Вопросы безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, патриотического воспитания студентов через учебную дисциплину «Иностранный язык» в настоящее время являются актуальными и масштабными и требуют современных форм и методов реализации в высшем образовании. С точки зрения Д.К. Саяховой, активные процессы в трансформации языкового мышления требуют пересмотра подходов к вербальной коммуникации на всех уровнях, включая систему образования. Из-за непрерывного информационного потока в процессе обучения крайне сложно сохранить концентрированное внимание и использовать максимум когнитивных ресурсов человеческого разума. При этом немаловажным фактором в вопросах эффективности обучения становится мотивация человека, готовность абстрагироваться от общего инфофона [1].
Одной из форм языкового взаимодействия, задействующих положительный опыт изучения иностранного языка, является лингвистический квест. В практике преподавания иностранных языков в ФГБОУ ВО ВЛГАФК на первом году обучения уже более пяти лет применяется ряд лингвистических тематических квестов, используемых для знакомства с традициями и историей стран изучаемого языка, таких как, например, All Saints’ Day, Christmas. Также применяются квесты, посвященные деятельности вузов физической культуры в России, национальным видам спорта нашей страны (Martial arts and wrestling), известным спортсменам (Olympic fame of Pskov region). Содержание каждого квеста индивидуально, подстроено под уровень языковых навыков студентов, учитывается спортивная специализация и направление подготовки. Длительность лингвистического квеста – 80 мин (1 учебное занятие, 2 академических часа).
Авторы полностью разделяют точку зрения В.В. Камуз, С.С. Сырескиной, Н.В. Чигиной, которые, исследуя влияние применения квестов на коммуникативную компетенцию, выделяют следующие «достоинства занятия-квеста: 1) обучающиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками; 2) ведение занятий данным методом позволяет научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества; 3) квесты обладают высоким ресурсным педагогическим потенциалом и являются наиболее перспективной технологией подготовки к профессиям будущего; 4) как социально-педагогические технологии они (квесты) содействуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций, ответственности за принятые решения и готовят к будущим рискам, в том числе в профессиональной деятельности; 5) благодаря квестам формируется новый дизайн образовательного пространства вуза, который соответствует потребностям студентов нового поколения» [2]. Также исследователи отмечают, что квест, как форма проведения занятия, позволяет студентам быть активными участниками действия, творчески взаимодействовать друг с другом, развивать общекультурные и профессиональные компетентности, а также важные качества личности, необходимые будущим профессионалам: способность быстро принимать решения, действовать в условиях неопределенности, навыки командной работы, креативность мышления и др. Квест можно использовать в качестве элемента фонда оценочных средств, который позволяет проверить уровень сформированности компетенций [3].
Учитываются компоненты, составляющие содержание лингвистического квеста как одного из условий формирования информационного потенциала обучающихся вуза физической культуры. Речь идет о выделенных нами в ходе экспериментальных мероприятий и анализа учебной деятельности на основе междисциплинарного подхода мотивационной, самоактуализационной составляющих, а также информационных потребностей и творческого потенциала [4]. Особый акцент в данном исследовании сделан нами на мотивации к учебной деятельности (в том числе к изучению иностранного языка), поскольку это один из наиболее динамично меняющихся показателей.
Учитывая, что изучение иностранного языка способствует формированию общекультурных и универсальных компетенций, развитию личности обучаемых, расширению их кругозора, развивает культуру умственного труда, мышления и речи, формирует умения и навыки, необходимые для успешного овладения учебным материалом по другим дисциплинам [5], авторы видят в лингвистическом квесте комплексное средство, направленное на развитие компетентностной модели специалиста в сфере физической культуры и спорта.
Стоит отметить положительный опыт использования лингвистического квеста кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета [6] – обучающимся было предложено представить специальные проекты тематических карт Великобритании. Вышеозначенный квест был призван формировать «чувствительность» к проявлениям иноязычной культуры, помочь укрепить базу для межкультурного общения, читать художественную литературу с «погружением». Обучающиеся отметили, что в рамках квеста им «дали понять, что надо мыслить шире». Подобная субъективная оценка квестовых мероприятий действительно подтверждает, что данный вид лингвистической активности расширяет границы восприятия и, соответственно, дает простор для самовыражения и мотивированного проявления своего потенциала.
Цель исследования состоит в анализе лингвистического квеста как одного из условий формирования информационного потенциала, а также оценке успешности и эффективности квест-мероприятия в отношении влияния его на мотивированность студентов первого курса к учебной деятельности в вузе физической культуры.
