Для профессионального образования в качестве одной из задач обозначено развитие и формирование личности студента в её совокупности с личными и социальными интересами, потребностями, стремлением к самореализации, к достижениям, признанию в обществе, удовлетворенностью от собственной деятельности. Профессиональное образование выполняет задачу большую, чем просто подготовка студентов к эффективной деятельности в будущем. Оно ориентировано на развитие личности профессионала таким образом, что объединяет для достижения качественного результата подготовки – обучение и воспитание. Однако если процесс обучения и его содержание в вузах определены, структурированы и систематизированы, то процесс воспитания студентов носит несколько общий характер, не раскрывая до конца особенности подготовки к профессиональной деятельности, не сосредотачиваясь на формировании умений студента быть профессионалом, недостаточно поддерживая в приобретении каждой личностью значимых качеств.
О проблеме профессионального воспитания говорят достаточно много. Стремление сделать его организованным и управляемым, а значит достичь эффективных результатов по воспитанию личности будущего профессионала с заданными характеристиками, актуально всегда. Сложившиеся подходы к определению понятия «профессиональное воспитание» подтверждают существование этого явления, но, как правило, односторонне рассматривают его и дают оценку. Сложность и многомерность профессионального воспитания студентов выдвигает ряд трудностей на пути разработки системы и её внедрения. Многие факторы, которые влияют на формирование определенной совокупности личностных качеств, могут слабо поддаваться учету и управлению, но те, на которые можно оказать влияние, должны быть определены в качестве элементов системы профессионального воспитания студентов в вузе.
Таким образом, целью исследования стала структура, состоящая из факторов, оказывающих воздействие на личность студентов, как взаимосвязанных компонентов, лежащих в основе формирования системы профессионального воспитания.
Материалs и методы исследования
В качестве методов выступили анализ, обобщение и систематизация данных, представленных в изученных научных источниках, рассматривающих проблему профессионального воспитания студентов как сложное многофакторное явление.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассматривая профессиональное воспитание, следует опираться на понятие «воспитание», которое определяет сущность процесса, направленного на развитие и формирование личностных качеств. Воспитание определяется как деятельность по созданию и реализации организационных и педагогических условий для принятия воспитанниками ценностей и норм общества, которые в будущем послужат основой для самовоспитания и самосовершенствования личности. Направленность процесса воспитания реализуется в его функциях: подготовка (обучение и воспитание) к жизни в обществе на основе ценностей и норм данного общества; адаптация к социальным и экономическим условиям; формирование личности человека на основе общепринятых норм и ценностей; реализация гуманистического подхода к личности человека; передача исторического опыта и традиций из поколение в поколение. Как итог, воспитание направлено на сохранение традиций и ценностей общества, обеспечивающих его существование и процветание, в новых социально-экономических условиях, сама природа которых часто не согласуется с гуманистическими идеалами общества, способных отрицательно влиять на сохранение традиционных ценностей среди молодёжи. «Профессиональное» отражает новый уровень для формирующейся личности, а значит предполагает погружение в новый социальный мир – профессиональный. И если молодые люди перейдут со школьным уровнем восприятия процесса профессиональной подготовки, то задача профессионального образования будет решена недостаточно. Например, А.В. Вагапова указывает на то, что в большинстве выпускники школ обладают профессиональными предпочтениями, но недостаточно осведомлены о специфике приобретаемой профессии. Как только знания об особенностях деятельности постепенно раскрываются, начинают возникать сомнения, уход от трудностей, снижение качества обучения, страх перед навязанным представлением о профессии и т.д. [1]. Эту проблему призвано решать профессиональное воспитание студентов.
Исследователи отмечают три «состояния» профессионала: как человека, как представителя профессии и как члена общества. Они тесно связаны между собой: логически и системно. Особенности современного рынка труда характеризуются появлением новых профессий, востребованностью новых знаний и навыков, нового взгляда на себя в профессиональном мире. Эти требования определяют направленную деятельность в воспитании специалистов нового типа.
