Введение
Обеспокоенность дефектологической и педагогической общественности вновь присоединенных территорий Российской Федерации вызывает состояние системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Объективные и субъективные причины уже привели к сокращению сети образовательных организаций с оптимально созданными для детей с особым развитием условиями, ведущими из которых являются кадровые [1, с. 350].
Консолидируя региональные ресурсы и оценивая перспективы собственных возможностей, Министерство образования и науки Запорожской области определяет задачу профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ как важную и своевременную, а также системно рассматривает кадровую проблему, начиная с деятельности профильных психолого-педагогических классов и заканчивая непрерывным образованием дефектологов и логопедов [2, с. 266].
Острая потребность в специалистах дефектологического профиля связана с увеличением численности детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, организацией их обучения в инклюзивных классах [3]. Одним из направлений среди комплекса мер по модернизации дефектологического образования Российской Федерации на период до 2030 г. избрано проведение профориентационных мероприятий для старшеклассников по знакомству с такими педагогическими специальностями, как логопед, дефектолог, специальный психолог. Массовая ранняя профориентационная работа в школах получила свое отражение и развитие через создание и открытие классов психолого-педагогического профиля.
Согласно Концепции профильных психолого-педагогических классов такой класс рассматривается как объединение обучающихся, где в основе лежит избирательный принцип комплектования, учет профилирования и предметности психолого-педагогической и гуманитарной направленности; реализация деятельностного подхода в обучении с активным применением обучающимися элементов современных педагогических технологий; организация структурного сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями и сетевыми партнерами [4, с. 6–7]. Как отмечают исследователи, ранняя профориентация позволяет заложить основательный базис для формирования в России единого образовательного пространства [5, с. 54]. Ценность профориентационных мероприятий определяется как приоритетное направление фундаментальных и поисковых научных исследований, подчеркивается в современных нормативно-правовых документах и решениях органов управления образованием на разных уровнях, рассматривается на заседаниях учебно-методических объединениях укрупненных групп различных направлений вузовской подготовки, обсуждается педагогической и родительской общественностью [6, с. 7; 7, с. 7–8].
Актуальность профориентационных мероприятий в школах РФ, включая образовательные организации новых субъектов Российской Федерации, вызвана определенными противоречиями: между ожиданиями и запросами обучающихся старших классов в оказании им психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении и недостаточной организационной и научно-методической готовностью общеобразовательных учреждений к решению данной проблемы; между потребностью в разработке инновационной системы профориентационной работы и недостаточной разработанностью современных профориентационных средств, которые способны учитывать требования педагогической практики и индивидуальные запросы обучающихся старших классов, в том числе проживающих на новых территориях РФ.
В последнее время в науке активно рассматривается широкий круг тем, особо значимых для научного обоснования современной системы профориентационной работы в школе. Однако вместе с тем наблюдается недостаточное изучение вопросов, связанных с разработкой тематического программного содержания классов коррекционно-педагогического профиля, которые отвечают не только запросам и потребностям выпускников в осознанном выборе профессии, но и способствуют решению задач по модернизации дефектологического образования РФ. В этом заключается актуальность выполненного авторами исследования.
Цель исследования – разработать примерное содержание обучения старшеклассников г. Бердянска Запорожской области в профильном классе коррекционно-педагогического профиля на основе выявления потребности заинтересованных сторон в ознакомлении с профессиями дефектолога и логопеда в контексте реализации мер по модернизации дефектологического образования в регионе.
Новизна выполненного исследования: выявлены потребности проживающих в Запорожской области обучающихся в выборе профессии дефектолога и логопеда и членов их семей; разработаны содержательные условия введения проживающих на вновь присоединенных территориях старшеклассников в профессию дефектолога и логопеда; определена модель содержания класса коррекционно-педагогического профиля на базе ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет» на территории г. Бердянска Запорожской области.
Материалы и методы исследования
Для решения целевых ориентиров исследования было организовано коллективное интервьюирование группы девятиклассников, которые выразили желание в рамках внеурочной деятельности профориентационной направленности заниматься в классах коррекционно-педагогического профиля. Каждому старшекласснику была предложена анкета «Профессиональный интерес». Параллельно проводилось анкетирование родителей обучающихся через опросник, представленный в Yandex Forms. В исследовании были опрошены 16 старшеклассников и 29 родителей, проживающих на территории г. Бердянска Запорожской области. Анализ ответов старшеклассников и родителей позволил установить стартовый уровень информированности опрошенных о профессиях дефектолога и логопеда. Обработка результатов проводилась с помощью программ Microsoft Word, Excel.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе полученных результатов, а также путем обобщения профессионального опыта авторов было определено содержание и разработана программа работы класса коррекционно-педагогического профиля, созданного на кафедре дошкольного, начального и специального образования ФГБОУ ВО «АГПУ». Класс коррекционно-педагогического профиля был создан в рамках сетевого взаимодействия ФГБОУ ВО «АГПУ» и ГБОУ «СОШ № 1 г. Бердянска» для повышения качества профориентационной работы и содействия профессиональному самоопределению старшеклассников в рамках реализации национального проекта «Образование» и внедрения «Единой модели профессиональной ориентации». Разработчиком содержания программы класса коррекционно-педагогического профиля выступил заведующий кафедрой дошкольного, начального и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Лапп.
