Опубликованная в 1990-х годах в американском журнале «Training Magazine» статья о цифровом онлайн-обучении (электронном обучении) положила начало исследованиям его сущности и содержания, рассмотрению его дидактического потенциала и перспектив его использования в высшей школе [1]. По мере развития компьютерных информационных технологий стали разрабатываться и внедряться в системе образования элементы цифрового онлайн-обучения, проводиться научные исследования, направленные на теоретическое обоснование закономерностей и механизмов их эффективного применения в образовательном процессе студентов вузов [2-4].
Дистанционное обучение создает оптимальные организационно-педагогические условия для индивидуализации образовательного процесса, его организации в условиях пространственной удаленности студентов и преподавателя; позволяет «проводить гибкий выбор приемлемого для учащихся времени и темпа обучения; освоить большие объемы информации с помощью создаваемых личных кабинетов текстов, аудио- и видеоматериалов, вовлечения учащихся в учебный процесс в рамках определенных образовательных платформ, обеспечить доступ студентов к отечественным и зарубежным информационным ресурсам, их предварительную информационную подготовку; расширить виды совместной учебной деятельности; повысить качество обратной связи, облегчить мониторинг образовательного процесса и усилить учебную мотивацию; освободить от возможных антипатий, связанных с внешностью и поведением» [5].
Многие ожидали, что цифровое онлайн-обучение реформирует или полностью заменит традиционное обучение в школе и вузе. Однако накопленный к концу ХХ века педагогический опыт применения цифрового онлайн-обучения показал, что оно не является таким эффективным, как предполагалось. Г.Л. Драндров выделяет следующие его недостатки: «отсутствие непосредственно контакта субъектов образовательного процесса, что ограничивает возможности решения воспитательных задач, развития навыков живого общения, устной коммуникации, речевого развития; риски возникновения игровой зависимости, ухудшения зрения, воздействия электромагнитного излучения, развития цифрового слабоумия, снижения умственных и креативных способностей, способностей воспринимать большие тексты» [5].
В сложившейся ситуации ученые и педагоги пришли к идее разработки и применения так называемой смешанной модели обучения, объединяющей преимущества традиционного обучения «лицом к лицу» и онлайн-обучения. В рамках этой модели интегративно используются синхронные и асинхронные способы организации образовательного процесса, онлайн- и офлайн-методы, значительно расширяется доступный для обучающихся образовательный контент, представленный с использованием медиатехнологий, что существенно повышает его эффективность. Проводятся научные исследования, предметом которых выступают особенности применения смешанного обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин [6-8].
Физическая культура как учебная дисциплина существенно отличается доминированием в ее содержании физической активности, что определяет качественное своеобразие использования при его преподавании смешанной модели обучения [9].
Поэтому цель исследования заключалась в рассмотрении особенностей использования смешанного обучения в физическом воспитании студентов. Для достижения этой цели последовательно решались две задачи:
1. Определить качественное своеобразие структурных компонентов системы смешанного обучения студентов дисциплине «Физическая культура»: цели, содержания, субъекта, объекта и результатов обучения.
2. Выявить особенности организации смешанного обучения студентов дисциплине «Физическая культура»: средств, методов и форм организации образовательного процесса.
Материалы и методы исследования
Для достижения этой цели использовались материалы современных научных исследований, анализа существующего педагогического опыта применения смешанного обучения в физическом воспитании студентов, рассмотрения смешанного обучения физической культуре как педагогической системы с характеристикой ее структурных (цель и задачи, содержание, обучающиеся, преподаватель, результат обучения) и функциональных (средства, методы, формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся) компонентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Цель физического воспитания студентов при переходе к смешанной модели обучения не изменяется, так же как и его задачи. Онлайн-обучение и традиционное обучение «лицом к лицу» обладают различными возможностями в отношении задач физического воспитания.
В зависимости от задач, решаемых каждой из этих форм организации обучения, применяются различные модели организации смешанного обучения. Для организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» наиболее приемлемой выступает модель «перевернутый класс» [10; 11]. Суть данной модели смешанного обучения состоит в предварительной, организуемой преподавателем самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучению нового учебного материала с использованием цифровых образовательных ресурсов. Усвоенные таким образом теоретические и методические знания используются на учебных занятиях для организации учебно-познавательной деятельности студентов по практическому освоению способов выполнения разучиваемых физических упражнений, применению средств и методов развития двигательных способностей [12; 13].
В частности, задачи формирования положительного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями, обучения знаниям, умениям и навыкам организации физкультурно-спортивной деятельности при онлайн-обучении решаются преимущественно через расширение знаний о физической культуре, как виде деятельности, о демонстрируемых с помощью медиатехнологий способах выполнения разучиваемых физических упражнений, представленных в цифровых образовательных ресурсах. Задача развития двигательных способностей решается через организацию самостоятельной работы по выполнению домашних заданий в виде физических упражнений с ориентацией на знания и видеоматериалы, содержащиеся в интернет-ресурсах, рекомендуемых преподавателем [14; 15].
