Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SPECIFICITY OF THE STATE FINAL CERTIFICATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN SPECIALTY 55.05.01 «FILM AND TELEVISION DIRECTING»

Bykova N.I. 1
1 Dostoevsky Omsk State University
The modern system of higher education in the Russian Federation is the most important element in training personnel for the implementation of urgent tasks that the government of our country sets for educational organizations. The requirements for graduates of higher educational institutions in the country today are based on the needs of various sectors of the economy and culture. Young specialists must be prepared for modern realities: be mobile, creative, active, focused on developed general professional and professional competencies. The purpose of the study is to analyze the potential possibilities of using the credits allocated to the GIA in the formation of professional competencies of a graduate. To achieve this goal, tasks are being implemented that allow you to build the educational process along an individual trajectory. In this material, the author uses an analytical method and a method of describing his own experience. It is based on the experience of Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, namely the state final certification at the Faculty of Culture and Arts. As a result of the research, an analysis of the process of modernization of federal state educational standards in the specialty 55.05.01 Film and television directing was carried out, modern trends in conducting state final certification were studied, a model of phased preparation of final qualifying work on the creation of a multimedia project was developed.
state final certification
educational standard
competencies
project
faculty of culture and arts

Введение

Различные аспекты государственной итоговой аттестации (ГИА) интересуют исследователей на протяжении многих десятилетий, так как и правительством, и учеными ставятся вопросы качественной подготовки выпускников системы высшего образования. Исследователи обсуждают требования к государственной итоговой аттестации, формы контроля, методики проведения экзаменов и различные механизмы проверки уровня качественной подготовки. Статьи, обращающиеся к вопросам ГИА, можно встретить во многих изданиях разного уровня. Ученые затрагивают проблему оценивания квалификации выпускников, обсуждают варианты проведения государственного экзамена, требования к сформированным компетенциям, различные аспекты аттестации практических умений и навыков, специфику подготовки к ГИА.

В первую очередь, обращают на себя внимание исследования, предлагающие практические разработки. В отдельных статьях поднимаются вопросы модернизации государственной итоговой аттестации, разрабатываются модели определения уровня квалификации выпускников педагогических учебных заведений [1]; многие исследователи обращают внимание на необходимость внешней оценки качества подготовки выпускников и увеличение доли выпускных квалификационных экзаменов, подготовленных по заказу профильных организаций [2]; интерес представляют исследования практики введения демонстрационного экзамена [3]. В научной литературе появляются исследования ГИА в историческом аспекте. Т.Г. Архипова, например, описывает исторический процесс государственной итоговой аттестации в вузах нашей страны. Университеты России, созданные в XVIII в., прошли долгий путь становления. На протяжении длительного времени формировались предпосылки для регламентирования аттестационных процедур, которые были продиктованы различными потребностями социально-экономического и политического характера [4, с. 20]. Автором отмечаются политические тенденции в области системы образования, которые нашли отражение в Постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (23.06.1936 г.). Эти изменения были обусловлены потребностями в кадрах, которые должны были соответствовать предъявляемым требованиям, обеспечивающим подготовку высококвалифицированных специалистов, также анализируется формулирование конкретных требований к содержанию работ, их структуре, форме и объему, определяются критерии оценки выпускных квалификационных работ.

Важным компонентом дальнейшей системы модернизации подходов к итоговой аттестации является вступление в силу ФГОС ВПО третьего поколения, так как происходят изменения подхода к процессу обучения: ориентация на компетенции [4, с. 26–31].

