Увеличение рыночной стоимости, возрастание экономических показателей бизнеса обеспечивают стратегическое развитие и конкурентную устойчивость предприятий, что обуславливает необходимость разработки эффективного адаптационного механизма предприятий. Это связано, в первую очередь, со стремлением к конкурентоустойчивости хозяйствующих субъектов, развитием научно-технического прогресса, учетом потребностей потребительского рынка, конъюнктуры рынка.
Как правило, процесс управления процессами организационных изменений направлен на реализацию стратегии с учетом использования эффективных механизмов в планировании, системе мотивации, процессов производственного и финансового менеджмента (рис. 1). В этом заключается актуальность проблемы формирования и развития механизма управления эффективностью организационных преобразований.
Цель исследования – разработка механизма управления эффективностью организационных преобразований в бизнесе с обоснованием выбора оценочных инструментов, необходимых в обосновании целесообразности перемен в организации.
Для достижения цели представляется необходимо выделить следующие задачи исследования:
- анализ характеристик и эффективных технологий организационных преобразований;
- обоснование модели комплексного механизма управления организационными изменениями;
- применение практико-ориентированной модели механизма управления эффективностью организационных преобразований.
Рис. 1. Комплексный механизм управления процессами организационных изменений
Теоретическое значение исследования заключается в анализе теоретического обоснования модели комплексного механизма управления организационными изменениями.
Практическое значение исследования определяется формированием и обоснованием практико-ориентированной модели механизма управления эффективностью организационных преобразований.
Материалы и методы исследования
Теоретические методы исследования включают в себя анализ важных характеристик организационных преобразований, отбор и систематизацию ключевых особенностей, значимых для построения методической модели, а также синтез для выстраивания практически ориентированных моделей.
Практические методы исследования включают в себя наблюдение для контроля эффективности применения инструментов организационных преобразований, анализ деятельности предприятий, являющихся объектами эксперимента; опрос и анкетирование для подтверждения эффективности используемых экспериментальных методов.
Экспериментальная часть данного исследования проводилась на базе АО «Кыштымский радиозавод».
В части применения основных положений исследования в учебном процессе экспериментальная часть данного исследования проводилась на базе Уральского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. В эксперименте принимали участие преподаватели и студенты, обучающиеся по направлениям «Экономика», «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление».
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях постоянно меняющихся факторов среды бизнеса возрастает необходимость в адекватных организационных преобразованиях. Что является важнейшим условием развития современной организации? Ответ на этот вопрос становится очевидным в динамично меняющейся окружающей бизнес-среде: гибкость и адаптация к потребностям рынка. Кроме того, помимо умения приспособиться к постоянно меняющимся факторам прямого и косвенного воздействия внешней среды, конкурентоспособная организация обладает ещё одним важным свойством – прогнозированием. Только умение предвидеть, предугадать, просчитать, и в конечном счёте опередить, даст возможность организации получить устойчивую конкурентоспобность и уверенность в завтрашнем дне.
С точки зрения адаптации бизнеса к потребностям внешней среды, организационные преобразования ориентируют компании на адекватную оценку имеющегося у них потенциала, формирование видения стратегических направлений своего развития. Это позволяет современному бизнесу объединить все имеющиеся ресурсы в решении приоритетных задач для сохранения жизнеспособности в условиях нарастающей конкуренции.
Процессы управления изменениями в организациях направлены на сопровождение инноваций, проектной деятельности, организационного развития, и это определяет, в первую очередь, отдельную, приоритетную сферу деятельности в системе управления организацией. Определение сущности организационных преобразований позволяет получить ответы на следующие ключевые вопросы (рис. 2):
− Что ожидает компанию в результате реализации организационных изменений?
− Каково содержание предстоящих перемен?
− Как будет выстроен процесс изменений по этапам?
Помимо прочих показателей эффективности деятельности организации, немаловажное значение имеют показатели эффективности проводимых перемен, таких как своевременность, адекватность и качество. Значительную долю в успехе проведения организационных перемен занимает степень риска. Как показывает статистика, не все результаты проведенных изменений являются удачными [1].
Учитывая степень риска в исходе организационных изменений, последние могут принести как позитивную, так и негативную составляющие в развитие бизнеса. Таким образом, сложно переоценить значимость процесса организационных преобразований, что позволяет выделять их в числе приоритетных. Среди наиболее актуальных направлений организационных преобразований можно выделить следующие [2, с. 47]:
− преобразования организационных структур управления, что может быть вызвано изменениями рыночных условий, появлением новых механизмов стратегического управления, развитием современных технологий управления и производства, изменениями в части экономических показателей хозяйствующего субъекта и т.д.;
− формирование эффективного механизма принятия стратегических решений.
