Введение
Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы» был запущен механизм формирования у населения модели разумного финансового поведения в повседневных жизненных ситуациях. В Оренбургской области плановые мероприятия были запущены к исполнению постановлением Правительства Оренбургской области от 23.08.2021 № 735-пп [1].
Плановые программные мероприятия осуществляются путем реализации образовательных и просветительских проектов на основе очного и заочного обучения, а также посредством цифровых ресурсов на региональном и федеральном уровнях, что позволило за указанный период обеспечить информационное пространство финансовых знаний.
Особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан: пенсионерам, инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, молодым людям. Основными участниками реализации стратегии выступили различные министерства и ведомства под руководством Министерства финансов Российской Федерации. Это позволило подготовить и реализовать цифровые ресурсы, способствующие формированию у населения понимания процессов в рамках решения инвестиционных, налоговых, пенсионных, бюджетных задач, а также формированию инициативного бюджетирования, цифровой и киберграмотности населения.
Содержательная часть программных материалов позволяет получить ответ на вопрос: почему Правительство так озабочено финансовой грамотностью населения? Ответ лежит на поверхности. Рост финансовой грамотности населения: понимание субъектом механизма планирования своих личных финансов, рациональное распределение расходной части семейного бюджета, умение различать излишние траты и обязательные платежи, умение оперировать различными способами сохранения и приумножения своих сбережений, обоснованное принятие решений о получении кредита, сокращение рисков мошенничества – способствует социальной и экономической стабильности в стране.
Полученные знания о финансах служат для граждан надежной защитой и эффективным инструментом при принятии сложных финансовых решений, формируют у среднестатистического человека способность разумно управлять своими личными финансами ресурсами, что оказывает прямое воздействие на стабильность экономики. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется формированию системного мышления у населения по управлению своими доходами и расходами посредством вовлечения субъектов в образовательные процессы.
В рамках обучения по педагогическим направлениям обозначенные тенденции ставят перед педагогом новые требования. Педагог должен владеть общими экономическими знаниями и обладать минимальными навыками для успешной реализации образовательного процесса с обучающимися любого уровня. Не менее важным является его умение создавать информационно-образовательное пространство и осознавать необходимость обеспечения финансовой безопасности обучающихся в социально-экономической среде.
Указанные аспекты отражены в нормативно-правовых актах, изданных на федеральном и региональном уровнях, что позволило установить унифицированные требования к разработке образовательных программ педагогической направленности, а также учебных планов и реализации в них типовых педагогических ядер, учитывающих необходимость формирования у студентов и педагогов общей финансовой компетентности.
Проведение исследования обусловлено противоречием между необходимостью развития финансовой грамотности у населения и отсутствием опыта у педагогов в области принятия финансовых решений, их нежеланием или неспособностью к компетентному обучению в данном направлении. Особенно это актуально для учебных заведений, где преподаватели без экономического образования осуществляют преподавание учебных дисциплин по менеджменту, экономике и финансам.
Необходимость развития финансовой грамотности общества через образовательную систему обусловлена ее важной ролью в обеспечении равных возможностей для всех членов общества независимо от их социального статуса и финансового положения.
Цель исследования: выявить потенциальные направления деятельности, способствующие улучшению финансовой грамотности студентов бакалавриата, проходящих обучение по программам 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) подготовки «Управление воспитательной работой» и «Педагогический менеджмент в системе дополнительного образования», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность (профиль) подготовки Дошкольное образование и Специальная педагогика (инклюзивное образование).
Материалы и методы исследования
В данной публикации применены методы научного исследования, такие как анализ и синтез, наблюдение, обобщение опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопрос управления финансовыми ресурсами предприятиями и физическими лицами всегда актуализировался государством. В настоящее время Правительство РФ акцентировало внимание на финансовой грамотности физических лиц как основе социально-экономической стабильности общества. Для упрощения взаимодействия и распространения информации государство применяет современные информационные мультимедийные технологии как в образовании, так и в других сферах жизнедеятельности граждан.
Во всем мире для оценки финансовой грамотности населения используется концепция индекса общей финансовой осведомленности, который определяется суммой трех отдельных показателей: уровень понимания основных аспектов финансовых продуктов, инфляции, риска и доходности; способность лица принимать взвешенные рациональные финансовые решения; стремление человека к достижению долгосрочных финансовых целей на основе построения баланса между расходами и доходами.
