Введение
Быстротечность изменений общества диктует свои условия: меняются ритм жизни, ценности, жизненные цели, ориентиры, поэтому требует постоянного совершенствования подход к образованию. Чтобы идеологические установки эффективно и долгосрочно работали, необходимо учитывать социокультурную идентичность общности. Актуальность статьи обусловлена искажением представлений о доброте, справедливости, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме у детей, когда «активно развиваются личностные качества ребенка, его внутренний мир, формируются представления о нравственных ценностях, об окружающем мире и о самом себе» [1, с. 1]. В младшем школьном возрасте у детей происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Ребенок проводит большую часть дня в школе, взаимодействуя с учителем и одноклассниками, где он начинает самостоятельно осознавать необходимость быть добрым к людям, проявлять сострадание, понимать других, честно признавать свои ошибки, быть прилежным, заботиться об окружающей среде. В результате совместной работы родителя и учителя закладывается фундамент нравственного воспитания младшего школьника. С введением обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [2], федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО) [3], на учителя возлагается ответственность за достижение целей учебного процесса в соответствии с современными требованиями общества. Вопрос морально-нравственного воспитания ребенка – один из важнейших факторов мировоззренческих установок, стоящих перед обществом.
Опытно-экспериментальным путем необходимо осуществить формирование морально-нравственных качеств и мировоззренческих установок в условиях начального образования на уроках литературного чтения. В начальной школе, благодаря совместной работе родителя и учителя, закладывается фундамент морально-нравственного воспитания обучающегося [4, с. 319]. Опыт поколений в художественных произведениях помогает донести до детей значимость правильных поступков, суждений, формирующих их морально-нравственное воспитание (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили [5, с. 35], А.Ф. Хутин [6, с. 64] и др.).
Развитие в человеке, начиная с детства, осознания значимости моральных ценностей общества посредством совокупности воспитательных мероприятий называется нравственным воспитанием, формирование высоконравственной, творческой, сознательной и культурной личности является его целью. Ученые, рассматривая проблему и важность морально-нравственного воспитания детей, определяют сущность нравственного воспитания: формирование связи с общественностью и осознание значимости «себя» как целостной ячейки общества; необходимость координировать свои действия и поступки с нормами этикета и требованиями общества. Основным критерием для успешного развития личности является корректное донесение до ребенка важности развития у него морально-нравственных качеств. В современном мире у многих детей отсутствуют нравственные представления из-за отсутствия навыка читательской грамотности и культуры. Умение анализировать, критически относиться к информации; извлекать глубокий смысл из художественного текста, применять полученные знания на практике – неотъемлемая часть культуры образованного человека. Развитие читательской грамотности дает возможность интегрироваться в общество, повышая постоянно навыки и знания [7, с. 196]. Сказка имеет важное значение в историко-культурном развитии человечества: в сказочных сюжетах с древнейших времен собирался опыт и мудрость прошлого. Программы применения сказки успешно используются. Благодаря изучению художественных произведений, анализу характеристик и поступков положительных и отрицательных героев, обучающиеся могут сформировать свое гуманистическое мировоззрение, представление о жизни.
Цель исследования – формирование морально-нравственных качеств и мировоззренческих установок в условиях начального образования на уроках литературного чтения.
Материалы и методы исследования
В статье осуществлен поиск оптимальных путей передачи традиционных культурных ценностей в воспитании ребенка в результате проведенного педагогического эксперимента. Методика обучения на уроках литературного чтения в начальной школе сказкам, рассказам, частушкам, прибауткам, песенкам является неотъемлемой частью морально-нравственного воспитания младшего школьника. Опыт поколений, собранный в этих произведениях, помогает донести до ребенка значимость правильных поступков и суждений, формирующих его дальнейшее нравственное воспитание. В ходе уроков литературного чтения необходимо осуществить наличие взаимообусловленных психологических процессов: созидание (понимание причины тех или иных действий литературных героев), восприятие (развитие способности сопереживания героям или неодобрение их действий, поступков), мышление (формирование аналогий, умозаключений после прочитанного произведения), воображение (как бы ребенок повел себя, будь он на месте героя). Педагогическими условиями работы называем составные части и характеристики среды развития обучающихся, совокупность мер, внешних и внутренних факторов, направленных на улучшение педагогического процесса. Учитель организует процесс получения знаний, где немалую роль играет обстановка в классе: для глубокого усвоения знаний, воспитания морально-нравственных качеств в классе должна быть ненапряженная, дружественная атмосфера, комфортная для учащихся. Художественная литература – одно из важнейших средств нравственного развития, урок литературного чтения построен по критериям искусства. Основная часть занятия должна быть посвящена чтению произведения.
