Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

BLENDED LEARNING IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Drandrov G.L. 1 no name 1
Blended learning combines the benefits of traditional face-to-face learning and online learning. Physical culture as an academic discipline is significantly distinguished by the dominance of physical activity in its content, which determines the specific features of using a mixed learning model in its teaching to university students. Therefore, the purpose of the work was to determine the qualitative originality of the use of blended learning in physical education of students. To achieve this goal, research materials presented in scientific publications were used. The most acceptable model for the organization of physical education of students is the “inverted classroom” model, which assumes independent work of students to study new educational material using digital educational resources. The acquired knowledge is subsequently used in training sessions to solve problems of practical mastering of physical exercises and the development of motor abilities. Online learning and traditional face-to-face learning have different capabilities in relation to physical education tasks. In mixed learning, the teacher performs the functions of consulting and coordinating the process of performing physical exercises in offline learning, and in online learning – the role of an organizer of independent work. The implementation of blended learning in the teaching of physical education presupposes the information and communication competence of the teacher at the level of a “confident user”, the willingness of students to work independently using digital educational resources. The content of education in online mode includes digital educational resources, and in offline mode – complexes of physical exercises. The organization of interaction between students and teachers in the classroom is carried out on the basis of physical exercises within the framework of traditional forms using the methods of words, providing clarity, practical exercises and problem-based learning. Asynchronous interaction of students and teachers in online learning is carried out in the process of independent work, organized, directed and controlled by the teacher, and involving the use of information and communication technologies and recommended digital educational resources. The method of projects and the method of problem-based learning are used.
blended learning
online learning
face-to-face learning
purpose
content
physical education
means
methods and forms of organization

Опубликованная в 1990-х годах в американском журнале «Training Magazine» статья о цифровом онлайн-обучении (электронном обучении) положила начало исследованиям его сущности и содержания, рассмотрению его дидактического потенциала и перспектив его использования в высшей школе [1]. По мере развития компьютерных информационных технологий стали разрабатываться и внедряться в системе образования элементы цифрового онлайн-обучения, проводиться научные исследования, направленные на теоретическое обоснование закономерностей и механизмов их эффективного применения в образовательном процессе студентов вузов [2-4].

Дистанционное обучение создает оптимальные организационно-педагогические условия для индивидуализации образовательного процесса, его организации в условиях пространственной удаленности студентов и преподавателя; позволяет «проводить гибкий выбор приемлемого для учащихся времени и темпа обучения; освоить большие объемы информации с помощью создаваемых личных кабинетов текстов, аудио- и видеоматериалов, вовлечения учащихся в учебный процесс в рамках определенных образовательных платформ, обеспечить доступ студентов к отечественным и зарубежным информационным ресурсам, их предварительную информационную подготовку; расширить виды совместной учебной деятельности; повысить качество обратной связи, облегчить мониторинг образовательного процесса и усилить учебную мотивацию; освободить от возможных антипатий, связанных с внешностью и поведением» [5].

Многие ожидали, что цифровое онлайн-обучение реформирует или полностью заменит традиционное обучение в школе и вузе. Однако накопленный к концу ХХ века педагогический опыт применения цифрового онлайн-обучения показал, что оно не является таким эффективным, как предполагалось. Г.Л. Драндров выделяет следующие его недостатки: «отсутствие непосредственно контакта субъектов образовательного процесса, что ограничивает возможности решения воспитательных задач, развития навыков живого общения, устной коммуникации, речевого развития; риски возникновения игровой зависимости, ухудшения зрения, воздействия электромагнитного излучения, развития цифрового слабоумия, снижения умственных и креативных способностей, способностей воспринимать большие тексты» [5].

В сложившейся ситуации ученые и педагоги пришли к идее разработки и применения так называемой смешанной модели обучения, объединяющей преимущества традиционного обучения «лицом к лицу» и онлайн-обучения. В рамках этой модели интегративно используются синхронные и асинхронные способы организации образовательного процесса, онлайн- и офлайн-методы, значительно расширяется доступный для обучающихся образовательный контент, представленный с использованием медиатехнологий, что существенно повышает его эффективность. Проводятся научные исследования, предметом которых выступают особенности применения смешанного обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин [6-8].

