Введение
Подготовка высококвалифицированных медицинских работников, способных использовать инновации, управлять проектами, творчески мыслить и успешно сотрудничать в команде, имеет решающее значение для улучшения качества высшего медицинского образования и здравоохранения в целом.
Универсальные компетенции, являющиеся результатом современного высшего образования и определённые ФГОС 3++, полностью соответствуют этим требованиям. Они основаны на главных целях образования, структуре социального опыта и личного опыта, а также основных видах деятельности студента, способствующих освоению социального опыта, развитию навыков жизни и практической деятельности в обществе [1,2].
Таким образом, научная проблема заключается в обеспечении системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами, обладающими универсальными компетенциями и способными эффективно решать различные задачи в области охраны здоровья населения.
Цель исследования заключается во внедрении технологии организации самостоятельной работы в качестве средства, обеспечивающего формирование у аспирантов медицинского вуза ключевых (универсальных) компетенций.
Материалы и методы исследования
В рамках исследования был проведен анализ отечественных источников, содержащих данные о сущности самостоятельной работы в условиях высшей школы; организован педагогический эксперимент по реализации технологии самостоятельной работы в контексте прохождения дисциплины «Педагогика и психология», способствующий формированию универсальных компетенций у аспирантов медицинского вуза.
В эксперименте приняли участие 402 аспиранта, обучающихся на 1 курсе медицинского вуза, среди которых 204 человека составили контрольную группу, 198 обучающихся – экспериментальную, на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет).
В качестве методического инструментария, позволяющего оценить готовность аспирантов медицинского вуза к самостоятельной работе, были выбраны следующие методики: «Опросник самоорганизации деятельности», «Беседа по организации самостоятельной работы при обучении».
Обработка результатов была основана на подсчете определенных аспирантов критериев по каждому из утверждений, а также соотнесению полученных результатом с ключом. По результатам количественного подсчета данных, была определена выраженность той или иной шкалы, определяющей личностные характеристики аспиранта: целеустремленность, планомерность, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее.
Педагогический эксперимент в рамках диссертационного исследования предполагал определение уровня освоенности универсальных компетенций, что включало оценку личных и профессиональных качеств аспирантов медицинского вуза.
Для аспирантов медицинских вузов были определены следующие универсальные компетенции: способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5); способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6) [3].
Оценка первоначального уровня сформированности универсальных компетенций была основана на материале входного контроля, предполагающего решение ситуационных задач и выполнение творческого задания.
Формирующий этап исследования был организован в рамках прохождения педагогической практики и представлял собой проведение лекционных и практических занятий с аспирантами экспериментальной группы.
На контрольном этапе происходила оценка результатов работы, демонстрирующая наличие динамики в сформированности универсальных компетенций аспирантов медицинского вуза.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования Шарипова Б.Р. [4, c. 20], Цзян Гуаньнань [5, c. 17], Батакова Б.Л. [6, c. 7], Бехтер А.Ю. [7], Зиязиевой Л.Р. [8], Кисилевой А.В. [9] и других учёных показывают, что технология организации самостоятельной работы представляет собой системное образование, состоящее из специально организованной учебно-творческой активности преподавателя и студента, направленной на самообразование, самоорганизацию и самоконтроль. Эта технология способствует достижению дидактических целей и создаёт благоприятные условия для участников образовательного процесса.
Технологию организации самостоятельной работы можно представить как последовательность действий, направленных на достижение ожидаемых результатов. Эта последовательность включает следующие компоненты: определение целей и задач, педагогических условий обеспечения эффективности образовательного процесса (целевой компонент); определение содержания деятельности участников образовательного процесса (содержательный компонент); отбор средств для достижения качественного результата в соответствии с поставленными целями (операционно-деятельностный компонент) и контроль, оценка и корректировка результатов реализованной деятельности (оценочно-результативный компонент) [10, c. 8, 11].
Технология организации самостоятельной работы аспирантов медицинского университета, направленная на развитие универсальных компетенций, состоит из следующих компонентов.
1. Целевой компонент: формирование у аспирантов медицинских вузов универсальных компетенций. Педагогическим условием является ориентация образовательного процесса на расширение познавательной открытости аспирантов.
2. Содержательный компонент: самообразовательная деятельность аспирантов на основе подготовленных методических материалов.
3. Операционно-деятельностный компонент: комбинация элементов дистанционного и традиционного обучения, использование кейс-методов (анализ ситуаций, маршрутные листы), сочетание теоретической, практической и индивидуальной деятельности аспирантов медицинских университетов.
4. Оценочно-результативный компонент: самооценка деятельности обучающихся (заполнение листов самооценки и рефлексии) [12, c. 95].
