В системе российского школьного образования в последнее время происходят серьезные изменения, связанные с трансформацией содержания, технологий, управления и инфраструктуры. Изменения касаются и сферы школьного иноязычного образования, одной из основных задач которого является развитие иноязычных коммуникативных умений. Об этом свидетельствует большое количество научных работ. Некоторые исследователи подчеркивают, что иноязычные коммуникативные умения обеспечивают основу для использования иностранного языка в реальных жизненных ситуациях социокультурной и учебно-профессиональной сфер общения, для непосредственного общения с носителями языка [1, с. 5; 2, с. 19]. Высокий уровень сформированности коммуникативных умений важен для работы с иноязычным текстом, для анализа и обобщения информации из разных источников [3].
Проблема, затрагиваемая в данной статье, заключается в том, что у современных российских школьников недостаточно развиты коммуникативные умения, необходимые для осуществления иноязычного общения. Это связано с повышенным вниманием учителей к обучению лексико-грамматическому аспекту. Вместе с тем возникает противоречие, связанное с тем, что развитие иноязычных коммуникативных умений – это цель обучения иностранному языку. Следовательно, возникает потребность поиска технологий, средств, инструментов обучения, способных решить поставленную проблему. Реализуемый в России федеральный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает оптимизацию школьного образования и использование новейших технологий в учебном процессе.
Современному педагогу необходимо научиться применять технологичные ресурсы и инструменты для создания цифрового контента и использования его в образовательном процессе [4, c. 30–31]. Как подчеркивают Коротеева А.С. и Челпаченко Т.В., обучение на основе цифровых образовательных ресурсов способствует более эффективному и глубокому усвоению учебного материала обучающимися, повышает уровень подготовки обучающихся к урокам, обеспечивает продуктивность и наглядность образовательного процесса [5, с. 126]. Наглядность в подаче учебного материала в условиях цифровой образовательной среды является одним из факторов развития мотивации [6, с. 130]. Доступность и гибкость цифровых ресурсов делают их неотъемлемой частью современной образовательной системы.
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы использования цифровых ресурсов продиктована следующими положениями: использование в сфере образования цифровых ресурсов поддерживается на государственном уровне; это эффективная форма транслирования информации и знаний обучающимся; возможность конструирования учителем собственных образовательных материалов; это эффективный инструмент для повышения мотивации обучающихся; это средство моделирования современной образовательной среды [7, с. 118].
Выдвинутая гипотеза заключается в том, что развитие коммуникативных умений обучающихся 10-х классов на уроке иностранного языка будет более эффективным, если в процессе обучения иностранному языку применять цифровые ресурсы.
Цель исследования: теоретическим и экспериментальным путем доказать эффективность использования российских цифровых ресурсов «ЯКласс» и «УДОБА» при развитии коммуникативных умений обучающихся на уроке иностранного языка в 10-х классах.
Задачами исследования являлись анализ научно-методической литературы по теме исследования, рассмотрение проблемы развития иноязычных коммуникативных умений обучающихся 10-х классов, разработка на основе цифровых ресурсов «ЯКласс» и «УДОБА» заданий для развития иноязычных коммуникативных умений обучающихся и их внедрение в процессе экспериментального обучения.
Материалы и методы исследования
Для решения исследовательских задач применялись эмпирические методы исследования: эксперимент, наблюдение, статистическая обработка данных.
За последнее время в России разработано множество ресурсов для осуществления образовательного процесса в цифровой образовательной среде.
«ЯКласс» и «УДОБА» – цифровые образовательные ресурсы, которые можно использовать при обучении иностранному языку в школе. Данные онлайн-сервисы оснащены банком. Ресурсы позволяют учителю создавать флеш-карточки, викторины, тесты, интерактивные карты с целью теоретического и практического закрепления знаний и осуществления их проверки в игровом формате.
Экспериментальная работа проводилась с обучающимися 10-х классов на базе МОУ «СОШ № 11» г. Саранск Республики Мордовия. Класс был поделен на две группы: контрольную и экспериментальную. Экспериментальная работа состояла из трех этапов. Цель констатирующего этапа: проверка исходного уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся.
