Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EDUCATIONAL GOALS AND OUTCOMES IN ACCORDANCE WITH CONTEMPORARY CHALLENGES

Osipova S.I. 1 Gafurova N.V. 1 Kublitskaya Yu.G. 1 Shubkina O.Yu. 1 Zaytsev S.V. 1
1 Siberian Federal University
1666 KB
The paper considers the important and relevant issue of education modernization with contemporary challenges. The analysis of the educational outcomes is carried out by means of classification of diverse competence categories: soft and hard skills, competencies of the Federal State Educational Standards of the Higher and Secondary Vocational Education, Professional Standards and also 21st century skills. The concept of transformative intelligence has been introduced; the formation of which is relevant for the sustainable development education. The potential of project work has been substantiated; which provides the formation of the intellectual abilities of the students because of the integrative nature of the project activity. As a result of the analytical work it was found that various forms of human activities, including professional life require different formed competencies. For a social sphere the main competencies are soft skills and transferable skills in accordance with Federal State Educational Standards: verbal communication; problem identification and solving; time and stress management; teamwork; digital skills and others. For the professional sphere the important competencies are hard skills, general professional and professional competencies. The most essential competencies nowadays are the 21st century skills (critical thinking, creative thinking, communicating, and collaborating) called 4C’s which are augmented by the competencies of the intellectual activity: analytical thinking; logical thinking; system thinking; project thinking.
educational outcomes
21st century skills
transformative intelligence for sustainable development education

Проблема перехода к устойчивому развитию цивилизации в современных условиях существования общества связана с формированием нового человека: с другим менталитетом, другим характером отношения к окружающему миру, другим интеллектом. Формирование такого человека возможно осуществить в системе образования, как самом массовом социальном институте, в условиях учета тех требований, которые предъявляются к специалисту будущего на общесоциальном, мировом уровне в специально организованных условиях реализации учебной деятельности.

Целью исследования является определение ориентиров образования, учет и достижение которых актуальны для специалиста будущего и устойчивого развития цивилизации. В качестве сопроводительного позитивного эффекта в рамках исследовательской работы ожидается выявление условий и видов деятельности обучающегося по достижению целей образования для устойчивого развития и определение принципиально нового качества человека будущего как внутреннего образовательного продукта личности.

Материалы и методы исследования

При определении целей и результатов современного образования можно выделить несколько подходов. В первую очередь они должны носить деятельностный характер и быть в достаточной мере универсальными, связанными с личностными качествами обучающихся. Таким требованиям удовлетворяют так называемые гибкие или надпрофессиональные навыки – soft skills, которые определяются как комплекс умений общего характера [1, с. 48, 72–75]. Одно из определений предоставляет их как «желательные качества для определения форм занятости, которые включают здравый смысл, умение обучаться и позитивное гибкое отношение» [2, с. 8]. Soft skills не связаны с конкретной предметной областью. К наиболее часто упоминаемым относятся:

− вербальная коммуникация (в том числе умение слушать);

− выявление, определение и решение проблем;

− умение управлять временем и стрессом;

− способность к работе в команде;

− организованность;

− умение непрерывно самостоятельно учиться;

− цифровые навыки.

Другой вид навыков представляют собой hard skills, необходимые для конкретной профессиональной работы. Здесь следует заметить, что набор навыков, входящих в hard skills, зависит от требований производства, они указываются в должностных инструкциях, подтверждаются дипломами. Федеральные государственные образовательные стандарты по разным направлениям подготовки выделяют универсальные компетенции, относящиеся к категориям интеллектуального развития (системное и критическое мышление), разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие, безопасность жизнедеятельности, инклюзивная компетентность, экономическая культура, в том числе финансовая грамотность, гражданская позиция.

Сравнение soft skills и универсальных компетенций для ВО позволяет отметить в них различие и общие характеристики. В частности, общими являются навыки к осуществлению коммуникации, к способности работать в команде, самоорганизация и саморазвитие. В то же время ФГОС ВО определяет более высокие требования к интеллектуальному развитию, к проектной деятельности, что, несомненно, необходимо для успешной работы на предприятии [3].

При определении целей и результатов современного образования исследователи указывают необходимость формирования навыков XXI в. [4, с. 10]. О них упоминается во ФГОС ВО как об универсальных компетенциях, сформированность которых представляется как результаты обучения. В докладе «Новый взгляд на образование», озвученном на Всемирном экономическом форуме [5, с. 4], названы часто встречающиеся способности специалиста будущего, такие как критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация. Интересная информация относительно формирования навыков XXI в. в зарубежных странах приводится в Аналитическом обзоре в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности», представленного Ю. Чечет и И. Фруминым [6, с. 2–3].