Традиционное обучение обеспечивает решение задачи формирования интереса к физической культуре через переживаемое чувство удовлетворения от процесса и результатов выполнения физических упражнений, от непосредственного эмоционального насыщенного общения с остальными студентами и преподавателем, от атмосферы соперничества и сотрудничества при выполнении игровых и соревновательных упражнений. Если в рамках онлайн-обучения студенты овладевают логическим и зрительным образами ориентировочной основы разучиваемых двигательных действий в виде физических упражнений, то на учебных занятиях преимущественное внимание студентов и преподавателя уделяется их практическому освоению.
При смешанном обучении преподаватель в режиме офлайн-обучения выполняет функции консультирования и координации физкультурной деятельности, в режиме онлайн-обучения – роль организатора самостоятельной работы [16]. Его роль сводится к созданию цифровых онлайн-курсов в соответствии с программой физического воспитания студентов, к разработке цифровых обучающих онлайн-ресурсов (таких, как обучающие видео по спортивным технологиям, учебные материалы, домашние задания и т.д.) и к организации студентов для проведения онлайн-обучения.
Э.Г. Скибицкий подчеркивает, что «профессиональная компетентность педагога в процессе дистанционного обучения проявляется в умении: планировать, организовывать, контролировать продуктивную самостоятельную работу; мотивировать учащихся к различным видам самостоятельной учебной деятельности с использованием средств ИКТ; моделировать предметное содержание в мультимедийной, интерактивной форме» [17, с. 8].
Применение смешанного обучения в преподавании физической культуры предполагает его информационно-коммуникативную компетентность на уровне «уверенного пользователя» (ИКТ): как способность использовать ИКТ для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения.
Часть студентов обладает низким уровнем готовности к самостоятельной работе при отсутствии внешнего принуждения, что требует организации специальной работы по ее формированию. Это требует от преподавателя знаний, умений и навыков владения способами повышения учебно-познавательной активности, развития учебной мотивации, оперативной обратной связи со студентами. Важными условиями успешного применения смешанного обучения выступают: готовность студентов к приобретению новых знаний с применением ИКТ; способность к самообучению, к самоорганизации; наличие учебной мотивации и ответственности за свое обучение [18].
Современных студентов отличает позитивное отношение к информационно-коммуникативным технологиям, к использованию виртуальных социальных сетей, стремление получать несколько потоков информации одновременно в интерактивном, игровом формате. Это обусловливает их внутреннюю личностную готовность к использованию ИКТ в образовательном процессе в формате смешанного обучения [19].
Содержание смешанного обучения студентов физической культуре включает две взаимосвязанные части: первая часть представляет собой содержание обучения в онлайн-режиме, а вторая часть – содержание традиционного обучения на учебном занятии. Учебный контент цифровых онлайн-курсов в основном включает в себя: общие ресурсы онлайн-обучения, ресурсы интерактивного обучения, индивидуальный учебный контент, моделирование среды обучения и т.д. Наряду с этим смешанное обучение предполагает дополнение содержания предметной области «физическая культура» знаниями, умениями и навыками владения информационно-коммуникативными технологиями [15] .
Содержание обучения физической культуре в вузах Китая разбито на четыре содержательных модуля [20].
Первый содержательный модуль представлен на образовательной платформе. Он включает учебный план, рабочую учебную программу дисциплины, форматы обучения, направленность преподавания и т.д. Второй модуль контента включает цифровые образовательные ресурсы в виде текста, аудио- и видеоматериалов, содержащие учебный материал, ссылки на интернет-источники для ознакомления со специальными теоретическими и методическими знаниями по изучаемой дисциплине, справочные материалы. В третьем содержательном модуле представлены визуальные обучающие видеоролики для демонстрации способов выполнения разучиваемых физических упражнений, описания технологий обучения с рассмотрением средств и методов обучения. В обучающих видеороликах обычно выбираются один или два технических момента для демонстрации и объяснения. Продолжительность обучающего видео не должна превышать 10 минут, чтобы студенты могли использовать это время для проведения онлайн-обучения в любое время и в любом месте. Четвертый модуль контента – это онлайн-модуль автоматизированного контроля в виде банка вопросов и соответствующих их содержанию ответов. Функцией данного модуля является контроль качества усвоения изучаемого содержания с последующей коррекцией содержания и процесса учебно-познавательной деятельности студентов в режиме онлайн-обучения.
Содержанием офлайн-обучения выступают комплексы физических упражнений, направленные на овладение способами выполнения разучиваемых двигательных действий и развитие двигательных способностей.
Используемые при смешанном обучении два качественно различающихся способа организации взаимодействия студентов и непосредственное синхронное взаимодействие «лицом к лицу» и асинхронное взаимодействие в формате онлайн-обучения создают оптимальные педагогические условия для применения объяснительно-иллюстративного и развивающего типа обучения и адекватных им форм, методов и средств организации обучения предмету «Физическая культура» [11; 13].
