Сегодня дети начинают знакомство с технологиями на ранних стадиях развития. Исследование графомоторных навыков у детей 5–6-летнего возраста с использованием планшетов позволяет лучше понять, как это влияет на образовательный процесс в дошкольных организациях, а также обучение и развитие. Оценка уровня графомоторных навыков с использованием технологий может способствовать более точному определению потребностей каждого ребенка и предоставлению ему индивидуализированной поддержки в процессе воспитания и обучения в дошкольной организации. Графические планшеты предоставляют уникальные возможности для измерения и анализа навыков письма. Зачастую исследования об умениях, получаемых детьми при формировании собственно почерка, или уровне развития академического письма сводятся непосредственно к исследованию рукописного текста [1, 2]. Однако, по мнению авторов, не стоит пренебрегать возможностями различных гаджетов для формирования образовательного пространства ребенка. С другой стороны, есть существенная проблема цифровой трансформации образования и пренебрежение к навыкам формирования почерка обучающихся в начальной школе. В трудах отечественных и зарубежных исследователей обосновывается необходимость организации, осуществления организационной работы в формировании графомоторных навыков обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы позволил определить, что у обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста недостаточно сформированы графомоторные навыки, что приводит к множеству проблем, в том числе связанных с освоением образовательной программы.
Письмо – важный навык, но его значимость в классе часто упускается из виду. Одной из основных причин этого является недостаточная подготовка учителей в области оценки и обучения письму. В частности, учителям начальной школы часто требуется больше практики в оценке письменных работ обучающихся и развитии уверенности, однако нехватка времени и ресурсов часто влияет на качество обучения [3, 4].
Цель исследования – разработать модель оценки графомоторных навыков обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с применением графических планшетов. Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1) оценить текущий уровень графомоторных навыков пользователя, выявить слабые места и проблемные области. Это актуально для педагогов и родителей для более точной оценки потребностей и планирования обучения;
2) оценить развитие графомоторных навыков путем предоставления упражнений, игр и заданий, направленных на развитие мелкой моторики, координации рук, улучшение каллиграфии и снижение ошибок при письме с помощью графических планшетов;
3) оценить прогресс обучающихся, фиксировать результаты и показать улучшения во времени, а также выявить эффективность тренировок и программ развития.
Таким образом, разработанная модель позволяет оценить качество развития графомоторных навыков обучающихся, облегчает работу педагогов и является одним из элементов информационно-педагогической среды.
Материалы и методы исследования
Обучающимся дошкольного и младшего школьного возраста был предложен следующий диагностический материал для определения уровня сформированности графомоторных навыков. Методика «Рисуем узор» применялась для выявления таких параметров, как навык владения карандашом, графические навыки, ориентировка в пространстве, ориентировка на листе бумаги [5–7]. Методика изучения состояния пальцев ведущей руки, переключаемость с одного действия на другое, точность реализации задания [8, 9]. Для разработки оптимального плана экспериментальной работы важно использовать совокупность диагностик, составляющих основу развития графомоторных навыков.
Результаты исследований, посвященные проблеме изучения графомоторных навыков обучающихся, представим в табл. 1.
Представленные методики можно эффективно применять с использованием веб-приложения на графическом планшете. С помощью этого приложения можно провести оценку и развитие графомоторных навыков. Оно дает возможность учащимся совершенствовать свои навыки в области письма, рисования и координации рук, а также предоставляет инструменты для мониторинга данного процесса.
Концепция приложения состоит из следующих разделов.
Упражнения и задания. Разработка набора упражнений, заданий и игр, которые помогут пользователям улучшить мелкую моторику, координацию рук и каллиграфию. Задания включают в себя трассировку букв и цифр, рисование и раскрашивание, соединение точек для создания изображений, письмо по шаблону, упражнения на координацию движений и другие активности.
