Для современного школьника характерен клиповый тип мышления – особый способ восприятия, обработки и усвоения информации (краткосрочно, бессистемно, нерефлексивно, поверхностно, эмоционально, без учета связей между множеством разнообразных свойств объектов, вне критической оценки) [1]. Это объясняется защитной реакцией психики на информационную насыщенность современного мира. Поэтому учет указанных особенностей подрастающего поколения путем сокращения площади предлагаемых ему вербальных текстов (использование различных средств языкового сжатия) и увеличения информационной насыщенности учебных материалов (путем активного использования средств визуализации) – норма сегодняшнего дня. Все чаще в образовательном процессе традиционные текстовые учебные материалы дополняются диаграммами, опорными конспектами, интеллект-картами, объяснительными схемами [2].
В рамках настоящего исследования остановимся на визуальных источниках информации – комиксах, так как они удовлетворяют описанному выше требованию языковой компрессии и графического представления информации. Сохраняя черты связного повествования и исключая избыточную схематичность, они интересны и понятны обучающимся, поэтому все чаще используются в образовательных целях.
Цели и задачи исследования
1. Раскрытие методических аспектов применения комиксов в обучении (определение понятия комикса, его функций, критерии отбора готовых комиксов для использования в образовательном процессе, этапы создания и оценивание авторских комиксов).
2. Выявление отношения педагогов к существующим готовым образовательным комиксам и их готовности к освоению и активному использованию в образовательном процессе технологий создания авторских комиксов дидактической направленности.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленных целей и задач применялись методы теоретического анализа научной и методической литературы по теме исследования, методы изучения и обобщения передового педагогического опыта, констатирующее анкетирование.
Графические истории, или комиксы, представляют собой синтез вербального и визуального, слияние текста и визуального действия, они всегда имеют сюжетную линию (т.е. логическую связь между отдельными кадрами). «Комикс – это не иллюстрированный текст, а серия изображений с краткими пояснительными текстами или без них, образующая связное развернутое повествование» [2, с. 204].
В научной литературе [3-5] комиксы относят к поликодовым (креолизованным) текстам, которые возникают вследствие слияния вербальных и невербальных средств передачи информации. Изображение как важнейший компонент комикса несет в нем основную функциональную нагрузку, а текст, помогая созданию креолизации, призван передать всю ту информацию, которую не может передать рисунок (описание места действий, расшифровка намерений и действий, описание результата действий и др.). Комиксы с текстом причисляют к уровню полной креолизации, так как вербальная часть в них без невербальной теряет смысл из-за того, что изображения доминируют, и семантическая связь между изображением и текстом обязательна. А так называемые немые комиксы (без пояснительных текстов) относят к текстам с нулевой креолизацией, поскольку они состоят из элементов одной семиотической системы – изображений.
Комикс как разновидность креолизованного текста способен реализовать следующие функции:
• аттрактивную (привлекает внимание адресата, участвует в организации визуального восприятия текста);
• информативную (в комиксе расставлены необходимые акценты, фокусируется внимание на главном, читатель получает лаконичную, связную, целостную информацию, легче интерпретируемую);
• экспрессивную (воздействие на эмоции и чувства адресата через динамичность и яркость содержащейся в нем информации за счет использования цвета, ракурса рисунка, «летящей перспективы», резкого появления в кадре персонажа и/или предмета и др.);
• эстетическую (воздействие через изобразительный компонент на эстетические чувства читателя).
Современные педагоги все активнее применяют комиксы в образовательном процессе, используя как готовые графические истории, так и задания на их разработку. В обучении комиксы способны выполнять следующие функции:
• мотивирующую (привлекательны для учащихся, делают учебный процесс более эмоциональным);
• визуализирующую (выступают как иллюстративная опора, служат контекстом для презентации сложных вещей);
• развивающую (развивают навыки визуальной грамотности, критического и образно-логического мышления, творческие способности);
• оптимизирующую/интенсифицирующую (позволяют быстро и эффективно передать большие объемы информации).
На рисунке 1 представлена обобщенная схема, отражающая функциональное назначение комикса в зависимости от целей его использования.
«Создание комикса – это процесс представления содержания в фрагментарном виде, лаконично, структурно с указанием смысловых акцентов» [2, с. 205]. В работах Д.З. Шибковой, О.Б. Пятковой, Н.А. Симбирцевой, Е.В. Корякиной [6, 7] описаны следующие этапы разработки комикса:
1) проработка учебной информации, ее компрессия с обязательным выделением смысловых акцентов;
2) рассмотрение аналогии учебного содержания с каким-нибудь жизненным явлением на основе ассоциаций;
3) создание художественного образа на основе установленной аналогии;
Рис. 1. Функции комикса
4) разработка сюжета комикса, репрезентация целостности смысла передаваемого учебного содержания, вкладываемого в создаваемую графическую историю;
5) создание визуальной фактуры комикса (расположение кадров, их графическое оформление, цветовые решения);
6) представление готового комикса.
