Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES

Akmurzieva G.B. 1
1 Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev
To determine pedagogical conditions that contribute to the development of socio-cultural activity of high school students in the process of project activities. The article used methods for analyzing scientific research, which focus on the need to integrate socio-cultural aspects into the educational process, the project method and the survey method using a developed author’s questionnaire. 90 high school students took part in the study. The authors, emphasizing their importance for the formation of an active citizenship and socially responsible behavior among high school students, highlight the key pedagogical conditions necessary for the successful implementation of project activities aimed at developing the socio-cultural activity of high school students. The set of pedagogical conditions for the socio-cultural activity of high school students in the process of project activities: organization of an open and stimulating learning space; application of a multidisciplinary strategy, integration of experts and institutions from the external environment; introduction of information and communication innovations; providing methodological support to enhance the ability to critically analyze information and work effectively in a team; emphasis on developing independence and leadership qualities in students. The article concludes that the development of socio-cultural activity of high school students through project activities is a strategically important area that has multifaceted significance for society and the country as a whole.
pedagogical conditions
development
socio-cultural activity
project
project activity
ecology
high school students

Введение

Развитие социально-культурной активности старшеклассников является важным компонентом образовательной стратегии, направленной на создание устойчивого, процветающего и сплоченного общества. Это не только способствует личностному росту обучающихся в старших классах, но и укрепляет социальные и культурные основы государства, что является залогом его успешного будущего.

Социально-культурная активность рассматривается как «целостное и полифункциональное явление в педагогической системе социально-культурной деятельности, которое формируется в ходе освоения личностью социального опыта, вбирающего спектр культурных ценностей, для удовлетворения духовных потребностей и любительских интересов в педагогическом процессе ведущих институтов социально-культурной сферы» [1, c. 121].

Социально-культурная активность способствует осознанию старшеклассниками своих гражданских прав и обязанностей, формированию активной гражданской позиции [2]. В современном мире это необходимо для становления демократического общества, где каждый гражданин понимает свою роль в обществе и ответственность за его благополучие. Участие в социальных проектах и культурных инициативах в ходе проектной деятельности помогает обучающимся в старших классах стать активными участниками общественной жизни, что в долгосрочной перспективе укрепляет демократические институты и способствует социальному прогрессу, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.

Лидерские качества и навыки командной работы являются важными составляющими успешной будущей профессиональной и личной жизни старшеклассников [3]. Социально-культурная активность предоставляет старшеклассникам возможности для развития этих качеств через участие в проектной деятельности, которая включает различные проекты и инициативы. Через это происходит их подготовка к будущей профессиональной деятельности, в которой востребованы умения координировать действия, принимать решения и эффективно взаимодействовать с другими.

Участие в проектной деятельности посредством реализации культурных проектов и социальных инициатив способствует всестороннему развитию старшеклассников, повышению их общей и культурной образованности [4]. Такой подход закладывает фундамент для развития общества, обладающего интеллектуальным и культурным богатством, способного адаптироваться к современным вызовам и способствующего устойчивому развитию страны. Вовлеченность в культурные мероприятия расширяет кругозор учащихся и углубляет их знания в различных областях, что положительно сказывается на общем культурном уровне населения.

Важным аспектом социально-культурной активности являются изучение и популяризация истории страны, ее национальных культур, включая традиции, фольклор, обряды, ценности. Это способствует развитию у старшеклассников патриотических убеждений, любви к Родине и гордости за свою страну. В условиях глобальных вызовов и изменений укрепление национальной идентичности и патриотических ценностей играет важную роль в сохранении культурного наследия и единства нации, способствуя сбережению культурного кода страны и ее права на независимость [5].

Социально-культурная активность предоставляет старшеклассникам возможность получить практический опыт и развить навыки, необходимые в их будущей профессиональной деятельности. Участие в проектной деятельности по организации социальных мероприятий или управлению общественными инициативами развивает у старшеклассников навыки планирования, организации и коммуникации, которые востребованы на современном рынке труда [6, 7]. Это способствует подготовке социально ответственных граждан, что важно для экономического и социального развития страны.

