Образование является важным элементом общей культуры человека, включая мигрирующих граждан. В современных условиях миграционных процессов важным становится создание благоприятной образовательной среды для всех обучающихся, включая школьников из стран Средней Азии. Речь идет об их психолого-педагогической, социальной и языковой адаптации в российском обществе, развитии личностных качеств, создании условий для принятия российской культуры, понимания сути изучаемых в школе теорий и закономерностей, включая естественнонаучную область знаний.
В нормативно-правовых документах Российской Федерации [1] обращается внимание на такой важный аспект, как умение современных учителей работать с «различными контингентами учащихся» и детьми мигрантов в том числе, применять педагогические технологии «для адресной работы» [1]. О трудностях в психологической, языковой и социальной адаптации детей мигрантов в русскоязычных школах пишут современные педагоги Г.Е. Зборовский [2], Т.В. Куприна [3]. В работе Д.Л. Дарземановой [4] обучение иностранных учащихся (детей мигрантов) обоснованно приравнивается к инклюзивной педагогике. В ранее опубликованных работах авторов настоящего исследования с коллегами [5, 6] рассматриваются вопросы педагогической адаптации детей мигрантов к русскоязычной информационной среде при изучении естественнонаучных предметов в школе. Адаптировать детей мигрантов к естественнонаучной информации на русском языке при обучении химии, биологии и географии можно разными способами. В исследовании [5] данный процесс осуществлялся с помощью проектной деятельности по естественнонаучным предметам, в работе [6] – посредством адаптированных практических работ на примере изучения первоначальных химических понятий.
Однако обучение естественнонаучным предметам многогранно и требует применения комплекса педагогических технологий. Представляет интерес использование на уроках по естественнонаучным предметам для педагогической адаптации детей мигрантов к естественнонаучной информации на русском языке известной технологии интеллект-карт или ментальных карт (или ассоциативных карт, или mind maps). Общеизвестно, что человек мыслит ассоциациями и образами, благодаря этому при обучении проще запоминается схема интеллект-карты, где информация представлена лаконично в концентрированном виде, чем несколько страниц текста. Особенно это актуально для обучающихся основной и средней школы.
Интеллект-карты (ментальные или ассоциативные карты) предложены психологом Тони Бьюзеном [7]. Согласно исследованиям A. Boley David [8], «оценки обучающихся, которые пользуются ментальными картами в обучении, выше на 12 %» [8]. Применение педагогической технологии интеллект-карт в российском образовании рассмотрено в трудах М.В. Самофаловой и Н.В. Сурковой [9], Е.Н. Дроновой [10], в коллективном учебном пособии [11], при обучении школьной химии – в работах М.Н. Васильевой [12], Л.М. Ильязовой и Г.И. Якушевой [13], при обучении географии – в публикации Н.В. Бусаровой и Ю.А. Шабаровой [14]. Однако не встречается анализа особенностей применения интеллект-карт при обучении детей мигрантов, испытывающих сложности в русскоязычной среде общего естественнонаучного образования.
Таким образом, проблема исследования следующая: каковы особенности применения технологии интеллект-карт в теории и практике естественнонаучного образования детей мигрантов для их успешной адаптации в русскоязычной информационной среде.
Цель исследования – выявить особенности применения технологии интеллект-карт для адаптации детей мигрантов из стран Средней Азии к естественнонаучной информации на русском языке на примере обучения химии и географии.
Материалы и методы исследования
Методологической основой исследования служит спиральный подход, позволяющий изучать естественнонаучные теории и их применение для решения практических задач в разных классах с постепенным усложнением и детализацией теории по мере взросления и развития обучающихся.