По данным многофункционального аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), начиная с 2018 года фиксируется положительная динамика роста финансовой грамотности населения. В 2024 году индекс финансовой грамотности граждан России составил 12,77 балла, когда в 2020 году он был 12,35 балла. Доля граждан, имеющих стремление к накопительному поведению, выросла до 33% от общего числа. Количество граждан, составляющих финансовые планы, достигло 48%. Кроме того, увеличился процент граждан, оплачивающих счета вовремя (82%) [2].
В феврале 2024 года НАФИ провело всероссийский опрос, в рамках которого были опрошены 1000 человек в возрасте от 18 лет и старше из 53 субъектов РФ. Выборка была составлена на основе официальной статистической информации Росстата по следующим критериям: гендерный признак, возраст, уровень образования, место проживания. Погрешность данных при оценке финансовой грамотности не превышала 3,4% [3].
Указанные результаты получены благодаря целенаправленной и системной политике Правительства РФ в реализации образовательных программ, методического их сопровождения, распространении цифровых ресурсов с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Все это предполагает компетентность сотрудников учебных заведений в области финансов и информационно-коммуникационных технологий, что позволяет им решать профессиональные задачи при обучении студентов.
Актуальные проблемы и характеристики финансового поведения субъектов исследовались в трудах зарубежных и отечественных ученых (К. Поланьи, Д. Рикардо, Ю.Ю. Волкова, В.В. Радаева, П.М. Козырева и др.). Структурные компоненты финансового поведения исследовались в трудах: А.Е. Суриновой, М.С. Щербаль, С.А. Шашнова (общие вопросы рационального накопления и расходования средств); О.В. Кузиной, В.В. Глуховой, Н.В. Деминой, Д.А. Шевченко (вопросы инвестиционной грамотности); А.Н. Цыганкова, Д.В. Бочков, Г.В. Семеко, О.Л. Рубцова, Н.П. Сенченков (вопросы общепедагогической направленности подготовки населения по бюджетной грамотности).
На уровне высшего образования, учитывая основные требования ФГОС ВО, было разработано и принято к реализации педагогическое ядро, в структуру которого в качестве обязательного элемента включается дисциплина «Финансово-экономический практикум», относящаяся к дисциплинам блока социально-гуманитарного модуля, она входит в состав дисциплин обязательной части образовательной программы.
В научной работе авторского коллектива Н.П. Сенченкова и А.Н. Цыганковой дается научное толкование содержания двух дидактических единиц – финансовая грамотность и финансовая компетентность. Исследователи обстоятельно доказывают, что финансовая компетентность является составной частью финансовой грамотности. При этом они утверждают, что финансовая грамотность является результатом знаниевого компонента, реализованного в рациональном поведении субъекта в повседневных социально-экономических взаимоотношениях в обществе. Именно это обеспечивает его благополучное положение в обществе [4].
Анализ научной литературы позволил автору установить факт того, что исследователь О.Е. Кузина впервые ввела в отечественный научный оборот термин «финансовая компетентность», определив его как умение оперировать экономической и социальной информацией для принятия рациональных финансовых решений [5].
Опираясь на эти выводы, автор отождествляет финансовую грамотность студента-бакалавра и его финансовую компетентность, определяя как набор знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного управления личными и общественными финансовыми ресурсами, его глубокое понимание и уверенное владение всеми аспектами финансовой деятельности на уровне семейного хозяйства. Финансовая компетентность бакалавра включает в себя способность анализировать и правильно интерпретировать финансовые данные, разрабатывать и контролировать финансовые планы, проводить инвестиционный анализ с учетом рисков и доходности, принимать эффективные решения, не наносящие ущерба. Данный комплекс компетенций позволяет бакалаврам принимать обоснованные финансовые решения и оптимизировать денежные потоки в различных экономических условиях. Необходимыми условиями современного образовательного процесса являются актуализация и развитие финансовой грамотности бакалавра педагогического образования. Освоение данной проблемы позволит расширить классические знания, приобретаемые студентом на занятиях, через призму жизненно необходимых компетенций:
– УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (44.03.01Педагогическое образование). Декомпозиция компетенции представлена следующим образом: ИУК2.1 Формулирует цели проекта, совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение цели, определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач; ИУК2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач проекта на всех этапах его жизненного цикла, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений; ИУК2.3 Участвует в управлении проектом, публично представляет результаты реализации проекта;
– УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)). Декомпозиция компетенции представлена следующим образом: ИУК9.1 – Знает: основы финансовой грамотности; ИУК9.2 – Умеет: принимать обоснованные экономические решения; ИУК9.3 – Владеет: способами применения основ финансовой грамотности в процессе принятия обоснованных экономических решений в различных областях жизнедеятельности.
