной сферы педагогической деятельности; воспитание гуманизма и уважения к труду педагога-дефектолога и логопеда и др. Содержание реализуется в форме интерактивных лекций, практических занятий, создания мини-проектов и выполнения квазипрофессиональных проб.

Тематическое планирование обучения старшеклассников в классах коррекционно-педагогического профиля

п/п

Тема

Форма проведения занятия

Лекция

Практическое

1.

Особые дети. Кто они?

2

 

2.

Безграничные возможности особых людей. Просмотр видеороликов

 

1

3.

Мир особых людей в литературе

1

 

4.

Мир особых людей в кино

 

1

5.

Психолого-педагогические особенности профессии дефектолога

1

 

6.

Могу ли я быть дефектологом или логопедом? Самооценивание своих способностей и возможностей

 

1

7.

Где работает дефектолог и логопед? Госучреждение или частная практика: что выбрать?

1

 

8.

Мини-проект «Дефектологическая карта города»

 

1

9.

Как стать логопедом или дефектологом?

1

 

10.

Карьерные ступени дефектолога (бакалавр, магистр/ воспитатель, учитель, методист, руководитель) Составление общей таблицы

 

1

11.

Коррекционно-развивающие технологии в работе дефектолога и логопеда

1

 

12.

Практикум «Лайфхаки из практики коррекционных педагогов»

 

1

13.

Профессиональная этика дефектолога и логопеда

1

 

14.

Формулы профессиональной речи дефектолога и логопеда

 

1

15.

Искусство быть дефектологом и логопедом

1

 

16.

Квазипрофессиональные пробы

 

1

17.

Региональный рынок труда и его требования к профессионалу дефектологического профиля

1

 

18.

Предпринимательская деятельность дефектолога и логопеда. Мини-проект «Мой стартап»

 

1

19.

Итоговое зачетное занятие. Интерактивная игра «Параллельная реальность»

 

1

Для фиксирования, систематизации и накопления достижений, творческих продуктов деятельности обучающихся старших классов, в качестве формы контроля и оценивания итоговых результатов используется технология «Портфолио».

Спроектированное тематическое содержание программы обучения старшеклассников в классах коррекционно-педагогического профиля было представлено родителям для ознакомления. Для определения степени удовлетворенности предложенным содержанием работы было проведено анонимное анкетирование, результаты которого показывают, что 89,7 % респондентов продемонстрировали высокую степень удовлетворенности предложенным содержанием, у 10,3 % опрошенных наблюдалась средняя степень удовлетворенности, родителей с низкой степенью удовлетворенности не было выявлено. Родители со средней степенью удовлетворенности содержанием высказали желание скорректировать тематическое планирование, изменив тему «Региональный рынок труда и его требования к профессионалу дефектологического профиля» на «Федеральный рынок труда и его требования к профессионалу дефектологического профиля». В ходе пояснения выяснилось, что данные родители считают бесперспективным вариантом трудоустройство в регионе в случае выбора их ребенком профессии логопеда или дефектолога, по их мнению, наилучшим вариантом для профессионального становления и развития карьеры являются такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и др.

По мнению ряда авторов (Л.В. Байбородовой, О.А. Березкиной, Р.М. Шерайзиной и др.), со стороны обучающихся старших классов наблюдается формализм при выборе профессии, приоритет внешних факторов и показателей ценности профессии для общества и личной жизни, смутное представление о профессиях, что приводит к случайным выборам и в дальнейшем отсутствию интереса к обучению по выбранному профилю и, как следствие, нежеланию работать по выбранной специальности [13, с.15; 14, с.156; 15, с. 92].

Отчасти это связано с недостаточным изучением и обобщением опыта деятельности и организационно-педагогических условий создания профильных классов специальной направленности, отсутствием качественного психолого-педагогического сопровождения старшеклассников и их родителей, неполнотой выявления условий и возможностей профориентации при реализации модели сопровождения обучающихся профильных классах в условиях сетевого взаимодействия [16, с. 25], а также с отсутствием программ сопровождения обучающихся выпускных классов, проявляющих интерес к выбору профессии дефектолога или логопеда [14, с.157; 17, с. 234].

Для решения обозначенных проблем следует разработать, апробировать и внедрить в педагогическую практику общеобразовательных организаций тематическое программное содержание классов коррекционно-педагогического профиля, которое способно ответить запросам и потребностям целевой группы и содействовать в достижении оптимально эффективного выбора будущей профессии.

Заключение

Системный взгляд на проблемы модернизации дефектологического образования требует поиска новых решений и дальнейших исследований. В частности, организация работы классов коррекционно-педагогического профиля в образовательных учреждениях новых территорий РФ связана не только с решением задач профориентационной направленности старшеклассников. Ознакомление со специальностями дефектологического профиля – основа в системе непрерывного образования специалистов коррекционной практики и первый шаг в решении проблемы кадрового голода в регионе.

По мнению разработчиков, предложенная программа будет способствовать успешной подготовке старшеклассников к устойчивому сознательному выбору профессии, обеспечивая формирование знаний о профессиях дефектолога и логопеда, актуализации представлений обучающихся о себе как субъектах коррекционно-педагогической деятельности.

Планируется, что взаимодействие со специалистами коррекционной практики, реализующими программу, позволит не только ввести обучающихся в мир профессии дефектолога и логопеда, но и будет способствовать формированию у старшеклассников инклюзивной культуры.

Реализация программы обучения в классах изучения дефектологии и логопедии, созданных на базе ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет», предполагает активный обмен специальными знаниями и смыслами профессиональной деятельности дефектолога-преподавателя и обучающихся, заинтересованных в изучении дефектологии; моделирование элементов коррекционной работы специалистов и включение их в квазипрофессиональную деятельность.

По итогам реализации программы в качестве зачетного занятия авторами рассматривается самостоятельно подготовленная старшеклассниками интерактивная игра «Параллельная реальность», которая включает вопросы и ответы, касающиеся изученного материала согласно тематическому планированию программы. Интерактивная игра «Параллельная реальность» проводится обучающимися старших классов для студентов бакалавриата и магистратуры направления «Специальное (дефектологическое) образование» в формате открытого занятия с целью обмена опытом и демонстрации накопленных знаний, умений и навыков.

Таким образом, инновационный опыт проектирования и реализации программы введения обучающихся старших классов в профессию дефектолога и логопеда предполагаемо будет способствовать осознанному выбору профессии у старшеклассников, формированию инклюзивной культуры, позитивного образа педагога-дефектолога, начальных квазипрофессиональных умений, мотивации на осознанный выбор профессии учителя-логопеда и педагога-дефектолога, а также восполнению потребности региона в дефектологических кадрах в новых субъектах Российской Федерации.