Чтобы понимать возможности высших учебных заведений в отношении процедуры проведения ГИА, необходимо учитывать приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 (ред. от 27.03.2020) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры». В соответствии с этим документом, формы проведения итоговой аттестации определяются самостоятельно образовательными организациями. Выпускная квалификационная работа должна определять уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности. Важным концептуальным аспектом можно считать некую долю самостоятельности в принятии решений, касающихся отдельных процедурных моментов. Речь идет в данном случае о выпускной квалификационной работе, требования к которой образовательной организации разрешено устанавливать самостоятельно (в ред. приказа Минобрнауки России от 28.04.2016 № 502). Необходимо подчеркнуть, что отдельно обращается внимание на соотнесение объема часов на ГИА со стандартом (п. 14 в ред. приказа Минобрнауки России от 28.04.2016 № 502). Важно отметить возможность самостоятельно устанавливать сроки проведения ГИА (п. 15 в ред. приказа Минобрнауки России от 09.02.2016 № 86). Использование дистанционных образовательных технологий при проведении ГИА определяется локальными нормативными актами (п. 19 в ред. приказа Минобрнауки России от 27.03.2020 № 490) [5].

Несмотря на то что различные аспекты ГИА активно обсуждаются учеными, многие вопросы остаются нерешенными. И.К. Кондаурова подчеркивает, что аттестация выпускников – это важнейшая задача, от которой зависит будущее страны. Автор статьи отмечает необходимость отказаться от традиционных моделей аттестации [6, с. 166].

Следует отметить исследования, анализирующие проблемы, с которыми сталкиваются выпускники. В частности, выделяются несколько вопросов, среди которых выбор актуального и значимого направления исследования (34,2%); определение методологии и методологического аппарата (84,6%); осмысление структурирования текста, оформление выводов по параграфам и главам (40, 9%); использование научного стиля (52,7%); выстраивание списка литературы по ГОСТу (94,6%) [7, с. 171].

Особое значение придается в последнее время измерительным компонентам, акцентируется внимание на индикаторах достижения компетенций. Делается акцент на необходимости ориентироваться на потребности работодателя, поднимается вопрос о включении в ГИА как традиционных, так и нестандартных задач [8, с. 105].

Современный образовательный процесс ставит перед собой множество актуальных целей, среди которых – подготовка специалистов, ориентированных на требования работодателя. В этом ключе важнейшую функцию выполняет государственная итоговая аттестация. Спектр различных актуальных вопросов, затрагивающих те или иные аспекты ГИА, достаточно обширен и разнообразен.

Актуальность обращения к вопросу государственной итоговой аттестации в данном исследовании определяется динамическими процессами модернизации федерального государственного образовательного стандарта по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, который ориентирован на максимальное увеличение зачетных единиц на процедуру ГИА. Целью данного исследования является анализ потенциальных возможностей использования зачетных единиц, выделяемых на подготовку к государственной итоговой аттестации, которая ориентирована на формирование профессиональных компетенций выпускников.

В соответствии с поставленными министерством Российской Федерации задачами факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского изыскивает возможности построения образовательного процесса по гибкой индивидуальной траектории, в том числе в вопросах подготовки к итоговой аттестации [9].

Материал и методы исследования

Основные методы исследования опираются на изучение литературы по проблеме, анализ и осмысление федеральных государственных образовательных стандартов; метод описания собственного опыта.

Возможности, которые предоставляет государственная итоговая аттестация, обозначены многими исследователями. Например, отмечается, что работодатели пользуются привилегией посещения ГИА для знакомства с выпускниками и отбора кадров. Также исследователями подчеркивается мысль о том, что наиболее важные для потенциальных работодателей компетенции не могут быть достоверно оценены в формате традиционного экзамена [10, с. 11–13]. Предлагаются различные варианты отказа от традиционных форм проведения государственных экзаменов, акцентируется внимание на инновационных средствах оценивания степени сформированности компетенций. В частности, анализируется кейс-метод [11, с. 86].

В качестве материала для исследования в данной статье рассматривается модернизация образовательных стандартов по специальности «Режиссура кино и телевидения» в аспекте перераспределения зачетных единиц между практиками и государственной итоговой аттестацией.

