Обучение на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – это метод обучения, использующий цифровые медиаустройства в качестве инструмента для поддержки процесса преподавания. В этом случае образовательная деятельность осуществляется с помощью компьютеров, интернета, мобильных устройств и программных приложений, которые помогают обучающимся и учителям получать доступ к информации и учебным ресурсам. Важной составляющей в обозначенном контексте является грамотная реализация программ реализации учебных дисциплин с использованием ИКТ. Эффективность и качество освоения использования этих современных методов и средств работы с информацией зависит от цифровой компетентности учителя, свидетельствующей об уровне профессионального развития педагога.
За последние годы Индонезия добилась значительного прогресса в расширении доступности образования. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство населения Индонезии в возрасте 15 лет (62,68 %) и старше (96,35 %) получили обязательное образование [1, c. 12]. Однако по-прежнему существуют проблемы в обеспечении качества образования, особенно в области цифровой грамотности. Об этом свидетельствует опрос, проведенный Ассоциацией индонезийских интернет-провайдеров, согласно которому 89,15 % индонезийцев используют интернет для доступа к контенту социальных сетей, тогда как только 2,81 % получают доступ онлайн к учебному контенту [2].
Цель данной статьи – представить опыт реализации программы, направленной на повышение цифровых компетенций учителя, и проанализировать эффективность применения подобной программы профессионального развития.
Материалы и методы исследования
Для получения результатов исследования использовались научные методы теоретической направленности: системный обзор предметного поля (научные журналы, книги, отчеты и официальные документы правительства) по проблеме исследования, описательный и сравнительный анализ. Описательный анализ проводился для представления концепции, реализации и эффективности программы. Сравнительный анализ проводился для сопоставления программы «PembaTIK» с аналогичной программой в России «Цифровая образовательная среда (ЦОС)». Стратегия поиска данных осуществлялась путем доступа к различным научным, используемым на индонезийском, английском и русском языках.
В книге Пола Гистера «Цифровая грамотность» цифровая грамотность определяется как способность понимать и использовать информацию в различных формах из различных источников, доступных через компьютеры [3]. Аллан Мартин в своей статье «Грамотность для цифровой эпохи» уточняет, что цифровая грамотность включает способность получать доступ, использовать, анализировать, оценивать и создавать сообщения с использованием различных инструментов, каналов и стилей, объединяющих текст, звук и изображения [4]. Новое понимание цифровой грамотности предлагает Боуден – включение в данное понятие таких компонентов, как компьютерная грамотность и информационная грамотность [5].
Однако иное мнение высказал Берман, согласно которому необходимо различать определения компьютерной грамотности и цифровой грамотности. Цифровая грамотность – это способность человека использовать цифровые инструменты (в широком смысле, а не только компьютеры) для собственной выгоды. Берман также выделил три компонента цифровой грамотности, в том числе цифровую компетентность, цифровое потребление и цифровую безопасность [6]. Другое мнение высказала М. Исохужаева: цифровая грамотность – это термин, который может быть использован для описания навыков, связанных с использованием цифровых технологий, но этот термин также может быть объяснен как «цифровая компетентность» (digital competence), «медиаграмотность» (media literacy), «Навыки информационных и коммуникационных технологий» (ICT skills), «цифровые навыки» (digital skills), «навыки в области интернета» (internet skills) и навыки социальных сетей (social media skills) [7].
Генри Дженкинс в своей книге описывает цифровую грамотность как способность понимать, использовать, анализировать и активно участвовать в медийной культуре, ориентированной на участие [8]. Эти определения подчеркивают понимание и использование цифровой информации, способность критически мыслить и участвовать в цифровом обществе, а также навыки доступа, использования, анализа и создания цифрового контента. Цифровая грамотность включает в себя понимание технологий, навыки коммуникации, оценку информации и осознание социального и культурного влияния цифровых технологий.
