Введение
Различные аспекты государственной итоговой аттестации (ГИА) интересуют исследователей на протяжении многих десятилетий, так как и правительством, и учеными ставятся вопросы качественной подготовки выпускников системы высшего образования. Исследователи обсуждают требования к государственной итоговой аттестации, формы контроля, методики проведения экзаменов и различные механизмы проверки уровня качественной подготовки. Статьи, обращающиеся к вопросам ГИА, можно встретить во многих изданиях разного уровня. Ученые затрагивают проблему оценивания квалификации выпускников, обсуждают варианты проведения государственного экзамена, требования к сформированным компетенциям, различные аспекты аттестации практических умений и навыков, специфику подготовки к ГИА.
В первую очередь, обращают на себя внимание исследования, предлагающие практические разработки. В отдельных статьях поднимаются вопросы модернизации государственной итоговой аттестации, разрабатываются модели определения уровня квалификации выпускников педагогических учебных заведений [1]; многие исследователи обращают внимание на необходимость внешней оценки качества подготовки выпускников и увеличение доли выпускных квалификационных экзаменов, подготовленных по заказу профильных организаций [2]; интерес представляют исследования практики введения демонстрационного экзамена [3]. В научной литературе появляются исследования ГИА в историческом аспекте. Т.Г. Архипова, например, описывает исторический процесс государственной итоговой аттестации в вузах нашей страны. Университеты России, созданные в XVIII в., прошли долгий путь становления. На протяжении длительного времени формировались предпосылки для регламентирования аттестационных процедур, которые были продиктованы различными потребностями социально-экономического и политического характера [4, с. 20]. Автором отмечаются политические тенденции в области системы образования, которые нашли отражение в Постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (23.06.1936 г.). Эти изменения были обусловлены потребностями в кадрах, которые должны были соответствовать предъявляемым требованиям, обеспечивающим подготовку высококвалифицированных специалистов, также анализируется формулирование конкретных требований к содержанию работ, их структуре, форме и объему, определяются критерии оценки выпускных квалификационных работ.
Важным компонентом дальнейшей системы модернизации подходов к итоговой аттестации является вступление в силу ФГОС ВПО третьего поколения, так как происходят изменения подхода к процессу обучения: ориентация на компетенции [4, с. 26–31].
Чтобы понимать возможности высших учебных заведений в отношении процедуры проведения ГИА, необходимо учитывать приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 (ред. от 27.03.2020) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры». В соответствии с этим документом, формы проведения итоговой аттестации определяются самостоятельно образовательными организациями. Выпускная квалификационная работа должна определять уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности. Важным концептуальным аспектом можно считать некую долю самостоятельности в принятии решений, касающихся отдельных процедурных моментов. Речь идет в данном случае о выпускной квалификационной работе, требования к которой образовательной организации разрешено устанавливать самостоятельно (в ред. приказа Минобрнауки России от 28.04.2016 № 502). Необходимо подчеркнуть, что отдельно обращается внимание на соотнесение объема часов на ГИА со стандартом (п. 14 в ред. приказа Минобрнауки России от 28.04.2016 № 502). Важно отметить возможность самостоятельно устанавливать сроки проведения ГИА (п. 15 в ред. приказа Минобрнауки России от 09.02.2016 № 86). Использование дистанционных образовательных технологий при проведении ГИА определяется локальными нормативными актами (п. 19 в ред. приказа Минобрнауки России от 27.03.2020 № 490) [5].
Несмотря на то что различные аспекты ГИА активно обсуждаются учеными, многие вопросы остаются нерешенными. И.К. Кондаурова подчеркивает, что аттестация выпускников – это важнейшая задача, от которой зависит будущее страны. Автор статьи отмечает необходимость отказаться от традиционных моделей аттестации [6, с. 166].
Следует отметить исследования, анализирующие проблемы, с которыми сталкиваются выпускники. В частности, выделяются несколько вопросов, среди которых выбор актуального и значимого направления исследования (34,2%); определение методологии и методологического аппарата (84,6%); осмысление структурирования текста, оформление выводов по параграфам и главам (40, 9%); использование научного стиля (52,7%); выстраивание списка литературы по ГОСТу (94,6%) [7, с. 171].
Особое значение придается в последнее время измерительным компонентам, акцентируется внимание на индикаторах достижения компетенций. Делается акцент на необходимости ориентироваться на потребности работодателя, поднимается вопрос о включении в ГИА как традиционных, так и нестандартных задач [8, с. 105].
