Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EVOLUTION OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA IN THE XX- BEGINNING OF XXI CENTURY IN THE CONTEXT OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Pogorelov S.S. 1 Okuneev L.K. 1 Ushakov A.A. 1
1 Kuban State University
1027 KB
Annotation. The higher education system in Russia always reacts to changes in socio-economic indicators and serves the needs of all spheres of social development and the economy. At different historical stages, various features of the development of the higher school system are observed. Such features as the training of qualified specialists who meet the needs of the state, the formation of the labor market and training in new specialties and professions important for the economy remain universal. In turn, the development of the country’s economy depends on the state of the higher education system. Thus, the economic sphere and the educational environment are interdependent elements of one system, the integration of which determines the development of society. The article analyzes the development of the higher education system in different historical epochs and the modern period in the context of economic modernization. The main characteristics of the stages of higher education development are also outlined, which were highlighted based on the peculiarities of the modernization of the historical period. In addition, as a result of the study, the features of the development of higher education in the Kuban region are determined by the cultural and historical features of the Krasnodar Territory. The results of the study can be used in the educational process of universities in the study of the history of the development of domestic higher education.
higher education
educational system
university education
Bologna process
Federal State Educational Standard
levels of education

Система современного российского образования переживает процесс модернизации. Это требует изучения истоков образования в России и исследования его специфики и этапов. Изучение эволюции высшего образования в России на протяжении XX – начала XXI в. позволяет осмыслить проблемы высшего образования в России и выработать эффективные меры по его усовершенствованию.

Цель исследования – изучение развития системы высшего образования в дореволюционный, советский и современный периоды в контексте экономической модернизации.

Материалы и методы исследования

Использовался сравнительно-исторический анализ, позволяющий выделить общее и особенное на каждом этапе эволюции высшей школы.

Результаты исследования и их обсуждение

Точкой отсчета развития отечественного высшего образования служит XVII в. Создание Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий в крупнейших городах – Киеве и Москве привело к новым тенденциям в образовании: моде на высшее образование и повышению спроса на специалистов, окончивших учреждения подобного типа. Социально-экономическое развитие России при Петре I обусловило спрос на получение научных и технических знаний, что привело к открытию Академического университета при Академии наук. Апогеем этого развития в XVIII в. становится создание Московского университета. Реформы Екатерины II требовали от населения технического и инженерного образования, что привело к созданию в Санкт-Петербурге высшего учебного заведения такой специализации – Горного училища. Николай I продолжил эту тенденцию, издав указ об основании Императорского высшего технического училища (сейчас – Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). Параллельно открываются университеты широкой специализации – Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский, Варшавский. Таким образом, экономическая модернизация России, происходившая на протяжении XVII и XVIII вв., делала важным и необходимым распространение широкой сети высших учебных заведений по всей империи. С другой стороны, именно вклад в развитие высшей школы и обучение специалистов обуславливал процессы быстрого экономического развития страны [1].

Важно отметить, что уже в этот ранний период истории становления и эволюции российской высшей школы учебные заведения делятся на профили, а также выделяются узконаправленные университеты – инженерные и технические.

Рассматривая развитие системы высшего образования в контексте социально-экономической модернизации, сделаем хронологический акцент на рубеже XIX и XX в. Количество вузов увеличивалось в геометрической прогрессии, росла численность студентов. Статистические данные показывают, что с 1892 по 1917 г. количество вузов выросло с 48 до 65 государственных, частных, общественных и ведомственных учебных заведений, а численность студентов за этот же период увеличилась с 25 тыс. до 135 тыс. чел. Однако в демографическом разрезе студенчество являлось малочисленной социальной группой и составляло 0,1 % населения.

Отметим другие важные характеристики развития высшего образования этого периода. Во-первых, на Кавказе и в Средней Азии не было университетов. В Русской Азии действовали только два учреждения на всей ее большой территории – Сибирский Университет и Томский технологический институт. Высшие учебные заведения концентрировались в 27 городах. В авангарде стоял Санкт-Петербург, где функционировали 38 государственных и частных учреждений.

Говоря об особенностях развития высшего образования на Кубани, отметим, что высшие школы отсутствовали, хотя реальная потребность и предпосылки для их открытия существовали. Отсутствие высших заведений тормозило интеллектуальное развитие региона. Среди причин, затрудняющих открытие университетов, следует отметить: отсутствие кадров среди профессорско-преподавательского состава, отсутствие условий для предоставления студенчеству условий жизни и получения образования.