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, проведённого с помощью диагностических методов, выявили недостаточную сформированность следующих аспектов:
− волевые качества аспирантов контрольной группы, проявляющиеся в трудностях завершения начатых дел и преодолении препятствий;
− ценностно-смысловые качества аспирантов, связанные с низким уровнем мотивации к учебной и профессиональной деятельности;
− качества, относящиеся к профессиональной сфере деятельности личности, такие как низкая способность к планированию, снижение уровня концентрации на выполнении задач, неспособность к нестандартным решениям и трудности в организации самостоятельной работы с использованием вспомогательных средств (ежедневники, планер).
Согласно результатам беседы, предпочитаемыми формами организации самостоятельной работы для 170 человек (83%) является внеаудиторная работа и только лишь для 34 человек (17%) – аудиторная, что обусловлено желанием большинства аспирантов работать индивидуально, в соответствии с собственным темпом работы и на основании учета личных интересов; видами самостоятельной работы, наиболее предпочитаемыми аспирантами контрольной группы, являются: моделирование (68 аспирантов), упражнения (44 человека), что обусловлено стремлением в получении практических навыков работы, средством раскрытие творческого потенциала личности; затруднениями при выполнении самостоятельной работы являются отсутствие помощи преподавателя, заключающейся в направлении и отслеживании им хода самостоятельной деятельности, четко разработанной системы критериев и оценки полученных практических результатов (обозначили 116 обучающихся), а также низкий уровень организации собственной деятельности (высказалось 88 аспирантов).
В ходе оценки стартового уровня сформированности универсальных компетенций (экспериментальная группа аспирантов) средствами входного контроля, предполагающего решение ситуационных задач и выполнение творческого задания, наиболее выраженными являются средний и низкий уровень сформированности рассматриваемых компетенций, что обуславливает необходимость совершенствования универсальных компетенций в аспирантуре медицинского вуза (рисунок).
Формирующий этап эксперимента проходил в рамках педагогической практики и состоял из лекционных и практических занятий. Лекции проводились по дисциплине «Педагогика и психология» на первом курсе аспирантуры и были посвящены темам «Организация научного исследования и его методология» и «Роль аспирантуры в развитии универсальных компетенций аспирантов». Цель этих занятий заключалась в том, чтобы сформировать у аспирантов понимание специфики научно-исследовательской работы и важности формирования мультифункциональных специалистов, способных успешно работать в разных областях.
Результаты входного контроля в экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента
Особое внимание уделялось практическим занятиям, которые проводились в аудиториях Сеченовского университета с участием аспирантов. Методическим продуктом стали маршрутные листы — систематизированные задания для усвоения профессиональных знаний на репродуктивном, реконструктивном и творческом уровнях развития универсальных компетенций. Выбор этого образовательного инструмента был обусловлен его соответствием инновационным образовательным технологиям (кейсовой технологии), позволяющим самостоятельно изучать информацию с использованием различных источников.
Структура маршрутного листа соответствует компонентам образовательной деятельности и включает обязательные и вариативные части. Обязательные части включают постановку учебной цели, содержательное отражение выполняемой деятельности и самооценку результатов. Вариативные части маршрутного листа предполагали выполнение непосредственной практической деятельности и были определены тематикой практических занятий.
Оценка качества выполнения маршрутных листов осуществлялась как преподавателем на основе предоставленных аспирантами результатов практической деятельности согласно разработанной системе критериев, которая учитывает степень выраженности показателей универсальных компетенций и оценивается баллами от 0 до 2, а также уровнями (высоким, средним и низким), так и самим обучающимся с помощью «Листа самооценки», который позволяет оценить уровень сформированности универсальных компетенций аспиранта и определить наличие положительной или отрицательной динамики.
После завершения практико-ориентированной работы аспирантам было предложено пройти итоговую проверку, состоящую из ситуационных задач (двух) и выполнения творческого задания, предполагающего создание собственной профессиограммы. Как и на этапе входной проверки, оценивалась степень сформированности универсальных компетенций у аспирантов первого года обучения в медицинском университете.
Сравнительные результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах
Универсальные компетенции |
входной контроль |
итоговый контроль |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
УК-1. Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
10 |
103 |
85 |
28 |
100 |
70 |
УК-5. Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности |
17 |
86 |
95 |
20 |
98 |
80 |
УК-6. Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
23 |
97 |
78 |
33 |
103 |
62 |
Сравнительный анализ результатов входной и итоговой проверок позволил выявить положительную динамику в степени сформированности универсальных компетенций, что обусловлено значительным увеличением показателей, характеризующих высокий уровень сформированности, а также снижением низкого уровня на итоговом этапе контроля (таблица).
Заключение
В современном мире формирование универсальных компетенций является важной составляющей образовательной системы, в том числе в высших учебных заведениях. Качественная организация самостоятельной работы в аспирантуре медицинского университета способствует развитию универсальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Технология организации самостоятельной работы имеет большое значение для формирования ключевых компетенций аспирантов медицинского университета. Она способствует развитию исследовательских навыков, аналитического мышления, критического подхода к информации и систематизации знаний, что подтверждает готовность выпускников к успешной профессиональной деятельности.