Введение
Развитие социально-культурной активности старшеклассников является важным компонентом образовательной стратегии, направленной на создание устойчивого, процветающего и сплоченного общества. Это не только способствует личностному росту обучающихся в старших классах, но и укрепляет социальные и культурные основы государства, что является залогом его успешного будущего.
Социально-культурная активность рассматривается как «целостное и полифункциональное явление в педагогической системе социально-культурной деятельности, которое формируется в ходе освоения личностью социального опыта, вбирающего спектр культурных ценностей, для удовлетворения духовных потребностей и любительских интересов в педагогическом процессе ведущих институтов социально-культурной сферы» [1, c. 121].
Социально-культурная активность способствует осознанию старшеклассниками своих гражданских прав и обязанностей, формированию активной гражданской позиции [2]. В современном мире это необходимо для становления демократического общества, где каждый гражданин понимает свою роль в обществе и ответственность за его благополучие. Участие в социальных проектах и культурных инициативах в ходе проектной деятельности помогает обучающимся в старших классах стать активными участниками общественной жизни, что в долгосрочной перспективе укрепляет демократические институты и способствует социальному прогрессу, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.
Лидерские качества и навыки командной работы являются важными составляющими успешной будущей профессиональной и личной жизни старшеклассников [3]. Социально-культурная активность предоставляет старшеклассникам возможности для развития этих качеств через участие в проектной деятельности, которая включает различные проекты и инициативы. Через это происходит их подготовка к будущей профессиональной деятельности, в которой востребованы умения координировать действия, принимать решения и эффективно взаимодействовать с другими.
Участие в проектной деятельности посредством реализации культурных проектов и социальных инициатив способствует всестороннему развитию старшеклассников, повышению их общей и культурной образованности [4]. Такой подход закладывает фундамент для развития общества, обладающего интеллектуальным и культурным богатством, способного адаптироваться к современным вызовам и способствующего устойчивому развитию страны. Вовлеченность в культурные мероприятия расширяет кругозор учащихся и углубляет их знания в различных областях, что положительно сказывается на общем культурном уровне населения.
Важным аспектом социально-культурной активности являются изучение и популяризация истории страны, ее национальных культур, включая традиции, фольклор, обряды, ценности. Это способствует развитию у старшеклассников патриотических убеждений, любви к Родине и гордости за свою страну. В условиях глобальных вызовов и изменений укрепление национальной идентичности и патриотических ценностей играет важную роль в сохранении культурного наследия и единства нации, способствуя сбережению культурного кода страны и ее права на независимость [5].
Социально-культурная активность предоставляет старшеклассникам возможность получить практический опыт и развить навыки, необходимые в их будущей профессиональной деятельности. Участие в проектной деятельности по организации социальных мероприятий или управлению общественными инициативами развивает у старшеклассников навыки планирования, организации и коммуникации, которые востребованы на современном рынке труда [6, 7]. Это способствует подготовке социально ответственных граждан, что важно для экономического и социального развития страны.
Активное участие старшеклассников в социальной и культурной проектной деятельности способствует их всестороннему развитию, формированию ответственных и социально активных граждан, готовых вносить вклад в общественное благо и экономическое процветание страны.
Развитие у старшеклассников социально-культурной активности, включающей самостоятельность планирования, критическое мышление, лидерские качества и командную работу, повышает уровень их общей и культурной образованности, укрепляет чувство патриотизма и социальной ответственности за свои действия.
Целью данного исследования является обоснование педагогических условий развития социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности.
Материал и методы исследования
В работе использовался метод науковедческого анализа педагогических, психологических, политологических и культурологических исследований, который помог выявить педагогические условия развития социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности. Применение проектного метода в образовании, направленного на апробацию на практике теоретических знаний, стимулирование старшеклассников к проявлению социально-культурной активности способствовали реализации проекта «Культурная эко-инициатива». В этом проекте старшеклассники включались в разнообразную проектную деятельность, содержащую созидательные активности, реализованные через интерактивные методы, которые включались в праздничные мероприятия, акции, выставки, презентации, что позволило комплексно воздействовать на воспитание, обучение, развитие старшеклассников и повысить их мотивацию к участию в различных социальных и культурных мероприятиях.
В исследовании эффективности развития социально-культурной активности старшеклассников через их участие в проектной деятельности, включающей проект «Культурная эко-инициатива», приняли участие 90 старшеклассников из СОШ 32 и СОШ 56 г. Астрахани. Для проверки эффективности проведенного исследования был применен метод опроса по разработанной авторской анкете. Анкета позволила получить информацию о восприятии и участии старшеклассников в культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием, оценить влияние этих мероприятий на развитие их социально-культурной активности.
Результаты исследования и их обсуждение
Эффективное развитие социально-культурной активности старшеклассников происходит в процессе применения разнообразных методов, в том числе в проектной деятельности [8].
