В современном обществе требуются люди с высокой интеллектуальной активностью, способные мыслить творчески, креативно, действовать нестандартно, так как именно граждане с вышеотмеченными качествами способны вывести общество на новый уровень развития. В связи с этим исследование теоретических и методических аспектов проблемы одаренности обучающихся является одной из актуальных задач системы образования и современного общества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одним из главных требований к реализации основной образовательной программы отмечается необходимость «создания условий, обеспечивающих возможность работы с одаренными детьми» [1, с. 11].
На федеральном уровне целевой программой «Дети России», рабочей концепцией «Одаренные дети», проектом «Успех каждого ребенка» и на региональном уровне флагманскими проектами «Образование – основа развития Адыгеи», «Умная Адыгея» предопределен ряд ключевых ориентиров, направленных на решение многих проблем одаренных детей. Программами федерального и регионального уровней, в частности, регламентируется сопровождение одаренных обучающихся в области математики, техники, спорта, творчества. Однако проблемы одаренности обучающихся в области гуманитарных наук остаются недостаточно изученными и требуют дополнительных исследований теоретического и практического характера.
Цель исследования – проанализировать сущность лингвистической одаренности и технологий ее выявления на основе структурно-функционального подхода.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели в работе были применены теоретические методы исследования.
Различные аспекты проблемы одаренности изучались отечественными и зарубежными учеными, такими как Г. Айзенк [2], Б.Г. Ананьев [3], Д.Б. Богоявленская [4], Л.С. Выготский [5], И.К. Кондаурова [6], И.М. Кудинова [7], А.И. Савенков [8] и др.
В сущность понятия «одаренность» разными авторами вкладывается различное содержание. Так, в Большой Советской Энциклопедии одаренность трактуется как «высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достичь особых успехов в той или иной сфере деятельности» [9]. В рабочей концепции одаренности (Д.Б. Богоявленский, В.Д. Шадриков и др.) отмечается, что одаренность является «системным, развивающимся в течение жизни качеством психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [10, с. 3].
В психологическом словаре Р.С. Немова отмечено, что одаренным является «человек, обладающий какими-либо особенными, ярко выраженными задатками к развитию способностей» [11, с. 254]. Однако следует отметить, что качественное своеобразие и характер развития одаренности определяются не только заложенными задатками, но и окружающей ребенка социальной средой и деятельностью, в которую он вовлечен.
На личностном уровне одаренность как качество отражает особенности познавательной, эмоциональной, волевой, мотивационной, психофизиологической сфер личности человека в системе. Одаренные дети характеризуются высоким уровнем развития интеллектуальных способностей, креативностью, быстрым темпом усвоения знаний, познавательной активностью, оригинальностью мышления, формированием умений и навыков в какой-либо области знаний.
На современном образовательном пространстве наиболее распространенной практикой является выявление: интеллектуальной одаренности посредством специализированных тестов; академической одаренности на основе анализа успеваемости учащихся; творческой одаренности в соответствии с достигнутыми успехами в определенной области художественной деятельности (музыка, изобразительная деятельность и др.). На современном этапе требует особого внимания исследование особенностей лингвистически одаренных обучающихся. Недостаточная разработанность данного феномена способствовала формированию искаженного представления о малораспространенности лингвистически одаренных обучающихся по сравнению с другими видами одаренности.
Лингвистическая одаренность учащихся – это «системное, развивающееся в течение жизни качество языковой личности, характеризующееся высоким уровнем сформированности фонетической и лексико-грамматической чувствительности, которая лежит в основе иноязычных способностей» [12, с. 20]. Обучающимся с таким специальным видом одаренности, как лингвистическая, присущи высокоразвитые языковые способности, выражающиеся в наличии чувства языка, богатого словарного запаса, свободной речи, уникального речевого интеллекта, речевого восприятия, многогранного воображения, тонкой языковой интуиции.
Лингвистическая одаренность выступает в качестве индивидуально-психологической особенности личности, определяющей возможность усвоения лингвистических знаний быстрыми темпами, анализа языковых единиц, качественного, эффективного и продуктивного решения коммуникативных задач. Проведенный анализ теории и практики проблемы одаренности позволил автору выявить такие особенности лингвистически одаренных учащихся в области изучения языков, как умение быстро запоминать прослушанный материал, выделять и осмысливать главное в аутентичном тексте. Примечательным качеством лингвистической одаренности является языковая интуиция, выражающаяся в умении осмысленно конструировать и оперировать речевыми единицами, которых ранее не было в речевом опыте обучающегося.
