Социальное, экономическое развитие современного Кыргызстана, проводимые реформы, конечно же, оказывают влияние на молодежь, ее ценности, становление мировоззрения, ориентации, в том числе на необходимость получения высшего образования. В то же время воспитание в вузе является приоритетной задачей. Что же такое воспитание студентов? Какие качества сегодня обеспечивают возможность комфортной жизни в быстро изменяющихся условиях? Какими качествами должен обладать завтрашний профессионал?
Воспитание подрастающего поколения – важная, стратегическая задача государства. В «Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 г. № 22» [1], говорится, что «…образование продолжает оставаться одним из важнейших приоритетов государства и должно быть ориентировано на воспитание гармоничной личности, раскрывающей потенциал каждого человека» [1]. В «Концепции духовно-нравственного развития и физического воспитания личности на 2021–2026 гг.» утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики в июле 2021 г. [2], подчеркивается, что «…деятельность педагогов и наставников по духовно-нравственному развитию личности должна осуществляться добросовестно, ответственно и на высоком профессиональном уровне. Каждая личность должна получать развитие в соответствии со своим мировоззрением и индивидуальными способностями» [2].
Педагоги придают большое значение системе образования в формировании нравственных ценностей граждан государства. С.К. Калдыбаев подчеркивает, что «...образовательный процесс – центральное звено педагогической системы, где и происходит процесс усвоения знаний, развитие и воспитание учащихся» [3]. Отмечая ценность воспитания в системе образования Н.А. Асипова, А.С. Баялиева отмечают: «В условиях сегодняшней глобализации государство и общество нуждаются в гражданах, умеющих ценить свое личностное достоинство, имеющих широкие возможности нового мышления, свободно выбирающего свое направление, продолжающего будущее своего народа, а формирование таких личностей является главной задачей системы образования и воспитания этого государства» [4].
Т.А. Баранова, раскрывая роль воспитания в вузе, отмечает: «В процессе обучения человек приобретает опыт в научной, предметной и профессиональных сферах. Воспитание, в свою очередь, формирует знания, умения и навыки в сферах межличностного и профессионального общения, дает представление о тактиках и стратегиях поведения в различных жизненных ситуациях, создает основу для решения внутренних и межличностных конфликтов» [5].
В условиях развивающегося индустриального общества университет оказался в условиях необходимости соответствовать требованиям экономической эффективности, поэтому он осуществляет все больше профессиональную подготовку. М.С. Куприянов пишет: «Продуктом университетского образования оказался добротный профессионал, хорошо знающий специфику своего дела, но плохо ориентирующийся в совокупном пространстве культуры, поскольку формирование мировоззрения превратилось теперь в составляющую семейного воспитания, а семья, которая в традиционном обществе выполняла воспитательную функцию, оказалась не в силах в полной мере выполнять эту роль» [6]. Нынешнее состояние образовательного процесса вуза характеризуется большей направленностью на формирование компетенций, связанных с приобретением знаний и умений. Воспитательной работе со студентами не уделяется должного внимания.
В ходе наблюдений автором сделаны выводы о том, что в некоторых вузах воспитательный процесс носит несколько стихийный характер, нет четкой структуры и соответствующего содержания. Преподаватели считают необходимым обучение студентов, воспитательный же процесс рассматривается как второстепенный, которым должны заниматься кураторы академических групп. В соответствии с индивидуальной учебной нагрузкой профессорско-преподавательский состав должен осуществлять воспитательную работу, проводить мероприятия. Факт обязательности проведения воспитательных мероприятий приводит к тому, что происходит имитация воспитания, то есть его подмена массовыми мероприятиями, концертами студентов, в свободное от занятий время, на которых заставляют участвовать студентов, то есть преподаватель выступает в роли массовика-затейника. Или же преподаватели, в большей части кураторы академических групп, для отчетности проводят иногда профилактические беседы со студентами по той или иной теме. Эти меропрятия также носят несколько стихийный, несистематический характер. Самые активные кураторы – энтузиасты устраивают экскурсии в музеи, на выставки. Студент на всех этих мероприятиях занимает пассивную позицию. Таким образом, существует настоятельная необходимость в пересмотре программ воспитания студентов в вузе с учетом сегодняшней ситуации.
Актуальность исследования заключается в необходимости разработки эффективной программы воспитания студенческой молодежи, такой ее структуры и содержания, которое может способствовать созданию целостной системы подготовки специалиста новой формации.