Материалы и методы исследования
Было использовано авторское анкетирование студентов с целью определения уровня заинтересованности студентов в участии в лингвистическом квесте, а также методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [7].
В исследовании приняли участие 30 студентов первого курса очной формы обучения ФГБОУ ВО ВЛГАФК 6 студенческих групп направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 49.03.01 Физическая культура, 49.03.04 Спорт, 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), 43.03. 01 Сервис. Период исследования – первая половина сентября 2023 г.
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве примера лингвистического квеста в исследовании были использованы разработанные на кафедре иностранных языков ФГБОУ ВО ВЛГАФК квесты «Safe life», «Olympic fame of Pskov Region» и «Prominent athletes of Russia» на английском языке. Первый квест содержит пять разделов, позволяющих оценить знания студентов в рамках тематики вопросов безопасности жизнедеятельности – «Environmental safety» (pollution), «Dangerous human activity» (military operations, criminal situations), «Traffic rules and regulations» (safe driving and riding), «Basic ideas for safe life» (general information and theory on safe life activities), «Healthy lifestyle» (physical activity and proper nutrition). Второй квест состоит из четырех разделов, оценивающих познания студентов в сфере олимпизма и олимпийских достижений спортсменов Псковщины – «Olympic sports in Pskov region», «Athletes of Velikie Luki Sports Academy at the Olympic and Paralympic Games», «Scientific and sports activities in development of Olympism in Pskov Region», «Museum of Sport and Olympic movement of Pskov region». Третий квест разделен на три объемных блока – в первом представлены вопросы о биографии и спортивных достижениях спортсменов, представляющих национальные сборные России в различных видах спорта, во втором – сведения о тренерах известных спортсменов высокого класса, в третьем – интересные факты о вузах физической культуры, в которых обучаются и работают известные спортсмены и выдающиеся тренеры России.
Стоит отметить, что вышеозначенные квесты представляют собой мультимедийные презентации, в которых размещены вышеуказанные разделы с разными типами заданий, спектр которых достаточно широк. Наиболее частотными для квестов типами заданий стали упражнения на заполнение пропусков, подстановку, задания с множественным выбором, на языковую догадку, выявление правдивых и недостоверных фактов, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний в рамках заданной тематики, в том числе юмористических, дополнение представленной последовательности фактов деталями из прочитанных текстовых материалов, анализ музыкальных отрывков и видеофрагментов, поиск подходящих ассоциаций с опорой на предлагаемые изображения, составление предложений с ограниченным набором слов/словосочетаний, которые сложно объединить в рамках заданного контекста.
Основательная подготовка к участию в квесте не требовалась, поскольку объем незнакомой обучающимся лексики и сложных в употреблении грамматических конструкций составлял порядка 10 % от общего количества лексических единиц и грамматических явлений, использованных в заданиях квеста. Каждый раздел лингвистического квеста содержал тестовые задания, вопросы на знание тематических музыкальных композиций, кинофильмов, произведений художественной литературы, а также позволял студентам опираться на свой собственный опыт изучения школьного курса дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и личный опыт участия в мероприятиях, направленных на защиту окружающей среды, создание безопасной окружающей среды.
Для участия в квесте первокурсники от каждой студенческой группы делились на команды с примерно равным количеством участников, каждой команде выдавался путевой лист для обозначения ответов на задания квеста, распечатанные задания, а также квест-«валюта» для удобства подсчета очков (распечатанные квадратики с изображением смайликов, человечков и т.п.). Команда, набравшая наибольшее количество очков, становилась победителем квеста, ее участники получали сладкий приз.
Оценка заинтересованности студентов в участии в квесте до и после его проведения подразумевала ответы на вопросы анкеты, разработанной авторами данного исследования. Перед квестом обучающимся были предложены следующие вопросы: «Принимали ли Вы участие в квестах ранее?», «Есть ли у Вас опыт участия в лингвистических квестах онлайн/офлайн?», «Интересует ли Вас подобный вид работы? Аргументируйте утвердительный/отрицательный ответ», «Какие ожидания у Вас есть от лингвистического квеста?» После квеста обучающимся нужно было оставить обратную связь по итогам участия, ответив на вопросы «Насколько интересно/увлекательно было для Вас участие в квесте?», «Оправдались ли Ваши ожидания от квеста?», «Каков был для Вас уровень заданий лингвистического квеста – сложный, средний или очень легкий?», «Планируете ли Вы в дальнейшем принимать участие в подобных мероприятиях?», «Что бы Вы посоветовали изменить в содержании лингвистического квеста?» По итогам анализа ответов респондентов были получены следующие результаты.