При выполнении проектов старшеклассники применяют полученные в школе знания на практике, что способствует их более глубокому усвоению и осознанию значимости изучаемого материала в реальной жизни. Развитие социально-культурной активности старшеклассников предполагает использование социальных [9] (волонтерские инициативы, благотворительные акции и др.), экологических [10] (акции по озеленению школьной территории, очистке местных парков и рек, образовательные кампании по сохранению окружающей среды и др.), культурных (организация культурных мероприятий, фестивалей, выставок, театральных постановок), образовательных (проведение мастер-классов и тренингов для младших школьников, подготовка информационных материалов по актуальным вопросам) проектов.
Развитие социально-культурной активности старшеклассников имеет свои особенности, связанные с переходом от детства к взрослой жизни. В этот период формируются их ценностные ориентации, укрепляются социальные связи и происходит активное включение в культурную жизнь общества [11]. Осознание этих уникальных черт позволяет выявить педагогические условия, направленные на поддержание и поощрение этой активности.
Элементы, которые способствуют выделению образовательных условий для такого процесса, включают в себя новейшие тенденции в области образования, запросы общества, психолого-педагогические открытия и трансформации в социокультурном контексте.
Запросы общества, выражающиеся в необходимости подготовки активных и ответственных граждан, предполагают стимулирование личной инициативы и самостоятельности учащихся [12].
Исследования в сфере психологии и педагогики демонстрируют, что обучение становится наиболее результативным, когда обучающиеся чувствуют личное вовлечение и активно участвуют в образовательном процессе. Происходит подтверждение важности создания поддерживающего образовательного пространства и методического сопровождения развития критического мышления.
Динамично изменяющийся мир, процессы глобализации и цифровизации общества требуют от старшеклассников умения пользоваться новейшими технологиями и быть в контакте с различными культурами и сообществами. Это акцентирует важность привлечения внешних экспертов и применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Старшеклассники все чаще выражают стремление к обучению в интерактивной, динамичной и поддерживающей атмосфере, которая бы способствовала развитию их уникальных способностей и интересов. При этом подчеркивается значимость создания такой атмосферы и предоставления возможностей для самовыражения, что позволит существенно повысить результативность процесса формирования социально-культурной активности.
Современный рынок труда ожидает от выпускников не только глубоких знаний, но и умений, которые формируются через междисциплинарное обучение, командную работу и развитие критического мышления.
Педагогические условия, которые способствуют развитию социокультурной активности старшеклассников в рамках проектной деятельности, включают в себя организацию открытого и стимулирующего учебного пространства, применение мультидисциплинарной стратегии, интеграцию экспертов и институций из внешней среды, внедрение последних информационно-коммуникационных инноваций, обеспечение методической поддержки для усиления способности критически анализировать информацию и эффективно работать в коллективе, акцент на развитие самостоятельности и лидерских качеств у обучающихся.
Для оценки вышеуказанных условий был инициирован проект «Культурная эко-инициатива», целью которого стало поощрение социально-культурной активности старшеклассников через участие в культурных и экологических мероприятиях, ориентированных на сохранение окружающей среды и продвижение устойчивого развития.
При реализации данного проекта создавалась открытая и поддерживающая образовательная среда, использовался междисциплинарный подход, привлекались внешние эксперты и организации, применялись современные информационно-коммуникационные технологии, методическая поддержка развития критического мышления и навыков командной работы, стимулировались инициативы и самостоятельность старшеклассников.
Проект включал исследовательскую деятельность по изучению экологических проблем (изучение экологических проблем своего региона и мира, культурных особенностей народов, традиционно бережно относящихся к окружающей среде), организацию экологических мероприятий (акции по очистке территории, посадке деревьев, участие в экологических кампаниях и мероприятиях, направленных на сохранение природы), культурные мероприятия (культурные мероприятия, посвященные экологии, выставки фотографий, литературные вечера, концерты, посвященные природе и окружающей среде), создание информационных материалов (разработка информационных роликов, презентаций, буклетов о важности сохранения окружающей среды и культурных особенностях народов, бережно относящихся к природе), оценку результатов и выводы (анализ результатов проекта, выявление полученного опыта и уроков для будущих мероприятий, оценку влияния проекта на социально-культурную активность старшеклассников).