Рис. 2. Сущность организационных преобразований
Рис. 3. Основные взгляды на содержание перемен предприятия
Среди самых ответственных задач управления изменениями, безусловно, можно выделить такие, как стратегическое управление и управление структурными изменениями.
Существует гизменения, которые отличаются непредсказуемостью, повышают масштабность и сложность своей реализации [3]:
− реинжиниринг бизнес-процессов;
− реструктуризация организационных структур управления;
− проекты интеграции компаний (поглощение и слияние);
− реализация инновационных стратегий.
Исследования, проводимые в части содержания организационных перемен, позволяют выделить следующие концепции и взгляды (рис. 3):
− эффект в количественном и качественном эквиваленте является итогом проведения организационных перемен;
− в общем виде объектом организационных перемен является предприятие и его структурные элементы, такие как организационная культура, организационно-правовая форма, концепция менеджмента организации, человеческие ресурсы, технологии производства и управления, продукт или услуга;
− основная цель проведения организационных перемен заключается в получении или увеличении экономических и социальных показателей деятельности предприятия;
− организационные изменения осуществляются с учетом процессного подхода и имеют содержательную сторону изменений.
Существует несколько подходов к реализации организационных преобразований, но в качестве наиболее эффективного практики выделяют системный подход, учитывая комплексность и динамику внешней и внутренней среды. Особенность системного подхода к реализации организационных изменений в бизнесе заключается в целевом развитии организационных структур управления, человеческих ресурсов и корпоративной культуры. В этом случае предполагается внедрение процессного подхода к управлению с выделением и оптимизацией бизнес-процессов, оптимизация технологических процессов и аутсорсинг [4].
Выделение причин проведения организационных изменений позволит получить более детальное представление о сущности процесса организационных преобразований.
Причины внедрения процессов организационных изменений:
− воздействие факторов внешней среды на деятельность организации;
− внесение корректив в целевые ориентации организации;
− задачи инновационного развития организации.
В системе управления цели преобразований в бизнесе тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, в частности, это [5]:
− адаптация к переменам основных факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды (приспособление к внешней среде стратегии и концепции бизнеса, организационной структуры управления, производственной технологии, ресурсной базы и т.д.);
− изменения во внутренней среде компаний (проекты, связанные с реорганизацией и реструктуризацией организаций, формирование ключевых компетенций бизнеса, внедрение процессного подхода к управлению).
К осознанию необходимости и внедрению организационных перемен бизнес-компании реагируют по-разному. В большей степени это зависит от ряда факторов, связанных с HR-менеджментом. Так, если подбор персонала осуществляется в организацию с ориентацией преимущественно на исполнительность по узкому кругу должностных функций, сдержанность инициативы, креативного подхода в принятии управленческих решений, то это препятствует динамичности и гибкости организации, снижает скорость реагирования на необходимость организационных перемен [6]. Здесь следует сделать акцент на необходимость формирования корпоративной культуры, способной поощрять инициативу и творчество сотрудников, развитие инновационной деятельности. Успех реализации организационных преобразований зависит также от стадии жизненного цикла организации. На этапе становления, как правило, организация подчинена общей закономерности. Вновь образованная компания, которая нашла свою рыночную нишу, сталкивается с подражанием подобному себе бизнесу. Здесь важно исходить из своих сильных сторон – это лучший путь снизить риски и добиться успеха. А значит, нужны перемены, которые позволят организации соответствовать сложившейся рыночной ситуации. И ещё важный момент: своевременность проведения организационных перемен. Важно не пропустить тот момент, когда перемены в организации назрели. Как показывает практика, зачастую эта ошибка имеет место быть, своевременное начало перемен в организации запаздывает. И это приводит к снижению показателей эффективности и активности компаний [7].
Таким образом, внедрение представленного в статье механизма управления эффективностью организационных преобразований раскрывает резервные возможности предприятия для организационного развития.
Заключение
В статье предложена схема разработки эффективного адаптационного механизма бизнеса, результат которой направлен на увеличение рыночной стоимости, возрастание экономических показателей бизнеса, что обеспечивает стратегическое развитие и конкурентную устойчивость предприятий.
Применение основных положений исследования в учебном процессе направлено на развитие профессиональных компетенций студентов управленческого и экономического профиля.