Таблица 1
Результаты исследований, посвященные проблеме изучения графомоторных навыков обучающихся
ФИО |
Результаты |
Д.С. Гинсарь, В.П. Дудьева |
Показали, что у обучающихся с нарушением речи отмечаются двигательные нарушения (нарушение координации, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений) [10] |
Л.А. Леонтьева, А.Р. Лурия |
Доказали, что от степени сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи [10] |
Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопаткина |
Подтвердили, что развитая тонкая моторика позволяет лучше овладеть графомоторными навыками [11] |
Интерактивность и мотивация. Использование интерактивных элементов и игровых механик для мотивации пользователей делает процесс обучения более увлекательным. К элементам интерактивности можно отнести сенсорные жесты для рисования и письма, звуковые и визуальные эффекты при правильном выполнении заданий, возможность использования стилуса или пальца для взаимодействия. В качестве мотивации работы с приложением применяются, например, система достижений и наград за успешное выполнение заданий; статистика и графики, показывающие прогресс пользователя, а также лидерские доски и соревнования для стимулирования соревновательного духа.
Оценка и отслеживание прогресса. Возможность записи и анализа результатов обучающихся, а также отслеживание их прогресса с течением времени. Это позволяет видеть свои улучшения и мотивирует их продолжать работу над навыками.
Персонализация. Возможность настройки приложения в соответствии с уровнем и потребностями обучающихся. Например, уровни сложности заданий варьируются, или выбор стилей каллиграфии и типов упражнений.
Обратная связь и советы. Предоставление подробной обратной связи после выполнения заданий, показывающее ошибки и способы их исправления, а также советы и рекомендации по улучшению навыков.
Обучающие материалы. Предоставление учащимся доступа к обучающим материалам и ресурсам, связанным с развитием графомоторных навыков, автоматическая коррекция и подсказки во время выполнения задания.
Мониторинг и статистика. Сохранение результатов и статистики выполненных заданий для последующего анализа, отслеживание прогресса во времени и отображение данных в виде графиков.
Результаты исследования и их обсуждение
Веб-интерфейс представляет собой трехоконное приложение, в правом и левом окне блок упражнений и блок заданий, в которых отражаются задания и упражнения к ним. Центральное окно – графический редактор. Веб-интерфейс может оказаться малоэффективным для анализа развития графомоторных качеств у детей из-за ряда ограничений, начиная с ограниченных возможностей взаимодействия, которые не всегда отражают физические движения, характерные для рисования на бумаге и использования карандашей. Дополнительно интерфейсы веб-приложений могут ограничивать диапазон движений и чувствительность к давлению, что является важным аспектом в развитии моторики у детей. Более того, они часто предоставляют ограниченные средства анализа данных и обратной связи, что важно для понимания и коррекции процесса развития графомоторных навыков. Следовательно, для более эффективной оценки и анализа развития этих навыков у детей часто предпочтительнее использовать специализированные приложения и оборудование, которые лучше соответствуют особенностям этого процесса и предоставляют более точные данные и инструменты для вмешательства и улучшения результатов. Веб-интерфейс может быть эффективен для отработки навыков письма на вертикальной поверхности, в том числе и смарт-досках [12, 13].
SMART- интерфейс представляет собой простой интерфейс, большую часть которого представляет графический экран, на котором можно рисовать как стилусом, так и просто пальцем. Блок упражнений и блок заданий сменяются в зависимости от выбора. Использование графических планшетов может быть более эффективным для анализа развития графомоторных навыков у детей по нескольким причинам.
Натуральность взаимодействия. Графические планшеты позволяют детям рисовать и писать с использованием стилуса или пальца, что более натурально и близко к опыту рисования на бумаге. Это обеспечивает более естественное движение и улучшает точность анализа графомоторных навыков [14].
Чувствительность к давлению. Многие графические планшеты обладают функцией чувствительности к давлению, что позволяет учитывать силу нажатия при рисовании или письме. Это важно для анализа и оценки навыков, так как давление карандаша на бумагу является ключевым элементом развития графомоторики [15].