Результаты исследования и их обсуждение

Тенденции распределения зачетных единиц между практиками и ГИА можно проследить начиная с 2011 г. ФГОС 070601 «Режиссура кино и телевидения», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г. № 88, предполагал выделение 18 зачетных единиц (ЗЕ) на все виды практики, на итоговую государственную аттестацию – 64 зачетных единиц.

Таким образом, 82 ЗЕ планировались на развитие практических навыков, которые можно было сформировать в рамках реализации различных видов практик и ГИА. Данный стандарт не предусматривал возможности варьирования часов. Количество ЗЕ однозначно регламентировалось [12]. Образовательный стандарт акцентировал внимание на практической подготовке выпускников. В этот период такое значительное количество ЗЕ можно было редко встретить. В качестве примера можно привести другую образовательную программу, реализуемую на факультете культуры и искусств, которая близка по некоторым компетенциям, – это направление подготовки бакалавров «Народная художественная культура», профиль подготовки «Руководство студией кино, фото- и видеотворчества». ФГОС 2009 года предусматривает проведение учебной и производственной практики в объеме 10 ЗЕ и ГИА в объеме 8 ЗЕ [13].

Высшие образовательные учреждения, реализующие процесс подготовки специалистов по ФГОС ВПО 070601 Режиссура кино и телевидения, в этот исторический период ставят целью продумать и обосновать различные формы и методы реализации задач ГИА в заданном объеме часов. Многие аспекты этой задачи были задуманы и реализованы. Однако разработчики образовательного стандарта следующего поколения пересматривают соотношение объема ЗЕ между различными видами практик и ГИА. В 2016 г. вступает в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения.

Данный образовательный стандарт однозначно не регламентирует количество зачетных единиц на практики и итоговую аттестацию, но их соотношение кардинально меняется. На практику выделяется от 73 до 76 ЗЕ, на ГИА планируется от 6 до 9 ЗЕ. Таким образом, суммарные показатели практически идентичны, однако значимые виды учебной деятельности принципиально отличаются: ФГОС ВПО 2011 г. регламентировал практику и ГИА в объеме 82 зачетных единиц; ФГОС ВО 2016 г. рекомендует от 79 до 85 зачетных единиц. Принципиально по-иному распределяется трудоемкость: весомым компонентом процесса образования становятся практики, учебная и производственная (от 73 до 76 ЗЕ) [14].

Таким образом, можно отметить тенденцию к углублению значимости практической подготовки студентов. Трудоемкость всех видов практик предусматривается от 2628 до 2736 академических часов [13]. В рамках процесса подготовки к защите выпускной квалификационной работы образовательные программы и учебные планы вернулись к более или менее традиционному количеству часов, выделяемому на данные виды деятельности. Разработчики образовательной программы на данном этапе на факультете культуры и искусств поставили перед собой непростую задачу – продумать программы практик в соответствии с таким большим объемом часов, в то же время потенциально заложенные возможности развития профессиональных навыков и профильных компетенций позволили акцентировать внимание на подготовке специалистов в сфере экранных искусств. Предусмотренное стандартом количество зачетных единиц на разные виды практик становится важным концептуальным компонентом данного стандарта, значительно отличающегося от большинства действующих ФГОС ВО в этот период.

Следующий вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения утверждается приказом Министерства образования и науки РФ в 2017 г. № 733. В данном образовательном стандарте налицо тенденция возвращения к некоторым позициям стандарта 2011 г. Разработчики вновь обратились к увеличению объема зачетных единиц на итоговую аттестацию. ФГОС ВПО 2011 г. 070601 Режиссура кино и телевидения предполагал 64 ЗЕ на ГИА, ФГОС ВО 55.05.01 Режиссура кино и телевидения 2017 г. обозначил объем ЗЕ на ГИА – не менее 60 [15].