Обозначим иноязычные коммуникативные умения, которыми должны овладеть обучающиеся 10-х классов: умения диалогической и монологической речи, включая умение логически правильно формулировать мысли на английском языке, структурировать речь, использовать языковые средства для выражения своих намерений; умение понимать основное содержание различных типов текстов на английском языке на слух, анализировать и интерпретировать полученную иноязычную информацию, выявлять ключевую идею текста, пропуская при этом второстепенные факты, находить необходимую эксплицитную информацию; умения смыслового чтения, к которым можно отнести умение распознавать основную мысль текста, воспринимать прочитанный текст целиком, анализировать и обобщать необходимые сведения в соответствии с необходимой установкой, восстанавливать логически верную последовательность данных; умения письменной речи, включающие навыки написание эссе и сочинение, умение структурировать мысли, использовать уместные лексические единицы в соответствии с языковыми нормами [8].
На формирующем этапе обеим группам было предложено выполнить задания по модулю 6 «Food & Health» и модулю 7 «Holidays» учебно-методического комплекса «Spotlight 10». Задание на проверку умений понимания аудиотекста: 1) Listen to the text and answer the questions. Choose True, False or Not given. Обучающиеся должны были определить утверждения: верно, неверно, нет в тексте. Задания на проверку сформированности умений чтения заключались в восприятии текста и восстановлении правильной последовательности данных: 2) Read the text, restore the logical sequence. Задания на проверку сформированности умений письменной и устной речи были следующего характера: 3) Write a reply to your friend Paul’s letter. Answer his questions. Ask him how he spent his last holidays. Write 50-70 words. Обучающимся необходимо написать небольшое письмо другу, в котором следует ответить на три вопроса и попытаться задать три вопроса. 4) Проверка умений говорения предполагает ответ обучающихся на несколько вопросов без подготовки: Answer the questions. How often do you eat fast food? What did you have for lunch today? Do you know what kind of food is healthy? How many sweets do you eat every day? Оценивание работ проводилось по следующим критериям.
Оценка «5» – задания на чтение и аудирование выполнены без ошибок; в письме не имеется грамматических и стилистических ошибок, коммуникативная задача решена; устная речь без грамматических и стилистических ошибок, используемый словарный запас, грамматические структуры соответствуют поставленной задаче, коммуникативная задача решена полностью.
Оценка «4» – в заданиях на аудирование и чтение допущены 1-2 ошибки; в письме имеется 1-2 грамматические ошибки, не затрудняющие понимание текста, коммуникативная задача в целом решена; в устной речи допущены 1-2 грамматические или стилистические ошибки, словарный запас является достаточным, коммуникативная задача решена в неполном объеме.
Оценка «3» – в заданиях на аудирование и чтение допущены 3-4 ошибки; лексико-грамматические ошибки в письме препятствуют пониманию; коммуникативная задача решена в ограниченном объеме.
Оценка «2» – имеется большое количество ошибок в заданиях на чтение и аудирование; коммуникативная задача в письменной и устной речи не достигнута.
В таблице 1 представлены результаты констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе.
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе
Обучающийся |
Оценка |
1 |
5 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
3 |
8 |
4 |
9 |
4 |
10 |
3 |
Средний балл |
3,8 |
В таблице 2 представлены результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе.
Таблица 2
Результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе
Обучающийся |
Оценка |
1 |
5 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
3 |
8 |
4 |
9 |
5 |
10 |
4 |
Средний балл |
4 |
Первичная диагностика показала примерно одинаковый уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся 10-х классов до начала эксперимента.
Экспериментальный этап исследования заключался во внедрении в учебный процесс обучающихся экспериментальной группы заданий, разработанных на основе цифровых ресурсов «ЯКласс» и «УДОБА» и нацеленных на развитие коммуникативных умений. Задания были разработаны к модулю «Food & Health» и «Holidays» учебно-методического комплекса «Spotlight 10». Обучение в контрольной группе осуществлялось по программе в традиционной форме.
С помощью ресурса «ЯКласс» были разработаны и внедрены задания, направленные на развитие коммуникативных умений обучающихся. Пример задания представлен на рисунке 1.
Задание заключается в определении действия, которое изображено на картинке. После этого обучающиеся должны рассказать, какой вид деятельности в свободное время кажется им наиболее интересным, чем бы они хотели заняться и почему. Упражнение направлено на активизацию употребления изученного лексического материала в речи, а также на развитие навыков монологической речи. Следующее задание ориентировано на развитие умения воспринимать информацию на английском языке на слух, совершенствование навыков работы с информацией и выделения ключевых фактов, опуская второстепенные сведения, а также отработку пройденной лексики по теме «Holiday» с целью последующего внедрения её в активный лексический запас. Задание заключается в выполнении теста к прикрепленному аудиотексту. Пример задания представлен на рисунке 2.