Кроме того, организация системы высшего образования тормозилась возможностью потери казачеством контроля над процессом воспитания подрастающего поколения, увеличением так называемого «иногороднего элемента», а также распространением революционных идей. Отдельно хочется выделить следующую характеристику этого этапа – начало образования женщин. Однако обучение женщин на курсах не приравнивалось к получению высшего образования. И только с 1915 г. женские курсы стали выдавать дипломы о высшем образовании.

Промышленный переворот начала ХХ в. сопровождался появлением новых отраслей производства и новых профессий, что делало необходимым обеспечение этих отраслей кадрами. Экономический рост породил вопрос необходимости наличия в государстве соответствующего образовательного потенциала. Однако этот потенциал еще был недостаточным, и его формирование не поспевало за бурным развитием промышленности.

В российских университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах обучалось чуть более 4000 студентов естественнонаучного и инженерного образования. Еще меньше студентов получали земледельческое образование. Совсем низкий процент студентов был у богословия, юриспруденции и художественного образования [1].

Развитие высшей школы осложнялось рядом причин. Во-первых, система управления высшим образованием была громоздкой и сложно управляемой: им руководили 12 министерств и ведомств, что создавало межведомственные столкновения. Во-вторых, не существовало единой государственной образовательной политики. Министерство народного просвещения вследствие этого не могло эффективно управлять системой высшего образования. Это замечание интересно рассматривать в сравнении с современной системой российского образования. Важно отметить, что обе проблемы решены в процессе эволюции советского и российского образования [2].

Радикальные настроения среди студенчества и преподавательского состава замедляли процесс подготовки профессиональных кадров, поскольку власть должна была предпринимать меры по профилактике политического экстремизма путем ограничений, вводимых в структуру высшего образования.

В России этого периода наряду с государственным образованием развивалось и негосударственное высшее образование. В 1905 г. правительством было одобрено открытие частных негосударственных учреждений с образовательной программой выше среднего. Однако частные государственные университеты не могли претендовать на уровень государственных высших учебных заведений [3]. К Февральской революции в государстве функционировало более 50 негосударственных высших учебных заведений, большая часть которых – женские курсы различного типа.

Идея развития негосударственного высшего коммерческого образования активно развивается в купеческом сословии, вследствие этого начинают открываться заведения данного типа. Таким образом, частное негосударственное высшее образование играет важную роль, поскольку удовлетворяет образовательную потребность населения. Коммерческие учреждения молодые люди рассматривают как социальный лифт в структуре социальной мобильности, благодаря которому можно изменить свой социальный статус; а преподаватели – как дополнительный источник заработка.

Система советского образования стала логическим продолжением существовавшей в Российской империи системы. Однако процессы, запущенные после 1917 г., привели систему высшего образования к критическому положению: финансирование вузов было сокращено, интеллигенция стала объектом террора. Национализация привела к превращению всех высших учебных заведений в государственные, а право преимущественного приема в вузы было закреплено за представителями крестьянства и пролетариата, которым выплачивалась повышенная стипендия.

Развитие высших учебных заведений в послереволюционное время проходит в едином русле развития образовательной системы государства. Высшее образование нацелено на полное удовлетворение экономики высококвалифицированными кадрами.

Изменения в работе вузов касались в первую очередь учебно-методической части образовательного процесса. Работа вузов, как и функционирование других социальных институтов, базировалась на марксистско-ленинской идеологии.

В вузах создавались рабочие факультеты – рабфаки, которые должны были решить задачу подготовки крестьянства и пролетариата к получению высшего образования, а также воспитать их в русле коммунистической идеологии. По некоторым предметам был введен общий научный минимум, однако специалистов для преподавания зачастую не хватало. Чтение курсов доверялось партработникам. Изменения коснулись и самоуправления. Так, была ограничена автономия.

Интересно, что именно революционные изменения и условия Гражданской войны запускают на Кубани процесс открытия высших учебных заведений. Отметим основные причины, связанные с экономическим развитием Кубани. Бурный экономический рост региона ставил вопрос о постоянном и непрерывном обеспечении экономики кадрами. Проблема заключалась в том, что выпускники уже имевшихся на Кубани гимназий и реальных училищ не могли получать высшее образование в регионе и уезжали в другие города.

Важным фактором развития высшего образования на Кубани видится отток профессорско-преподавательского состава и интеллигенции на Юг страны в условиях Первой мировой войны и революции.

В 1918 г. открывается Кубанский государственный технологический университет, в 1920 – Кубанский государственный университет, в 1922 – Кубанский государственный аграрный университет. Эти новшества должны были покрыть нехватку кадров в экономически бурно развивающемся регионе и всей стране.