Воспитание воспринимается как социальная практика и, по мнению Н.М. Борытко, основано на трёх составляющих: социальное явление, процесс и деятельность [2]. Все составляющие – это суть духовных процессов, происходящих в сознании человека при погружении в трудовую (профессиональную) деятельность. Выделение ряда факторов, которые определяют эффективность образовательного процесса, в том числе как социальное явление, процесс и деятельность, формирует структуру, уровни которой взаимосвязанно влияют на процесс профессионального воспитания студентов (рисунок).
Представленные в виде структуры определенных уровней – воспитательные факторы позволяют выявить определённые этапы приобщения личности студента к профессиональной деятельности.
Факторы формирования профессиональных личностных качеств студентов
На социальном уровне профессиональное воспитание перекликается с социализацией: усвоением примеров достойного труда, отношением к качественной работе, признательности людей за профессиональный подход. Формируется определенный ориентир для студента в отношении его к учебе, своему самообразованию и соответственно самовоспитанию. Например, А.В. Репринцев рассматривает профессиональное воспитание как «целостное психолого-педагогическое явление», которое предопределено «совокупностью социально-политических, социокультурных, экономических, организационно-педагогических условий и факторов» [3]. Авторы, изучающие профессиональное воспитание, определяют его на этом уровне как достижение осознанности своей ответственности при выборе профессии [3]; предполагают поступательное движение изменений в личности студента к профессии как добровольно выбранной им цели; видят результат самодвижения через принятие социального интереса к профессии [4]; определяют развитие самосознания обучаемого как субъекта профессионального труда [3]; указывают на необходимость формирования представлений о профессионально-трудовой деятельности и связанных с ней функций в соответствии со специальностью и уровнем квалификации; раскрывают профессиональное воспитание как часть социального воспитания [5]; отмечают присвоение личностью ценностей культуры, истории, литературы, психологии [6] и т.д. В результате отмечается сложность профессионального воспитания личности студента и выделяются сложившиеся вокруг него стихийные и управляемые факторы. В качестве вывода нужно отметить, что профессиональное воспитание – это не односторонний процесс, затрагивающий только момент получения человеком образования. Управление процессом развития профессиональной личности возможно только в условиях организованной системной работы, которая могла бы нивелировать отрицательные проявления и стимулировать формирование значимых качеств, главным из которых станет склонность к самосовершенствованию.
В основе получения студентами знаний и усвоения определенных личностных качеств лежит социальная нацеленность на подготовку к труду. Это первый уровень. Он определяет главный запрос к профессиональному образованию. Этот уровень представляет собой декларируемые запросы общества на эффективного, ответственного, компетентного, социально ориентированного сотрудника (работника). Здесь раскрываются и создаются сложные и глубокие механизмы, увязывающие личностное бытие и социальную жизнь человека. В структуре процесса профессионального воспитания в вузе этот уровень определяет, с какими представлениями и отношением студент поступает в вуз.
Предполагаемый следующий уровень профессионального воспитания студентов будет определен через процесс, что позволяет управлять им. За годы изучения профессионального воспитания как процесса накоплены и раскрыты многие механизмы. Как процесс он, по мнению ряда авторов, подразумевает: формирование навыков реализации ответственных социальных функций; формирование определенных качеств специалиста; воспитание навыков рефлексии [3]; развитие субъектно-личностно-профессиональной позиции студента на основе поведения [7]; перестройку самосознания на позицию сотрудника-субъекта [8], мобильности, профессиональной культуры [9]; развитие умений и навыков студентов для активной деятельности и развитие значимых качеств [10]; процесс обретения ими мастерства [11]; становление будущего профессионала через освоение норм общества и трудовой деятельности (социально-нормативный аспект); творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект) [12]; как развитие профессиональных компетентностей [13] и т.д.