За последние несколько лет в России повысился исследовательский интерес к профориентации и существующим проблемам, связанным с ней. Отечественными учеными осуществлен ряд серьезных научных исследований в данном направлении: разработан Профессиональный минимум, описаны профессиональные пробы, универсальные методики для выявления склонностей и интересов у старшеклассников [7, с. 3], намечены пути формирования и развития мотивации к осознанному профессиональному самоопределению [8, с. 13; 9, с. 137].
Среди различных направлений профориентационной работы наблюдается повышенный интерес к мотивации в связи с увеличением доли вакантных мест для специалистов в сфере образования. Это, в свою очередь, связано, по мнению экспертов, с развитием новых подходов к обучению, строительством новых образовательных учреждений и трендом на непрерывное обучение людей разного возраста [10, с. 64].
Для того, чтобы современному выпускнику своевременно ориентироваться в мире педагогических профессий, осознанно подойти к выбору будущей специализации, стать конкурентоспособным специалистом на региональном рынке труда, на базах образовательных учреждений открываются классы психолого-педагогического профиля.
В современной научной литературе психолого-педагогические классы рассматриваются многими исследователями как инструмент:
− адресного и целевого управления профессиональным самоопределением старшеклассников [11, с. 12];
− устойчивого осознанного выбора старшеклассников педагогической профессии как своего жизненного пути, повышения статуса педагога и престижа педагогической профессии [5, с. 52];
− обеспечения потребности регионов в восполнении дефицита педагогических работников [12, с. 12];
− формирования кадрового потенциала системы образования нашей страны [10, с. 66].
Но при этом приходится констатировать неполноту научно-практической информации по вопросам организации и функционирования классов психолого-педагогического профиля в регионах, особенно в новых субъектах РФ. Несмотря на многочисленные нормативные документы федерального уровня, в которых сделан акцент на содержательных, деятельностных вопросах организации и управления работой классов психолого-педагогического профиля, имеет место разрозненность региональных подходов в данной области. В связи с этим требуется пересмотр и внесение принципиально новых подходов к организационно-управленческим условиям функционирования психолого-педагогических классов, которые должны решаться через различные инициативы, исходящие от образовательных организаций с учетом не только федерального, но и регионального контекстов. По мнению Е.Л. Болотовой, С.Н. Канунниковой, Н.А. Ладиловой, Л.Д. Литвиновой, Е.А. Фоменко и др., особую значимость следует придать предметной составляющей допрофессиональной подготовки обучающихся психолого-педагогических классов [5, с. 54].
При всем разнообразии имеющегося в науке и практике материала по исследуемой проблеме явно недостаточно рекомендаций по проектированию содержания работы в профильных классах для будущих педагогов-дефектологов и логопедов.
Анализ практической деятельности педагогов в общеобразовательных организациях новых субъектов РФ свидетельствует о том, что в школах отсутствуют специалисты коррекционной практики, способные обеспечить качественную предпрофессиональную подготовку обучающихся старших классов. В связи с этим возникает необходимость в привлечении для проведения профориентационных мероприятий среди старшеклассников, зачисленных в классы коррекционно-педагогического профиля, специалистов партнерских организаций: вузов, коррекционно-развивающих центров, НКО и др. [12, с. 7].
Современные исследователи высказывают необходимость совместной работы школы и вуза, которая позволяет качественно реализовывать адресную профориентацию на этапе предпрофессиональной подготовки старшеклассников и осуществлять предварительный отбор заинтересованных абитуриентов – будущих педагогов [6, с. 5; 13, с. 10].
Проведенное авторами исследование позволило получить следующие результаты: 43,8 % опрошенных старшеклассников не могут сделать выбор между профессиями дефектолога и логопеда; 25 % точно определились в пользу профессии логопеда; 31,2 % еще пока не знают, кем хотят стать. Среди определившихся в 75 % случаев выбор сделан родителями, 25 % школьников имеют опыт взаимодействия с логопедом в детстве, они знают, чем занимается этот специалист.
Почти 68,7 % школьников считают, что для профессии дефектолога и логопеда важно иметь хорошее состояние здоровья, склонность к работе с особыми детьми и взрослыми, стрессоустойчивость. Ответы на вопрос «Как ты узнал об этой профессии?» распределились следующим образом: приходилось слышать о профессии логопеда от знакомых, учителей, родителей – 62,5 %; систематически интересуются этой специальностью, так как в семье или классе есть особый ребенок – 25 %; участвуют в социальных и волонтерских проектах – 12,5 %. О профессии дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога) не слышал никто.