Физическая культура как учебная дисциплина существенно отличается доминированием в ее содержании физической активности, что определяет качественное своеобразие использования при его преподавании смешанной модели обучения [9].

Поэтому цель исследования заключалась в рассмотрении особенностей использования смешанного обучения в физическом воспитании студентов. Для достижения этой цели последовательно решались две задачи:

1. Определить качественное своеобразие структурных компонентов системы смешанного обучения студентов дисциплине «Физическая культура»: цели, содержания, субъекта, объекта и результатов обучения.

2. Выявить особенности организации смешанного обучения студентов дисциплине «Физическая культура»: средств, методов и форм организации образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

Для достижения этой цели использовались материалы современных научных исследований, анализа существующего педагогического опыта применения смешанного обучения в физическом воспитании студентов, рассмотрения смешанного обучения физической культуре как педагогической системы с характеристикой ее структурных (цель и задачи, содержание, обучающиеся, преподаватель, результат обучения) и функциональных (средства, методы, формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся) компонентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Цель физического воспитания студентов при переходе к смешанной модели обучения не изменяется, так же как и его задачи. Онлайн-обучение и традиционное обучение «лицом к лицу» обладают различными возможностями в отношении задач физического воспитания.

В зависимости от задач, решаемых каждой из этих форм организации обучения, применяются различные модели организации смешанного обучения. Для организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» наиболее приемлемой выступает модель «перевернутый класс» [10; 11]. Суть данной модели смешанного обучения состоит в предварительной, организуемой преподавателем самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучению нового учебного материала с использованием цифровых образовательных ресурсов. Усвоенные таким образом теоретические и методические знания используются на учебных занятиях для организации учебно-познавательной деятельности студентов по практическому освоению способов выполнения разучиваемых физических упражнений, применению средств и методов развития двигательных способностей [12; 13].

В частности, задачи формирования положительного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями, обучения знаниям, умениям и навыкам организации физкультурно-спортивной деятельности при онлайн-обучении решаются преимущественно через расширение знаний о физической культуре, как виде деятельности, о демонстрируемых с помощью медиатехнологий способах выполнения разучиваемых физических упражнений, представленных в цифровых образовательных ресурсах. Задача развития двигательных способностей решается через организацию самостоятельной работы по выполнению домашних заданий в виде физических упражнений с ориентацией на знания и видеоматериалы, содержащиеся в интернет-ресурсах, рекомендуемых преподавателем [14; 15].

Традиционное обучение обеспечивает решение задачи формирования интереса к физической культуре через переживаемое чувство удовлетворения от процесса и результатов выполнения физических упражнений, от непосредственного эмоционального насыщенного общения с остальными студентами и преподавателем, от атмосферы соперничества и сотрудничества при выполнении игровых и соревновательных упражнений. Если в рамках онлайн-обучения студенты овладевают логическим и зрительным образами ориентировочной основы разучиваемых двигательных действий в виде физических упражнений, то на учебных занятиях преимущественное внимание студентов и преподавателя уделяется их практическому освоению.

При смешанном обучении преподаватель в режиме офлайн-обучения выполняет функции консультирования и координации физкультурной деятельности, в режиме онлайн-обучения – роль организатора самостоятельной работы [16]. Его роль сводится к созданию цифровых онлайн-курсов в соответствии с программой физического воспитания студентов, к разработке цифровых обучающих онлайн-ресурсов (таких, как обучающие видео по спортивным технологиям, учебные материалы, домашние задания и т.д.) и к организации студентов для проведения онлайн-обучения.

Э.Г. Скибицкий подчеркивает, что «профессиональная компетентность педагога в процессе дистанционного обучения проявляется в умении: планировать, организовывать, контролировать продуктивную самостоятельную работу; мотивировать учащихся к различным видам самостоятельной учебной деятельности с использованием средств ИКТ; моделировать предметное содержание в мультимедийной, интерактивной форме» [17, с. 8].