Активное участие старшеклассников в социальной и культурной проектной деятельности способствует их всестороннему развитию, формированию ответственных и социально активных граждан, готовых вносить вклад в общественное благо и экономическое процветание страны.

Развитие у старшеклассников социально-культурной активности, включающей самостоятельность планирования, критическое мышление, лидерские качества и командную работу, повышает уровень их общей и культурной образованности, укрепляет чувство патриотизма и социальной ответственности за свои действия.

Целью данного исследования является обоснование педагогических условий развития социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности.

Материал и методы исследования

В работе использовался метод науковедческого анализа педагогических, психологических, политологических и культурологических исследований, который помог выявить педагогические условия развития социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности. Применение проектного метода в образовании, направленного на апробацию на практике теоретических знаний, стимулирование старшеклассников к проявлению социально-культурной активности способствовали реализации проекта «Культурная эко-инициатива». В этом проекте старшеклассники включались в разнообразную проектную деятельность, содержащую созидательные активности, реализованные через интерактивные методы, которые включались в праздничные мероприятия, акции, выставки, презентации, что позволило комплексно воздействовать на воспитание, обучение, развитие старшеклассников и повысить их мотивацию к участию в различных социальных и культурных мероприятиях.

В исследовании эффективности развития социально-культурной активности старшеклассников через их участие в проектной деятельности, включающей проект «Культурная эко-инициатива», приняли участие 90 старшеклассников из СОШ 32 и СОШ 56 г. Астрахани. Для проверки эффективности проведенного исследования был применен метод опроса по разработанной авторской анкете. Анкета позволила получить информацию о восприятии и участии старшеклассников в культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием, оценить влияние этих мероприятий на развитие их социально-культурной активности.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективное развитие социально-культурной активности старшеклассников происходит в процессе применения разнообразных методов, в том числе в проектной деятельности [8].

При выполнении проектов старшеклассники применяют полученные в школе знания на практике, что способствует их более глубокому усвоению и осознанию значимости изучаемого материала в реальной жизни. Развитие социально-культурной активности старшеклассников предполагает использование социальных [9] (волонтерские инициативы, благотворительные акции и др.), экологических [10] (акции по озеленению школьной территории, очистке местных парков и рек, образовательные кампании по сохранению окружающей среды и др.), культурных (организация культурных мероприятий, фестивалей, выставок, театральных постановок), образовательных (проведение мастер-классов и тренингов для младших школьников, подготовка информационных материалов по актуальным вопросам) проектов.

Развитие социально-культурной активности старшеклассников имеет свои особенности, связанные с переходом от детства к взрослой жизни. В этот период формируются их ценностные ориентации, укрепляются социальные связи и происходит активное включение в культурную жизнь общества [11]. Осознание этих уникальных черт позволяет выявить педагогические условия, направленные на поддержание и поощрение этой активности.

Элементы, которые способствуют выделению образовательных условий для такого процесса, включают в себя новейшие тенденции в области образования, запросы общества, психолого-педагогические открытия и трансформации в социокультурном контексте.

Запросы общества, выражающиеся в необходимости подготовки активных и ответственных граждан, предполагают стимулирование личной инициативы и самостоятельности учащихся [12].

Исследования в сфере психологии и педагогики демонстрируют, что обучение становится наиболее результативным, когда обучающиеся чувствуют личное вовлечение и активно участвуют в образовательном процессе. Происходит подтверждение важности создания поддерживающего образовательного пространства и методического сопровождения развития критического мышления.

Динамично изменяющийся мир, процессы глобализации и цифровизации общества требуют от старшеклассников умения пользоваться новейшими технологиями и быть в контакте с различными культурами и сообществами. Это акцентирует важность привлечения внешних экспертов и применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Старшеклассники все чаще выражают стремление к обучению в интерактивной, динамичной и поддерживающей атмосфере, которая бы способствовала развитию их уникальных способностей и интересов. При этом подчеркивается значимость создания такой атмосферы и предоставления возможностей для самовыражения, что позволит существенно повысить результативность процесса формирования социально-культурной активности.