Т.А. Аймалетдинов в статье «Цифровая грамотность российских педагогов» определяет цифровую грамотность учителей как систему базовых знаний, навыков и отношений, аналогичных другим профессиям, в области повседневного использования цифровых технологий [9, c. 10]. Для оценки цифровой грамотности учителей используется подход, основанный на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, медиаграмотности и отношения к технологиям. Каждый из перечисленных индикаторов оценивается в трех аспектах: когнитивном (знания), техническом (навыки) и этическом (отношения) [10]. Согласно ЮНЕСКО, цифровая грамотность учителей является одной из компетенций, включенных в Рамочную компетентностную модель по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) для учителей, а именно: 1) понимание роли ИКТ в образовательной политике; 2) учебная программа и оценивание; 3) педагогические практики; 4) применение навыков работы с цифровыми технологиями; 5) организация и управление образовательным процессом; 6) профессиональное развитие педагогов. Шесть аспектов включают в себя три уровня компетенций: 1) применение ИКТ, 2) освоение знаний и 3) производство знаний [11, c. 10]. В Индонезии Рамочная компетентностная модель ИКТ ЮНЕСКО используется в качестве национального стандарта повышения компетенций ИКТ учителей.
Описание программы «PembaTIK»
В связи с растущим значением информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в работе, учителя Индонезии должны обладать цифровыми компетенциями, необходимыми для осуществления эффективного обучения в цифровую эпоху. Для решения этой задачи Центр информационных технологий и коммуникации, образования и культуры (Pustekkom) Министерства образования и культуры Республики Индонезия Правительства Индонезии разработал программы «PembaTIK» («Pembelajaran Berbasis TIK» / «Обучение на основе ИКТ»), и в 2018 г. образовательные структуры приступили к внедрению программы на площадках профессионального развития педагогов. Программа «PembaTIK» рассматривается как мотивационный компонент подготовки учителей к применению инновационных моделей обучения и разработке учебных материалов на основе ИКТ [12].
Программа «PembaTIK» реализуется в соответствии с международными рекомендациями, касающимися учителей, основанными на Декларации Инчхон 2015 г. (ЮНЕСКО), в которой говорится: «обеспечить, чтобы учителя и педагоги обладали полномочиями, были надлежаще набраны, получили хорошую подготовку, профессиональную квалификацию, мотивацию и поддержку в рамках систем, обеспеченных достаточными ресурсами, эффективными и эффективно управляемыми» [13].
Предполагается, что цифровая грамотность учителей Индонезии повысится, что станет решающим условием повышения эффективности обучения обучающихся в цифровую эпоху. Целью этой программы является повышение цифровой грамотности 100000 учителей по всей Индонезии к 2022 г. через углубление их понимания цифрового образования технологий в целом и обеспечение практического обучения использованию этих технологий [14, c. 15]. Программа «PembaTIK» также направлена на то, чтобы помочь учителям разработать учебные планы, соответствующие цифровой эпохе, и интегрировать цифровые инфраструктуры в процесс обучения. Непосредственными преимуществами программы «PembaTIK» являются обеспечение процесса внедрения ИКТ в образовательную среду, повышение цифровой компетентности, улучшение взаимодействия и сотрудничества учителей, сертифицирование на каждом уровне в национальном масштабе и возможность стать «Duta Rumah Belajar» (Амбассадор/ Представитель Учебного Дома).
«Учебный Дом» – это платформа электронного обучения, направленная на повышение качества цифровой грамотности учителей. Также она может использоваться в качестве онлайн-ресурса, направленного на распространение информации об учебных заведениях [14, c. 3]. Представители «Учебного Дома» – это учителя, отобранные из 34 провинций Индонезии посредством программы «PembaTIK», которые должны распространять продукты Pustekkom, в том числе платформу «Учебный Дом», среди учителей начальных и средних школ, которым предоставляется бесплатный доступ.
