Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MOTIVATIONAL COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A ECECTIONARY TEACHER IN THE FIELD OF WORKING WITH PARENTS: CRITERIA AND LEVELS OF DEVELOPMENT

Gutsu E.G. 1 Demeneva N.N. 1 Kolesova O.V. 1 no name 2 no name 3
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
2 Nizhny Novgorod Institute of Education Development
3 School № 29
The article discusses the need to change the requirements for the professional competence of a preschool teacher. The authors focus on the professional competence of a preschool teacher in the field of working with parents. The family is considered as the most important subject of the educational process, and the professional competence of the teacher in organizing and implementing work with parents is understood as one of the indicators of the general professionalism of the teacher. The motivational component in the structure of the professional competence of a preschool teacher in the field of working with parents is considered as a determinant of the teacher’s work with the families of pupils. The main criteria characterizing the development of the motivational component of the professional competence of a preschool teacher in the field of working with parents are proposed: awareness of the importance of working with parents to achieve high results in the educational process, the presence or absence of negative attitudes and anxiety when working with parents, interest in working with families of pupils, desire to improve professional skills in the field of working with parents. Based on these criteria, three levels of development of the motivational component of the professional competence of a preschool teacher in the field of working with families were modeled, and their qualitative characteristics were proposed. The level model of the motivational component of the professional competence of a preschool teacher in the field of working with parents can be used as a guide for the development of diagnostic tools aimed at studying the professional competence of a preschool teacher, as well as for conducting internal monitoring, self-diagnosis and self-assessment of the professional development of the teaching staff of a preschool educational organization.
preschool teacher
professional activity
professional competence of a preschool teacher
motivational component of professional competence
criteria
levels of development

Спектр задач, стоящих перед современным дошкольным образованием, неизменно расширяется. Трансформация представлений общества о функциях дошкольной образовательной организации от простого присмотра и ухода до полноценного сопровождения развития личности растущего человека неизбежно повлекла за собой и пересмотр требований к современному педагогу дошкольного образования. Ответом на данный запрос общества стала широкая дискуссия в научных кругах по проблемам профессиональной компетенции педагога дошкольного образования, ее структуре, критериях, условиях и уровнях развития, включая этап вузовского обучения [1, 2] и поствузовского развития и саморазвития [3, 4].

В настоящее время научный интерес все больше смещается от обсуждения общих вопросов, раскрывающих сущность, структуру и условия развития профессиональной компетентности педагога, к детальному рассмотрению отдельных видов профессиональных компетенций, связанных с конкретными видами профессиональных педагогических действий, а также к изучению отдельных компонентов в структуре профессиональных компетенций.

Целевые ориентиры дошкольного образования, отраженные в новых требованиях ФГОС, носят преимущественно не конкретный, а обобщенный личностный характер. Поэтому их достижение не может быть результатом деятельности лишь педагога ДОО, а может быть только продуктом согласованной и скоординированной деятельности всех участников образовательного процесса [5], единого «образовательного субъекта». Важнейшим участником педагогического процесса на всех этапах, несомненно, является семья, а готовность и способность педагога ДОО к планированию, организации и реализации работы с семьями воспитанников является одним из ключевых показателей его профессиональной компетенции.

В связи с этим особый научный и практический интерес вызывает вопрос о сущности, содержательном наполнении понятия «профессиональная компетенция педагога ДОО в области работы с родителями», критериях и уровнях ее развития в целом и отдельных ее компонентов. Это и определило цель нашего исследования.

Целью работы является осмысление и конкретизация понятия мотивационного компонента в структуре профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в сфере работы с семьями воспитанников, выделение критериев и моделирование уровней развития мотивационного компонента профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями.

Материалы и методы исследования

В ходе работы над статьей использовались методы теоретического анализа, обобщения и систематизации психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность образовательного процесса обеспечивается не изолированными воздействиями отдельных участников образовательного процесса, а только их согласованной целенаправленной деятельностью. И в этом контексте роль семьи, как полноправного субъекта целостного образовательного пространства, трудно переоценить [6]. Поэтому в обществе растет запрос на педагога, способного к установлению продуктивного взаимодействия с родителями воспитанников. Готовность и способность педагога к осуществлению такой работы является одним из важных критериев его профессионализма. Однако, как отмечается в многочисленных исследованиях, семья и образовательная организация очень часто дистанцируются друг от друга и их взаимодействие часто носит формальный и ситуативный характер.