Анкета уровня участия старшеклассников в социально-культурных мероприятиях
№ |
Вопрос |
Ответ |
Как часто вы участвуете в школьных культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием? |
Очень часто Иногда Редко Никогда |
|
Какие виды экологических мероприятий вас наиболее заинтересовали? |
Экологические акции Мастер-классы Очистка территории Посадка деревьев Другое (укажите) |
|
Изменилось ли ваше понимание важности сохранения окружающей среды после участия в этих мероприятиях? |
Очень сильно Средне Незначительно Не изменилось |
|
Изменилось ли ваше отношение к экологическим проблемам после участия в культурных мероприятиях? |
Да, стало более серьезным Да, стало более критичным Нет, не изменилось Затрудняюсь ответить |
|
Какие социально-культурные навыки вы развили благодаря участию в культурно-экологических мероприятиях? |
Коммуникативные умения Способность к коллективной работе Организационные способности Лидерские качества Другое (укажите) |
|
Какие предложения по улучшению организации экологических мероприятий вы бы хотели предложить? |
Открытый вопрос для текстового ответа |
|
Хотели бы вы участвовать в подобных мероприятиях в будущем? |
Да, обязательно Возможно, если будет интересная тема Вряд ли Нет, не интересно |
|
Что мотивирует вас участвовать в экологических и культурных мероприятиях? |
Желание внести вклад в сохранение окружающей среды Интерес к экологическим вопросам Желание развивать свои навыки и знания Влияние друзей или учителей Другое (укажите) |
Было проведено исследование, диагностирующее эффективность развития социально-культурной активности старшеклассников через их участие в проектной деятельности, включающей проект «Культурная эко-инициатива». Для этого использовалась авторская анкета, которая содержала вопросы, направленные на оценку уровня участия старшеклассников в экологических и культурных мероприятиях, изучение их отношения к экологическим проблемам и мотивации к участию в таких мероприятиях (таблица).
В результате диагностирования были получены следующие результаты.
Большинство старшеклассников (63 человека, 70%) сообщили, что они участвуют в школьных культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием, «очень часто» или «иногда». Наибольший интерес вызвали экологические акции и мастер-классы, что указывает на желание старшеклассников быть активными участниками, а не только наблюдателями.
Большинство старшеклассников (72 человека, 80%) отметили, что их понимание важности сохранения окружающей среды «очень сильно» или «средне» улучшилось благодаря участию в мероприятиях. Более половины (54 человека, 60%) старшеклассников сообщили об изменении своего отношения к экологическим проблемам после участия в культурных мероприятиях.
Важно отметить, что подавляющее большинство (64 человека, 71,1%) старшеклассников утверждают, что участие в культурно-экологических мероприятиях способствовало развитию их социально-культурных навыков, включая коммуникативные умения и способность к коллективной работе. Обучающиеся высоко оценили мероприятия, отметив, что наибольшее впечатление на них произвели акции по очистке территории и посадке деревьев. Были предложения по улучшению организации мероприятий, включая увеличение числа интерактивных и практических заданий, что указывает на желание учащихся быть более вовлеченными в процесс.
Желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем выразили 86 старшеклассников (95,6%), что свидетельствует об их заинтересованности и поддержке проекта. Стимулом участия в активностях старшеклассники чаще всего называли стремление внести вклад в сохранение окружающей среды и интерес к экологическим вопросам.
Анкетирование показало, что проект «Культурная эко-инициатива» оказался эффективным в плане повышения осведомленности старшеклассников о вопросах экологии и устойчивого развития как комплекса мер, удовлетворяющих текущие потребности человека и сохраняющих окружающую среду и ресурсы, без ущерба для будущих поколений. Обучающиеся не только стали более информированными, но и проявили желание активно участвовать в соответствующих мероприятиях, что свидетельствует о развитии их социально-культурной активности.
Мотивационные факторы включения в созидательные активности, указанные старшеклассниками, включают стремление внести личный вклад в охрану окружающей среды и углубленный интерес к экологическим проблемам. Это подчеркивает, что проект успешно стимулирует активное и осмысленное участие старшеклассников в социально значимых действиях.
Таким образом, можно утверждать, что проект «Культурная эко-инициатива», реализованный на основе выявленных педагогических условий, является успешным и вносит весомый вклад в формирование ответственного отношения к окружающей среде среди старшеклассников, способствует развитию их культурной и социальной активности.
Выводы
При формировании социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности следует учитывать следующее. Социально-культурная активность старшеклассников способствует:
1) развитию понимания ими своих гражданских прав и обязанностей;
2) формированию лидерских качеств и навыков командной работы, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности и личностного роста;
3) всестороннему развитию и повышению уровня общей и культурной образованности;
4) воспитанию в выпускниках школы любви и уважения к Родине;
5) получению прикладных умений и компетенций, актуальных для их последующей профессиональной и личной жизни.
Работа над проектами служит эффективным средством усиления креативного потенциала старшеклассников, формирования их социальной ответственности и активного участия в жизни общества, создавая базу для развития их гражданской активной позиции и полноценного участия в жизни страны.
Практически включаясь в жизнь социума, старшеклассники способствуют формированию политической культуры и экономической инициативы, обеспечивая стабильное устойчивое развитие государства.
Дальнейшее развитие данной темы предполагает углубленное изучение принципов, педагогических подходов, методов развития социально-культурной активности старшеклассников и построение на их основе моделей исследуемого процесса.