Косвенным преимуществом программы «PembaTIK» является дидактический инструментарий, позволяющий повысить успеваемость обучающихся и повышение качества образования в Индонезии. Участвующие в программе «PembaTIK» могут обеспечить своим ученикам более интерактивное, увлекательное и эффективное обучение. Кроме того, использование технологий в обучении также может помочь повысить мотивацию обучающихся и их участие в обучении [15]. «Учебный Дом», который был запущен в 2011 г., содержит легкодоступный учебный материал, поэтому он может быть использован педагогами и обучающимися начальной школы и старшей/профессиональной средней школы в качестве источника средств обучения. Функция учебных ресурсов «Учебный Дом» предоставляет средства массовой информации в виде интерактивных мультимедиа, состоящих из текста, изображений/ фотографий, аудио, видео, анимации и виртуальных, для всех уровней образования [16]. Участники, желающие принять участие в этой программе, должны обладать базовыми навыками для использования информационно-коммуникационных технологий, готовностью к саморазвитию и иметь твердую установку на повышение уровня образованности обучающихся своей школы.
Реализация программы «PembaTIK»
Программа «PembaTIK» реализуется в формате смешанного обучения в виде онлайн-технического руководства с объединением синхронного и/или асинхронного режимов обучения. Синхронное обучение – это онлайн-обучение, которое происходит в заранее определенное время, в то время как асинхронное обучение – это онлайн-обучение вне заранее определенного графика и реализуется независимо. Стандартом компетентности, упомянутым в программе «PembaTIK», является ICT-CFT UNESCO (компетенция по приобретению знаний в области ИКТ, углубление знаний в области ИКТ и создание знаний в области ИКТ) [11, c. 13; 17, c. 6].
Рис. 1. Схема отбора представителей по программе «PembaTIK» Источник: Руководство по внедрению PembaTIK 2022 г. [14]
Адаптируя структуру компетенций, программа «PembaTIK» подразделяется на четыре уровня компетенций, а именно: 1) грамотность, 2) внедрение, 3) создание и 4) обмен информацией и сотрудничество [14, c. 8]. Участники, прошедшие уровень 1, перейдут на уровень 2 и так далее, до уровня 4. Участники также получат квалификационное свидетельство на каждом уровне. Лучший участник 4-го уровня утверждается в номинации «Представитель Учебного Дома» по схеме, представленной на рис. 1.
Этапы программы «PembaTIK» поясняются следующим образом
Предварительная стадия осуществляется для подготовки необходимых объектов и условий для программы, которая включает следующие действия: (1) проанализировал потребности программы по результатам предыдущего года; (2) разработал руководства по реализации программы; (3) разработал программные материалы, включая учебный план, модули, занятия в LMS и расписания, и (4) социализировал программу.
Далее этап внедрения. Программа «PembaTIK» имеет 4 уровня и проводится поэтапно. Участники программы должны начать с уровня 1. Участники, прошедшие и выполнившие оценку уровня 1, имеют право перейти на следующий уровень, и так далее до уровня 4. Участниками уровня 4 являются 30 лучших учителей из каждой провинции, которые затем выбираются, чтобы стать 5 «Представителями Учебного Дома» своей провинции.
Последним этапом является постреализация, на этом этапе проводится оценка эффективности программы, о которой затем сообщается в конце года. Целью данного этапа является измерение эффективности программ, реализованных в течение года, и получение рекомендаций по повышению эффективности [14, c. 27].
Учителям-стажерам предоставляется доступ к онлайн-платформе обучения, которая была подготовлена правительством. В рамках платформы существуют специально разработанные учебные модули для каждого уровня квалификации, позволяющие улучшить цифровые компетентности учителей.
Эти учебные модули охватывают различные темы, такие как введение в информационно-коммуникационные технологии, использование социальных сетей для преподавания и учебной деятельности, а также разработка инновационных учебных программ и методов преподавания. При этом проектирование методического обеспечения рассматривается как основополагающий процесс конструирования как образовательных программ, так и непосредственно обучения, поскольку от качества методических материалов и их грамотной реализации зависит качество обучения.