В исследовании, в частности, отмечается, что в Канадской модели ключевых универсальных компетенций кроме названных выше креативности, кооперации, коммуникации, критического мышления и решения проблем добавлены воспитание характера и гражданская грамотность. В Китайской модели целостного развития человека, принятой в 2016 г., важной функцией образования определяется саморазвитие обучающегося (умение учиться, здоровый образ жизни), культурные основы (гуманитарный контекст, научный подход), социальная вовлеченность (принятие ответственности, инновационность и практичность). В Республике Корея в качестве значимых способностей названы: управление собой, работа со знаниями и информацией, креативное мышление, эстетика и эмоциональность, коммуникация, гражданская грамотность.

В международном проекте «Education 2030» к «навыкам XXI в.» (потребность и умение учиться, самоорганизация, кооперация, коммуникация, креативность, критическое мышление) добавляются «компетенции будущего» для успешной жизни в условиях ожидаемых социально-экономических и технологических изменений: hard skills, soft skills [7, с. 39–43]. Одновременно с этим исследователи выделяют так называемые «грамотности XXI века», в которые включают, в частности, понимание глобальных проблем, умение заботиться об окружающей среде.

Технологическое образование предъявляет требования к выпускникам – специалистам будущего через ряд нормативных документов:

− ФГОС ОО (федеральные государственные образовательные стандарты общего образования) [8];

− STL (Standards for Tehcnological literacy) – международные стандарты технологической грамотности [9];

− CDIO (международные стандарты инженерного образования) [10];

− World skills Russia (международные стандарты инженерного чемпионата «Молодые профессионалы России») [11];

− ФГОС ВО и СПО (Федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования) по конкретным направлениям подготовки [12];

− профессиональные стандарты по конкретным профессиям [13].

Ключевые компетенции АТС21S представлены по различным типам:

− способы мышления (креативность, проектно-аналитическое мышление, умение решать проблемы, способность принимать решения, умение и потребность учиться на протяжении всей жизни);

− способы деятельности (функциональная грамотность, коммуникация, сотрудничество);

− инструменты деятельности (информационная грамотность, информационно-коммуникационные технологии);

− навыки для жизни в современном мире (активная гражданская позиция, способность организовывать свою личную и профессиональную жизнь, личная и социальная ответственность) [14].

Одной из тенденций современности является переход к образованию в интересах устойчивого развития в соответствии с общепланетарным проектом триединой концепции устойчивого развития [15; 16, с. 121–125]. В рамках этого проекта актуализируется функция опережения как базовая стратегия его реализации [17]. Опережение здесь представляет обучающегося как субъекта жизнедеятельности, способного к постоянному развитию, освоению новых способов деятельности в условиях возрастания их сложности [18, с. 54–57, 181].

Опережение в образовании ориентировано на формирование у обучающихся способности адаптироваться к проблемам устойчивого развития за счет формирования у них умений и готовности к упреждающим действиям. Эта проблема не является абсолютно новой для педагогики. Опосредованно она рассматривалась в исследованиях Л.С. Выготского, отмечающего опережающий характер обучения, а также в работах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и других авторов, определяющих опережение как основу развития [19 с. 98, 122; 20].

Построение инновационного образования в интересах устойчивого развития имеет своей целью формирование нового мировоззрения обучающихся, основанного на приоритете разумных нравственно-гуманистических ценностей, вытекающих из осознания тенденций развития цивилизации, экстраполирования их на будущее, прогнозирования этого будущего. Концепция перехода современного общества к устойчивому развитию ориентируется на достижение гармонии в отношениях между человеком, обществом и природой, что, несомненно, требует изменений в материальной и духовной культуре [21]. Фактически возникает проблема трансформации ценностей и смысложизненных ориентиров обучающихся в контексте идей устойчивого развития. «Кризис воспитания, образования, науки и, как следствие, кризис человека в его духовно-этико-экологическом аспекте» отмечается в материалах 42-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1987 г. при определении «потребления ресурсов как угрозы жизни на планете» [22].

Сложность трансформации ценностных ориентиров в контексте идей устойчивого развития отмечал академик В.А. Каптюг в своем докладе «Будущее цивилизации и проблемы развития» на первой международной конференции «Проблемы ноосферы и устойчивого развития». Ученый отмечает, что переход к устойчивому развитию не может быть быстрым и бесконфликтным и предлагает рассматривать идею устойчивого развития как «некую религию XXI века, как совокупность моральных установок» [23].