Обратная связь и коррекция. Некоторые графические приложения могут предоставлять обратную связь в режиме реального времени, что помогает детям корректировать свои движения и улучшать свои навыки. Это способствует более эффективному обучению и развитию [16].
Анализ и сохранение данных. Графические планшеты могут автоматически записывать и анализировать данные о движениях, что облегчает сбор и анализ информации о развитии графомоторных навыков. Это может быть полезным для педагогов и родителей при отслеживании прогресса [17, 18].
Интерактивные образовательные приложения. Существует множество образовательных приложений, специально разработанных для развития графомоторных навыков детей на графических планшетах. Эти приложения могут быть интересными и мотивирующими для детей, что способствует более эффективному обучению [19–21].
Графические планшеты и приложения адаптированы к возрастным особенностям детей, предоставляя им соответствующие задания и уровни сложности. Решением для реализации данной модели приложения могут быть следующие:
Веб-интерфейс может быть реализован с помощью технологий Html как в виде простейшего информационного многостраничного приложения, не требующего наличия серверных решений, позволяющих автоматизироваться и хранить данные о пользователях, так и в виде сложного приложения, использующего различные технологии хранения и обработки данных.
SMART-интерфейс предполагается реализовать на двух различных операционных системах iOS и Android, поскольку данные операционные системы полностью позволят охватить различные типы планшетов.
Проведение исследования по оценке уровня сформированности графомоторных навыков может быть выполнено несколькими методами:
1. Анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, посвященной исследуемой проблеме.
2. С целью получения информации о диагнозе и его дальнейшей интерпретации необходимо изучить психолого-педагогические материалы каждого учащегося дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Используя наблюдения за учащимися дошкольного и младшего школьного возраста в период экспериментальной работы, необходимо выявить качество их деятельности: правильная поза при выполнении заданий, координация движений пальцев рук, кисти рук, предплечья во время работы с графическим планшетом.
4. Рассмотрим констатирующий этап. Данный этап включал в себя три блока. В первом использовались такие методики, как «Дорожки», «Мяч», «Лес». Во втором блоке использовались задания («Волшебный мешочек», «Элементы групп»), направленные на изучение состояния моторных навыков. В третьем блоке изучено состояние графических навыков у обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста.
Результаты экспериментальной работы по оценке сформированности графомоторных навыков обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с применением графических планшетов (в ср. баллах) представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сформированность графомоторных навыков обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с применением графических планшетов (в ср. баллах)
Исследуемые группы |
«Дорожки» Л.А. Венгер |
«Мяч» Н.С. Сосина |
«Лес» |
«Волшебный мешочек» |
«Элементы групп» |
ЭГ-1 |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
1,3 |
1,2 |
ЭГ-2 |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
1,3 |
1,3 |
ЭГ-3 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
КГ |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
1,4 |
1,4 |
Результаты сформированности графомоторных навыков обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с применением графических планшетов (в ср. баллах)
Наглядно данные табл. 2 представлены на рисунке.
Проведя исследование, авторы установили, что большая часть обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста обладают навыками принятия заданий и соблюдения границ строки или изображения, имеют разные уровни сформированности творческого компонента личностных качеств. У многих обучающихся возникают сложности при копировании образца. Обучающиеся выполняют задания, но они сталкиваются с трудностями при выполнении упражнений, в которых задействованы движения пальцев рук. Исследование также показало, что обучаемые не всегда готовы к целеполаганию и планированию собственных действий.
Заключение
Таким образом, анализ научно-методических исследований по развитию графомоторных навыков обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что в настоящее время используются различные методики. Умение писать является важным элементом обучения. На нем основывается умение структурировать и передавать свои мысли, представлять полученные знания, формировать понятный ответ. Конечно, эти навыки формируются к окончанию школы, однако фундамент закладывается именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Анализ результатов с использованием линейного регрессионного моделирования со смешанными эффектами доказал эффективность проводимого эксперимента.