Анализ ответов на блок вопросов до квеста выявил заинтересованность 85 % опрошенных в участии в квесте, с учетом того, что всего 3 % обучающихся имели опыт участия в квесте (1 % опрошенных знакомы с лингвистическими квестами). Интерес к участию в лингвистическом квесте продиктован новым опытом у 40 % респондентов, возможностью проверить свои знания у 25 % респондентов, желанием посоревноваться с одногруппниками у 35 %. На вопрос «Какие ожидания у Вас есть от лингвистического квеста?» 64 % опрошенных ответили, что в квесте могут быть практические задания на оказание первой помощи, 28 % респондентов указали в качестве ответа наличие заданий на лексику и грамматику, 7 % студентов затруднились дать комментарий.
После проведения вышеозначенного мероприятия студенты отметили, что учебное занятие в таком формате для них было интересным (70 % опрошенных) либо не представляло особого интереса (25 % респондентов). Ожидания от квеста оправдались у 80 % опрошенных, не оправдались у 13 % респондентов, 7 % затруднились дать ответ. С точки зрения сложности заданий мероприятие оказалось сложным для 50 % респондентов, 25 % опрошенных оценили квест как адекватный, среднего уровня сложности, 25 % респондентов указали, что содержание квеста показалось им очень легким. 38 % опрошенных не планируют в дальнейшем участвовать в лингвистических квестах, 42 % респондентов рассматривают обязательное участие в аналогичных квестах в дальнейшем, 20 % студентов отмечают, что имеют желание участвовать в квестах в будущем, если уровень сложности заданий снизится. В качестве вероятных изменений, рассматриваемых обучающимися при создании новых лингвистических квестов, участники опроса определили «наличие менее сложных заданий» (22 % респондентов), «возможность подготовки к примерным заданиям квеста заранее (49 % опрошенных), «использование более активных видов заданий и больше практических работ» (29 % респондентов). Все пожелания студентов были учтены при разработке аналогичных квест-мероприятий.
Для оценки характера мотивации обучения в вузе была использована методика Т.И. Ильиной [7], состоящая из трех шкал – «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Поскольку обучение студентов осуществляется в рамках междисциплинарного подхода, данная методика является актуальной, без акцента на только лишь мотивацию к изучению иностранного языка в вузе.
По шкале «Приобретение знаний» уровень мотивации респондентов до проведения квеста составил 75,46 %, после – 84,75 %. Показатели шкалы «Овладение профессией» в доэкспериментальный период составили 46,24 %, в послеэкспериментальный – 58,84 %. Шкала «Получение диплома» демонстрирует показатели мотивации 64,28 % до проведения квеста и 76,38 % после проведения квеста соответственно. Данные показатели свидетельствуют о позитивной картине воздействия рассматриваемого учебного мероприятия на студентов. Отметим, что на первом курсе желание получить диплом является достаточно актуальным стимулом к учебной деятельности, а в рассматриваемом случае с динамикой полученных показателей мотивации по шкалам в методике было зарегистрировано увеличение всех представленных в ней показателей, что дополнительно свидетельствует о мощном потенциале лингвистического квеста как средоформирующего условия в рамках развития информационного потенциала.
Заключение
В целом на основе проведенного исследования было установлено, что квесты целесообразно применять в образовательном пространстве ФГБОУ ВО ВЛГАФК при обучении иностранному языку, так как 1) занятия, построенные таким образом, способствуют не только интеграции знаний, но и формируют навыки общения, самоорганизации, помогают создавать активную творческую и психологически положительную атмосферу, что хорошо сказывается на эмоциональном состоянии студентов; 2) проведение занятий в форме квеста повышает эффективность высшего образования в целом, так как способствует успешному формированию УК-4, обозначающей, что студент «способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия» [8]; 3) квест-занятие способствует интеграции научных знаний, помогает в организации командного взаимодействия, формировании навыков общения и самореализации, т.е. имеет большое воспитательное значение и высокий образовательный потенциал; 4) лингвистические квесты в изучении иностранного языка в вузе физической культуры имеют достаточно высокий мотивационный потенциал в отношении студентов первого курса, поскольку содержат набор задач с разным уровнем проблемности, ориентированы на все уровни владения иностранным языком и позволяют объективно оценить знания из различных дисциплинарных областей с учетом профессионально-ориентированной составляющей, что, в свою очередь, благотворно влияет на формирование информационного потенциала студентов физкультурного вуза.