Современный рынок труда ожидает от выпускников не только глубоких знаний, но и умений, которые формируются через междисциплинарное обучение, командную работу и развитие критического мышления.

Педагогические условия, которые способствуют развитию социокультурной активности старшеклассников в рамках проектной деятельности, включают в себя организацию открытого и стимулирующего учебного пространства, применение мультидисциплинарной стратегии, интеграцию экспертов и институций из внешней среды, внедрение последних информационно-коммуникационных инноваций, обеспечение методической поддержки для усиления способности критически анализировать информацию и эффективно работать в коллективе, акцент на развитие самостоятельности и лидерских качеств у обучающихся.

Для оценки вышеуказанных условий был инициирован проект «Культурная эко-инициатива», целью которого стало поощрение социально-культурной активности старшеклассников через участие в культурных и экологических мероприятиях, ориентированных на сохранение окружающей среды и продвижение устойчивого развития.

При реализации данного проекта создавалась открытая и поддерживающая образовательная среда, использовался междисциплинарный подход, привлекались внешние эксперты и организации, применялись современные информационно-коммуникационные технологии, методическая поддержка развития критического мышления и навыков командной работы, стимулировались инициативы и самостоятельность старшеклассников.

Проект включал исследовательскую деятельность по изучению экологических проблем (изучение экологических проблем своего региона и мира, культурных особенностей народов, традиционно бережно относящихся к окружающей среде), организацию экологических мероприятий (акции по очистке территории, посадке деревьев, участие в экологических кампаниях и мероприятиях, направленных на сохранение природы), культурные мероприятия (культурные мероприятия, посвященные экологии, выставки фотографий, литературные вечера, концерты, посвященные природе и окружающей среде), создание информационных материалов (разработка информационных роликов, презентаций, буклетов о важности сохранения окружающей среды и культурных особенностях народов, бережно относящихся к природе), оценку результатов и выводы (анализ результатов проекта, выявление полученного опыта и уроков для будущих мероприятий, оценку влияния проекта на социально-культурную активность старшеклассников).

Анкета уровня участия старшеклассников в социально-культурных мероприятиях

Вопрос

Ответ

 

Как часто вы участвуете в школьных культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием?

Очень часто

Иногда

Редко

Никогда

 

Какие виды экологических мероприятий вас наиболее заинтересовали?

Экологические акции

Мастер-классы

Очистка территории

Посадка деревьев

Другое (укажите)

 

Изменилось ли ваше понимание важности сохранения окружающей среды после участия в этих мероприятиях?

Очень сильно

Средне

Незначительно

Не изменилось

 

Изменилось ли ваше отношение к экологическим проблемам после участия в культурных мероприятиях?

Да, стало более серьезным

Да, стало более критичным

Нет, не изменилось

Затрудняюсь ответить

 

Какие социально-культурные навыки вы развили благодаря участию в культурно-экологических мероприятиях?

Коммуникативные умения

Способность к коллективной работе

Организационные способности

Лидерские качества

Другое (укажите)

 

Какие предложения по улучшению организации экологических мероприятий вы бы хотели предложить?

Открытый вопрос для текстового ответа

 

Хотели бы вы участвовать в подобных мероприятиях в будущем?

Да, обязательно

Возможно, если будет интересная тема

Вряд ли

Нет, не интересно

 

Что мотивирует вас участвовать в экологических и культурных мероприятиях?

