Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ECOSYSTEM APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF TEACHERS OF FINE ARTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Zelenskaya V.A. 1
1 Stavropol State Pedagogical Institute
The digital transformation of society imposes new requirements on the content of education and the forms of its receipt, determines the transition to more flexible, mobile models that can be an effective tool in the development of relevant professional competencies. The creation of digital educational ecosystems is becoming a trend of modern education, ensuring the establishment of new horizontal relationships, personification, openness and freedom of pedagogical creativity. The core of emerging ecosystems can be universities that have a digital infrastructure and significant experience in organizing interaction and cooperation of various subjects of the educational process. This will allow them to generate and accumulate innovations and promote their dissemination. The article presents the results of research work aimed at identifying ways to develop the information and communication competence of teachers of fine arts in the digital educational ecosystem. On the basis of the ecosystem approach, the emergence and development of the network community “Art workshop of a student of the Stavropol State Pedagogical Institute”. Born as a student, the community unites not only future teachers of fine arts, but also practical teachers, as well as scientific and pedagogical staff of the Department of Pedagogical Art Technologies of the Stavropol State Pedagogical Institute. The article provides examples of joint projects of community stakeholders that influence the development of their information and communication competence.
ecosystem approach
digital transformation of education
digital educational ecosystem
information and communication competence
network pedagogical community

Цифровая трансформация в настоящее время выступает как повсеместный и глобальный тренд развития всех сфер общества. А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др. под цифровой трансформацией образования понимают системное обновление требуемых образовательных результатов, содержания образования, организационных форм и методов учебной работы, оценивания образовательных результатов в быстро развивающейся цифровой образовательной среде [1, с. 182]. В.С. Тоискин считает, что «цифровую трансформацию образования уместно рассматривать как зарождение и создание образовательной экосистемы – динамично развивающейся и взаимосвязанной сети образовательных пространств, состоящих из локальных, групповых и индивидуальных образовательных подпространств, объединенных глобальными образовательными платформами» [2, с. 73]. А.Г. Изотова, Е.С. Гаврилюк также указывают, что цифровая трансформация образования является основой создания концепции цифровой образовательной экосистемы [3]. Ряд авторов поддерживают идею о необходимости создания цифровой образовательной экосистемы. С.Г. Григорьев, Р.А. Сабитов, Г.С. Смирнова, Ш.Р. Сабитов под цифровой экосистемой университета понимают гибкую и комплексную систему, характеризующуюся функцией адаптации, базой этой системы выступают цифровая инфраструктура и входящие в нее цифровые компоненты, а формирование взаимосвязей основывается на применении информационных и медиатехнологий [4].

В условиях цифровой трансформации образования и зарождения цифровых образовательных экосистем различного уровня актуальной является способность учителя применять цифровые инструменты и информационно-коммуникационные технологии в организации процесса обучения в цифровой образовательной среде. Эту способность автор связывает с развитием информационно-коммуникационной компетентности учителя. На необходимость развития информационно-коммуникационной компетентности учителей обращается внимание в государственных инициативах и нормоустанавливающих документах, в рамках которых определены требования к профессиональной подготовке педагогических кадров. Развитие информационно-коммуникационной компетентности актуализировано авторами профессионального стандарта «Педагог», в тексте которого прослежены следующие аспекты – общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных); общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе) [5]. Таким образом, на государственном уровне признано, что информационно-коммуникационная компетентность учителя является неотъемлемым компонентом его профессиональной компетентности. Вместе с тем стремительное обновление цифровых инструментов, информационно-коммуникационных технологий, используемых в образовательном процессе, обусловливает объективную необходимость в непрерывном развитии информационно-коммуникационной компетентности учителей в соответствии с принципом «life-long learning» («образование на протяжении всей жизни»). Поэтому в статье рассматривается развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов в зарождающейся цифровой образовательной экосистеме (на примере учителей изобразительного искусства).

Цель данной статьи состоит в исследовании способов развития информационно-коммуникационной компетентности учителей изобразительного искусства в цифровой образовательной экосистеме.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования использованы методы теоретического анализа публикаций по теме исследования, анализ передового педагогического опыта, собственной педагогической деятельности и педагогической деятельности коллег.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретический анализ публикаций по теме исследования показал, что экосистемный подход в образовании находится на стадии становления, поэтому терминологическое поле только начинает формироваться. При этом исследователи указывают, что ключевым в экспликации экосистемного подхода в образовании является не столько термин «экосистема», сколько «набор признаков, которыми должно обладать то или иное объединение, чтобы продвигать инновации, т.е. реализовывать задачи цифровой трансформации» [2, с. 72]. И.Г. Хангельдиева определяет следующие особенности образовательной экосистемы: наличие инициативного ядра, множество игроков, открытость, динамичность, гибкость, мобильность, адаптивность, организационная сложность, востребованность многими субъектами на протяжении всей жизни, как территориальная, так и транстерриториальная локализация, включая онлайн-ресурсы [6, c. 75].