Применение смешанного обучения в преподавании физической культуры предполагает его информационно-коммуникативную компетентность на уровне «уверенного пользователя» (ИКТ): как способность использовать ИКТ для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения.

Часть студентов обладает низким уровнем готовности к самостоятельной работе при отсутствии внешнего принуждения, что требует организации специальной работы по ее формированию. Это требует от преподавателя знаний, умений и навыков владения способами повышения учебно-познавательной активности, развития учебной мотивации, оперативной обратной связи со студентами. Важными условиями успешного применения смешанного обучения выступают: готовность студентов к приобретению новых знаний с применением ИКТ; способность к самообучению, к самоорганизации; наличие учебной мотивации и ответственности за свое обучение [18].

Современных студентов отличает позитивное отношение к информационно-коммуникативным технологиям, к использованию виртуальных социальных сетей, стремление получать несколько потоков информации одновременно в интерактивном, игровом формате. Это обусловливает их внутреннюю личностную готовность к использованию ИКТ в образовательном процессе в формате смешанного обучения [19].

Содержание смешанного обучения студентов физической культуре включает две взаимосвязанные части: первая часть представляет собой содержание обучения в онлайн-режиме, а вторая часть – содержание традиционного обучения на учебном занятии. Учебный контент цифровых онлайн-курсов в основном включает в себя: общие ресурсы онлайн-обучения, ресурсы интерактивного обучения, индивидуальный учебный контент, моделирование среды обучения и т.д. Наряду с этим смешанное обучение предполагает дополнение содержания предметной области «физическая культура» знаниями, умениями и навыками владения информационно-коммуникативными технологиями [15] .

Содержание обучения физической культуре в вузах Китая разбито на четыре содержательных модуля [20].

Первый содержательный модуль представлен на образовательной платформе. Он включает учебный план, рабочую учебную программу дисциплины, форматы обучения, направленность преподавания и т.д. Второй модуль контента включает цифровые образовательные ресурсы в виде текста, аудио- и видеоматериалов, содержащие учебный материал, ссылки на интернет-источники для ознакомления со специальными теоретическими и методическими знаниями по изучаемой дисциплине, справочные материалы. В третьем содержательном модуле представлены визуальные обучающие видеоролики для демонстрации способов выполнения разучиваемых физических упражнений, описания технологий обучения с рассмотрением средств и методов обучения. В обучающих видеороликах обычно выбираются один или два технических момента для демонстрации и объяснения. Продолжительность обучающего видео не должна превышать 10 минут, чтобы студенты могли использовать это время для проведения онлайн-обучения в любое время и в любом месте. Четвертый модуль контента – это онлайн-модуль автоматизированного контроля в виде банка вопросов и соответствующих их содержанию ответов. Функцией данного модуля является контроль качества усвоения изучаемого содержания с последующей коррекцией содержания и процесса учебно-познавательной деятельности студентов в режиме онлайн-обучения.

Содержанием офлайн-обучения выступают комплексы физических упражнений, направленные на овладение способами выполнения разучиваемых двигательных действий и развитие двигательных способностей.

Используемые при смешанном обучении два качественно различающихся способа организации взаимодействия студентов и непосредственное синхронное взаимодействие «лицом к лицу» и асинхронное взаимодействие в формате онлайн-обучения создают оптимальные педагогические условия для применения объяснительно-иллюстративного и развивающего типа обучения и адекватных им форм, методов и средств организации обучения предмету «Физическая культура» [11; 13].

Смешанное обучение как форма интеграции традиционных форм обучения и инновационных дистанционных форм организации образовательного процесса. Включает два качественно различающихся способа организации взаимодействия студентов с преподавателем и между собой: непосредственное синхронное взаимодействие на уроке «лицом к лицу»; асинхронное взаимодействие в формате онлайн-обучения во внеурочное время. Эти способы применяются во взаимосвязи друг с другом, что проявляется в создании условий для наиболее полного использования дидактического потенциала каждого из них и в нивелировании присущих им недостатков [13].