В данном исследовании спиральный подход позволяет, опираясь на первоначальные предметные знания, методично расширять и углублять соответствующие понятия. При этом, когда обучающийся неоднократно повторяет определенную тему, информация дополняется, усложняется и закрепляется. Происходит логический переход от простого к более сложному с использованием ранее полученных теоретических знаний, умений и навыков. Что весьма благоприятно для обучения детей мигрантов, испытывающих трудности во владении русским языком.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате исследования выявлено три педагогических условия адаптации детей мигрантов к естественнонаучной информации на русском языке в ходе общего естественнонаучного образования. Первое педагогическое условие, которое подробно представлено авторами в статье [6], связано с адаптацией практических работ, поясняющих первоначальные естественнонаучные понятия. Практические работы по естественнонаучным предметам обычно содержат перечисление необходимого оборудования и реактивов, ход выполнения эксперимента. Кроме того, иногда имеют место контрольные вопросы. Суть этого педагогического условия в упрощении стандартной инструкции, а именно: в применении простых коротких предложений в текстовой информации по содержанию работы и плану ее выполнения; добавлении QR-кода с ссылкой на видеофрагмент этой работы с инструкцией по технике безопасности; присутствии схем, рисунков, а также глоссария на родном для иностранного обучающегося языке [6]. Адаптированные таким образом для детей мигрантов практические работы по химии позволят обучающимся изучать предмет, опираясь на понятную им химическую терминологию.
Второе педагогическое условие (подробно описано авторами в [6]) связано с разработкой и записью видеоопытов. Они помогают детям мигрантов не только выполнить основные практические работы, но и закрепить безопасное поведение в школьной лаборатории и отработать умение методически грамотно и безопасно работать с веществами и оборудованием. Содержание части разработанных видеоопытов в некоторой степени выходит за рамки школьного курса предмета. Это мотивирует обучающихся к выполнению проектных работ по естественнонаучным дисциплинам (химии, биологии, географии) с последующим выступлением на конференциях учащихся различного уровня.
Третье условие связано с применением технологии интеллект-карт для обучения детей мигрантов теории и практике по решению естественнонаучных экспериментальных и расчетных задач. Суть педагогической технологии интеллект-карт проявляется в том, что посредством интеллект-карт облегчается структурирование и визуальное восприятие сложной текстовой информации с последующим ее пониманием. Следует пояснить, что решение расчетных естественнонаучных задач, в том числе по химии и географии, всегда сопровождалось определенными трудностями даже у тех обучающихся, у которых нет языкового барьера. Применение же интеллект-карт для структурирования и объяснения этапов решения типовых и творческих естественнонаучных расчетных задач в классе, где обучаются вместе с россиянами дети мигрантов, испытывающие языковые трудности, будет способствовать адаптации последних к естественнонаучной информации на русском языке и, как следствие, облегчению усвоения учебного материала.
Остановимся подробнее на педагогической технологии интеллект-карт при обучении детей мигрантов естественнонаучным предметам на примере обучения химии и географии.
Предварительно проведем анализ некоторых публикаций по применению интеллект-карт на уроках химии и географии для обучающихся, не испытывающих сложностей в усвоении естественнонаучных понятий на русском языке.
Возможность применения интеллект-карт при обучении химии в 8–9 классах россиян, хорошо владеющих русским языком, была исследована в магистерской диссертации М.Н. Васильевой [12], выполненной под руководством С.И. Гильманшиной – одного из авторов данной статьи. В работе [12] были разработаны и применены в обучении интеллект-карты в 8 классе по темам: «Типы химических реакций», «Периодическая таблица химических элементов», «Типы химической связи». Это были уроки открытия новых знаний, где ключевой идеей по первой теме служит понятие «химическая реакция», по второй – закон периодичности Д.И. Менделеева, по третьей – понятие «химическая связь». На этих уроках учитель демонстрирует процесс составления интеллект-карты на доске. В 9 классе по темам «Электролитическая диссоциация», «Реакции ионного обмена», «Окислительно-восстановительные реакции», «Гидролиз солей» обучающиеся сами составляют интеллект-карты как домашнее задание [12].
Для составления ментальных карт можно применить программу MindMeister. В учебном пособии [11] представлены разработанные К.Г. Бендюкевич и С.И. Гильманшиной интеллектуальные карты по наиболее сложным темам школьного курса химии, таким как «Химическое производство металлов», «Производство полимеров и волокон», «Производство серной кислоты», «Производство азотной кислоты», «Производство аммиака».
В публикации Л.М. Ильязовой и Г.И. Якушевой [13] не указаны темы, по которым были разработаны карты по школьному курсу химии, сообщаются только методические условия реализации данной технологии. Это «максимальная визуализация информации за счет создания атмосферы творческой свободы; использование разных типов интеллект-карт на всех этапах обучения (изучение нового материала, обобщение, актуализация знаний); сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы» [13].
Н.В. Бусарова и Ю.А. Шабарова в своей работе [14] сделали акцент на анализе сервисов, пригодных для конструирования интеллект-карт по географии материков и океанов, представили разработанные ментальные карты по этой теме.