Смешанное обучение как форма интеграции традиционных форм обучения и инновационных дистанционных форм организации образовательного процесса. Включает два качественно различающихся способа организации взаимодействия студентов с преподавателем и между собой: непосредственное синхронное взаимодействие на уроке «лицом к лицу»; асинхронное взаимодействие в формате онлайн-обучения во внеурочное время. Эти способы применяются во взаимосвязи друг с другом, что проявляется в создании условий для наиболее полного использования дидактического потенциала каждого из них и в нивелировании присущих им недостатков [13].
Организация взаимодействия студентов и преподавателей на учебных занятиях по физической культуре осуществляется с использованием традиционных фронтальных, групповых и индивидуальных форм, применяемых в зависимости от задач, содержания и условий обучения. Фронтальные и групповые формы организации создают оптимальные условия для обучения двигательным действиям с применением словесного метода и методов обеспечения наглядности на основе мультимедийных технологий (видеофрагменты, картинки, схемы, таблицы, анимации). Приоритетное значение принадлежит репродуктивному методу практического упражнения: студенты учатся выполнять двигательные действия, ориентируясь на усвоенные в процессе самостоятельной работы знания их ориентировочной основы. Наряду с этим применяются игровой и соревновательный методы, создающие условия для творческого применения изучаемых двигательных действий. Учебный материал в виде хорошо знакомых студентам двигательных действий позволяет использовать методы и средства проблемного обучения: студенты самостоятельно распознают допускаемые ими двигательные ошибки, определяют причины их возникновения и способы их устранения.
Асинхронное взаимодействие студентов и преподавателя в режиме онлайн-обучения осуществляется в процессе самостоятельной работы, организуемой, направляемой и контролируемой преподавателем и предполагающей использование информационно-коммуникативных технологий и рекомендуемых цифровых образовательных ресурсов [21; 22]. Применяются метод проектов, где в качестве проекта выступает ориентировочная основа определенного двигательного действия, метод проблемного обучения, при котором студенты выполняют задания по психолого-педагогическому анализу, сравнению, систематизации системы двигательных действий, составляющих содержание определенного вида спорта.
Выводы
1. Развитие информационно-коммуникативных технологий создало предпосылки для разработки и внедрения в систему современного образования дистанционного обучения. Педагогическая практика выявила, что дистанционное обучение, наряду с преимуществами, обладает рядом непреодолимых в рамках данной формы недостатков. Это обусловило возникновение модели смешанного обучения, объединяющей преимущества традиционного обучения «лицом к лицу» и онлайн-обучения, что создает оптимальные педагогические условия повышения эффективности физического воспитания студентов.
Физическая культура как учебная дисциплина существенно отличается доминированием в ее содержании физической активности, что определяет качественное своеобразие использования при его преподавании смешанной модели обучения. Онлайн-обучение и традиционное обучение «лицом к лицу» обладает различными возможностями в отношении задач физического воспитания. Наиболее приемлемой выступает модель «перевернутый класс», предполагающая самостоятельную работу студентов по изучению нового учебного материала с использованием цифровых образовательных ресурсов. Усвоенные знания используются в последующем на учебных занятиях при решении задач практического освоения физических упражнений и развития двигательных способностей.
При смешанном обучении преподаватель в режиме офлайн-обучения выполняет функции консультирования и координации процесса выполнения физических упражнений, в режиме онлайн-обучения – роль организатора самостоятельной работы. Реализация смешанного обучения в преподавании физической культуры предполагает информационно-коммуникативную компетентность преподавателя на уровне «уверенного пользователя», готовность студентов к самостоятельной работе с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Содержание образования в онлайн-режиме включает цифровые образовательные ресурсы в виде текста, аудио- и видеоматериалов, обучающих видеороликов для ознакомления со знаниями по физической культуре, справочные материалы, содержание традиционного учебного занятия – комплексы физических упражнений, направленные на овладение способами выполнения разучиваемых двигательных действий и развитие двигательных способностей.
2. Организация синхронного взаимодействия студентов и преподавателей на учебных занятиях осуществляется в рамках традиционных фронтальных, групповых и индивидуальных форм с использованием словесных методов, методов обеспечения наглядности, метода практического упражнения и его вариантов – игрового и соревновательного методов. Учебный материал в виде хорошо знакомых студентам двигательных действий позволяет использовать методы и средства проблемного обучения.
Асинхронное взаимодействие студентов и преподавателя в режиме онлайн-обучения осуществляется в процессе самостоятельной работы, организуемой, направляемой и контролируемой преподавателем и предполагающей использование информационно-коммуникативных технологий и рекомендуемых цифровых образовательных ресурсов. Применяются метод проектов, метод проблемного обучения.