Л.В. Куклина, С.Я. Куклин считают, что «экосистема профессионального образования центрируется вокруг профессиональных навыков и компетенций, приобретение которых должно идти по другой, отличной от обычного обучения, траектории» [7, с. 28]. В связи с этим актуальным является мнение И.Г. Хангельдиевой, которая отмечает, что «одной из возможных моделей будущего образования может стать образовательная экосистема, которая в определенной степени является слепком с характерных взаимодействий, свойственных сетевым сообществам» [6, с. 75]. Под сетевым сообществом А.Н. Сергеев понимает «группу людей, взаимодействующих на основе коммуникаций интернета, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии» [8, с. 17].

В октябре 2016 г. на кафедре педагогических арт-технологий ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» инициировано создание сетевого сообщества «Художественная мастерская студента_СГПИ» [9]. Соглашаясь с мнением И.Г. Хангельдиевой, рассмотрим возникновение и развитие обозначенного сетевого сообщества через призму экосистемного подхода. Так, инициативным ядром зарождающегося сетевого сообщества явились автор статьи и студенты выпускного курса, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование».

Дж. Кубиста, П. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс акцентируют внимание на том, что образовательная экосистема проходит этапы существования от зарождения до спада, который приводит либо к отмиранию экосистемы, либо к полному переосмыслению ее сути и дальнейшему перерождению [10, c. 126].

На этапе зарождения сетевое сообщество «Художественная мастерская студента_СГПИ» представляло собой апробационную площадку, на которой будущие учителя изобразительного искусства реализовывали освоенные методы, приемы обучения изобразительному искусству в цифровой среде, при этом выступали не только пассивными участниками (потребителями образования), но и организаторами совместной сетевой профессиональной активности (провайдерами образования). Л.П. Владимирова указывает, что наряду с такими видами сетевой активности, как общение на форумах, обсуждение планов уроков, обмен опытом проведения сетевых проектов, заслуживает внимания аспект администрирования сообщества, то есть для эффективного функционирования сетевому сообществу необходимы модераторы, ведущие рубрик и др. [11]. Множество ролей, обозначенных выше, на этапе зарождения сообщества выполнялись инициаторами сетевого взаимодействия. Дж. Кубиста, П. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс также считают, что развитие образовательной экосистемы во многом зависит от компетенций команды экосистемных лидеров [10, c. 128]. Л.В. Куклина, С.Я. Куклин подчеркивают, что «развитие образовательной экосистемы и ее динамическое равновесие гарантируется не только объективными причинами, но и мотивационной, психологической составляющей ее участников» [7, с. 28]. Повышение мотивации и продуктивности обучения Н.Л. Гололобова связывает с процессом профессионального общения, в ходе которого обучающиеся, делясь своими знаниями и опытом деятельности, берут на себя часть обучающей функции преподавателя [12, c. 20], что способствует преодолению неуверенности, формированию комфортного профессионального образа [8]. Таким образом, на этапе зарождения сетевое сообщество «Художественная мастерская студента_СГПИ» представлено ограниченным числом участников-основателей, исполняющих множество ролей, определением общих целей, поиском механизмов привлечения к сотрудничеству «новых игроков», разработкой образовательного контента.

Переход к этапу роста (расширения) «Художественной мастерской студента_СГПИ» в контексте экосистемного подхода связан с «присоединением новых игроков, появлением совместных инициатив и проектов» [10, c. 126]. В настоящее время стейкхолдерами сообщества являются педагоги разных поколений. Среди них научно-педагогические работники кафедры педагогических арт-технологий ГБОУ ВО СГПИ, учителя изобразительного искусства Ставропольского края, студенты – будущие учителя изобразительного искусства. Механизмом привлечения к сотрудничеству в сетевом профессиональном сообществе как будущих, так и работающих учителей изобразительного искусства общеобразовательных организаций Ставропольского края явилось профессиональное взаимодействие в формате конкурсов, арт-квизов, флешмобов, акций, фестивалей, творческих отчетов и др. Следует отметить, что использование совместных форм сетевой активности является условием решения проблемы «разрыва» поколений в сетевой компьютерной среде [8].

