В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) говорится о том, что воспитание личности должно основываться на духовно-нравственных ценностях народов России, о важности сохранения этнокультурной и региональной идентичности, культурного разнообразия и языкового наследия многонационального государства [1]. Этнокультурная компетенция младшего школьника является важной составляющей его развития. Она предполагает умение понимать и уважительно относиться к культурным и этническим различиям, а также способность к межкультурному диалогу и взаимодействию. В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования этнокультурной компетенции младшего школьника. В итоге читатель сможет получить полное представление о том, что такое этнокультурная компетенция младшего школьника, почему она важна для его успешного развития в современном многокультурном мире, и познакомиться с одним из способов ее формирования – на интегрированных занятиях во внеурочной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности интегрированных занятий родного языка и математики в формировании этнокультурной компетенции младших школьников.
Материалы и методы исследования
А.В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как взаимосвязанные качества личности, направленные на определенный объект, явление окружающей действительности или процесс; с точки зрения ученого, суть понятия «компетентность» заключается в обладании соответствующей компетенцией, «включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2, с. 228]. По мнению А.Б. Афанасьевой, этнокультурная компетенция выступает как «интегральное свойство личности, основанное на совокупности знаний о родной и других культурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения культурными ценностями и проявляющееся в умениях, навыках, моделях поведения в моно- и полиэтнической среде» [3, с. 80]. По мнению М.Н. Поповой, «этнокультурная компетенция – это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной культуре, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [4]. В словаре-справочнике по социальной психологии В.Г. Крысько «этнокультурная компетентность» определяется как «степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с представителями других этнических общностей» [5, с. 387]. Е.В. Кулеш отмечает, что показателем сформированности данной компетентности является осознание, принятие и уважение ребенком этнокультурных различий (т.е. толерантность), готовность и способность жить в межэтническом обществе [6].
После тщательного изучения существующих определений понятия «этнокультурная компетенция» авторы предлагают конкретизацию данного понятия: этнокультурная компетенция младшего школьника – это умения и навыки, которые помогают ребенку эффективно адаптироваться в многонациональном обществе и понимать культурные традиции и ценности других народов. Она включает в себя знание языка, культуры, традиций, обычаев и обрядов своего народа, а также культуры и истории других народов, проживающих в этой стране или в мире [7]. Кроме того, этнокультурная компетенция включает в себя умение вести диалог с представителями других культур и понимать их перспективу. Важно развивать этнокультурную компетенцию у детей с младшего возраста, чтобы они могли стать толерантными и успешными членами многонационального общества.
Интегрированные занятия – это метод обучения, в котором различные предметы изучаются в комбинации друг с другом. Вместо того чтобы рассматривать каждый предмет в отдельности, создается занятие, которое объединяет несколько предметов вместе. Этот подход имеет ряд преимуществ для младших школьников и может помочь им более успешно учиться.
Преимущества интегрированных занятий:
− Увеличение мотивации учеников: интегрированные занятия могут помочь ученикам лучше понимать, зачем нужна та или иная тема и как она может быть полезной в других областях знаний. Это поможет увеличить их мотивацию для изучения предмета.
− Улучшение памяти: учебный материал, представленный в виде связанных между собой концепций, лучше запоминается и дает возможность более глубоко понять пройденную тему.
− Развитие критического мышления: интегрированные занятия способствуют развитию критического мышления у учеников, потому что они должны применять знания и навыки к различным задачам, что требует от них креативного подхода.
− Экономия времени: интегрированные занятия позволяют пройти несколько тем за одно занятие. Это экономит время на обучение и позволяет ученикам лучше усвоить материалы.
Для формирования этнокультурной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности авторами были разработаны и проведены интегрированные уроки родного (эвенкийского) языка и математики, которые будут способствовать овладению родным языком, знакомству с родной культурой и традициями, а также обучающиеся будут повторять и закреплять пройденный материал по математике.
Эксперимент проводился в три этапа.
Первый этап – констатирующий, где надо было определить первоначальный уровень сформированности этнокультурной компетенции младших школьников.
Методика 1. Анкета.
1. Знаете ли вы культуру и традиции своего народа?
2. Вами и вашими родителями соблюдаются ли традиции и обряды народа? Какие?
3. Знаете ли вы о национальной кухне своего народа?
4. Как вы думаете, что такое эвенкийские Иты и Оде?
5. Знаете ли вы, кто такой Сэвэки?
6. Есть ли в вашем доме изделие из шкуры оленя?
7. Знаете ли вы о целебных свойствах пантов оленя?
8. Знаете ли вы, что из костей оленя можно сделать игрушки?
9. Знаете ли вы, что из копыт оленя можно сделать музыкальный инструмент?
10. Что такое эвенкийский кумалан?
Методика 2. Тестирование на выявление первоначальных знаний и представлений об эвенкийских традициях и культуре.
Тестовые вопросы:
1. Праздник пробуждения природы у эвенков. Варианты ответов: А) Уктывун; Б) Бакалдын; В) Икэнипкэ.
2. Праздник встречи Нового года. Варианты ответов: А) Уктывун; Б) Бакалдын; В) Икэнипкэ.
3. Что такое эвенкийский нимҥакан? Варианты ответов: А) Запреты; Б) Предания; В) Сказки.
4. Сколько миров есть в нимҥакан? Варианты ответов: А) 1; Б) 3; В) 5.
5. Что такое Хэвэки? Варианты ответов: А) Священный белый олень; Б) Священное дерево; В) Средний мир.