Во всех проанализированных публикациях [9–14] и других подробно описывается история становления интеллект-карт и общие правила их конструирования, отмечается их эффективность. В некоторых из рассмотренных выше работ [11, 12, 14] приведены разработанные ментальные карты с помощью цветных карандашей, фломастеров или посредством компьютерных программ, которые учителя могут использовать в обучении.
Однако технология интеллект-карт, как любая педагогическая технология, включает последовательные действия (в данном исследовании выделены два основных действия), организационно-педагогические условия применения данной технологии в обучении и результат.
Первое необходимое действие – обучающихся следует ознакомить с правилами конструирования интеллект-карт:
1. Разместите лист, на котором планируется разработка интеллект-карты, горизонтально. Так любому обучающемуся будет легче воспринимать информацию (мир видится нам горизонтально). А поскольку речь идет в данном случае о детях мигрантов, необходимо помнить, что в начале обучения в новой стране они запоминают информацию абстрактно и часто ассоциативно.
2. Напишите главное слово учебной темы посередине листа, а от центра отведите ответвления. В результате обучающийся будет дифференцировать информацию на основную и дополнительную, проще ее усваивать.
3. Выберите спокойный дизайн интеллект-карты. Главная цель интеллект-карты – помочь усвоить и запомнить новую информацию или систематизировать и обобщить полученную ранее. Слишком яркая и пестрая ментальная карта сосредотачивает внимание на цветах, а не на информации по определенной теме. Необходимо сочетать между собой цвета и не увлекаться только дизайном карты.
4. Соблюдайте иерархию в блок-схеме интеллект-карты. Необходимо отдельно в соответствующей логике раскрывать каждый блок темы. В итоге должна получиться структура, удобная для легкого прочтения, усвоения и запоминания сути русскоязычной информации обучающимся – ребенком-мигрантом.
Второе необходимое действие – важно понимать особенности и отличие интеллект-карт от обычных схем, а именно:
1. Интеллект-карты удобно использовать во время повторения или актуализации пройденного ранее материала. Они хороши для обобщения информации. При работе с детьми мигрантов следует придерживаться трех последовательных позиций с целью их педагогической адаптации к естественнонаучной информации на русском языке. Первая позиция – в качестве образца обучающимся дается готовая карта и предлагается по аналогии с ней воспроизвести тему прошлого урока. На второй позиции – по мере формирования навыков чтения информации посредством интеллект-карт – обучающиеся получают только «скелет» карты, им необходимо ее заполнить. Третья позиция связана с заданиями на разработку обучающимися интеллект-карт.
2. При построении интеллект-карты рекомендуется использовать как слова и словосочетания, так и инфографику, рисунки. Последнее помогает в установлении и укреплении ассоциативных связей. В свою очередь, ассоциации будут способствовать менее подготовленным обучающимся лучше понять и усвоить материал урока. Читать информацию, размещенную на интеллект-карте, принято по часовой стрелке (с правого верхнего угла).
3. Интеллект-карта должна быть универсальна. Благодаря этому правилу любой обучающийся сможет ее прочитать, что будет весьма полезно при подготовке к экзаменам по естественнонаучным предметам, даже если иностранный обучающийся вернется к себе на родину. Общеизвестно, что инвариант содержания школьных естественнонаучных предметов одинаков для разных стран.
В качестве примера рассмотрим некоторые из разработанных интеллект-карт по химии (рис. 1) и географии (рис. 2), которые помогают детям мигрантов актуализировать необходимые знания и обобщать ранее пройденный материал, тем самым успешно адаптироваться в русскоязычной образовательной среде.
Во время изучения количественных отношений на уроках химии в 8 классе применяются в качестве образцов разработанные авторские интеллект-карты для актуализации знаний в виде простых блок-схем с алгоритмом решения типовых химических задач. Для помощи в решении более сложных расчетных и экспериментальных задач предлагается только скелет ментальной карты, демонстрирующий логику рассуждений. В дальнейшем обучающийся сам неплохо справляется с разработкой ментальной карты по решению химических задач с элементом творчества под тьюторством учителя.