В процессе сетевого профессионального взаимодействия в «Художественной мастерской студента_СГПИ» акцентировано развитие информационно-коммуникационной компетентности учителей изобразительного искусства в ее предметно-педагогическом аспекте. Под информационно-коммуникационной компетентностью учителей изобразительного искусства понимается способность реализовывать трансформирующееся под влиянием информационно-коммуникационных технологий и цифровых сервисов содержание учебного предмета изобразительное искусство, методы и формы учебной работы в онлайн- и офлайн-формате, специализированные информационно-коммуникационные технологии, цифровые инструменты и сервисы создания и обработки изображений, которые повышают эффективность образовательного процесса.

Приведем примеры совместных проектов, реализованных в сетевом сообществе «Художественная мастерская студента_СГПИ», способствующих развитию информационно-коммуникационной компетентности стейкхолдеров сообщества. Среди них:

− арт-квизы «Образ мадонны в мировом искусстве», «#МЫЕДИНЫ» и др., направленные на освоение стратегий геймификации в цифровой образовательной среде и потребовавшие от участников и организаторов навыков работы с цифровыми инструментами и сервисами создания и обработки изображений, социальными сетями, поисковыми сервисами сети Интернет;

− неделя искусств, направленная на разработку цифровых образовательных ресурсов, учебных материалов, которые могут быть использованы как в процессе урока изобразительного искусства, так и во внеурочной деятельности в онлайн- и офлайн-формате, потребовавшая от участников и организаторов владения навыками работы с цифровыми инструментами и сервисами создания и обработки изображений, социальными сетями, поисковыми сервисами сети Интернет;

− фестиваль национальных культур, включающий круглый стол «Традиции народов России», презентацию творческих проектов «Национальный костюм народов Северного Кавказа», ретроспективную онлайн-выставку художественно-творческих работ «Художественный образ народов России» и потребовавший от участников и организаторов умения подготавливать цифровые образовательные ресурсы и использовать сервисы организации видеоконференций для их презентации; владения навыками работы с цифровыми инструментами и сервисами создания и обработки изображений, социальными сетями, поисковыми сервисами сети Интернет;

− акции «Я помню! Я горжусь!», посвященные празднованию Дня Победы, потребовавшие от участников владения цифровыми видеосервисами, навыками работы с цифровыми инструментами и сервисами создания и обработки изображений и др.

Своеобразным катализатором развития профессионального взаимодействия в сетевом сообществе «Художественная мастерская студента_СГПИ» явилась пандемия COVID-19 и переход всех образовательных организаций в 2020 г. на дистанционный формат обучения. Полезным опытом профессионального взаимодействия в этот период стала реализация производственной (педагогической) практики будущих учителей изобразительного искусства в дистанционном формате, которая явилась своеобразным срезом, позволяющим определить направления развития информационно-коммуникационной компетентности стейкхолдеров сообщества. Так, востребованными компетенциями, обеспечивающими эффективное взаимодействие и достижение цели производственной (педагогической) практики, явились способности реализовывать методы и формы учебной работы онлайн на основе синхронного взаимодействия с обучающимися (проведение уроков изобразительного искусства, внеурочных мероприятий с использованием сервисов организации видеоконференций); использовать информационно-коммуникационные технологии и цифровые сервисы обработки текстовой, графической, видеоинформации для подготовки цифровых образовательных ресурсов, отчетной документации по практике; работать с облачными технологиями; осуществлять рефлексию выполнения заданий педагогической практики с использованием мессенджеров, сервисов организации видеоконференций. Владение перечисленными компетенциями является актуальным и для студентов – будущих учителей изобразительного искусства, и для их наставников – научно-педагогических работников кафедры педагогических арт-технологий ГБОУ ВО СГПИ, учителей изобразительного искусства Ставропольского края, что позволяет сделать вывод об актуальности непрерывного развития информационно-коммуникационной компетентности для всех стейкхолдеров сетевого сообщества «Художественная мастерская студента_СГПИ».

Заключение

Обобщая вышесказанное, отметим, что развитие информационно-коммуникационной компетентности учителей изобразительного искусства, опосредованное взаимодействием в сетевом профессиональном сообществе, носит практико-ориентированный характер и связано с решением актуальных задач педагогической практики. Взаимодействие в сетевом профессиональным сообществе может стать значимым элементом самообразования как будущих учителей изобразительного искусства, так и учителей-практиков, направленного на развитие информационно-коммуникационной компетентности.

Перспективными направлениями развития сетевого сообщества «Художественная мастерская студента_СГПИ» представляются изучение механизмов координации деятельности стейкхолдеров сообщества, построение новых и укрепление существующих горизонтальных и вертикальных связей в сообществе, а также проектирование форм контроля и оценки эффективности сетевого взаимодействия.