Аналогичную мысль высказывает профессор А.Д. Урсул, определяя необходимость формирования менталитета человека для обеспечения стратегии устойчивого развития, достижения ее целей, и отмечает долговременность этого процесса, который займет несколько поколений. Устойчивое развитие цивилизации, представляющее собой новый способ взаимодействия человека с природой в своей жизнедеятельности на основе установок устойчивого развития, его целей и задач, может быть обеспечено на новой системе ценностей. Именно эта социально-историческая категория, формируемая под влиянием социокультурных, экономических и политических событий действительности, выступает ориентирами деятельности человека, определяет «установки и оценки, императивы и запросы, цели и проекты, нравственные позиции личности, политические, религиозные, эстетические предпочтения и выборы» [24]. Выделяя ценности в контексте идей устойчивого развития и классифицируя их, исследователи базируются на триединой концепции устойчивого развития и определяют экологические (природные ресурсы, рациональное их использования), социальные (здоровье, образование, правопорядок, стабильная и бесконфликтная социальная среда), экономические ценности (менеджмент для устойчивого развития, обеспечивающий сохранение капитала, рост общественного благосостояния, экономическую результативность в гармонии с сохранением природной среды) [25].

Для трансформации смысложизненных ориентиров в контексте идей устойчивого развития в практике образования актуальным является мнение М.А. Курганова и Е.А. Третьякова, выделивших базовые цели для формирования ценностей устойчивого развития и их индикаторов [26]. Опираясь на мнение названных исследователей, считаем целесообразным актуализировать формирование такого личностного качества, как ответственность за результаты своей деятельности в контексте образования в интересах устойчивого развития [27, с. 276–280]. Будем рассматривать трансформацию базовых целей в направлении формирования ответственного потребления, производства и управления. Выделим индикаторы, показывающие достижение названных целей [28, с. 107–109, 164–166]. В качестве индикаторов ответственного потребления будем рассматривать:

− способность человека отказаться от принципа максимального потребления, характерного для общества потребления, и перейти к принципу достаточного потребления;

− способность к минимизации отходов потребления;

− способность демонстрировать экологически ответственное поведение;

− способность осуществлять защиту прав настоящего и будущего поколений на достойную жизнедеятельность.

В рамках формирования ценностей устойчивого развития для системы высшего образования, играющей приоритетную роль в подготовке специалистов для профессиональной деятельности, особую значимость имеет проблема ответственного производства. Отметим, что трансформация ценностных ориентаций будущего специалиста, ориентированного на обеспечение устойчивого развития, доминируется необходимостью установления баланса в системе человек – природа – экономика, что приводит к разработке новых экономических моделей, новых направлений познания окружающего мира, рациональности в определении потребностей человека и человечества в целом [29]. Ориентация на цели обеспечения ответственного производства предполагает решение оптимизационной задачи достижения баланса между обеспечением максимальной прибыли при минимальном негативном воздействии на окружающую среду с соблюдением минимизации отходов производства. Важную роль в обеспечении целей устойчивого развития играет рационально выстроенное ответственное управление [30]. Индикатором, характеризующим его, является менеджмент, обеспечивающий рост общественного благосостояния общества, экономическую результативность при соблюдении эколого-ограничительных принципов [31], определяющих целесообразность организации образования в интересах устойчивого развития:

− непрерывности и пролонгированности образования в интересах устойчивого развития, начинающегося с раннего возраста, охватывающего все уровни и формы образования;

− толерантности к восприятию различных культур и народов в соответствии со сформированностью позитивной этнической идентичности, формируемой в поликультурной среде образовательной среды и социума;

− адаптации глобального контекста устойчивого развития в российскую действительность с учетом специфических особенностей России;

− открытости образования в интересах устойчивого развития в диалоговом взаимодействии со всеми стейкхолдерами внешней среды, в том числе принцип многостороннего сотрудничества и партнерства;

− осознанных ограничений при реализации профессиональной деятельности и ответственности за ее результат в контексте сущности триады «человек – экономика – экология».

Особую значимость для данного исследования имеет принцип повышения интеллектуального потенциала личности, который, проецируясь на проблему определения результатов образования в интересах устойчивого развития, характеризует сформированность преобразующего интеллекта обучающегося. В контексте образования в интересах устойчивого развития категория «преобразующий интеллект» приняла еще более актуальное значение и, по мнению А.Д. Урсула, представляет собой «новый инновационный процесс, который должен вывести всю мировую систему образования на качественно новую ступень эволюции, позволяющую человечеству осуществить «рывок» в желаемое для него устойчивое будущее» [32].