Современный образовательный процесс ставит перед собой множество актуальных целей, среди которых – подготовка специалистов, ориентированных на требования работодателя. В этом ключе важнейшую функцию выполняет государственная итоговая аттестация. Спектр различных актуальных вопросов, затрагивающих те или иные аспекты ГИА, достаточно обширен и разнообразен.
Актуальность обращения к вопросу государственной итоговой аттестации в данном исследовании определяется динамическими процессами модернизации федерального государственного образовательного стандарта по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, который ориентирован на максимальное увеличение зачетных единиц на процедуру ГИА. Целью данного исследования является анализ потенциальных возможностей использования зачетных единиц, выделяемых на подготовку к государственной итоговой аттестации, которая ориентирована на формирование профессиональных компетенций выпускников.
В соответствии с поставленными министерством Российской Федерации задачами факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского изыскивает возможности построения образовательного процесса по гибкой индивидуальной траектории, в том числе в вопросах подготовки к итоговой аттестации [9].
Материал и методы исследования
Основные методы исследования опираются на изучение литературы по проблеме, анализ и осмысление федеральных государственных образовательных стандартов; метод описания собственного опыта.
Возможности, которые предоставляет государственная итоговая аттестация, обозначены многими исследователями. Например, отмечается, что работодатели пользуются привилегией посещения ГИА для знакомства с выпускниками и отбора кадров. Также исследователями подчеркивается мысль о том, что наиболее важные для потенциальных работодателей компетенции не могут быть достоверно оценены в формате традиционного экзамена [10, с. 11–13]. Предлагаются различные варианты отказа от традиционных форм проведения государственных экзаменов, акцентируется внимание на инновационных средствах оценивания степени сформированности компетенций. В частности, анализируется кейс-метод [11, с. 86].
В качестве материала для исследования в данной статье рассматривается модернизация образовательных стандартов по специальности «Режиссура кино и телевидения» в аспекте перераспределения зачетных единиц между практиками и государственной итоговой аттестацией.
Результаты исследования и их обсуждение
Тенденции распределения зачетных единиц между практиками и ГИА можно проследить начиная с 2011 г. ФГОС 070601 «Режиссура кино и телевидения», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г. № 88, предполагал выделение 18 зачетных единиц (ЗЕ) на все виды практики, на итоговую государственную аттестацию – 64 зачетных единиц.
Таким образом, 82 ЗЕ планировались на развитие практических навыков, которые можно было сформировать в рамках реализации различных видов практик и ГИА. Данный стандарт не предусматривал возможности варьирования часов. Количество ЗЕ однозначно регламентировалось [12]. Образовательный стандарт акцентировал внимание на практической подготовке выпускников. В этот период такое значительное количество ЗЕ можно было редко встретить. В качестве примера можно привести другую образовательную программу, реализуемую на факультете культуры и искусств, которая близка по некоторым компетенциям, – это направление подготовки бакалавров «Народная художественная культура», профиль подготовки «Руководство студией кино, фото- и видеотворчества». ФГОС 2009 года предусматривает проведение учебной и производственной практики в объеме 10 ЗЕ и ГИА в объеме 8 ЗЕ [13].
Высшие образовательные учреждения, реализующие процесс подготовки специалистов по ФГОС ВПО 070601 Режиссура кино и телевидения, в этот исторический период ставят целью продумать и обосновать различные формы и методы реализации задач ГИА в заданном объеме часов. Многие аспекты этой задачи были задуманы и реализованы. Однако разработчики образовательного стандарта следующего поколения пересматривают соотношение объема ЗЕ между различными видами практик и ГИА. В 2016 г. вступает в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения.
Данный образовательный стандарт однозначно не регламентирует количество зачетных единиц на практики и итоговую аттестацию, но их соотношение кардинально меняется. На практику выделяется от 73 до 76 ЗЕ, на ГИА планируется от 6 до 9 ЗЕ. Таким образом, суммарные показатели практически идентичны, однако значимые виды учебной деятельности принципиально отличаются: ФГОС ВПО 2011 г. регламентировал практику и ГИА в объеме 82 зачетных единиц; ФГОС ВО 2016 г. рекомендует от 79 до 85 зачетных единиц. Принципиально по-иному распределяется трудоемкость: весомым компонентом процесса образования становятся практики, учебная и производственная (от 73 до 76 ЗЕ) [14].