Цель исследования – на основе изучения источников и анализа собственного опыта в реальном образовательном процессе предложить эффективную структуру и содержание программы воспитания в современном вузе.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели автором проанализирована соответствующая научная литература, связанная с исследованием проблем воспитания в вузе, изучены нормативно-правовые документы Кыргызской Республики в области образования и воспитания, исследован опыт педагогов по теме исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Воспитательная работа в учебно-воспитательном процессе вуза осуществляется в двух основных направлениях: 1) непосредственно в учебном процессе, т.е. в процессе изучения дисциплин; 2) во внеучебной и досуговой деятельности студентов. В рамках данной статьи автор предлагает свое видение структуры и содержания воспитательной работы во внеучебной и досуговой деятельности вуза.
Принципы, из которых исходит автор при создании программы воспитания в вузе, следующие: соответствие воспитания, его содержания и методов требованиям современного общества, государственного строя, развития культуры, науки; учет условий разностороннего и гармоничного развития личности; исходя из того, что воспитание – это создание условий для передачи опыта поведения в обществе от старшего поколения младшим, педагогическое осмысление, учет и интерпретация этого опыта; создание условий для оптимального взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса; обеспечение педагогического контроля, оценки, рефлексии воспитательного процесса.
Предлагаемая автором Программа воспитания студентов в вузе Кыргыз жараны (Гражданин Кыргызстана) состоит из следующих основных разделов:
1. Цели, задачи воспитания в вузе.
2. Основные направления воспитания во внеучебной и досуговой деятельности студентов.
3. Формы, методы и технологии воспитания студентов.
4. Анализ эффективности воспитательной работы в вузе.
Первый раздел «Цели и задачи воспитания в вузе». Исходя из цели воспитания – формирования разносторонне гармонически развитой личности, уважающей традиции, национальные ценности своего народа, развитие творчества, духовности на основе общечеловеческих ценностей, идентифицирующей себя Кыргыз жараны, обладающей прагматичностью, критичностью, предприимчивостью, выявлены задачи воспитания студенческой молодежи в вузе: 1) создание условий, в которых каждый студент займет активную жизненную позицию в удовлетворении потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном развитии; 2) формирование нравственности, духовной культуры личности; 3) формирование активной гражданской позиции, правовой и политической культуры, патриотизма, идентификации себя Кыргыз жараны; 4) поликультурное воспитание и формирование толерантности; 5) физическое воспитание и формирование стремления студентов к здоровому образу жизни; 6) воспитание неприятия антиобщественного поведения и нетерпимого отношения к алкоголизму, наркомании; 7) воспитание ценностного отношения к историческому наследию, культурным традициям, научным ценностям своего университета; 8) воспитание уважения и навыков сотрудничества в студенческом самоуправлении, формирование навыков управления коллективом; 9) формирование личностных качеств и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в будущем.
Второй раздел – «Основные направления воспитания во внеучебной и досуговой деятельности студентов»; они в современном вузе следующие:
1) формирование гражданской идентичности Кыргыз жараны: патриотическое, поликультурное, правовое, толерантное воспитание студентов;
2) нравственное, духовное, культурно-просветительское, интеллектуальное воспитание студентов;
3) физкультурно-оздоровительное воспитание и формирование навыков здорового образа жизни студентов;
4) поддержка и развитие студенческого самоуправления.
Третий раздел – «Формы, методы и технологии воспитания студентов». По определению Т.Г. Суминой, форма воспитания – это «…способ организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в котором открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам» [7]. В качестве основных форм воспитания в современном вузе автор предлагает следующие: студенческие олимпиады с решением педагогических задач на нравственые темы, интеллектуальные игры «Мы дети зеленой планеты», «Кыргызстан – наша общая родина»; круглые столы «Спасибо дедам за победу», «Омуру орнок инсандар» – «Личности, жизнь которых является для нас примером» с приглашением выдающихся современников, «История родного университета»; студенческие дебат-клубы «Мы против похищения невест», «Женщины в истории Кыргызстана»; студенческое волонтерство (патриотическое, экологическое, социальное); студенческие форумы по профилактике буллинговых явлений; социальные акции «Все лучшее – детям», «Милосердие», «Помоги ближнему», «Карысы бардын, ырысы бар» – «Счастлив народ, почитающий пожилых» с посещением детских домов, домов престарелых; экологические акции «Чистота вокруг меня – чистая планета», студенческие акции по укреплению здоровья и профилактике ЗОЖ «В здоровом теле – здоровый дух», студенческие спартакиады; квесты на сплочение команд; флэш-мобы «Мы разные, но мы вместе»; литературные гостиные и поэтические вечера; выполнение проектов; конкурсы видеороликов на нравственные темы; мероприятия, связанные с праздничными датами. Традиционной формой воспитания является празднование национальных праздников, всех основных народов Кыргызстана: «Нооруз», «Айтыш» с приглашением акынов и сказителей, «Масленица», «Сабантуй» и другие. Основные методы воспитания: упражнения, приучения, методы воспитывающих ситуаций, требование, рассказ, беседа, поощрения и наказание, соревнование.