Рис. 1. Интеллект-карта по разделу «Количественные отношения в химии»
Рис. 2. Интеллект-карта по разделу «Агропромышленный комплекс»
При изучении раздела «Химия и жизнь» в 11 классе обучающимся предлагается обобщить учебный материал уже самостоятельно в виде ментальной карты. Опыт работы с детьми мигрантов показывает, что обычно они в центр карты помещают человека. От его различных органов рисуют ответвления, которые показывают концентрирование некоторых химических элементов в органах, тканях или биожидкостях. Таким образом, дополнительно происходит формирование межпредметных связей с биологией, что помогает обучающимся при подготовке к выпускному экзамену.
Следующий пример разработанной интеллект-карты на обобщение знаний по теме «Агропромышленный комплекс» по географии в 9 классе представлен на рис. 2.
Данная тема связана с большим объемом новой информации. Если обучающиеся, у которых нет проблем с языковой адаптацией, легко воспринимают данный информационный материал, то детям мигрантов приходится трудно. Для облегчения ситуации в качестве самостоятельной работы по данной теме им предлагается разработать ментальную карту. В ее центр обучающиеся без труда помещают словосочетание «агропромышленный комплекс», а от него рисуют ветви с таким продолжением, как сельскохозяйственные машины, минеральные удобрения (основная химия), мелиорация, селекция, земледелие, животноводство, легкая промышленность, пищевая промышленность. В результате школьник учится преобразовывать текстовую информацию в схему (блок-схему) в виде интеллект-карты. При этом тренируется память, а если данная работа происходит в группе, то еще и формируются коммуникативные учебные действия.
Таким образом, особенность применения педагогической технологии интеллект-карт (ментальных карт) на уроках по предметам естественнонаучного цикла (химии и географии) в классах, где одновременно с россиянами обучаются дети мигрантов, заключается в соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
− Применение данной технологии только для актуализации и обобщения знаний на разных этапах урока, в отличие от хорошо владеющей русским языком аудитории, где ментальные карты целесообразно применять и при объяснении нового материала.
− Системное и систематическое обучение детей мигрантов работе с ментальными картами следует вести по трем позициям: воспроизводить пройденный материал в виде интеллект-карты по аналогии с выданным образцом; заполнять готовый «скелет» карты при систематизации учебного материала; выполнять задания на разработку интеллект-карты при решении прикладных расчетных и экспериментальных задач.
− Организация работы с интеллект-картами с целью формирования у обучающихся метапредметных универсальных учебных действий по работе с информацией посредством сочетания на уроках разных форм учебной деятельности – фронтальной, групповой, индивидуальной.
Применение данной технологии в обучении химии и географии детей мигрантов в русско-татарской школе № 111 г. Казани дало обнадеживающие результаты. Зафиксировано следующее: повышение мотивации к изучению естественнонаучных предметов (показатель – посещение внеурочных курсов и мероприятий по естественнонаучным предметам) и качества знаний, выявленное по результатам проверочных работ, а также расширение творческих способностей обучающихся (показатель – наглядность и дизайн ментальных карт).
Заключение
Выявлено два основных последовательных действия, необходимых для применения интеллект-карт в обучении: ознакомление обучающихся с правилами конструирования интеллект-карт и объяснение особенности и отличия интеллект-карт от обычных схем.
Установлена необходимость прохождения трех последовательных позиций для педагогической адаптации детей мигрантов к естественнонаучной информации на русском языке посредством технологии интеллект-карт. Это обучение конструированию интеллект-карты по пройденному материалу по аналогии с выданным образцом; заполнение выданного «скелета» интеллект-карты при систематизации и решении расчетных и экспериментальных естественнонаучных задач и упражнений; выполнение заданий на самостоятельную разработку обучающимися интеллект-карт по теории и практике естественнонаучного образования.
Выявленные особенности применения технологии интеллект-карт для обучения детей мигрантов (на примере обучения химии и географии) связаны с соблюдением определенных организационно-педагогических условий. Такими условиями являются: а) применение данной технологии только для актуализации и обобщения знаний на разных этапах урока; б) системное и систематическое обучение работе с ментальными картами в соответствии с принципом «воспроизводство по аналогии с образцом – заполнение готового “скелета” карты при систематизации и решении задач – самостоятельная разработка интеллект-карт»; в) организация работы с интеллект-картами посредством фронтальной, групповой, индивидуальной работы с целью адаптации к текстовой информации на русском языке и формирования метапредметных универсальных учебных действий по работе с информацией.