К возрасту 9–10 лет психические процессы становятся произвольными, что является благоприятным условием морально-нравственного воспитания, когда возникает новообразование у обучающихся – способность к рефлексии – проговариванию результатов своей деятельности, размышлению о внутреннем состоянии, самоанализу. Рефлексия позволяет приучить к самоконтролю, формированию привычки к осмыслению событий, что важно для самовоспитания, что основывается на саморегуляции, наличии осознанных целей поведения, адекватной самооценке. Особое внимание уделяется проблеме нравственной самооценки обучающихся. Ребенок обладает высокой самооценкой, он видит себя только с хорошей стороны, это благоприятный фактор для развития его личности при условии поддержки со стороны взрослых потенциала обучающегося, его активности и способностей. При этом необходимо ввести ребенка в мир ценностей, научить считаться с ценностями других людей, это основа уважения друг к другу, принятия возможного другого мнения. В случае недостаточного внимания к становлению самооценки, необходимости ее коррекции можно столкнуться с эгоистическими чувствами. Довольно часто дети, обладающие завышенной самооценкой, при непринятии их в группе завоевывают внимание и статус с помощью силы, грубости, агрессии, унижения, что подтверждает степень препятствия морально-нравственному воспитанию. Ценностное отношение возможно сформировать, погружая такого ребенка в коллектив, во взаимодействие с другими детьми [8, с. 380]. Оно возникает на фоне детских переживаний. Нужно быть крайне осторожными при формировании самооценки: недооценивание одних ведет к повышению самооценки других. Дети, которым чаще всего делаются замечания со стороны педагога, становятся отвергнутыми одноклассниками; когда педагог перехваливает, это приводит к конфликтам внутри школьного коллектива. Каждая дисциплина имеет потенциал морально-нравственного воспитания, однако ведущая роль принадлежит русскому языку и литературному чтению, поскольку в них отражаются особенности народа и истории, его культуры и традиций. Перед педагогом возникает проблема, как донести значимость, ценность русского языка как явления национальной, мировой культуры, как воспитать чувство ответственности, стремление повышать культуру речи, изучая литературу, обеспечить усвоение детьми мудрости народа, необходимости быть нравственно воспитанными, сформировать систему ценностей, нравственное поведение, чувства, нравственное сознание [9, с. 15]. Существуют методы морально-нравственного воспитания, благодаря которым оказывается целенаправленное воздействие на обучающихся, организуется их деятельность [10, с. 54].
Проанализировав учебно-методические комплексы «Школа России», «Перспектива», «Школа 2100», нацеленные на воспитание морально-нравственной личности, отмечаем, что они не включают в себя достаточную долю материала, способствующего этому процессу, поэтому существует ряд факторов, определяющих степень реализации потенциала уроков чтения, среди которых владение педагогом методами и приемами воспитания, соблюдение условий воспитания, применение знаний о компонентах морально-нравственной воспитанности, об особенностях возрастных психофизиологических характеристик детей будут способствовать воспитанию морально-нравственных качеств обучающихся. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 обучающихся 2 «А» и 2 «В» классов ЧОУ Гимназия «Московская экономическая школа». Количественный анализ разработанного и реализованного комплекса уроков (в период с 25.09.2023 по 26.04.2024) с целью углубления нравственных представлений обучающихся младшего школьного возраста, создания условий для развития у них морально-нравственных чувств и гуманного поведения показал, что в ходе системного целостного воспитательного процесса формируется нравственная установка. Это проявляется в повышении уровня готовности обучающихся следовать нравственным нормам. Исходя из этого, рекомендуется использовать возможности сказки в ходе морально-нравственного воспитания на уроках литературного чтения. Выявив, что морально-нравственная воспитанность включает в себя три основных компонента: эмоциональный (нравственные чувства), когнитивный, поведенческий [11, с. 17], на констатирующем этапе были подобраны диагностики: методика «Определение нравственных понятий» (Л.С. Колмогорова); методика «Отношение к моральным нормам и ценностям» (Л.Н. Колмогорцева); методика «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова). На основании выбранных материалов выделили критерии и показатели морально-нравственного воспитания обучающихся (таблица).