На реализацию дисциплины «Финансово-экономический практикум» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) отведены 2 зачетные единицы, из которых 60 часов отведено на самостоятельное освоение материалов и предусмотрено 12 часов контактной работы (6 лекционных и 6 практических часов занятий). Программой предусмотрена промежуточная аттестация в форме зачета.
По направлению 44.03.01 Педагогическое образование отведена 1 зачетная единица, из которой 30 часов отведено на самостоятельное освоение материалов и предусмотрено 6 часов контактной работы (6 лекционных часов занятий). Программой формы промежуточной аттестации не предусмотрены.
Тематика изложения материала представлена следующими блоками.
Раздел 1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации. Особое внимание уделено социально-экономической сущности финансов, их функциям, понятию финансовой системы и ее звеньям. Акцентировано внимание на финансовой политике государства, планировании и построении государственного бюджета, основах заполнения налоговой декларации, подготовке справки 2-НДФЛ и декларации 3-НДФЛ, практике заполнения справки 3-НДФЛ.
Раздел 2. Кредитно-финансовые отношения в экономике. Особое внимание уделено специфике деятельности коммерческих банков в планировании личных финансов, вопросам защиты от мошенничества в банковском секторе и сохранения своих личных сбережений.
Раздел 3. Страховые услуги населению и социальное страхование. Особое внимание уделено организации личного страхования.
Процесс формирования финансовой грамотности бакалавра включает в себя определенные методы и средства, которые помогают достичь поставленных целей в образовательной программе. Преподавательский состав понимает, что достижение успеха в этом процессе возможно лишь при использовании новых образовательных технологий, которые должны быть направлены на получение практических знаний и развивать соответствующие навыки. Но в качестве проблемы можно указать следующее. Часто студентам экономика представляется только в виде абстрактных моделей, которые слабо коррелируют с реальной жизнью и ведением домашнего хозяйства, что не может быть применимо на практике. Учебные материалы и программы не всегда включают практические задания для студентов, которые можно было бы использовать в повседневных ситуациях [6, 7].
Помимо классических форм организации и проведения учебного процесса, в институте есть опыт работы с использованием системы электронного обучения, которая реализуется посредством проекта «Электронная образовательная среда» на основе технологии электронного обучения – платформы Moodle. Преподавательский состав обучен и квалифицированно осуществляет методическое сопровождение образовательного процесса в электронной среде, применяя передовые методы и технологии дистанционного обучения, такие как передача учебно-методической информации посредством аудио/видеотрансляций и лекций, аудио/видеоконференций, интерактивных презентаций, технологии SMART, тестирования с использование Goggle таблиц и тестов и др.
Анализ электронной среды указывает на ряд недостатков в применении электронной среды преподавателями института. Так, например, в системе оценки успеваемости бакалавров отсутствуют эффективные методики использования интерактивных форм. В 2024 году данная проблема была решена посредством онлайн-тестирования с применением материалов федерального сайта «Ваши финансы» https://vashifinancy.ru/. В комплексном тестировании приняли участие 92 человека (4 группы), обучающихся по направлению бакалавриата «Педагогические специальности». За основу был принят тест базового уровня финансовой грамотности для взрослых по педагогическому направлению. Студенты проходили комплексный тест, который охватывал основные концепты финансовой грамотности. Результаты тестирования: 17% респондентов оказались за порогом нормы (менее 44 верных ответов из 80), у 75% определен средний уровень (50–60 верных ответов из 80), 8% – выше среднего и высокий уровень (от 60 верных ответов из 80). Время выполнения теста респондентами составило от 25 до 30 минут. После комплексного тестирования преподаватели провели анализ полученных результатов в разрезе основных блоков теста. «Западающие» темы были взяты на вооружение для корректировки содержания учебного процесса. Интересен факт, что наиболее «западающими» разделами оказались следующие: личные сбережения; защита прав потребителей; инвестиции. Остальные разделы были выполнены на среднем уровне.
Руководство ОГПУ признает значимость развития финансовой грамотности среди студентов, но необходимо продолжить работу над совершенствованием учебно-методического и программного обеспечении образовательных программ.