Четвертый раздел «Анализ эффективности воспитательной работы в вузе» включает следующие основные этапы: выработка критериев воспитанности студента, выделение основных показателей, по которым можно судить об эффективности проводимой методики воспитания, выбор эффективных диагностических инструментов, а также изучение, оценка эффективности качества проведенного исследования. С целью анализа воспитанности учащихся средней школы А.И. Тимонин, А.Г. Кирпичник, О.А. Павлова и др. считают необходимым «…придерживаться технологии, включающей в себя следующую последовательность этапов: 1. Наблюдение за ребенком в специально организованной деятельности. 2. Самооценивание детей по предложенным показателям. 3. Оценка ребенка родителем. 4. Оценка детей педагогами. 5. Сравнение результатов оценки с результатами психологических исследований. 6. Интеграция совокупной оценки воспитанности для каждого ученика» [8]. Диагностика воспитанности студентов является актуальной проблемой современной педагогики высшей школы, ее основные этапы: 1) наблюдение за студентами в процессе их участия в воспитательных мероприятих, учебной деятельности, во время прохождения практик; 2) самооценка и взаимооценка студентов по предложенным критериям; 3) анализ ответов студентов на разработанные анкеты письменно и онлайн; 4) анализ эссе студентов и других выполненных работ; 5) анализ карт обратной связи (3-2-1, выходная карта и др.); 6) анализ трудоустройства выпускников и их дальнейшей карьеры.
При анализе эффективности воспитательной работы в определенном вузе необходимо учитывать специфику будущей профессиональной деятельности студентов, здесь автор полностью согласна с Г.В. Буяновой: «Процесс воспитания в вузе в целом необходимо рассматривать в совокупности всех его направлений, но с учетом тех требований, которое предъявляет к специалисту получаемая студентами профессия» [9].
Очень важно, чтобы воспитательная работа в вузе в процессе реализации программы стала действительно воспитывающей, а не решала только задачи по организации досуга студентов и их развлечения. Показателем эффективности программы могут служить осуществляемые студентами и преподавателями воспитательные дела, наличие в вузе интересной, личностно-развивающей, насыщенной внеучебной деятельности, активность самих студентов.
В качестве дополнительных инструментов можно провести беседы со студентами об их мотивированности во внеучебной деятельности в вузе, ее значимости для будущей профессиональной деятельности. Автором разработана адаптированная модифицированная анкета для студентов с примерными вариантами ответов, включающая вопросы, связанные:
− с пониманием студентами важности уровня воспитанности, уровня общей культуры в будущей профессиональной деятельности (ответственность, мотивированность студентов, активность в учебной и внеучебной деятельности группы, факультета, вуза, города, группы, свой ответ);
− с умением выделять качества, необходимые для профессионала новой формации (целеустремленность, настойчивость, самоорганизованность, самодисциплина, креативность, организованность, самообразование и повышение своего мастерства, свой ответ);
− с осознанием качеств, отрицательно влияющих на реализацию гражданского и профессионального поведения (ставить свои личные интересы превыше всего, безответственно относиться к учебе и порученному делу, быть безнравственным человеком, быть способным совершить нехороший поступок, оскорбить и унизить человека, ставить свое материальное благогополучие выше чести и достоинства, долга гражданина, свой ответ);
− с осознанием своей гражданской идентичности Кыргыз жараны, качеств и факторов, оказывающих отрицательное влияние на их формирование (отсутствие или недостаток внеучебной работы в вузе, мероприятий, кружков, воспитательных дел, свой ответ);
− с факторами воспитания (родители, ближайшие родственники, преподаватели, кумиры, герои книг, фильмов, свой ответ);
− с мотивированностью и желанием проводить внеучебное время в гражданской, исследовательской, проектной, патриотической и др. деятельности в своем вузе, в городе, селе, районе (да, нет, свой ответ);
− с умением выделять наиболее важные качества для человека (активность, умение планировать свою деятельность, милосердие, скромность, мечтательность, творчество, оптимизм, трудолюбие, тактичность, деловитость, профессионализм, стремление к самосовершенствованию, свой ответ).
Заключение
Воспитание студентов в вузе представляется как система взаимодействия преподавателей и их воспитанников, то есть студентов, направленная на формирование их нравственных, ценностных установок, мотивов в самосовершенствовании, развитие желания у студентов усвоения культуры своего и других народов, норм и правил жизни в обществе, уважения к правам и свободам, гражданской идентичности Кыргыз жараны, патриотизма, креативности, творчества, гуманизма, ценностей здоровьесбережения.
Таким образом, определение структуры воспитательной работы в вузе, исходя из современных реалий, требований общества, особенностей развития и потребностей студента, является основой для выбора оптимального содержания воспитания, позволяющего оказать влияние на формирование успешной личности, гражданина страны, патриота, профессионала в своей области.