Исследуя практическую сторону профессионального воспитания, многие исследователи точно определяют цели, задачи, принципы, этапы, средства и методы, однако здесь встречаются сложности. Процессуальная сторона предполагает ориентир на четко разработанное содержание воспитательной работы. Этот уровень реализуется только при условии разработанного процесса управления значимыми стихийными и созданными факторами. В результате наличие структуры, описывающей происходящий процесс воспитания студентов в вузе, обеспечит создание основ для формирования и функционирования системы профессионального воспитания.
На уровне процесса воспитание направлено на:
- формирование личностных качеств;
- развитие способностей;
- приобретение навыков самовоспитания и самосовершенствования.
Как правило, исследователи воспринимают процесс профессионального воспитания студентов, в рамках усвоения определённых знаний и качеств, формирующимся на этапе навыка и не достигающим уровня личностного преобразования. Для этого должны быть другие условия. Эту задачу начинает решать непосредственно та деятельность, которой занимается уже молодой сотрудник. Отсутствие системы развития личности профессионала, выраженной в совокупности навыков поведения и проявляемых качеств, ведёт к узости и нерешенности важной задачи профессионального воспитания – закреплению в системе ценностей личности студента определенного поведения и качеств. Как только процесс профессионального воспитания осуществляется, опираясь на принципы индивидуального подхода к студентам, учета особенностей предстоящей деятельности, реализуется на основе взаимосвязи воспитания и обучения, тогда возможен переход профессионального воспитания на личностный уровень.
Третий уровень профессионального воспитания – личностный – направлен на проявление личностью тех качеств, которые свидетельствуют о формировании профессиональной личности будущего специалиста. На этом уровне исследователи обращаются к формированию таких личностных структур, которые можно связать с верой в своё призвание, самоотверженностью и готовностью следовать своему профессиональному пути, ставить во главу угла не только личные, а общественные интересы. На этом уровне часто используются задания, связанные с деятельностью студентов, предполагающей самостоятельную работу над собой.
На этом уровне личность студента достигает уровня саморефлексии через оценку окружающей действительности, формирование социальных смыслов и ценностей. В педагогической литературе понятие «профессиональное воспитание» определяется по-разному: сформированность идентичности; развитие воспитанности будущего профессионала [14]; становление нового типа компетентного специалиста, личности, в основе которой позиция человека-созидателя, творца-исследователя [15]; носителя профессиональной культуры [12]; достижение уровня саморазвития, самопознания, самовоспитания и самореализации [8]; создание целостного образа профессии [15] и т.д.
Рассмотренная структура, в которой основу составляют факторы, влияющие на формирование профессионально важных качеств личности студента, позволяет в дальнейшем, создавая систему профессионального воспитания в вузе, учитывать прямое или косвенное влияние данных факторов. Создание системы профессионального воспитания базируется на комплексном понимании всех процессов, которые затрагивают аспекты личности человека, увязанные с его профессиональным развитием и формированием. Отсюда такое многообразие подходов к изучению профессионального воспитания. Происходящая цифровая трансформация образования, а также других сфер жизни человека увеличивает необходимость ориентации личности на развитие в себе значимых качеств.
Изучая и анализируя накопленные сведения о профессиональном воспитании студентов, авторы получили представление о разработанности теоретических положений о системе профессионального воспитания. Каждый подход к изучению профессионального воспитания и его разработка указывает на стремление сформулировать и создать целостный механизм по формированию личности будущих профессионалов.
Заключение
Таким образом, обращаясь к накопленным данным о профессиональном воспитании студентов, необходимо рассматривать этот процесс не ограниченно в рамках среды вуза, где непосредственно осуществляется процесс образования, но и учитывать те множественные факторы, которые обоснованно рассматриваются в качестве ключевых определений понятия «профессиональное воспитание». Явление, процесс, среда, социализация, средство, через которые рассматривается профессиональное воспитание, представляют собой логическое единство, необходимое для разработки логической структуры факторов, определяющих эффективность профессионального воспитания в вузе и самовоспитания студента в дальнейшем. Эти факторы составляет основу системы профессионального воспитания студентов вузе.