Так, в работе Ю.В. Козынятко обобщены основные проблемы, характеризующие взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями детей дошкольного возраста: отсутствие заинтересованности в содержательном сотрудничестве как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей ДОО, преобладание общения по ситуационным поводам (как ел, как спал, что принести и т.п.), выстраивание взаимодействия на конфликтной основе, неудовлетворенность с обеих сторон стилем, формами и содержанием взаимодействия. У многих педагогов выявлена «избегающая» тактика в отношениях с родителями воспитанников, стремление минимизировать контакты. Отмечается также отсутствие у педагогов грамотно выстроенной системы работы с родителями на основе четкого целеполагания. Особого внимания в контексте данной работы заслуживает то, что многие воспитатели вообще не испытывают потребности в налаживании сотрудничества с семьей, не посвящают родителей в жизнь группы, не видят и не используют потенциальные возможности семьи для развития личности ребенка дошкольного возраста [7]. Все это приводит к необходимости осмысления сущности понятия профессиональной компетенции педагогов ДОО в области работы с родителями и, в частности, ее мотивационного компонента.

Обобщая существующие в науке представления о сущности понятия «профессиональная компетенция педагогов ДОО», можно рассматривать ее как качественную, комплексную характеристику личности педагога дошкольного образования, которая включает в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Профессиональная компетенция представляет собой симбиоз научно-теоретических знаний и практических навыков, позволяющий качественно решать широкий спектр профессиональных педагогических задач.

Профессиональная компетенция педагога ДОО в области работы с родителями является частным видом профессиональной компетенции и определяется Ю.В. Козынятко как целостная система профессионально значимых установок и личностных качеств, знаний о теоретических основах организации взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного возраста, организаторских и прогностических компетенций, которая в конечном итоге обеспечивает возможность устанавливать эффективное общение с семьями воспитанников [7].

Мотивационный компонент профессиональной компетенции педагога ДОО проявляется в устойчивом интересе к современным образовательным технологиям, творческой активности, инновационной деятельности, а также в постоянном стремлении к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию и достижению высоких результатов в профессиональной деятельности [8].

При этом, как отмечает В.В. Метеличев, мотивация – это не только побуждение личности к деятельности, она охватывает ее многосторонние связи и отношения и выступает одним из механизмов соотнесения внешних и внутренних факторов личностного поведения, определяющих возникновение, направленность и способы осуществления отдельных видов профессиональной деятельности [9].

Принимая во внимание то, что любая деятельность (а организация и реализация работы с семьями воспитанников является важнейшей областью профессиональной деятельности педагога ДОО) детерминируется системой мотивов, можно утверждать, что наличие мотивации для осуществления работы с родителями является пусковым механизмом для самосовершенствования педагога и в конечном итоге обеспечивает успешность педагога в данной сфере.

Мотивационный компонент в структуре профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями характеризуется, по мнению авторов данной статьи, следующими критериями: осознание важности работы с родителями для достижения высоких результатов образовательного процесса, наличие или отсутствие негативных установок и тревожности при работе с родителями, интерес к работе с семьями воспитанников, стремление к совершенствованию профессиональных навыков в области работы с родителями.

Степень выраженности и уровень сформированности отдельных критериев позволяет смоделировать три условных уровня развития мотивационного компонента профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями.

Высокий уровень развития профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями проявляется в осознании педагогом целесообразности работы с родителями. Педагог уверен, что только при содержательном и эффективном взаимодействии с родителями воспитанников можно достичь высоких результатов целостного образовательного процесса. Родители рассматриваются педагогом как полноценные участники образовательного процесса, действия которых существенно влияют на развитие личности ребенка на всех ступенях образования. Педагогический коллектив ДОО и семья воспитанников воспринимаются педагогом как единый образовательный субъект. У педагога отсутствуют негативные установки при работе с родителями. Необходимость взаимодействовать с семьями воспитанников не вызывает эмоционального напряжения и тревожности, воспринимается как неотъемлемая часть профессиональной деятельности. Педагог испытывает устойчивый интерес к работе с родителями, который проявляется в стремлении расширить содержательный аспект взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразить формы и методы работы с родителями дошкольников. Интегрирующим показателем высокого уровня развития мотивационного компонента профессиональной компетенции педагогов ДОО в области работы с родителями является осознанное, устойчивое и не зависящее от внешней стимуляции (например, указаний со стороны руководства ДОО) стремление совершенствовать свои профессиональные навыки в этой сфере.