Обобщение данных самооценивания собственных ресурсов обучающимися старших классов показало, что 37,5 % сомневаются в своих возможностях поступить в высшее учебное заведение на направление «Специальное (дефектологическое) образование» в силу недостаточно высокой успеваемости, 43,8 % уверены, что в ходе поступления и обучения в педагогическом университете они приобретут необходимые профессионально-личностные качества, которые позволят им стать успешным логопедом или дефектологом, 18,7 % считают, что легко смогут освоить эту специальность, по их мнению, это обычная педагогическая профессия, не требующая специальных знаний, умений и навыков.
Отметим, что обучающиеся старших классов также указывали, что при выборе данных специальностей они руководствуются достойным материальным стимулированием работников (81,3 %), большим количеством вакансий по предлагаемым профессиям (63,5 %), доступностью образования, возможностью работать в условиях малого города или сельской местности по месту проживания (56,3 %). Среди ответов были и такие: «Хочу просто получить высшее образование», «Мне нужна перспективная профессия, а логопед именно такая», «Хочу научиться взаимодействовать с особыми людьми», «Могу стать и логопедом, главное – решить проблему службы в армии» и др.
Внешняя мотивация обучающихся коррелирует с мнениями родителей. Большинство родителей отметило социальную престижность профессии логопеда (79,3 %), зарплату (62 %), возможность иметь свободное время (65,5 %). Родителей также привлекает в профессии педагога особых детей возможность приносить людям пользу (51,7 %), взаимодействовать с людьми и даже сложность профессии (41, 4 %). 31 % родителей указали на развивающиеся в регионе возможности организации собственного дела для «учителей особых детей». 13,8 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок после обучения в вузе работал в школе, 20,7 % – в детском саду, а 65,5 % – в качестве самозанятого. Ни один взрослый не имеет точного представления о рынке труда и востребованности в регионе таких специалистов, как логопед или дефектолог.
С целью ознакомления с особенностями профессии педагога-дефектолога и логопеда; популяризации профессии, привлечения в профессию активных молодых кадров авторами разработана программа обучения старшеклассников в классах коррекционно-педагогического профиля (таблица). Данная программа учитывает полученные ответы респондентов при составлении содержания, а также опыт авторов программы.
Классы коррекционно-педагогического профиля реализуют следующие задачи: знакомство обучающихся с основными понятиями дефектологии и ее отрасли, логопедии; самоопределение обучающихся с выбором предметной сферы педагогической деятельности; воспитание гуманизма и уважения к труду педагога-дефектолога и логопеда и др. Содержание реализуется в форме интерактивных лекций, практических занятий, создания мини-проектов и выполнения квазипрофессиональных проб.
Тематическое планирование обучения старшеклассников в классах коррекционно-педагогического профиля
№ п/п |
Тема |
Форма проведения занятия |
|
Лекция |
Практическое |
||
1. |
Особые дети. Кто они? |
2 |
|
2. |
Безграничные возможности особых людей. Просмотр видеороликов |
1 |
|
3. |
Мир особых людей в литературе |
1 |
|
4. |
Мир особых людей в кино |
1 |
|
5. |
Психолого-педагогические особенности профессии дефектолога |
1 |
|
6. |
Могу ли я быть дефектологом или логопедом? Самооценивание своих способностей и возможностей |
1 |
|
7. |
Где работает дефектолог и логопед? Госучреждение или частная практика: что выбрать? |
1 |
|
8. |
Мини-проект «Дефектологическая карта города» |
1 |
|
9. |
Как стать логопедом или дефектологом? |
1 |
|
10. |
Карьерные ступени дефектолога (бакалавр, магистр/ воспитатель, учитель, методист, руководитель) Составление общей таблицы |
1 |
|
11. |
Коррекционно-развивающие технологии в работе дефектолога и логопеда |
1 |
|
12. |
Практикум «Лайфхаки из практики коррекционных педагогов» |
1 |
|
13. |
Профессиональная этика дефектолога и логопеда |
1 |
|
14. |
Формулы профессиональной речи дефектолога и логопеда |
1 |
|
15. |
Искусство быть дефектологом и логопедом |
1 |
|
16. |
Квазипрофессиональные пробы |
1 |
|
17. |
Региональный рынок труда и его требования к профессионалу дефектологического профиля |
1 |
|
18. |
Предпринимательская деятельность дефектолога и логопеда. Мини-проект «Мой стартап» |
1 |
|
19. |
Итоговое зачетное занятие. Интерактивная игра «Параллельная реальность» |
1 |
Для фиксирования, систематизации и накопления достижений, творческих продуктов деятельности обучающихся старших классов, в качестве формы контроля и оценивания итоговых результатов используется технология «Портфолио».