Учебный план программы «PembaTIK» описан в табл. 1.
Ресурсы, используемые в программе «PembaTIK», включают стабильную интернет-сеть, аппаратное обеспечение, такое как ноутбуки или компьютеры, а также различные приложения и программное обеспечение для поддержки онлайн-обучения. Проводимый тренинг также оснащен качественными и современными учебными материалами и поддержкой экспертов в области технологий и образования.
Таблица 1
Учебный план программы «PembaTIK» [14]
Уровни |
Компетенция |
Модуль |
1 |
• Уметь концептуализировать использование ИКТ в качестве учебного ресурса • Использовать устройства ИКТ в качестве инструментов обучения • Уметь проверять и перепроверять ценности и риски, связанные с ИКТ • Освоить базовые навыки, связанные с использованием ИКТ • Получить представление об особенностях социальных сетей • Освоить различные виды программного обеспечения и обучающих приложений • Научиться использовать устройства грамотно, эффективно, действенно, безопасно |
1. Цифровая экосистема бесплатного обучения 2. Инструменты ИКТ для обучения 3. Инструменты совместного обучения 4. Использование социальных сетей для обучения |
2 |
• Понимать концепции оптимального использования ИКТ в обучении • Понимать функции цифровых учебных ресурсов, основанных на ИКТ • Разработать проект интегрированного обучения с использованием ИКТ • Разбираться в характеристиках и использовать потенциал ИКТ в преподавании и создании ситуаций в учебной среде • Применять модели обучения с использованием ИКТ • Использовать ИКТ в управлении обучением (данные, оценка и т.д.) • Использовать ИКТ для совместной работы по повышению качества процессов и результатов обучения • Использовать социальные сети для обучения • Использовать обучающие видеоролики на основе ИКТ |
1. Оптимизация использования ИКТ в цифровом обучении 2. Применение моделей обучения, основанных на цифровых учебных ресурсах 3. Интегрированное управление классом с использованием ИКТ в процессе обучения 4. Основы разработки обучающих медиа с использованием цифровых технологий |
3 |
• Освоить один из инструментов разработки учебного материала – как контента, так и приложений • Обладать базовыми навыками проектирования визуальных коммуникаций • Осуществлять систематический процесс разработки средств обучения • Создать форму интерактивных средств обучения на основе ИКТ • Выполнять обучающую медиаинженерию по мере необходимости • Разработать средства обучения совместно с другими учителями или школьниками • Применять принципы обучения при разработке средств массовой информации • Подготовить учебные материалы на основе ИКТ |
1. Разработка обучающих аудионосителей на основе ИКТ 2. Разработка обучающих видеоматериалов на основе ИКТ 3. Разработка интерактивных обучающих мультимедийных средств 4. Разработка обучающих игр 5. Инновации в обучении, использующие цифровые средства обучения |
4 |
• Использовать социальные сети в качестве средства обмена контентом и учебными материалами. • Обладать хорошими базовыми коммуникативными навыками (личностными, межличностными и общественными) • Обладать сознательностью и ответственностью при использовании ИКТ • Обладать способностью считывать данные, анализировать, прогнозировать и предвидеть возможные сложности • Иметь высокий уровень мотивации и обладать способностью вдохновлять других. • Применять формы совместного обучения • Обладать способностью выражать мысли в письменной форме, как в популярном жанре, так и в виде аргументированного изложения своей точки зрения, а также в форме научного дискурса |
1. Публикация материалов для повышения квалификации учителей 2. Налаживание коммуникации и сотрудничества при использовании платформы «Rumah Belajar» (Учебный Дом) 3. Распространение стратегий использования социальных сетей |
Рис. 2. Общее количество участников и количество участников, прошедших каждый уровень (2022 г.)