Однако сложности в финансировании появились во время проведения политики военного коммунизма и НЭПа, в результате чего многие вузы по всей стране либо закрывались, либо реорганизовывались в средние профессиональные учреждения. В 1920-х гг. наблюдается открытие и расширение сети ведомственных институтов, высших заведений политехнического и сельскохозяйственного профилей, что было обусловлено задачей подготовки высококвалифицированных кадров для нужд народного хозяйства (в том числе на Кубани).

Позитивные изменения в системе высшего образования связаны с развитием промышленности в 1930-е гг. и возможностью государства финансировать образование. Наблюдается рост числа вузов и студентов. Высшей школе уделяется пристальное внимание, поскольку она должна решать задачи широкого спектра – от научных вопросов до идейно-политических и воспитательных [3].

Наблюдается устойчивый стабильный рост числа студенчества и вузов. Перед началом Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 750 вузов, в которых обучалось около 620 тыс. студентов. После окончания войны в 792 вузах обучалось 653 тыс. студентов, а в 1951 г. – 887 вузов, количество студентов при этом увеличилось вдвое [4].

Таким образом, несмотря на послевоенное тяжелое время, система высшего образования продолжает усиленно развиваться. Это делает возможным быстрое послевоенное восстановление страны. И к 1960-м гг. высшее образование в СССР находится на пике своего развития, однако на этапе построения «развитого социализма» становятся отчетливо видны кризисные тенденции в советской высшей школе. Поскольку наблюдается снижение темпов экономического развития, отсталость в научно-технической сфере, экстенсивность производства, высшее образование начинает терять финансирование [5].

Существуют проблемы количественного и качественного уровня студентов: незначительное улучшение подготовки специалистов, падение престижа многих профессий и снижение авторитета в области интеллектуального труда [5].

Однако успехи высшей школы на этом этапе были важнее ее недостатков. Активно развиваются компетенции профессорско-преподавательского состава, что можно проследить по участию его в научно-исследовательской деятельности, в том числе открытии новых вузов и научно-исследовательских институтов [6].

Высшее образование Российской Федерации является составной частью профессионального образования и имеет своей целью «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [7].

Модернизация системы образования, в том числе высшего, неразрывно связана с модернизацией в экономической сфере – главным образом построением рыночной экономики. Так, высшее образование должно чутко реагировать на любые экономические изменения, быстро отвечая на них.

Основные этапы развития высшего образования

Период

Особенности модернизационного процесса

Черты развития системы

высшего образования

Конец XIX в. – 1917 г.

Промышленный переворот, появление новых профессий

Увеличение количества вузов, женская эмансипация в системе высшего образования, сословность образования

1920-е гг.

НЭП, индустриализация

Пролетаризация системы высшего образования, преподаватели становятся обычными наемными работниками

1930-е гг.

Коллективизация

Реорганизация университетов в отраслевые институты

1940-е гг.

Перестройка экономики на военные рельсы

Высшие учебные заведения работают в эвакуации, всеобщее военное обучение

1960–1980-е гг.

Трансформация системы хозяйствования, реформа А.Н. Косыгина

Формирование нового вида студента – владеющего марксистско-ленинской идеологией

1990–2000-е гг.

Перестройка, переход к рыночной экономике

Адаптация системы к рыночной экономике, появление коммерческих вузов

2000-2020-е гг.

Развитие рынка, экономические реформы

Появление федеральных единых программ, Болонский процесс, коммерциализация, развитие наукоемких технологий, цифровизация

Данная ситуация заставила вузы с многолетней историей ввести в общественную и образовательную риторику понятие «классический университет». Впервые это произошло на съезде Евразийской ассоциации университетов (ЕАУ) в 1991 г. В 1997 г. это понятие было официально утверждено и получило точное определение классического университета как «высшего учебного заведения, осуществляющего образовательную и фундаментальную научно-исследовательскую деятельность в системе естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических областей знаний» [8].

В таблице изложены основные характеристики этапов развития высшего образования, которые были выделены исходя из особенностей модернизации исторического периода.

Заключение

Система российского высшего образования и экономическое развитие неразрывно связаны друг с другом. Система высшего образования в России всегда гибко реагирует на изменения экономических показателей, служит экономическим целям. В разные исторические этапы наблюдаются разные особенности развития системы высшей школы. Универсальными остаются такие черты, как подготовка специалистов, отвечающих запросам государства, формирование рынка труда и обучение новым специальностям и профессиям, важным для экономики. В свою очередь, развитие экономики страны зависит от состояния системы высшего образования.