В ходе анализа выявлено, что в ИПиП ОГПУ возникают трудности с обеспечением необходимыми ресурсами процесса формирования и развития финансовой грамотности студентов:
– недостаточность нормативно-правовых основ информатизации образования и заключения договоров о внедрении финансовой грамотности в учебный процесс;
– мотивация как ресурс: отсутствие адекватной моральной поддержки для преподавателей при использовании интерактивных методов обучения, создании презентаций и видеоматериалов, разработке кейсов для группового обучения. Оценка мотивационной готовности педагогов к инновациям показывает, что основными барьерами в применении инновации выступают недостаточная информированность педагогов и убежденность их в том, что можно учить эффективно и «старыми» методами, а также большая нагрузка, чувство страха перед инновациями, отсутствие профессиональной помощи и поддержки;
– кадровой ресурс: отсутствие программ внутриорганизационного повышения квалификации по вопросу финансовой грамотности. Дисциплину «Финансовый практикум» реализуют специалисты не соответствующего профиля (кандидаты педагогических и психологических наук). При этом педагоги эффективно используют методические ресурсы сайтов проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» https://моифинансы.рф/ и https://vashifinancy.ru/, разработанные при координации Министерства финансов РФ и Всемирного банка. Использование данных ресурсов требует от преподавателей наличия информационно-коммуникационной компетентности;
– научно-методический ресурс, который не содержит методических материалов, утвержденных методическим объединением института, а также руководств и рекомендаций по изучению материалов по дисциплине. В работе не применяются сервисы для организации онлайн-викторин (например, kathoot), отсутствуют опросники для студентов, позволяющие дифференцировать уровень подготовки по финансовой грамотности;
– финансирование: присутствие сложностей в сфере оплаты интерактивных проектов, оказания методической поддержки и проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности бакалавров;
– недостаточное информирование преподавательского состава о возможностях использования новых образовательных платформ по финансовой грамотности, таких как «ваши финансы» или «мои финансы», и их возможностях в качестве информационного ресурса;
– материально-техническое оснащение: фактический ресурсный фонд состоит из устаревших технических средств, которые требуют обновления. Инфраструктура института устарела, она все еще подходит для реализации образовательных программ. В современных условиях необходимо постоянно обновлять оборудование и программное обеспечение для эффективной работы преподавателей и студентов ИПиП ОГПУ. Мультимедийные и информационные технологии информации играют важную роль в обучении сложным финансовым материалам, помогая студентам лучше усваивать материал. Эффективное мультимедийное сопровождение образовательного процесса имеет большое значение, поскольку обеспечивает возможность эффективного и разнообразного использования различных методов обучения, таких как видеолекции, предоставление студентам разнообразных видеоматериалов, презентаций опыта других участников. Использование различных форм передачи информации способствует более активному вовлечению студентов в учебный процесс, развитию их интереса к освоению области финансов, а также помогает становлению эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, что способствует построению эффективной системы обратной связи для корректировки учебно-методического обеспечения.
В научном обороте присутствует мнение, что обучение на основе мультимедийных технологий более мобильно и позволяет интегрировать различные виды учебной информации. Тем самым применение мультимедийных практик дает возможность эффективно организовывать учебный процесс [8].
Преподаватели ИПиП ОГПУ активно применяют данную концепцию в своей работе, используя кейс-методы, ролевые игры, интерактивные тренинги, мультимедийные формы работы. Рассмотрим наиболее актуальные из них.
1. Экономический (бизнес) симулятор – представляет собой способ мотивации студентов к изучению азов финансовой грамотности, который позволяет увлечь их, предоставив возможность моделировать распределение семейного бюджета, принять роль инвестора, оформить кредит в банке или страховку в страховой компании и иное, не рискуя своими финансами в реальной жизни. Но при этом обучающийся получает практические навыки работы со стандартными финансовыми инструментами. В качестве примера приведем успешное применение двух экономических симуляторов:
– «Деньги не игрушка». Участвуют от 2 до 6 человек. Можно использовать для работы в подгруппах, в дальнейшем для оценки применять соревновательные механизмы, оценивая группы по рейтингу достижений в игре. Игра «Денежный поток» в игровой форме учит студента путем распределения своих доходов и расходов создать свое финансовое благополучие, помогает освоить основные правила рационального обращения с личными финансами, инвестировать и принимать решения по сбережениям. Тем самым происходит развитие навыков управления семейными активами, что позволяет сформировать личную стратегическую концепцию управления своими финансами.
– «Бизнес-новичок». Участвуют от 2 до 5 человек. Можно использовать для работы в подгруппах, в дальнейшем для оценки применять соревновательные механизмы, оценивая группы по рейтингу достижений в игре. Игра «Бизнес-новичок» позволяет попробовать себя в роли самозанятого, организовать свой стартап, собрав команду из однокурсников, распределив роли в этой игре. Участники имеют дело со сделками, делайнами, проводят переговоры, заключают договоры, ищут инвесторов, берут кредиты в банке, занимаются рыночным шантажом. Тем самым игра учит продвигать свои идеи, заключать сделки, вести бюджет, запускать стартапы, осуществлять коммуникации.