Программа «PembaTIK» периодически оценивалась для определения ее эффективности в достижении заявленных целей. Оценка проводилась в начале и в конце обучения по программе через различные каналы, в том числе через приложения групп участников (Telegram, WhatsApp, дискуссионные форумы), службу поддержки (help desks), группы гидов и/или опросы участников программы. Для оценивания использовались формирующий и суммирующий подходы [14, c. 26; 18]. Результаты оценки показали эффективность программы в плане повышения креативности, навыков решения проблем и предоставления возможностей для развития профессиональных связей.
В обучении школьников и учителей интерес к использованию платформы «Учебный Дом» высок, о чем свидетельствуют данные о количестве обучающихся, использующих «Учебный Дом», 666708 обучающихся, 273509 учителей и 117348 школ [16].
Программа «PembaTIK» оказывает положительное влияние на учителей и образование в Индонезии. Вот несколько результатов, которые были достигнуты: (1) на основании данных, представленных на рис. 2, количество участников «PembaTIK», улучшивших свои цифровые навыки, соответствует списку в табл. 1, включая использование программного обеспечения и приложений, связанных с обучением [19].
Исходя из статистических данных по каждому уровню, в 2022 г. можно увидеть, что 26261 учитель прошел программу «PembaTIK» на уровне 1, и объявлено, что 9727 учителей успешно завершили обучение, что означает, что программа смогла повысить знания и цифровые навыки участников на 37 %. Программу «PembaTIK» на уровне 2 прошли 11456 учителей, которые успешно прошли уровень 1 (накопительный итог за прошлые годы), и было объявлено, что 2893 учителя успешно завершили обучение, что означает, что программа смогла повысить знания и цифровые навыки участников на 25,2 %. В программе «PembaTIK» 3-го уровня приняли участие 1200 учителей, успешно освоивших 2-й уровень (нарастающим итогом за предыдущие годы), и было объявлено, что обучение прошли 450 учителей, что означает, что программа смогла повысить знания и цифровые навыки участников на 37,5 %. Участники программы на уровне 4 в 2022 г. – это 30 лучших выпускников уровня 3 «PembaTIK», и затем из каждого региона будут выбраны 5 лучших, чтобы стать Представителями Учебного Дома. С улучшенными цифровыми навыками учителя могут обеспечить более качественное обучение своих учеников, хотя количество участников все еще ниже запланированного. В этом случае помочь ускорить социализацию платформы «Учебный Дом» может предоставление опции получения сертификата «Представитель Учебного Дома» [16].
Затруднение и потенциал роста программы «PembaTIK»
Проблемы и перспективы развития программы «PembaTIK» тесно связаны с динамичным и сложным состоянием образования в Индонезии:
1) ограниченные цифровые инфраструктуры (недостаточное количество компьютеров) и ограниченный доступ к интернету в нескольких регионах Индонезии [20–22];
2) ограниченные бюджет и людские ресурсы для реализации программ во всех регионах Индонезии [22; 23];
3) существуют различия в качестве профессионального образования между городскими и сельскими районами, что объясняет отсутствие у учителей не только профессиональных компетенций, но и базовых знаний и умений работы на компьютере, а также непонимание особенностей обучения с использованием ИКТ/ цифровых технологий [20];
4) ряд учителей испытывают трудности с участием в программе из-за ограниченного времени и педагогической загруженности [24; 25].
Высокий энтузиазм учителей, участвующих в программе «PembaTIK», позволяет говорить о перспективности данной программы в части мотивационного фактора [26–28]. Существуют и другие программы, которые ориентированы на обучающихся, такие как Движение за школьную грамотность (GLS). Эта программа может помочь в реализации программы «PembaTIK» [29]. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность изучения программ других стран.
Программа «PembaTIK» практически аналогична российскому федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», целью которого является создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Сравнение двух программ показано в табл. 2.