В научном труде «Опережение как стратегия современного образования» [17] нами представлено толкование категории «преобразующий интеллект» как высокий уровень личностного развития, проявляющегося в способностях использовать логическое, критическое, творческое, системное, проектное мышление, а также интуицию в процессе решения проблем высокого уровня сложности и слабой структурированности. Здесь уместно отметить, что способность личности к поиску, осмыслению и решению задач формируется как «познающий интеллект» в рамках традиционной системы поддерживающего образования, результат которого обеспечивает деятельность будущего специалиста на репродуктивном уровне в неизменных условиях профессиональной деятельности.

Преобразующий интеллект характеризует человека инициативного, деятельностного, развивающегося и рефлексирующего, с особым складом ума, интуицией, логическим, аналитическим, критическим, творческим, системным, проектным мышлением, используемым для решения сложных проблем изменяющегося мира, с опорой на фундаментальные знания и компетентности. Выявление сущности преобразующего интеллекта в данном определении позволяет отметить, что по своей структуре он расширяет навыки XXI века в форме «4К» (критичность, креативность, коммуникация, кооперация).

Образовательный процесс по формированию преобразующего интеллекта должен быть организован в соответствии со структурой исследуемого феномена, а именно с учетом характера содержательной и профессионально-деятельностной его компонент. Например, дидактический потенциал математических дисциплин при соответствующей организации образовательного процесса может способствовать системному, логическому, аналитическому, критическому мышлению в процессе освоения фундаментальных знаний.

В инженерном образовании особую значимость имеет формирование у обучающихся проектного мышления в форме поэтапного и последовательного ряда мыслительных операций. Пусковым моментом в выполнении проекта, определяющим его результативность, является выдвижение идеи или формирование замысла. Этот шаг направлен на представление результата в общей форме, в том числе и с использованием визуализации в виде рисунков или схем. При обосновании идеи проекта исполнитель определяет заинтересованных в его выполнении лиц, заказчиков, проводит анализ условий выполнения и определение проектных зон, возможных рисков и последствий его реализации.

Следующим шагом проектной деятельности является декомпозиция общей цели, постановка задач и определение конкретных действий по их решению. Обеспечение выполнения проекта связано с выявлением необходимых ресурсов: финансовых, кадровых, технических и др. Идея может требовать индивидуальной или командной работы, поэтому для ее выполнения решается задача формирования команды, способной обеспечить качественное выполнение проекта. Важной составляющей в достижении запланированных результатов является также задача управления, включающая контроль и оценку промежуточных результатов посредством использования разработанной и обоснованной системы и показателей на основе данных рефлексивной деятельности и мониторинга.

Опираясь на методологию деятельностного подхода, можно определить новообразование субъекта образовательных отношений в виде сформированного проектного мышления. Его значимость для современного человека определяется необходимостью выдвигать идеи и реализовывать их в условиях VUCA мира, способствующих уменьшению его неопределенности и достижению определенного результата. Проектное мышление базируется на способности системно, критически оценить проблему, проявлять креативность при формулировании замысла (идеи) проекта, способности выстраивать логически обоснованную последовательность действий по решению поставленных задач и достижению целей.

Сказанное выше раскрывает потенциал проектного мышления, включающий в себя ряд мыслительных процессов, которые согласуются с навыками XXI в.: креативность мышление, коллаборация, коммуникация, – и расширяет перечень этих навыков, способствует формированию преобразующего интеллекта в интересах образования для устойчивого развития.

Результаты исследования и их обсуждение

Качество образования зависит от четко поставленных целей, отвечающих на вызовы времени и определения диагностируемых его результатов. В рамках компетентностного подхода, выступающего детерминантой качественного образования, его результаты определяются как деятельностная характеристика будущего специалиста и раскрываются в успешности в профессиональной сфере.

Различные виды жизнедеятельности человека, в том числе и в профессии, требуют сформированности разных компетенций. Для социальной сферы преимущественно используются soft skills и универсальные способности в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов. Для профессиональной деятельности важными являются hard skills, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Особую важность на современном этапе играют навыки XXI в. (критичность, креативность, коммуникация и коллаборация), или «4К», которые расширяются дополнительно через перечень компетенций интеллектуальной деятельности (системное мышление, логическое, аналитическое мышление, проектное мышление).

Заключение

В статье актуализирована проблема трансформации ценностей и смыслодеятельностных ориентиров обучающихся в контексте идей устойчивого развития и раскрыты индикаторы, определяющие этот процесс через категории ответственного потребления, производства и управления. Обоснован потенциал проектной деятельности, позволяющий формировать широкий спектр компетентностей, интегрировать интеллектуальные и личностные способности человека (обучающегося) актуальные для образования и достижения целей устойчивого развития.