Итак, уровень морально-нравственной воспитанности определяем совокупностью показателей по критериям, являющимся компонентами воспитанности личности.
Критерии и показатели морально-нравственной воспитанности обучающихся
№ |
Критерий |
Показатель |
||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
||
1. |
Эмоциональный: отношение к моральным нормам и ценностям, их принятие личностью (степень развития нравственных чувств) |
Непринятие нравственных норм и ценностей на чувственном уровне |
Не все нравственные нормы и ценности приняты на чувственном уровне |
Принятие нравственных норм и ценностей на чувственном уровне |
2. |
Когнитивный: знание детьми нравственных понятий |
У обучающихся почти не сформированы нравственные понятия |
У обучающихся сформированы нравственные понятия, но в недостаточной степени (понимание не совсем четкое) |
У обучающихся хорошо сформированы нравственные понятия |
3. |
Поведенческий (волевой): поведение в ситуации морального выбора |
Обучающиеся не опираются на нравственные представления и ценности в своем поведении (неустойчивая ориентация) |
У обучающихся некая безнравственная ориентация на нравственные представления и ценности в своем поведении |
Обучающиеся опираются на нравственные представления и ценности, устойчивая позиция следовать нормам и правилам |
Рис. 1. Результаты диагностики когнитивного компонента на констатирующем этапе
Рис. 2. Результаты диагностики эмоционального компонента на констатирующем этапе
Полученные результаты (рис. 1) свидетельствуют о недостаточной степени объема нравственных знаний у обучающихся младшего школьного возраста.
Диагностика показала (рис. 2), что эмоциональная сфера обучающихся младшего школьного возраста развита в недостаточной степени, не все нравственные нормы и ценности приняты ими эмоционально. В данном случае ориентация осуществляется не на нравственные чувства, а на другие факторы (например, на получение собственной выгоды).
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показало: причина ошибочного чтения и недостаточного осмысления прочитанного у обучающихся заключается в том, что нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого текста. Из-за несформированного понимания слогового смысла в словосочетании, предложении на синтетическом этапе чтение происходит по смысловой догадке, которая является причиной неправильности восприятия, затем проговаривания слова. В результате ученик, не понимая смысла слова, произносит его с неправильным ударением, неверным окончанием, полностью искажая его, заменяя слова в тексте, наблюдается слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением прочитанного.
Обучающиеся воспринимают произведения искусства не так, как взрослые [12, с. 189]. Их зрение имеет возможность различать отдельные детали, но они могут не замечать целого. Они часто не могут понять мотивы действий главного героя. Когда произведение написано с большим количеством эмоций, насыщено эмоциями, ребенок сопереживает главным героям. Однако авторское мнение может не совпадать с мнением ребенка. Дети не всегда могут понять авторскую позицию. Отличительной чертой юных читателей является игнорирование художественных особенностей произведения: чтобы прочувствовать эмоциональность, экспрессию текста, необходимо эмоционально выразительное воспроизведение отрывка произведения учителем, высказывание эмоционального впечатления от чтения произведения, при этом выражая истинные чувства, применяя весь спектр мимики, жестов, артистизма, возможностей интонационного многообразия, потому что дети должны доверять читательскому вкусу учителя. Это потребует от учителя большой предварительной подготовки [13, с. 233], в некоторой степени артистического таланта, потому что в работе с детьми посредственное чтение произведения не подойдет в современных условиях, так как монотонность и однообразие могут провоцировать потерю интереса, отвлеченность. При типовом прочтении художественного текста ребенок не сможет прочувствовать всю глубину авторской мысли, раскрыть смысл, важность морально-нравственных идей, заложенных в канве повествования [14, с. 27]. Педагогическим условием для снижения переутомления является применение смен деятельности, включение комиксов [15, c. 149], игровых методик [16, с. 47], глобального чтения [17, с. 83]: чтение по ролям, проигрывание сцен из произведений с участием и последующим коллективным обсуждением сыгранных моментов.