Заслуживает внимания также механизм функционирования речевой активности лингвистически одаренной личности. Рассмотрим его более детально. В качестве основы речевой активности выступает мотивация – внутренняя, внешняя, актуализация интеллектуально-побуждающих, перспективно-побуждающих мотивов. Обучающийся, движимый мотивацией и познавательными интересами, акцентирует внимание на речи (письменной, устной). Далее за короткое время в «глубоком умственном плане» (П.Я. Гальперин) [13] происходит осмысление поступившей информации, т.е. соотнесение новой информации с базой знаний и речевым опытом обучающегося, расширение ассоциативного ряда, формирование надстроек к имевшимся знаниям, анализ и проверка выстроенных связей. Впоследствии, оформив свои мысли, обучающийся в письменной речи приступает к изложению своих мыслей, в устной речи – вступает в диалог. При этом следует отметить, что у обучающегося, владеющего несколькими языками, при осмыслении новой информации на иностранном языке, активизируется весь языковой опыт личности. Коммуникант соотносит семантическое, синтаксическое, морфемное, фонетическое насыщение новой информации с известным. При формировании новой мысли обучающийся способен включать в речь новые обороты, благодаря его языковому опыту. Некоторые элементы речи, свойственные одному языку, переносятся им в речь на другом языке, при этом не нарушая языковой строй и правила формулирования мысли. Данная особенность становится свойственной личности не только благодаря усвоению школьной программы, обучающиеся активно изучают дополнительную литературу, применяют новые технологии освоения языка (языков).
Как известно, уровнями развития и проявления качеств, предшествующих одаренности, является наличие задатков и способностей. Анализируя сущность лингвистической одаренности, необходимо детализировать задатки и способности, обеспечивающие данную особенность. К задаткам, как генетически обусловленным свойствам индивида, влияющим на возможность достижения лингвистической одаренности, можно отнести обладание хорошей слуховой дифференциальной чувствительностью, большим объемом памяти, развитым словесно-логическим мышлением. Способностями, выступающими основой достижения лингвистической одаренности, являются общие интеллектуальные способности, чувство грамматики, семантическая память, грамматический навык и др.
По мнению автора, одним из этапов формирования лингвистической одаренности является становление билингвальной личности, в опыте которой наблюдается способность оперировать двумя языковыми системами.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют об отличительных особенностях обучающихся, владеющих двумя и более языками [14, с. 36]. Учащиеся-билингвы уже отличаются от других учащихся сложившейся способностью сравнивать языки, а именно особенности лексики, фонетики, способы выражения грамматических форм, что обеспечивает им более глубокое понимание каждого из изучаемых языков и дальнейшее овладение другими языками. Обучающимся присуще развитое на достаточно высоком уровне умение дифференцировать, анализировать, устанавливать общее и частное, сближать и сравнивать родственное.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный структурно-функциональный анализ теории и практики одаренности (на базе группы учащихся 3–4 классов в количестве 12 чел.) позволил автору выделить составляющие лингвистической одаренности – когнитивный, личностно-деятельностный, коммуникативный и аксиологический компоненты. Раскроем их сущность и содержание.
Когнитивное составляющее представлено двумя уровнями – общим (универсальным) и конкретно-проблемным (специфическим). На общем (универсальном) уровне когнитивное составляющее лингвистической одаренности представляется сформированностью интеллектуальных операций, мыслительных процессов, креативностью, обучаемостью. На конкретно-проблемном (специфическом) уровне когнитивное составляющее лингвистической одаренности раскрывается совокупностью общегуманитарных знаний (языка (языков), литературы, истории страны изучаемого языка, гуманистических ценностей, мировой культуры).
Личностно-деятельностный компонент отражает центральную категорию проблемы исследования одаренности – личность обучающегося, его потребности, эмоциональный, познавательный, волевой аспекты личности, его самооценку, саморегуляцию. Значимым является уровень сформированности способности к творческой деятельности, умение решать задачи (познавательные, бытовые, профильные) на разных языках.
Коммуникативный компонент отражает сформированность у обучающихся коммуникативных умений на двух и более языках (адыгейском, русском, английском, втором иностранном), ориентированность на общение, выстраивание коммуникативного пространства.
Аксиологический компонент отражает ценности лингвистически одаренной личности – ценность знаний, языка, общения; мотивы учебной деятельности.