Спроектированное тематическое содержание программы обучения старшеклассников в классах коррекционно-педагогического профиля было представлено родителям для ознакомления. Для определения степени удовлетворенности предложенным содержанием работы было проведено анонимное анкетирование, результаты которого показывают, что 89,7 % респондентов продемонстрировали высокую степень удовлетворенности предложенным содержанием, у 10,3 % опрошенных наблюдалась средняя степень удовлетворенности, родителей с низкой степенью удовлетворенности не было выявлено. Родители со средней степенью удовлетворенности содержанием высказали желание скорректировать тематическое планирование, изменив тему «Региональный рынок труда и его требования к профессионалу дефектологического профиля» на «Федеральный рынок труда и его требования к профессионалу дефектологического профиля». В ходе пояснения выяснилось, что данные родители считают бесперспективным вариантом трудоустройство в регионе в случае выбора их ребенком профессии логопеда или дефектолога, по их мнению, наилучшим вариантом для профессионального становления и развития карьеры являются такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и др.
По мнению ряда авторов (Л.В. Байбородовой, О.А. Березкиной, Р.М. Шерайзиной и др.), со стороны обучающихся старших классов наблюдается формализм при выборе профессии, приоритет внешних факторов и показателей ценности профессии для общества и личной жизни, смутное представление о профессиях, что приводит к случайным выборам и в дальнейшем отсутствию интереса к обучению по выбранному профилю и, как следствие, нежеланию работать по выбранной специальности [13, с.15; 14, с.156; 15, с. 92].
Отчасти это связано с недостаточным изучением и обобщением опыта деятельности и организационно-педагогических условий создания профильных классов специальной направленности, отсутствием качественного психолого-педагогического сопровождения старшеклассников и их родителей, неполнотой выявления условий и возможностей профориентации при реализации модели сопровождения обучающихся профильных классах в условиях сетевого взаимодействия [16, с. 25], а также с отсутствием программ сопровождения обучающихся выпускных классов, проявляющих интерес к выбору профессии дефектолога или логопеда [14, с.157; 17, с. 234].
Для решения обозначенных проблем следует разработать, апробировать и внедрить в педагогическую практику общеобразовательных организаций тематическое программное содержание классов коррекционно-педагогического профиля, которое способно ответить запросам и потребностям целевой группы и содействовать в достижении оптимально эффективного выбора будущей профессии.
Заключение
Системный взгляд на проблемы модернизации дефектологического образования требует поиска новых решений и дальнейших исследований. В частности, организация работы классов коррекционно-педагогического профиля в образовательных учреждениях новых территорий РФ связана не только с решением задач профориентационной направленности старшеклассников. Ознакомление со специальностями дефектологического профиля – основа в системе непрерывного образования специалистов коррекционной практики и первый шаг в решении проблемы кадрового голода в регионе.
По мнению разработчиков, предложенная программа будет способствовать успешной подготовке старшеклассников к устойчивому сознательному выбору профессии, обеспечивая формирование знаний о профессиях дефектолога и логопеда, актуализации представлений обучающихся о себе как субъектах коррекционно-педагогической деятельности.
Планируется, что взаимодействие со специалистами коррекционной практики, реализующими программу, позволит не только ввести обучающихся в мир профессии дефектолога и логопеда, но и будет способствовать формированию у старшеклассников инклюзивной культуры.
Реализация программы обучения в классах изучения дефектологии и логопедии, созданных на базе ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет», предполагает активный обмен специальными знаниями и смыслами профессиональной деятельности дефектолога-преподавателя и обучающихся, заинтересованных в изучении дефектологии; моделирование элементов коррекционной работы специалистов и включение их в квазипрофессиональную деятельность.
По итогам реализации программы в качестве зачетного занятия авторами рассматривается самостоятельно подготовленная старшеклассниками интерактивная игра «Параллельная реальность», которая включает вопросы и ответы, касающиеся изученного материала согласно тематическому планированию программы. Интерактивная игра «Параллельная реальность» проводится обучающимися старших классов для студентов бакалавриата и магистратуры направления «Специальное (дефектологическое) образование» в формате открытого занятия с целью обмена опытом и демонстрации накопленных знаний, умений и навыков.
Таким образом, инновационный опыт проектирования и реализации программы введения обучающихся старших классов в профессию дефектолога и логопеда предполагаемо будет способствовать осознанному выбору профессии у старшеклассников, формированию инклюзивной культуры, позитивного образа педагога-дефектолога, начальных квазипрофессиональных умений, мотивации на осознанный выбор профессии учителя-логопеда и педагога-дефектолога, а также восполнению потребности региона в дефектологических кадрах в новых субъектах Российской Федерации.