Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE POSSIBILITIES OF INTEGRATING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF GRADUATE STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY FOR TEACHING

Alpatova M.P. 1
1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
2360 KB
The purpose of the work is to implement a system for preparing graduate students of a medical university for teaching based on the integration of educational technologies. The article discusses the understanding of “integration” based on the implementation of educational technologies in a higher medical school. The experimental part of the dissertation research devoted to the development and implementation of a system for preparing graduate students of a medical university for teaching activities is described. The results of the integration of educational technologies in the system of training scientific and pedagogical personnel for teaching activities are presented. The following methods were used to assess the readiness of graduate students of a medical university for teaching: diagnostic methods for assessing the psychological readiness of graduate students, pedagogical observation, materials of entrance, intermediate and final control to determine the level of formation of components of general professional competence. Based on the results of the ascertaining stage of the experiment, based on the cumulative processing of the results, an insufficient level of preparedness of graduate students at a medical university for teaching was determined, which was the basis for the development and implementation of a system for training graduate students to carry out this type of activity. The following educational technologies aimed at preparing medical university graduate students for teaching were selected: modular learning technology, blended learning technology, problem-based learning technology. Approbation of the system for preparing postgraduate students of a medical university for teaching activities was carried out during training sessions in the discipline “Pedagogy and Psychology”. Evaluation of the results of the final control allowed the author to identify an increase in indicators characterizing the quality of mastering general professional competence, which indicates the effectiveness of the organized research.
integration
educational technologies
preparation of graduate students for teaching
modular learning technology
mixed learning technology
problem-based learning technology
the system of training graduate students of a medical university for teaching

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования выпускники медицинских вузов, прошедшие программу аспирантуры, должны обладать не только профессиональными компетенциями, но и общепрофессиональными навыками, такими как готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-6) [1, c. 5].

Особенность педагогической работы в медицинских вузах заключается в том, что преподаватели часто сами являются практикующими врачами, выбирающими медицину в качестве основного направления своей профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость поддержки образовательного процесса, направленного на освоение аспирантами общепрофессиональной компетенции ОПК-6, методическими материалами, которые помогут приобрести необходимые профессиональные навыки для дальнейшей преподавательской деятельности [2, c. 47].

Интеграция образовательных технологий в системе высшего образования может решить эту проблему, так как она представляет собой целостную педагогическую систему, ориентированную на эффективное выполнение учебных задач и состоящую из концептуальных основ, принципов, особенностей построения содержания, методов и алгоритма организации педагогического процесса [3; 4, c. 48].

Целью исследования является обоснование, разработка и апробация системы подготовки аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности на основании интеграции образовательных технологий.

Материалы и методы исследования

Экспериментальная база исследования включает аспирантов медицинских направлений (31.06.00 Клиническая медицина, 3.1.19. Эндокринология, 3.2. Профилактическая медицина, 33.06.00 Фармация, 3.3. Медико-биологические науки, 04.06.00 Химия) Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет). В исследовании приняли участие 408 аспирантов первого курса медицинского вуза, из них 204 человека составили контрольную группу, а 204 – экспериментальную.

Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе оценивалась готовность аспирантов к преподавательской деятельности с помощью психодиагностической методики «Готовность к осуществлению профессиональной деятельности» и педагогического наблюдения. Затем проводился констатирующий этап с экспериментальной группой аспирантов. Направленность подготовки аспирантов экспериментальной группы, как и в контрольной группе, была связана с медицинскими специальностями. На этапе констатирующего эксперимента в этой группе проводился входной контроль, чтобы определить уровень подготовленности аспирантов к преподавательской деятельности. На формирующем этапе проводилась апробация системы подготовки аспирантов к преподавательской деятельности, организованная в рамках лекционных и практических занятий в процессе педагогической практики. На контрольном этапе анализировалась эффективность внедрённой системы подготовки на основе показателей итогового контроля, сравнения результатов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах и определения качественных изменений формируемой компетенции.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования был проведён теоретический анализ российских и зарубежных источников, касающихся определения содержания работы преподавателя в вузе, а также изучены методы и инструменты для подготовки научно-педагогических кадров к преподавательской деятельности [5, c. 11; 6; 7]. Данный анализ позволил нам представить общую ориентированность образовательных результатов, формируемых у обучающихся медицинских вузов, в педагогической сфере (рис. 1).