Таким образом, можно отметить тенденцию к углублению значимости практической подготовки студентов. Трудоемкость всех видов практик предусматривается от 2628 до 2736 академических часов [13]. В рамках процесса подготовки к защите выпускной квалификационной работы образовательные программы и учебные планы вернулись к более или менее традиционному количеству часов, выделяемому на данные виды деятельности. Разработчики образовательной программы на данном этапе на факультете культуры и искусств поставили перед собой непростую задачу – продумать программы практик в соответствии с таким большим объемом часов, в то же время потенциально заложенные возможности развития профессиональных навыков и профильных компетенций позволили акцентировать внимание на подготовке специалистов в сфере экранных искусств. Предусмотренное стандартом количество зачетных единиц на разные виды практик становится важным концептуальным компонентом данного стандарта, значительно отличающегося от большинства действующих ФГОС ВО в этот период.
Следующий вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения утверждается приказом Министерства образования и науки РФ в 2017 г. № 733. В данном образовательном стандарте налицо тенденция возвращения к некоторым позициям стандарта 2011 г. Разработчики вновь обратились к увеличению объема зачетных единиц на итоговую аттестацию. ФГОС ВПО 2011 г. 070601 Режиссура кино и телевидения предполагал 64 ЗЕ на ГИА, ФГОС ВО 55.05.01 Режиссура кино и телевидения 2017 г. обозначил объем ЗЕ на ГИА – не менее 60 [15].
Перед разработчиками образовательных программ поставлена задача – переосмыслить требования к структуре и методам подготовки к ГИА. Такие качественные изменения внутреннего перераспределения трудоемкости между практиками и ГИА являются показателем поиска возможностей переориентирования образовательного процесса на более современную качественную профессиональную подготовку, позволяющую решать поставленные государством и обществом задачи. На государственную итоговую аттестацию отводится не менее 2160 часов (при расчете, что 1 зачетная единица равна 36 часам). Такое количество учебного времени обязывает образовательные организации предусмотреть достаточный объем заданий и возможные формы промежуточного контроля выполнения этих видов учебной деятельности. Объем часов на подготовку к ГИА по данной специальности во много раз превосходит традиционное количество зачетных единиц, предусмотренных большей частью действующих образовательных стандартов, в которых обозначено, что на объем программы ГИА должно быть выделено не менее 9 ЗЕ.
Изучая опыт вузов, предусматривающих инновационные формы проведения государственной итоговой аттестации в связи со значительным увеличением объема часов на ГИА по данному стандарту, можно в рамках подготовки специалистов по режиссуре кино и телевидения предусмотреть различные формы и методики. Могут быть задействованы и варианты демонстрационных экзаменов, и своеобразные кейс-задачи, и различные формы и виды заданий, ориентированных на проектные виды деятельности. Для данной специальности наиболее востребованной становится проектная деятельность – создание определенных съемочных творческих проектов.
Главная проблема, с которой неизбежно сталкиваются образовательные организации, которые предполагают увеличение зачетных единиц на ГИА, – это промежуточные формы контроля. ГИА не предусматривает промежуточного контроля независимо от объема зачетных единиц. Следовательно, требуется разработать некие алгоритмы проверки и контроля выполнения объема часов, заложенного на реализацию ГИА. Одним из вариантов может являться карта поэтапной комплексной проверки готовности как итогового проекта, так и оценки отдельных этапов выполнения заданий и сформированности каждой компетенции.
Подготовка к ГИА осуществляется параллельно по двум направлениям деятельности: написание теоретической части выпускной квалификационной работы и создание практической части – аудиовизуального или мультимедийного проекта. Этапы подготовки определяются своеобразием утвержденного практического проекта. Например, в таблице отражены основные этапы подготовки выпускной квалификационной работы, в практической части которой предусмотрен короткометражный фильм.