Выявление качеств, свойственных лингвистически одаренным учащимся, является одним из ключевых аспектов анализируемой проблемы. Не случайно все программы работы с одаренными детьми начинаются с диагностического этапа. Диагностика одаренности является сложным, продолжительным процессом, который должен носить комплексный характер. Для получения целостного представления диагностику одаренности необходимо проводить с применением технологий субъективного, временного и процессуального характера.
В субъективном аспекте важным является получение информации об обучающемся из разных источников, от разных субъектов образовательного процесса, которую могут предоставить родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог и др. Для успешной диагностики одаренных детей также важно получение коллегиального решения от специалистов, принимающих участие в развитии одаренного ученика.
В выявлении одаренных учащихся особенно большими возможностями обладают учителя, так как педагоги, в отличие от других участников образовательного процесса, владеют информацией о структурированности знаний учащихся, умении систематизировать изучаемый предмет, о типе обучаемости (быстрый или медленный темп обучения), о наличии рефлексивного характера действий, повышенной познавательной потребности, об увлеченности учащегося предметом.
Во временном плане необходимо проанализировать познавательную деятельность обучающегося в урочное и во внеурочное время. В анализе лингвистической одаренности обучающихся особое значение приобретает доля самостоятельной работы в его познавательной деятельности. Важными показателями являются длительность самостоятельной познавательной деятельности, интересы, мотивация, содержание, вид выполняемой работы. Важным является изучение одаренности в развитии. Каждый переход ребенка из одного возраста в другой сопровождается изменениями качеств одаренности. Систематическое наблюдение за учащимися в рамках лонгитюдного исследования в течение длительного времени позволяет акцентировать внимание на изменениях как отдельного учащегося, так и группы обучающихся.
Следует отметить, что в анализе деятельности одаренных детей важны изменения как позитивного, так и негативного характера. В данном случае негативным может быть отсутствие развития, прогресса показателей после наблюдаемого роста в течение длительного периода. Такие тревожные сигналы должны анализироваться задействованными специалистами из разных областей (педагогами, психологами, физиологами) и родителями совместно. При этом коллегиальным путем должен быть определен алгоритм дальнейшей работы с данным учеником.
При сопровождении одаренных обучающихся важно анализировать их достижения, опираясь на качественные и количественные показатели. К качественным показателям относятся интеллектуальные достижения, результативность интеллектуальной деятельности, качество когнитивных процессов, мотивационная сфера, продуктивность творческой деятельности, академическая успеваемость.
Количественные показатели находят свое выражение в полученных коэффициентах умственного развития (IQ > 120). При определении коэффициента умственного развития современные педагоги и психологи успешно пользуются такими информативными методиками, как «Тесты интеллекта Айзенка», «Прогрессивные матрицы Дж. Равена», «Продвинутые прогрессивные матрицы», «Тест структуры интеллекта Амтхауэра», «Культурно свободный тест интеллекта Кеттелла» и др. В отличие от диагностических методик, направленных на выявление уровня развития интеллекта, прогностические тесты, ориентированные на целенаправленное выявление лингвистической одаренности, построены на основе понимания грамматики, знания словаря, понимания услышанного материала.
Разными учеными, в зависимости от их методологических позиций, предлагается отличающееся друг от друга содержательное наполнение тестов. Например, тесты, составленные П. Пимслером, основываясь на позиции об иноязычной способности как устойчивой индивидуальной характеристике, ориентированы на выявление «способности к фонетическому кодированию, усвоению грамматики, форм языка и их применения в выстраиваемой речи, принятию языковых правил, форм и образцов, развития языковой памяти, способности удерживать в памяти множество ассоциаций за короткий промежуток времени» [15, с. 101].
Большую значимость в изучении одаренности также имеет биографический метод. Благодаря данному методу можно выяснить историю одаренности в данной семье, историю разных видов одаренности, получить информацию о достижениях одаренного обучающегося в разные жизненные периоды, о сопутствующих данным достижениям обстоятельствах, спрогнозировать дальнейшие высокие результаты.
Заключение
Итак, лингвистическая одаренность является интегральным качеством личности, сложным многоаспектным явлением, отражающим особенности обучающегося когнитивного, личностно-деятельностного, коммуникативного и аксиологического характера. В соответствии с характерными признаками данного явления, в целях ее диагностики, представляется приемлемым применение технологий комплексного характера, способствующих выявлению субъективных, временных и процессуальных особенностей лингвистически одаренных учащихся.