Средний уровень развития профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями проявляется в том, что важность работы с родителями осознается ситуативно и применительно только к отдельным аспектам образовательного процесса. Так, например, педагоги отмечают, что работа с родителями важна в области физического, нравственного, эмоционального развития дошкольника, но при этом не отмечают важности работы с родителями в решении задач интеллектуального, волевого развития ребенка. Установки в области работы с родителями носят нейтральный характер, не устойчивы. Привычные формы взаимодействия с семьей, например праздники, совместные спортивные мероприятия, вызывают положительные эмоции. В то же время необходимость обсудить и отладить совместные усилия в отдельных содержательных аспектах вызывает негативные эмоции и отрицание. Тревожность при работе с родителями проявляется эпизодически, преимущественно в ситуациях, выходящих за пределы привычных форм взаимодействия. Так, педагог может быть спокоен, уверен в себе, оптимистичен при проведении утренников, праздников на свежем воздухе, спортивных соревнований с участием родителей, но при этом испытывать тревожность, неуверенно себя ощущать, излишне волноваться, если ему необходимо обсудить с родителями и наладить совместные усилия в сфере усиления развивающих эффектов образовательной программы, например, на этапе подготовки ребенка к школе. Педагог, у которого выражен средний уровень развития мотивационного компонента профессиональной компетенции в области работы с родителями, стремление к совершенствованию своих навыков в этой области проявляет эпизодически и в основном в тех аспектах взаимодействия с семьей, которые для него являются привычными и не вызывают негативных переживаний. Профессиональные навыки, выходящие за границы привычного спектра содержания и форм работы с семьями воспитанников, совершенствуются эпизодически и только под влиянием внешней стимуляции.

Характеристика уровней развития мотивационного компонента профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями

Критерий

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Осознание значимости работы с родителями

Содержательное и эффективное взаимодействие с родителями осознается как обязательное условие достижения высоких результатов образовательного процесса. ДОО и семья воспринимаются как единый образовательный субъект

Значимость налаживания совместных усилий образовательной организации и семьи осознается только в ограниченном спектре привычных видов деятельности

Значимость работы с семьей не осознается. Вклад работы с родителями в успешность целостного образовательного процесса не осознается. ДОО и семьи воспитанников воспринимаются изолированно друг от друга

Наличие или отсутствие негативных установок и тревожности при работе с родителями

Негативные установки и тревожность отсутствуют. Взаимодействие с родителями не вызывает эмоционального напряжения, вызывает положительные эмоции

Установки нейтральные, зависят от ситуации. Тревожность отсутствует в привычных видах взаимодействия с родителями и проявляется в новых, еще недостаточно освоенных аспектах деятельности

Установки негативные и устойчивые. При взаимодействии с родителями проявляется тревожность, неуверенность, отрицательные эмоции

Интерес к работе с семьями воспитанников

Интерес к работе с родителями высокий, устойчивый. Проявляется стремление к расширению сфер содержательного взаимодействия с семьями воспитанников

Проявляется эпизодически и только в отдельных сферах деятельности

Интерес к работе с родителями отсутствует. Взаимодействие с семьями воспитанников сводится к минимуму.

Стремление к совершенствованию профессиональных навыков в области работы с родителями

Стремление к самосовершенствованию устойчивое, активное, затрагивает широкий спектр возможных форм и видов работы с родителями, не зависит от внешнего стимулирования

Стремление к самосовершенствованию эпизодическое, неустойчивое, затрагивает ограниченный круг возможных форм и видов работы с родителями. Зависит от внешнего стимулирования

Стремление к развитию навыков в области работы с родителями отсутствует, вызывает негативные переживания. Возможно только при административном стимулировании

Низкий уровень развития мотивационного компонента профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями проявляется в том, что педагогом не осознается значимость работы с семьями воспитанников для успешности образовательного процесса. Родители не рассматриваются как полноправные участники образовательного процесса, воспринимаются изолированно от него. Установки в области работы с родителями носят отрицательный характер, вызывают негативные переживания, тревожность. Часто у педагога уже имеется опыт неудачного взаимодействия с родителями. Интерес к работе с семьей отсутствует. Сама необходимость организации систематической работы с семьями воспитанников воспринимается педагогом как обременительная обязанность, и такое взаимодействие сводится к абсолютному минимуму. Педагог стремится минимизировать контакты с родителями, ограничивает их решением оперативных организационных вопросов и практически не обсуждает содержательные аспекты развития ребенка. Стремление к совершенствованию своих профессиональных навыков в области работы с родителями у педагога отсутствует, вызывает отторжение, возможно только при активном внешнем стимулировании.

В обобщенном виде характеристика уровней развития мотивационного компонента профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями представлена в таблице.

Заключение

Таким образом, авторами были выделены критерии, характеризующие уровень развития мотивационного компонента профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями. На основе данных критериев была смоделирована уровневая модель мотивационного компонента профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями. Данная модель может быть использована для разработки диагностического инструментария, направленного на изучение уровня развития мотивационного компонента профессиональной компетенции педагога ДОО в области работы с родителями в рамках внешнего и внутреннего мониторинга. Кроме того, данная модель может служить ориентиром для осуществления профессиональной самодиагностики и самооценки в данной области профессиональной компетенции. Предложенные уровневые характеристики могут применяться и для разработки систем внутреннего повышения квалификации и самосовершенствования педагогов дошкольных образовательных организаций.