Этапы подготовки выпускной квалификационной работы
№ п/п |
Вид работы |
Трудоемкость |
1-й этап |
− Подбор научной литературы Работа с источниками. Составление предварительного списка используемой литературы. − Разработка сценарной заявки на дипломный фильм (хронометраж не менее 15 мин.) Сдача сценарной заявки |
Не менее 50 часов Не менее 60 часов |
2-й этап |
− Разработка вводной части ВКР с соблюдением всех дефиниций и требований. − Разработка синопсиса на дипломный фильм. Идейно-тематический и композиционный анализ синопсиса. Сдача синопсиса на проверку. − Написание 1-го параграфа первой главы ВКР. Сдача параграфа на проверку. − Написание литературного сценария дипломного фильма. Идейно-тематический и композиционный анализ сценария. Сдача на проверку |
Не менее 40 часов Не менее 60 часов Не менее 40 часов Не менее 40 часов |
3-й этап |
− Написание режиссерского сценария дипломного фильма. Раскадровка. Сдача режиссерского сценария на проверку. − Написание 2-го параграфа первой главы ВКР. Сдача параграфа на проверку. − Корректировка режиссерского сценария. Сдача на проверку. − Написание 3-го параграфа первой главы ВКР. Формулировка выводов по главе Сдача на проверку |
Не менее 70 часов Не менее 40 часов Не менее 40 часов Не менее 40 часов |
4-й этап |
− Подготовка к съемкам: выбор локаций, кастинг, подпор съемочной группы, подбор техники, составление графика съемок. Отчет о проделанной работе. − Написание 1-го параграфа второй главы ВКР. Сдача параграфа на проверку. − Съемка дипломного фильма. Отчет о проделанной работе |
Не менее 50 часов Не менее 40 часов Не менее 50 часов |
5-й этап |
− Написание 2-го параграфа второй главы ВКР. Сдача параграфа на проверку. − Съемка дипломного фильма (продолжение). Отчет о проделанной работе. − Написание 3-го параграфа второй главы ВКР. Формулировка выводов по главе Сдача на проверку |
Не менее 40 часов Не менее 50 часов Не менее 40 часов |
6-й этап |
− Написание заключения по теме ВКР. Корректировка списка используемых источников. Сдача на проверку. − Монтаж дипломного фильма. Отчет о проделанной работе. − Звуковое и изобразительное решение проекта. Отчет о проделанной работе |
Не менее 20 часов Не менее 60 часов Не менее 50 часов |
7-й этап |
− Корректировка текста ВКР, оформление цитат и ссылок. Сдача на проверку. − Дополнительная съемка необходимого материала. Отчет о проделанной работе. − Оформление приложений по теме ВКР. Сдача материалов на проверку |
Не менее 40 часов Не менее 40 часов Не менее 20 часов |
8-й этап |
− Корректировка, форматирование и оформление ВКР согласно требованиям. Сдача на проверку. − Дополнительная съемка необходимого материала. Отчет о проделанной работе. − Корректировка озвучивания и монтажа дипломного фильма. Отчет о проделанной работе |
Не менее 30 часов Не менее 40 часов Не менее 40 часов |
9-й этап |
− Подготовка текста для защиты ВКР. Сдача на проверку. − Корректировка дипломного фильма с учетом замечаний руководителя. Отчет о проделанной работе. − Подготовка презентации. Сдача на проверку |
Не менее 20 часов Не менее 40 часов Не менее 10 часов |
10-й этап |
− Подготовка к предзащите ВКР. Представление всех материалов комиссии. − Корректировка материалов по итогам предзащиты. Получение допуска к защите |
Не менее 20 часов Не менее 40 часов |
Таким образом, в соответствии с ФГОС ВО 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, выпускники, с одной стороны, должны реализовать в предусмотренном объеме часов достаточно серьезный творческий проект, с другой – все этапы создания данного проекта предполагают определенный контроль и оценку качества на этапе подготовки и реализации. Все профессиональные и общепрофессиональные компетенции присутствуют в программе ГИА, в связи с этим заложенный объем часов (2160 часов), предусматривающий 60 ЗЕ, коррелируется комплексом заданий, которые реализуются в процессе подготовки к ГИА.
На факультете культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского программа ГИА предусматривает оценку сформированности профессиональных и общепрофессиональных компетенций на примере конкретной работы. Это создание собственного мультимедийного проекта с использованием современных технических и технологических возможностей интерактивных средств. Подготовленный проект представляет собой законченное по замыслу и художественному решению произведение. Создание цельного и логически завершенного проекта при достаточно большом объеме часов предполагает продуманную систему оценивания и проекта в целом, и уровня сформированности каждой компетенций в отдельности. Этот аспект поднимает комплекс проблем, требующих дальнейшей проработки и решения для тех образовательных учреждений, которые предполагают значительно увеличить объем зачетных единиц на ГИА.
Заключение
Государственная итоговая аттестация в современной системе высшего образования играет ключевую роль на этапе завершения процесса обучения. В связи с этим разработчики отдельных государственных образовательных стандартов ставят перед образовательными организациями сложнейшие задачи реализации комплекса профессиональных компетенций, которые должны быть задействованы при подготовке к итоговой аттестации. Возможности расширения комплекса выполняемых задач и диагностики уровня сформированности компетенций во многом коррелируют с объемом зачетных единиц, выделяемых на ГИА. Заложенный в требованиях стандарта 55.05.01 Режиссура кино и телевидения объем зачетных единиц на ГИА ставит перед разработчиками образовательных программ сложнейшую задачу подготовки специалиста высокого профессионального уровня, который должен быть продемонстрирован в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.