2. Презентация. Предназначена для изучения новой темы, позволяет студентам визуально и аудиально воспринимать информацию, а преподавателю – демонстрировать динамику процессов, что значительно улучшает понимание и запоминание материала. Презентация способствует развитию навыков публичного выступления, логического мышления и организации материала. Благодаря использованию различных графических и текстовых материалов презентация делает процесс обучения более интересным.
3. Студенческий проект. Представляет собой результат самостоятельной работы студента, направленной на решение определенной задачи или проблемы. Обучающийся применяет полученные знания и навыки, структурирует собранную информацию, выстраивает ее логически в текст, развивая свою творческую и аналитическую мысль. Основными целями студенческого проекта являются углубление знаний и понимания предмета, формирование профессиональных навыков и подготовка студента к будущей профессиональной деятельности.
4. Видеолекция, которая используется в рамках технологии перевернутого обучения, что предполагает изучение студентами материалов дома, после чего в аудитории проходят обсуждения, выполнение практических заданий и обмен идеями. Форма работы представляет собой записанное преподавателем видео, сопровождающее учебный материал. Новый материал усваивается вне аудитории, а домашние задания выполняются на занятиях.
Видеолекция предназначена для реализации зеркального обучения, что означает следующее: студенты дома изучают материалы по новой теме в соответствии с видеолекцией, подготовленной преподавателем в качестве методического сопровождения по освоению материала. После этого в аудитории проводятся обсуждения, а также выполнение заданий и обмен мнениями.
Такой подход позволяет обучающимся глубже понять материал, обработать более широкие пласты информации вне аудитории, привлекая различные ресурсы, недоступные в аудитории, развить критическое мышление и более эффективно усвоить знания.
5. Презентационная лекция способствует активному общению и поведению на занятиях, развитию критического мышления у студентов, расширению их кругозора в области кредитно-финансовых отношений и банковских продуктов как частного случая, что обусловливает возникновение диалогов и дискуссий. Преподавание лекций такого типа играет важную роль в формировании критического мышления у студентов, помогая им осознать взаимосвязи между явлениями в банковском секторе, секторе криптовалюты, развивает умение обрабатывать разнообразную информацию, поощряет самообучение. Тем самым все это способствует достижению учебных целей.
Например, в процессе изучения темы «Взаимоотношения в сфере кредитования и финансов в экономике» в рамках курса «Финансово-экономический практикум» была создана и успешно используется новая методика проведения занятия – презентационная лекция с применением визуализации и QR-кодов. Выбор темы был обусловлен огромным массивом информации и сложным ее содержанием, требующим глубокого осмысления и выработки практических навыков ее применения в жизни.
Студентам была предложена мультимедийная разработка по теме, подготовлены и размещены в электронной образовательной среде ссылки на видеоматериалы и учебно-методические ресурсы сторонних источников. В качестве отчета по проделанной работе по освоению темы обучающиеся должны были представить методическую копилку в форме портфолио, разместив его в личном кабинете электронной образовательной среды института. Материал представлялся по следующей структуре компонентов портфолио.
1. Первый раздел формировался студентом по методу «Знал, узнал, хочу знать». Отражалась освоенная учебная литература посредством создания цифровых интеллект-карт по теме с использованием QR-кодов для материалов и презентаций. Оценка раздела педагогом осуществляется по глубине проработки загруженного материала.
2. Оформление студентами практической части работы.
3. Доклады и сообщения. Инновационным аспектом выступает включение интернет-ресурсов в арсенал, а также производится запись выступления студента. При оценке результатов преподавателем первостепенно оценивается правильность подбора студентом материалов.
4. Для аттестации преподаватель использует сервисы Google и Moodle, а также проводятся фронтальные опросы.
Заключение
Умение бакалавра педагогического образования в области финансов – это способность анализировать и корректно интерпретировать финансовую информацию, разрабатывать и следить за финансовыми планами, проводить инвестиционный анализ с учетом рисков и доходности, принимая эффективные решения, не наносящие ущерба. Эти аспекты и представляют основу финансовой компетентности студента.
Создание качественной ресурсной базы позволит обучающимся уверенно освоить финансовые вопросы и ориентироваться в них, принимать обоснованные решения.
В ходе исследования была установлена положительная динамика в достижениях студентов, что говорит о том, что принятые меры по освоению учебных целей и созданные условия обучения действительно способствуют развитию финансовой грамотности обучающихся. Исследуемая компонента педагогического ядра программ бакалавриата в части реализации дисциплины «Финансовый практикум» производится успешно.