Перед разработчиками образовательных программ поставлена задача – переосмыслить требования к структуре и методам подготовки к ГИА. Такие качественные изменения внутреннего перераспределения трудоемкости между практиками и ГИА являются показателем поиска возможностей переориентирования образовательного процесса на более современную качественную профессиональную подготовку, позволяющую решать поставленные государством и обществом задачи. На государственную итоговую аттестацию отводится не менее 2160 часов (при расчете, что 1 зачетная единица равна 36 часам). Такое количество учебного времени обязывает образовательные организации предусмотреть достаточный объем заданий и возможные формы промежуточного контроля выполнения этих видов учебной деятельности. Объем часов на подготовку к ГИА по данной специальности во много раз превосходит традиционное количество зачетных единиц, предусмотренных большей частью действующих образовательных стандартов, в которых обозначено, что на объем программы ГИА должно быть выделено не менее 9 ЗЕ.

Изучая опыт вузов, предусматривающих инновационные формы проведения государственной итоговой аттестации в связи со значительным увеличением объема часов на ГИА по данному стандарту, можно в рамках подготовки специалистов по режиссуре кино и телевидения предусмотреть различные формы и методики. Могут быть задействованы и варианты демонстрационных экзаменов, и своеобразные кейс-задачи, и различные формы и виды заданий, ориентированных на проектные виды деятельности. Для данной специальности наиболее востребованной становится проектная деятельность – создание определенных съемочных творческих проектов.

Главная проблема, с которой неизбежно сталкиваются образовательные организации, которые предполагают увеличение зачетных единиц на ГИА, – это промежуточные формы контроля. ГИА не предусматривает промежуточного контроля независимо от объема зачетных единиц. Следовательно, требуется разработать некие алгоритмы проверки и контроля выполнения объема часов, заложенного на реализацию ГИА. Одним из вариантов может являться карта поэтапной комплексной проверки готовности как итогового проекта, так и оценки отдельных этапов выполнения заданий и сформированности каждой компетенции.

Подготовка к ГИА осуществляется параллельно по двум направлениям деятельности: написание теоретической части выпускной квалификационной работы и создание практической части – аудиовизуального или мультимедийного проекта. Этапы подготовки определяются своеобразием утвержденного практического проекта. Например, в таблице отражены основные этапы подготовки выпускной квалификационной работы, в практической части которой предусмотрен короткометражный фильм.

Этапы подготовки выпускной квалификационной работы

№ п/п

Вид работы

Трудоемкость

1-й этап

− Подбор научной литературы Работа с источниками. Составление предварительного списка используемой литературы.

− Разработка сценарной заявки на дипломный фильм (хронометраж не менее 15 мин.) Сдача сценарной заявки

Не менее 50 часов

Не менее 60 часов

2-й этап

− Разработка вводной части ВКР с соблюдением всех дефиниций и требований.

− Разработка синопсиса на дипломный фильм. Идейно-тематический и композиционный анализ синопсиса. Сдача синопсиса на проверку.

− Написание 1-го параграфа первой главы ВКР. Сдача параграфа на проверку.

− Написание литературного сценария дипломного фильма. Идейно-тематический и композиционный анализ сценария. Сдача на проверку

Не менее 40 часов

Не менее 60 часов

Не менее 40 часов

Не менее 40 часов

3-й этап

− Написание режиссерского сценария дипломного фильма. Раскадровка. Сдача режиссерского сценария на проверку.

− Написание 2-го параграфа первой главы ВКР. Сдача параграфа на проверку.

− Корректировка режиссерского сценария. Сдача на проверку.

− Написание 3-го параграфа первой главы ВКР. Формулировка выводов по главе Сдача на проверку

Не менее 70 часов

Не менее 40 часов

Не менее 40 часов

Не менее 40 часов

4-й этап

− Подготовка к съемкам: выбор локаций, кастинг, подпор съемочной группы, подбор техники, составление графика съемок. Отчет о проделанной работе.

− Написание 1-го параграфа второй главы ВКР. Сдача параграфа на проверку.