Результаты методики «Готовность к осуществлению профессиональной деятельности» указали на разрозненность сформированности личностных компетенций (автономность, информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение). В процессе педагогического наблюдения аспиранты демонстрировали выраженность допустимого (среднего) уровня готовности к осуществлению преподавательской деятельности.

Входной контроль, предложенный в форме тестирования и включающий 35 вопросов, направленных на определение имеющихся знаний в области преподавательской деятельности у аспирантов медицинского вуза, оценивался согласно уровневым показателям (недостаточный, базовый, оптимальный, продвинутый) и показал следующие результаты (рис. 2).

missing image file

Рис. 1. Обобщенное представление общепрофессиональных образовательных результатов подготовки научно-педагогических кадров

missing image file

Рис. 2. Результаты входного контроля в экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента, в %

На основании полученных данных был сформулирован вывод о низком (недостаточном) уровне готовности аспирантов медицинского университета к преподаванию. Это стало основой разработки и внедрения системы подготовки аспирантов к этому виду деятельности.

Исследования У.А. Казаковой [8, c. 7], Н.И. Алмазовой, Е.В. Мушенко [9], О.И. Вагановой [10], Т.В. Кулемзиной [11], Ли Бин [12] и других авторов показывают, что интеграция – основополагающий процесс организации обучения аспирантов в высшей школе, который предполагает качественное изменение системы образования и подготовку квалифицированных специалистов. Этот процесс потенциально способен обеспечить эффективное использование различных методов и средств обучения для достижения поставленных целей. На основании анализа исследований важно отметить, что интеграция образовательных технологий, в отличие от их комплекса, подразумевает не простой набор методов и подходов, а их непосредственное объединение для достижения синергетического эффекта обучения.

В качестве образовательных технологий, направленных на подготовку аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности, были выбраны: технология модульного обучения, технология смешанного обучения, технология проблемного обучения.

Представление компонентов системы подготовки аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности

Компоненты системы подготовки

Содержательная характеристика

Целевой компонент

Осуществление подготовки аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности

Методический компонент (продукт)

сборник практико-ориентированных заданий

Технологический компонент (реализуемые образовательные технологии)

технология модульного обучения, технология смешанного обучения (гибридное обучение), технология проблемного обучения

Предусмотренные методическим продуктом виды деятельности

выполнение творческих, поисковых заданий; решение проблемных практических задач

Используемые программные ресурсы

продукты Google (формы, таблицы), платформа Zoom

Оценочный компонент (получение практических результатов)

фонд оценочных средств (оценка продуктов деятельности преподавателем – критериальные карты)

Результативный компонент

Качественный уровень подготовленности аспирантов медицинского вуза к осуществлению преподавательской деятельности

Выбор данных технологий обусловлен недостаточным вниманием к ним со стороны медицинских вузов страны, что показал проведенный анализ рабочих программ психолого-педагогической направленности ряда образовательных учреждений (ФГБОУ ВО «ТГМУ», ФГБОУ ВО «КГМУ» Минздрава России, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова», ФГАБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет) и др.).

Благодаря сочетанию этих технологий была разработана интегрированная система подготовки аспирантов, представленная в виде общей концепции (таблица).

Технология модульного обучения предполагала деление материала на логические блоки, отражающие специфику деятельности преподавателя высшей школы.

Смешанное обучение было направлено на оптимальное сочетание теоретических и практических аспектов (проведение лекций и практических занятий) и интеграцию традиционных (очных) и дистанционных форм работы.

На основе проблемного обучения был создан практико-ориентированный набор заданий, который стимулирует самостоятельное мышление, поиск решений, развитие критического подхода, аналитических и прогностических навыков, что является важной составляющей подготовки к преподавательской деятельности.

Формирующий этап эксперимента проходил во время педагогической практики и включал проведение лекций и практических занятий с аспирантами экспериментальной группы.

Апробация системы подготовки аспирантов медицинского университета к осуществлению преподавательской деятельности была реализована в рамках курса «Педагогика и психология» на первом курсе аспирантуры, где в ходе лекционных занятий обсуждались темы «Педагогика высшей школы как научная дисциплина» и «Преподаватель высшей школы. Профессиональное становление»; в ходе практических занятий – предполагалось выполнение практико-ориентированной и творческой деятельности по структурированию и представлению информации. Все занятия были нацелены на формирование понимания педагогики как науки, её места и роли в системе научного познания, структуры и основных компонентов, а также на понимание специфики преподавательской деятельности, особенностей личности педагога и путей профессионального развития.