Организация взаимодействия студентов и преподавателей на учебных занятиях по физической культуре осуществляется с использованием традиционных фронтальных, групповых и индивидуальных форм, применяемых в зависимости от задач, содержания и условий обучения. Фронтальные и групповые формы организации создают оптимальные условия для обучения двигательным действиям с применением словесного метода и методов обеспечения наглядности на основе мультимедийных технологий (видеофрагменты, картинки, схемы, таблицы, анимации). Приоритетное значение принадлежит репродуктивному методу практического упражнения: студенты учатся выполнять двигательные действия, ориентируясь на усвоенные в процессе самостоятельной работы знания их ориентировочной основы. Наряду с этим применяются игровой и соревновательный методы, создающие условия для творческого применения изучаемых двигательных действий. Учебный материал в виде хорошо знакомых студентам двигательных действий позволяет использовать методы и средства проблемного обучения: студенты самостоятельно распознают допускаемые ими двигательные ошибки, определяют причины их возникновения и способы их устранения.

Асинхронное взаимодействие студентов и преподавателя в режиме онлайн-обучения осуществляется в процессе самостоятельной работы, организуемой, направляемой и контролируемой преподавателем и предполагающей использование информационно-коммуникативных технологий и рекомендуемых цифровых образовательных ресурсов [21; 22]. Применяются метод проектов, где в качестве проекта выступает ориентировочная основа определенного двигательного действия, метод проблемного обучения, при котором студенты выполняют задания по психолого-педагогическому анализу, сравнению, систематизации системы двигательных действий, составляющих содержание определенного вида спорта.

Выводы

1. Развитие информационно-коммуникативных технологий создало предпосылки для разработки и внедрения в систему современного образования дистанционного обучения. Педагогическая практика выявила, что дистанционное обучение, наряду с преимуществами, обладает рядом непреодолимых в рамках данной формы недостатков. Это обусловило возникновение модели смешанного обучения, объединяющей преимущества традиционного обучения «лицом к лицу» и онлайн-обучения, что создает оптимальные педагогические условия повышения эффективности физического воспитания студентов.

Физическая культура как учебная дисциплина существенно отличается доминированием в ее содержании физической активности, что определяет качественное своеобразие использования при его преподавании смешанной модели обучения. Онлайн-обучение и традиционное обучение «лицом к лицу» обладает различными возможностями в отношении задач физического воспитания. Наиболее приемлемой выступает модель «перевернутый класс», предполагающая самостоятельную работу студентов по изучению нового учебного материала с использованием цифровых образовательных ресурсов. Усвоенные знания используются в последующем на учебных занятиях при решении задач практического освоения физических упражнений и развития двигательных способностей.

При смешанном обучении преподаватель в режиме офлайн-обучения выполняет функции консультирования и координации процесса выполнения физических упражнений, в режиме онлайн-обучения – роль организатора самостоятельной работы. Реализация смешанного обучения в преподавании физической культуры предполагает информационно-коммуникативную компетентность преподавателя на уровне «уверенного пользователя», готовность студентов к самостоятельной работе с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Содержание образования в онлайн-режиме включает цифровые образовательные ресурсы в виде текста, аудио- и видеоматериалов, обучающих видеороликов для ознакомления со знаниями по физической культуре, справочные материалы, содержание традиционного учебного занятия – комплексы физических упражнений, направленные на овладение способами выполнения разучиваемых двигательных действий и развитие двигательных способностей.

2. Организация синхронного взаимодействия студентов и преподавателей на учебных занятиях осуществляется в рамках традиционных фронтальных, групповых и индивидуальных форм с использованием словесных методов, методов обеспечения наглядности, метода практического упражнения и его вариантов – игрового и соревновательного методов. Учебный материал в виде хорошо знакомых студентам двигательных действий позволяет использовать методы и средства проблемного обучения.

Асинхронное взаимодействие студентов и преподавателя в режиме онлайн-обучения осуществляется в процессе самостоятельной работы, организуемой, направляемой и контролируемой преподавателем и предполагающей использование информационно-коммуникативных технологий и рекомендуемых цифровых образовательных ресурсов. Применяются метод проектов, метод проблемного обучения.