6. Выбери эвенкийские имена. Варианты ответов: А) Саргылаана, Сардаана, Мичил; Б) Иманна, Киладий, Торгандун; В) Эрсан, Эрхан, Айсиэн.
Критерии оценивания:
1. Обучающиеся, имеющие высокий уровень сформированности этнокультурной компетенции, обладают глубокими знаниями в области национальной культуры, проявляют уважение к другим культурам. У них развиты такие качества личности, как толерантность, гуманность и т.д. Они также хорошо распознают музыкальные, художественные и другие произведения народной культуры.
2. Обучающиеся, имеющие средний уровень сформированности этнокультурной компетенции, проявляют небольшой интерес к национальной культуре. Они также имеют некоторые знания в области этики общения с людьми различных национальностей. Они частично ориентируются в произведениях народной культуры.
3. Обучающиеся с низким уровнем сформированности этнокультурной компетенции не проявляют интереса к народной культуре, не знакомы с произведениями народной культуры.
У 4 обучающихся был высокий уровень сформированности этнокультурной компетенции, что составляет 17,4 %. Со средним уровнем 16 участников эксперимента, это 69,5 % от общего количества обучающихся. А с низким уровнем сформированности этнокультурной компетенции 3 обучающихся – 13,1 %. Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Показатели уровня сформированности этнокультурной компетенции младших школьников на констатирующем этапе
Второй этап – формирующий. На этом этапе был разработан и проведен комплекс интегрированных занятий по формированию этнокультурной компетенции младших школьников. В качестве примера приведем интегрированное занятие родного (эвенкийского) языка и математики. Для перевода слов были использованы эвенкийско-русские словари [8, 9].
Слайд 1: тема урока – «эвэды таңу» (эвенкийский счет).
Учитель: Дорово куңакар! Инэңин бу эвэды таңу таткалдярав (Здравствуйте, дети! Сегодня будем изучать эвенкийские числа). Эвенкийский счет от 1 до 10.
Слайд 2: Один – умун; два – дюр; три – илан; четыре – дыгин; пять – тунңа; шесть – нюңун; семь – надан; восемь – дяпкун; девять – егин; десять – дян.
Рис. 2. Показатели уровня сформированности этнокультурной компетенции младших школьников на контрольном этапе
Учитель учит правильно произносить слова.
Слайд 3: один – умун. Написано словосочетание умун дылача (одно солнце), Учитель просит нарисовать солнце и написать сверху умун (один).
Слайд 4: два – дюр. Написано словосочетание дюр бегал (две луны). Обучающийся рисует две луны и подписывает.
Слайд 5: три – илан. Илан осиктал (три звезды). Обучающийся рисует три звезды и подписывает
Слайд 6: четыре – дыгин. Дыгин мол (четыре дерева). Обучающийся рисует четыре дерева и подписывает.
Слайд 7: пять – тунҥа. Тунҥа чиктыл (пять цветов). Обучающийся рисует пять цветов и подписывает.
Слайд 8: шесть – нюҥун. Нюҥун коколлол (шесть варежек). Обучающийся рисует шесть варежек и подписывает.
Слайд 9: семь – надан. Надан авданнал (семь листьев). Обучающийся рисует семь листьев и подписывает.
Слайд 10: восемь – дяпкун. Дяпкун делол (восемь камней). Обучающийся рисует восемь камней и подписывает.
Слайд 11: девять – егин. Егин умуктэл (девять яиц). Обучающийся рисует девять яиц и подписывает.
Слайд 12: десять – дян. Дян дэгинҥэктэл (десять грибов). Обучающийся рисует десять грибов и подписывает.
Физкультминутка проводится на эвенкийском языке, с повторением пройденной темы – выполнением зарядки под эвенкийский счет. Умун, дюр, илан, дыгин, тунҥа, нюҥун, надан, дяпкун, егин, дян.
Для закрепления пройденного материала обучающимся предлагается изучение считалок на эвенкийском языке. В конце занятия обучающиеся вместе с учителем исполняют хоровод (круговой танец эвенков): Осорайкан! Осорайва икэгэт! Осорайкан! Умунду урундегэт! Осорайкан! Эвэнкил давлакаллу! Осорайкан! Аямамат бидекэллу! [10, с. 31].
Результаты исследования и их обсуждение
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика выявления уровня сформированности этнокультурной компетенции младших школьников по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты диагностики показаны на рис. 2.
С высоким уровнем сформированности этнокультурной компетенции было 4 обучающихся (17,4 %), стало 6 обучающихся (26,1 %). Обучающихся со средним уровнем этнокультурной компетенции на контрольном этапе 15, что составляет 65,2 %, а было 16 (69,5 %). Низкий показатель сформированности был у 3 обучающихся (13,1 %), стало 8,7 %, что составляет 2 обучающихся.
Заключение
На констатирующем этапе эксперимента были сделаны выводы, что обучающиеся не владеют знаниями о культуре и традициях своего народа, особенно дети затруднялись в общении. Для решения данной проблемы авторы теоретически обосновали, разработали и провели интегрированные уроки родного языка и математики для формирования этнокультурной компетенции младших школьников. Так, на интегрированных занятиях у обучающихся повысились знания о родной культуре, традициях, обычаях, обогатился словарный запас, они узнали, что эвенкийская культура является одной из многочисленных культур мира, а также дети овладели первичными навыками ведения диалога на родном эвенкийском языке.