Практические занятия были разделены на три блока, соответствующих научно-теоретической, методической и психолого-педагогической деятельности преподавателя, в соответствии с технологией модульного обучения. Практические занятия включали практико-ориентированные задания, отражающие теоретические аспекты (поиск и структурирование информации) и практические компоненты (логическое изложение ответов, критическое мышление, представление данных). Так, аспиранты должны не только находить нужную информацию, но и преобразовывать её, представляя в разных формах (таблицы, кластеры и т.д.), что способствует повышению познавательной активности и развивает личностные и профессиональные качества обучающегося. Во время практических занятий аспирантам предоставлялся детальный инструктаж по выполнению каждого задания и демонстрировался ожидаемый результат. После этого обучающиеся работали индивидуально как в аудитории, так и дистанционно.

Каждое практическое занятие завершалось промежуточным контролем, предполагающим выполнения тестового и практико-ориентированного заданий в условиях тематической направленности занятий. В качестве критериев оценки промежуточного контроля были выбраны показатели (понимание и логическое представление ответов, полнота и структурированность представленных ответов, обоснованность позиции) и шкала их выраженности от 0 до 2, где 0 – показатель не выражен (отсутствует), а 2 – выражен в полной мере.

Помимо оценки промежуточных результатов, автор на основании критериальных карт анализировал формирование компетенций преподавателя у аспирантов медицинского вуза. Критериальная карта представляла собой перечень видов деятельности в условиях практических занятий и показатели профессиональных знаний и навыков, связанных с ориентацией в научно-теоретических, методических, психолого-педагогических основах образовательного процесса. При оценке личностных качеств аспирантов учитывались такие аспекты, как концентрация на выполнении задач, уровень эрудиции, критическое мышление (способность находить нестандартные решения), творческие способности в представлении и интерпретации информации, образовательная мотивация, умение чётко и аргументированно формулировать и излагать свои мысли (позиции, точки зрения) и адекватность самооценки при исследовании профессионального и личностного потенциала.

Промежуточный контроль 1 показал следующие результаты: понимание и логическое представление ответов – 75% (153 человека), полнота и структурированность представления ответов – 82% (167 студентов), обоснованность собственной позиции – 76% (154 аспиранта).

Промежуточный контроль 2 продемонстрировал такие результаты: понимание и логическое представление ответов – 82% (167 человек), полнота и структурированность представления ответов – 89% (183 студента), обоснованность собственной позиции – 84% (171 аспирант).

Промежуточный контроль 3 показал следующие результаты: понимание и логическое представление ответов – 93% (191 аспирант), полнота и структурированность представления ответов – 98% (201 студент), обоснованность собственной позиции – 96% (197 человек).

Общая динамика сформированности ОПК-6 – готовности к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования – была оценена путём сравнительного анализа результатов входного и итогового контроля (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов входного и итогового контроля, в %

Анализ полученных данных показал наличие позитивной динамики сформированности профессиональных компетенций аспирантов медицинского вуза, отражающих их готовность к осуществлению преподавательской деятельности.

Рост показателей был обеспечен благодаря снижению недостаточного уровня (с 48% до 23%), рост остальных показателей: базовый уровень повысился на 5%, оптимальный увеличился на 9%, продвинутый – на 11%.

Заключение

Формирование общепрофессиональных компетенций, особенно ОПК-6 – готовности к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, является важной составляющей подготовки научно-педагогических кадров в вузах, включая медицинские высшие учебные заведения.

Проведённое исследование показало, что интеграция образовательных технологий (модульного, смешанного и проблемного обучения) в единую образовательную систему помогает аспирантам медицинских вузов приобрести необходимые навыки и знания для успешной преподавательской деятельности в будущем.

Интеграция образовательных технологий в процессе подготовки аспирантов медицинского университета к преподавательской деятельности имеет большое значение для улучшения качества образования и профессиональной подготовки будущих специалистов. Она позволяет раскрыть потенциал каждой технологии и создаёт основу для создания новых образовательных инструментов.