Желание внести вклад в сохранение окружающей среды

Интерес к экологическим вопросам

Желание развивать свои навыки и знания

Влияние друзей или учителей

Другое (укажите)

Было проведено исследование, диагностирующее эффективность развития социально-культурной активности старшеклассников через их участие в проектной деятельности, включающей проект «Культурная эко-инициатива». Для этого использовалась авторская анкета, которая содержала вопросы, направленные на оценку уровня участия старшеклассников в экологических и культурных мероприятиях, изучение их отношения к экологическим проблемам и мотивации к участию в таких мероприятиях (таблица).

В результате диагностирования были получены следующие результаты.

Большинство старшеклассников (63 человека, 70%) сообщили, что они участвуют в школьных культурных мероприятиях, связанных с экологией и устойчивым развитием, «очень часто» или «иногда». Наибольший интерес вызвали экологические акции и мастер-классы, что указывает на желание старшеклассников быть активными участниками, а не только наблюдателями.

Большинство старшеклассников (72 человека, 80%) отметили, что их понимание важности сохранения окружающей среды «очень сильно» или «средне» улучшилось благодаря участию в мероприятиях. Более половины (54 человека, 60%) старшеклассников сообщили об изменении своего отношения к экологическим проблемам после участия в культурных мероприятиях.

Важно отметить, что подавляющее большинство (64 человека, 71,1%) старшеклассников утверждают, что участие в культурно-экологических мероприятиях способствовало развитию их социально-культурных навыков, включая коммуникативные умения и способность к коллективной работе. Обучающиеся высоко оценили мероприятия, отметив, что наибольшее впечатление на них произвели акции по очистке территории и посадке деревьев. Были предложения по улучшению организации мероприятий, включая увеличение числа интерактивных и практических заданий, что указывает на желание учащихся быть более вовлеченными в процесс.

Желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем выразили 86 старшеклассников (95,6%), что свидетельствует об их заинтересованности и поддержке проекта. Стимулом участия в активностях старшеклассники чаще всего называли стремление внести вклад в сохранение окружающей среды и интерес к экологическим вопросам.

Анкетирование показало, что проект «Культурная эко-инициатива» оказался эффективным в плане повышения осведомленности старшеклассников о вопросах экологии и устойчивого развития как комплекса мер, удовлетворяющих текущие потребности человека и сохраняющих окружающую среду и ресурсы, без ущерба для будущих поколений. Обучающиеся не только стали более информированными, но и проявили желание активно участвовать в соответствующих мероприятиях, что свидетельствует о развитии их социально-культурной активности.

Мотивационные факторы включения в созидательные активности, указанные старшеклассниками, включают стремление внести личный вклад в охрану окружающей среды и углубленный интерес к экологическим проблемам. Это подчеркивает, что проект успешно стимулирует активное и осмысленное участие старшеклассников в социально значимых действиях.

Таким образом, можно утверждать, что проект «Культурная эко-инициатива», реализованный на основе выявленных педагогических условий, является успешным и вносит весомый вклад в формирование ответственного отношения к окружающей среде среди старшеклассников, способствует развитию их культурной и социальной активности.

Выводы

При формировании социально-культурной активности старшеклассников в проектной деятельности следует учитывать следующее. Социально-культурная активность старшеклассников способствует:

1) развитию понимания ими своих гражданских прав и обязанностей;

2) формированию лидерских качеств и навыков командной работы, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности и личностного роста;

3) всестороннему развитию и повышению уровня общей и культурной образованности;

4) воспитанию в выпускниках школы любви и уважения к Родине;

5) получению прикладных умений и компетенций, актуальных для их последующей профессиональной и личной жизни.

Работа над проектами служит эффективным средством усиления креативного потенциала старшеклассников, формирования их социальной ответственности и активного участия в жизни общества, создавая базу для развития их гражданской активной позиции и полноценного участия в жизни страны.

Практически включаясь в жизнь социума, старшеклассники способствуют формированию политической культуры и экономической инициативы, обеспечивая стабильное устойчивое развитие государства.

Дальнейшее развитие данной темы предполагает углубленное изучение принципов, педагогических подходов, методов развития социально-культурной активности старшеклассников и построение на их основе моделей исследуемого процесса.