Цель сравнительного анализа – облегчить понимание того, как реализуется программа «PembaTIK», с российской точки зрения. Из табл. 2 видно, что федеральный проект ЦОС имеет более широкий размах, чем программа «PembaTIK». Среди целей ЦОС в том числе 1) обеспечение 100 % образовательных организаций стабильным и быстрым интернет-соединением и 2) внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала. И что было произведено: 1189 образовательных организаций оснащены (обновили) компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего (нарастающим итогом с 2019 г. – 3314 организаций); 4020 образовательных организаций обеспечены материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (нарастающим итогом с 2019 г. – 16317 организаций) [27].
Один из видов деятельности, который был проведен, имеет сходство с индонезийской программой, а именно многоуровневое повышение квалификации. ЦОС имеет три направления: первое – обучение учителей созданию собственных онлайн-курсов и тренажеров, второе – правильное и эффективное использование онлайн-курсов в учебном процессе, третье – построение сообщества экспертов. Экспертное сообщество почти такое же, как и Представители Учебного Дома, разница заключается в выполняемых задачах. Если перед Представителями Учебного Дома стоит задача помочь в социализации и распространении портала «Учебный дом» среди коллег-учителей в своих регионах, то задача экспертного сообщества – оценить цифровой образовательный контент, чтобы повысить его качество.
Таблица 2
Сравнение программ «PembaTIK» и ЦОС
Программы |
«Pembelajaran Berbasis TIK»/ («PembaTIK») / «Обучение на основе ИКТ» |
«Цифровая образовательная среда» (ЦОС) |
Цель |
Повышение цифровой компетентности учителей |
Kачественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий |
Участники |
• Учителя • Администрация школы |
• Обучающиеся • Учителя • Родители • Администрация школы |
Формы деятельности |
• Многоуровневое повышение квалификации |
• Разработка массовых открытых онлайн-курсов (МООК) • Многоуровневое повышение квалификации • Обновленная организация образования |
Платформы |
rumahbelajar.id |
online.edu.ru |
Для того, чтобы воспользоваться имеющимися возможностями, очень важно заблаговременно подготовить цифровую инфраструктуру в школах, как в случае интеграции российского федерального проекта ЦОС. Кроме того, для поддержки программы «PembaTIK» можно реализовать следующие стратегии: расширение сотрудничества с заинтересованными сторонами, которые могли бы способствовать реализации программы в части улучшения доступа в интернет, равного для всех обучающихся и учителей; повышению качества учебных материалов и организация программы наставничества для учителей и школьников с помощью программ непрерывного обучения и текущего контроля успеваемости [12; 14, c. 6]; популяризации на территории страны знаний о значении цифровой грамотности и обучения на основе цифровых технологий [30].
Заключение
Программа «PembaTIK» оказала положительное влияние на учителей и образование в Индонезии. Определены следующие преимущества программы «PembaTIK»:
1) программа может использоваться учителями в качестве расширенного и разнообразного комплекса учебных материалов на платформе «Учебный дом»;
2) программа оказывает содействие в управлении и планировании учебной деятельности;
3) раскрывает область возможностей для интерактивного обучения учителей;
4) является действенным ресурсом повышения эффективности и подтверждения результативности преподавания;
5) предоставляет площадки для проведения педагогических форумов в сообществе «PembaTIK» по обмену информацией и опытом применения соответствующих времени гуманитарно-технологических разработок.
Помимо положительных характеристик были выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс реализации «PembaTIK»: недопонимание учителями важности использования ИКТ в современном образовательном контексте; низкий уровень цифровой грамотности педагогов; недостаточный уровень инфраструктуры и поддержки учителей, а также обеспечения доступа к интернету. В контексте требований современности рекомендуется продолжать работу по профессиональному развитию ИКТ грамотности педагогов, предлагая решения по преодолению выявленных проблем и активно привлекая достижения зарубежного опыта применения эффективных практик профессионального обучения в цифровых средах.