Приведенные этапы полностью согласуются с этапами педагогического проектирования [8-10] как «построения развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности» [9, с. 2]. Работу по созданию авторских комиксов советуют проводить с обучающимися в качестве итогового проекта, направленного на обобщение изученного. При оценивании выполненного задания рекомендуется использовать следующие критерии [11]: соответствие комикса заданной теме, отсутствие в нем ошибок, композиционная продуманность и логика расстановки изображений, целостность графического нарратива, использование компьютерных технологий для разработки комикса. Включение критерия применения технологий мультимедиа для разработки комиксов способствует укреплению межпредметных связей, повышению цифровой грамотности обучающихся (учащиеся работают с информацией в цифровом виде; учатся выбирать и использовать в своей деятельности технологии, средства и инструменты инфографики).
Результаты исследования и их обсуждение
Констатирующее анкетирование 20 педагогов и 30 студентов старших курсов педагогических направлений – настоящих и будущих преподавателей точных и естественно-научных дисциплин – показало неудовлетворенность предлагаемыми на рынке учебных материалов готовыми комиксами образовательной направленности. Так, 58% респондентов не знакомы с подобными дидактическими материалами по своему предмету (среди наиболее часто называемых – 24% – японские образовательные комиксы манга). 69% педагогов и 67% студентов-старшекурсников высказались за использование комиксов лишь в качестве вспомогательных средств, а 5% и 3% соответственно вообще не видят в комиксах какого-либо дидактического потенциала и высказываются за изъятие их из перечня дидактических средств. К недостаткам графических повествований отнесены: стремление к чрезмерной упрощенности содержания, избыточная геймификация, невозможность выступить полноценным источником учебной информации. При отборе готовых комиксов для их использования в образовательном процессе респонденты рекомендуют учитывать следующие критерии:
• познавательная и развивающая ценность (отражение актуальной, значимой с точки зрения цели обучения учебной информации, соответствие программам обучения);
• учет контингента обучающихся (возрастные особенности; уровень обученности и обучаемости);
• специфика комикса как учебного креолизованного текста (доступность и понятность, научность и реалистичность содержащегося в нем учебного материала).
С готовыми комиксами рекомендуется знакомить обучающихся как на этапе введения новой темы, так и на завершающем этапе.
Обе категории опрошенных едины во мнении, что наиболее подходящим контингентом для применения комиксов как дидактического средства являются школьники среднего звена, так как им хорошо знаком жанр комиксов, они имеют достаточные навыки для кодирования и декодирования информации, могут достаточно свободно интерпретировать визуальные тексты и в силу возраста еще достаточно легко вовлекаются в игровую деятельность (рис. 2).
Рис. 2. Наиболее подходящий контингент для применения комиксов в обучении (в %)
Рис. 3. Приоритет использования заданий по работе с комиксами (в %)
Большинство респондентов высказалось за приоритет над использованием готовых комиксов заданий на их составление, так как они не только развивают мышление обучающихся, совершенствуют мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и др.), способствуют формированию воображения, но и вырабатывают навыки коллективной и творческой деятельности (рис. 3). Анкетируемые указывают на трудоемкость составления качественных образовательных комиксов для точных и естественно-научных областей знания, так как здесь используются только абстрактные тексты с отсутствием явного связного сюжета повествования. Несмотря на это, изучением методики составления комиксов готовы заняться 70% опрошенных педагогов и 93% студентов.
Выводы
Проведенное исследование и анализ его результатов позволяют сделать следующие выводы.
1. Комикс – это поликодовое средство обучения с изображением в качестве доминанты, которое может рассматриваться только как дополнение к традиционным вербальным средствам, а не заменять их.
2. Функции комикса возможно выделять с точки зрения его рассмотрения как креолизованного текста (аттрактивная, информативная, экспрессивная, эстетическая), а также как дидактического средства (мотивирующая, визуализирующая, развивающая и оптимизирующая).
3. Методика применения комиксов в образовательном процессе состоит из следующих аспектов: использование в образовательном процессе уже готовых учебных материалов в виде комиксов; подходы к разработке подобных дидактических средств вручную или с помощью специальных программ и сервисов.
4. Педагоги ощущают нехватку готовых качественных визуальных историй (комиксов) образовательной направленности по точным и естественно-научным дисциплинам. Они готовы осваивать и активно использовать в образовательном процессе технологии визуализации и сжатия (компрессии) учебного материала для разработки таких средств обучения, как комикс, поэтому необходимо включение изучения этих вопросов в программу подготовки и переподготовки педагогических кадров.