Рис. 3. Анализ уровня морально-нравственной воспитанности на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента
В процессе воспроизведения различных нравственных ситуаций активизируется воображение обучающихся: детям интересно слушать сказки, играть в сказочные сюжеты, проигрывая роль героев, это воспитывает в них ценности жизни, ума, таланта, чести, мудрости, добра, справедливости, взаимопомощи, где есть наказ, наставление. Проведение игр с элементами театрализации или инсценировки обогатит эмоциональное восприятие обучающихся.
Предложили на формирующем этапе педагогического эксперимента дидактический проект на тему: «Красота дружбы», энергетическое упражнение «Круг радости», прослушивание «Сказки о дружбе» автора С. Снеговой, упражнение «Настоящий друг», размышления над смыслом пословиц и др. Беседа о друзьях, верной дружбе, о том, как важно сохранить ее, что для этого надо научиться дружить. Работа в группах: вы умеете дружить, почему вы дружите, какие пословицы о Родине вы знаете? Для обучающихся была выстроена траектория работы на уроках с определением структуры занятий; выявлением эффективности; обобщением условий апробирования, программного обеспечения; результативностью. В структуру уроков включили психологический настрой, создание комфортной обстановки для продуктивности, созидающие приемы. На основной части занятий по темам уроков повышали уровень соблюдения условий морально-нравственного воспитания. Результаты работы представлены на диаграмме (рис. 3).
Заключение
Выявленная положительная динамика сформированности морально-нравственных качеств демонстрирует улучшение способности детей дифференцировать нравственные понятия при чтении художественной литературы, способности сопереживать героям. Определенные нравственные традиции и нормы поведения складывались веками, это фиксировалось в народном творчестве, сказка обладает огромным потенциалом нравственного воспитания, так как имеет определенные особенности построения, оказывая большое влияние на морально-нравственное воспитание; чтобы влияние было более выражено, необходимо придерживаться ряда требований при работе над сказкой, при использовании иллюстраций. Была сформулирована программа воспитания морально-нравственных представлений с целью формирования у обучающихся мировоззренческих установок посредством применения чтения произведений на уроках литературного чтения, которая будет отражена в содержании готовящегося к публикации авторского учебно-методического пособия на кафедре начального образования в издательстве Государственного университета просвещения (ссылка на информационную официальную страницу кафедры начального образования «Наука и публицистика»: https://t.me/bmv_nauka_public, где публикуются анонсы конференций, форумов, семинаров, новинки из рубрики научных изданий, опубликованных статей, монографий, учебных пособий и прочего; авторский канал «Публицистика от Брянцевой и поэзия»: https://t.me/bryantsmar, оба канала ведет автор представленной статьи). Выразительность учителя в процессе чтения помогает учащимся подмечать особенности действующих лиц; перевоплощаясь в них, голосом, интонационно передавая намерения, отношение к окружающим; обращая внимание на особенности построения сказки, учитель оказывает влияние на ребенка. Выбор сказки в качестве учебного материала важен, так как в младшем школьном возрасте ребенок является особенным читателем, слушателем. Он больше эмоциональный, чем рациональный субъект, поэтому поэтические образы для него убедительны, реалистичны. Нравственная чистота, притягательность идеалов, воплотившихся в образе героев, открывает путь к сердцу обучающихся, сказывается на формировании их мировоззрения, взглядов, привычек поведения. Вводя ребенка в образный язык, учитель открывает ему мир мысли, чувства, жизни, это начало историко-культурного воспитания, воспитания морально-нравственных качеств.