Рис. 1. Задание для контроля усвоения лексического материала
Рис. 2. Задание для развития умений аудирования
Следующее задание разработано на основе цифрового ресурса «ЯКласс» и направлено на отработку умений ориентироваться в письменном тексте, находить необходимую информацию, использовать выборочный перевод для адекватного понимания текста, интерпретировать сведения национально-культурного характера. Задание звучит следующим образом: “Are you a bit bored with your nine-to-five routine? Have a look at our exciting range of holidays and decide what type of adventure you’d like”.
Обучающимся было предложено прочитать 5 мини-текстов: «Activity holidays». «Polar expeditions», «Cultural journeys», «Trekking tours», «Wildlife holidays», а затем выполнить задание на соотнесение словосочетания с названием текста. Пример задания изображен на рисунке 3.
После выполнения задания обучающиеся ответили на вопрос о том, как они предпочитают отдыхать, какие каникулы им запомнились и почему. Упражнение развивает умение логически правильно формулировать мысли на английском языке, используя тематический лексический материал.
Разработанные на основе образовательного онлайн-ресурса «УДОБА» задания направлены на отработку и закрепление лексического материала, введение его в активный словарный запас, отработку умений монологической и диалогической речи. Пример заданий представлен на рисунке 4.
Рис. 3. Задание для развития умений чтения
Обучающимся был предложен лексический список в составе 16 единиц, обозначающих овощи и фрукты, а также буквенная таблица со спрятанными словами, расположенными горизонтально, вертикально и диагонально. В ходе выполнения задания происходило развитие умений чтения на английском языке в нестандартном расположении лексических единиц, развитие аналитико-синтетического мышления. После нахождения всех слов обучающиеся составили с ними диалоги в рамках конкретной ситуации общения:
1. Buying products on the market.
2. Preparing for the guests’ coming.
3. Going to a cafe with a friend.
4. Conversation with a supermarket consultant.
Совершенствованию умений монологической речи способствовало задание: «Describe the photo and name the products you see in the picture. What kind of dish can be prepared with used products»? Обучающиеся описывали блюда, которые можно приготовить из изображенных на картинке продуктов.
Важной особенностью цифрового образовательного ресурса «УДОБА» является возможность создавать упражнения на отработку продуктивных видов речевой деятельности – говорения и письма – посредством специальных шаблонов «Назови слова» и «Эссе», «Диктант». В рамках исследования были созданы задания, развивающие умения устной и письменной речи. Пример задания изображен на рисунке 5.
Следующее задание заключалось в просмотре видеосюжета и последующем составлении диалогов в паре по содержанию просмотренного фрагмента. Пример задания изображен на рисунке 6.
Рис. 4. Отработка лексического материала
Рис. 5. Задание для развития умений говорения
Рис. 6. Задание для развития умений говорения
Для подтверждения эффективности разработанных на основе цифровых инструментов «ЯКласс» и «УДОБА» заданий был проведен контрольный срез в обеих группах, целью которого было определение динамики развития коммуникативных умений обучающихся. В таблице 3 представлены результаты обучающихся контрольной группы, в таблице 4 – результаты обучающихся экспериментальной группы.
Таблица 3
Результаты контрольного среза в контрольной группе
Обучающийся |
Оценка |
1 |
5 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
3 |
8 |
4 |
9 |
5 |
10 |
4 |
Средний балл |
4,1 |
Таблица 4
Результаты контрольного среза в экспериментальной группе
Обучающийся |
Оценка |
1 |
5 |
2 |
4 |
3 |
5 |
Э |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
7 |
4 |
8 |
4 |
9 |
5 |
10 |
5 |
Средний балл |
4,5 |
Результаты контрольного среза свидетельствуют о положительной динамике развития коммуникативных умений обучающихся в рамках внедрения в образовательных процесс заданий, разработанных с помощью цифровых инструментов. Средний балл экспериментальной группы повысился на 0,5 балла. В контрольной группе повышение составило 0,3 балла.
Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу. Контрольная диагностика показала значительное повышение уровня развития коммуникативных умений обучающихся по сравнению с показателями контрольного среза на констатирующем этапе. Полученные результаты позволяют утверждать, что использование российских цифровых ресурсов положительно влияет на эффективность процесса развития иноязычных коммуникативных умений обучающихся.