− Съемка дипломного фильма. Отчет о проделанной работе

Не менее 50 часов

Не менее 40 часов

Не менее 50 часов

5-й этап

− Написание 2-го параграфа второй главы ВКР. Сдача параграфа на проверку.

− Съемка дипломного фильма (продолжение). Отчет о проделанной работе.

− Написание 3-го параграфа второй главы ВКР. Формулировка выводов по главе Сдача на проверку

Не менее 40 часов

Не менее 50 часов

Не менее 40 часов

6-й этап

− Написание заключения по теме ВКР. Корректировка списка используемых источников. Сдача на проверку.

− Монтаж дипломного фильма. Отчет о проделанной работе.

− Звуковое и изобразительное решение проекта. Отчет о проделанной работе

Не менее 20 часов

Не менее 60 часов

Не менее 50 часов

7-й этап

− Корректировка текста ВКР, оформление цитат и ссылок. Сдача на проверку.

− Дополнительная съемка необходимого материала. Отчет о проделанной работе.

− Оформление приложений по теме ВКР. Сдача материалов на проверку

Не менее 40 часов

Не менее 40 часов

Не менее 20 часов

8-й этап

− Корректировка, форматирование и оформление ВКР согласно требованиям. Сдача на проверку.

− Дополнительная съемка необходимого материала. Отчет о проделанной работе.

− Корректировка озвучивания и монтажа дипломного фильма. Отчет о проделанной работе

Не менее 30 часов

Не менее 40 часов

Не менее 40 часов

9-й этап

− Подготовка текста для защиты ВКР. Сдача на проверку.

− Корректировка дипломного фильма с учетом замечаний руководителя. Отчет о проделанной работе.

− Подготовка презентации. Сдача на проверку

Не менее 20 часов

Не менее 40 часов

Не менее 10 часов

10-й этап

− Подготовка к предзащите ВКР. Представление всех материалов комиссии.

− Корректировка материалов по итогам предзащиты. Получение допуска к защите

Не менее 20 часов

Не менее 40 часов

Таким образом, в соответствии с ФГОС ВО 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, выпускники, с одной стороны, должны реализовать в предусмотренном объеме часов достаточно серьезный творческий проект, с другой – все этапы создания данного проекта предполагают определенный контроль и оценку качества на этапе подготовки и реализации. Все профессиональные и общепрофессиональные компетенции присутствуют в программе ГИА, в связи с этим заложенный объем часов (2160 часов), предусматривающий 60 ЗЕ, коррелируется комплексом заданий, которые реализуются в процессе подготовки к ГИА.

На факультете культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского программа ГИА предусматривает оценку сформированности профессиональных и общепрофессиональных компетенций на примере конкретной работы. Это создание собственного мультимедийного проекта с использованием современных технических и технологических возможностей интерактивных средств. Подготовленный проект представляет собой законченное по замыслу и художественному решению произведение. Создание цельного и логически завершенного проекта при достаточно большом объеме часов предполагает продуманную систему оценивания и проекта в целом, и уровня сформированности каждой компетенций в отдельности. Этот аспект поднимает комплекс проблем, требующих дальнейшей проработки и решения для тех образовательных учреждений, которые предполагают значительно увеличить объем зачетных единиц на ГИА.

Заключение

Государственная итоговая аттестация в современной системе высшего образования играет ключевую роль на этапе завершения процесса обучения. В связи с этим разработчики отдельных государственных образовательных стандартов ставят перед образовательными организациями сложнейшие задачи реализации комплекса профессиональных компетенций, которые должны быть задействованы при подготовке к итоговой аттестации. Возможности расширения комплекса выполняемых задач и диагностики уровня сформированности компетенций во многом коррелируют с объемом зачетных единиц, выделяемых на ГИА. Заложенный в требованиях стандарта 55.05.01 Режиссура кино и телевидения объем зачетных единиц на ГИА ставит перед разработчиками образовательных программ сложнейшую задачу подготовки специалиста высокого профессионального уровня, который должен быть продемонстрирован в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.