В современных условиях основой социально-экономического развития является изучение и внедрение новых технологий, которые, в свою очередь, предъявляют свои требования к образованию. Обилие информации, развитие и неустанное движение вперед технического прогресса, обновление производственных технологий сформулировало принцип «Образование через всю жизнь». Задача педагогической науки состоит в разработке новых моделей и технологий обучения и воспитания [1]. Обновления затрагивают все сферы образования, в том числе образовательную область «Технология». В учебный план общеобразовательных учреждений она была введена в 1993 г. с целью формирования у обучающихся технологических знаний, умений применять их в практической деятельности с учетом экологической, экономической и предпринимательской целесообразности.
Высшее педагогическое образование в данном контексте играет важную роль, ведь приоритетной задачей является обеспечение культурно-гуманистической направленности образования, создание условий для саморазвития будущего учителя технологии, раскрытия творческого потенциала его жизнедеятельности. В изменяющихся условиях необходимо обновлять содержание образования, технологии, методы обучения; создавать условия для развития у студентов широкого спектра общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые необходимы в решении социально-педагогических задач [2]. В последнее время в образовательном процессе вуза актуализируется проблема организации проектной деятельности, основой которой является развитие критического мышления, умений ориентироваться и обрабатывать информацию, навыков самоанализа и самоконтроля. Компетентностный подход способствует развитию творческой личности будущего учителя технологии, который должен быть готов к различным видам труда, что является актуальными результатами обучения при выполнении социального государственного заказа в сфере образования.
Цель исследования – обобщить и проанализировать опыт организации проектной деятельности в технологическом образовании на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии ПетрГУ, на которой осуществляется профессиональная подготовка учителей технологии и педагогов дополнительного образования.
Материалы и методы исследования
Анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
В арсенале педагогических методов и средств проектная деятельность занимает особое место, выступая основным звеном в современных методах организации самостоятельной работы обучающихся. Проектная деятельность позволяет определить учебную проблему, обосновать ее значимость и самостоятельно ее решить. Основа проектной деятельности – стимуляция интереса обучающихся к решению проблем с помощью той суммы знаний, которая у них уже есть, и приобретения новых через практическую деятельность, которая бы демонстрировала эти знания. В.Ф. Сидоренко отмечает многозначность данного понятия: «проектная деятельность представляет сложную организованную систему взаимодействия различных специалистов, функционально связанную с системами управления, планирования и производства и, в свою очередь, являющуюся особого рода производством проектной документации, в языке которой предвосхищается желаемый и предназначенный к осуществлению образ будущего проекта – вещи, предметной среды, системы деятельности, образа жизни» [3].
С переходом на федеральные государственные образовательные стандарты проектная деятельность является одной из основных педагогических технологий и занимает особое место в технологическом образовании. Данный процесс является совокупностью поисковых, исследовательских и проблемных методов, что позволяет наиболее эффективно организовать образовательный процесс. Проектная деятельность является неотделимой частью развивающего обучения, создает условия для развития творческих способностей и логического мышления, самостоятельности обучающихся. Основу проектной деятельности составляют четыре основных принципа: интегративность и проблемность – решение дает начало мыслительной работы, способствует усвоению знаний, умений, навыков, правил обучения; диалогичность – особенности личности раскрываются в диалоге с собственным «Я» и в совместной деятельности с другими участниками проекта; контекстность – разработка жизненных проектов, решение социальных проблем.
Проектная деятельность в технологическом образовании направлена на результат, который ждет обучающихся после решения поставленной проблемы. Результат можно осмыслить, увидеть и, конечно же, применить в реальной жизни. Для достижения такого эффекта важно научить обучающихся мыслить, самостоятельно ставить и решать проблемные ситуации, прогнозировать варианты их решения, используя знания из различных областей. Результат проекта должен быть «осязаемым»: если проблема носит теоретический характер – то это должно быть конкретное решение, если практический – изделие.
Проектная деятельность создает поле для овладения нужными в современной жизни информационными системами, электронными таблицами, базами данных, где обучающиеся используют новые инструменты деятельности. Специфика проектной деятельности в технологическом образовании такова, что обучающимся необходимо обладать знаниями по физике, математике, химии, черчению, биологии, изобразительному искусству и т.д. Она создает основу для межпредметных связей, что решает такие педагогические задачи: умение сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать данные [4].
Многообразие видов проектов дает возможность использовать их на различных предметных дисциплинах и делать обучение еще более успешным. В зависимости от сложности выполняемого проекта количество его участников может разным: от одного (индивидуальный) или нескольких (парный) до большого количества участников (групповой), которое включает в себя обучающихся разного возраста (студентов и школьников), различных образовательных организаций (вуз, колледж, школа). Суммарное количество участников должно обеспечить возможность качественного осуществления контроля каждого участника группы. Для того чтобы проектная деятельность была наиболее эффективной, необходимо соблюдать ряд требований:
– цель и задачи должны быть значимыми в исследовательском и творческом плане;
– важно понимать и обосновывать теоретическую и практическую значимость предполагаемых результатов проектной деятельности;
– необходимо обеспечивать самостоятельность выполнения проекта в индивидуальной или групповой деятельности обучающихся;
– важно подготовить структурированную пояснительную записку с указанием всех этапов и результатов работы.
На кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна ПетрГУ создано образовательное пространство Инновационного педагогического парка, в котором проходят мероприятия, способствующие инновационному, технологическому, культурному и социальному развитию региона [5]. Результатом его функционирования является разработка образовательных, научно-исследовательских, просветительских проектов, привлечение к разработке и реализации проектов студентов университета, обучающихся школ республики. Представим некоторые результаты данной работы.
Одним из важных направлений работы кафедры в течение 2020–2023 гг. является разработка студентами и преподавателями проектов и их реализация в школах Республики Карелия. Автор разработал модель организации проектной деятельности в технологическом образовании, основу которой составляют четыре блока (рисунок). Данная работа осуществлялась на основе педагогических условий: в основе деятельности – положения средового, личностно-ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов; сотрудничество студента и преподавателя, студента и школьника, школьника и учителя при решении разнообразных задач; учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся; создание культурно-воспитывающей среды; включение обучающихся в разнообразные виды активной творческой деятельности. При этом условия реализации проектной деятельности в технологическом образовании предполагают:
– переход к стратегии социального проектирования и конструирования [6];
– ориентация на практический результат проектной деятельности, где студент усвоит учебные действия, приобретет необходимые знания, умения и навыки;
– признание важности способов организации проектной деятельности в достижении целей личностного, познавательного и социального развития студентов;
– обеспечение преемственных связей вуза и общеобразовательной школы.
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов будущего учителя. В его результате в ходе проектной деятельности решаются задачи: координация работы учебных групп на основе педагогического воздействия; самоанализ и совершенствование деятельности. В результате использования возможностей сотрудничества профессиональная деятельность педагога становится систематизированной и интегрированной, а в арсенале появляются новые формы и методы взаимодействия. Сотрудничество важно для развития учащихся в образовательном процессе вуза, а также для расширения творческого потенциала будущего учителя. В основе данной работы лежат следующие правила:
– необходимо, чтобы проект был под силу обучающимся (тема должна соответствовать возрасту и уровню знаний, умений и опыта);
– важно создать условия, чтобы проект был выполнен успешно (обращение к источникам, консультации, экспедиции, встречи, работа в фондах музеев и т.д.);
– необходимо вести подготовку студентов к реализации проекта (обеспечить наличие необходимого времени для выбора темы и сбора информации и т.д.);
– обеспечить наставничество, руководство в лице преподавателей и ведение дневника для рефлексии;
– если проект имеет групповой характер, то каждый участник должен четко указать вклад в проект и получить свою оценку;
– необходима обязательная презентация проекта: выступление на конференциях, участие в конкурсах, публикация в научных журналах.
В ходе исследования под руководством автора было проведено анкетирование, в котором приняли участие 200 респондентов – учителей технологии и педагогов дополнительного образования Карелии. Цель – обобщение опыта по реализации проектной деятельности для установления сотрудничества с кафедрой для разработки и реализации совместных проектов.
Модель организации проектной деятельности в технологическом образовании
Респонденты ответили, что наибольшую активность в проектной деятельности проявляют школьники шестых – восьмых классов. Для результативности работы учителя проводят уроки по организации проектной деятельности. При этом 80 % учителей и педагогов при выборе темы учитывают интересы обучающихся. Основные разделы при выборе проектов школьниками являются: «Технология ручной обработки материалов» (60 %), «Технология производства и обработки пищевых продуктов» (50 %), «Технология нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделия различных материалов» (30 %), «Социальные технологии» (20 %).
Результаты анкетирования позволили организовать совместную работу по организации проектной деятельности кафедры и общеобразовательных школ Республики Карелия. Студенты разрабатывали различные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные. Так, студенты пятого курса выступили помощниками учителей технологии в проектной работе со школьниками МОУ «Лицей № 13», МОУ «Лицей № 40», Суоярвской СОШ. В результате школьниками было реализовано 13 проектов, среди которых можно выделить следующие: «Разработка модели двигателя внутреннего сгорания для уроков физики и технологии», «Сорока – часть Северного русского национального костюма», «Бизнес-план производства аксессуаров из эпоксидной смолы», «Создание кантеле как объекта карельской культуры». Роль студента в проектах школьников сводилась к консультированию: рекомендации, где и как найти нужную информацию, помощь в обозначении актуальности и проблемы исследования, формулировке цели и задач, а также консультации по проектированию и технологическому сопровождению практической части проектов. Данные проекты стали победителями республиканских конференций.
В качестве примера представим масштабный проект «Кукса», который был разработан студенткой четвертого курса М. Ванханен. Утрата общностью национальной идентичности ведет к потере национальной культуры, ее ценностей, обычаев и традиций. Этнокультурная идентичность складывается на основе знаний об истории, культуре своего народа [7]. В этой связи на кафедре ведется регулярная работа по приобщению студентов к изучению и сохранению национальной культуры, в том числе в проектной деятельности. Данный проект выиграл Всероссийский конкурс молодежных проектов среди вузов и был реализован за счет выделенных грантовых средств. Проект «Кукса» – мастер-классы студентов кафедры по традиционным ремеслам для сельских и малокомплектных школ Карелии. Основная цель: сохранение традиций декоративно-прикладного искусства в среде молодежи. Проект включал в себя мастер-классы; круглые столы; конкурс декоративно-прикладного творчества. Основной формой организации деятельности был мастер-класс по различным видам декоративно-прикладного искусства: набойка по ткани; художественная обработка кожи; народная кукла; художественная обработка дерева; ткачество; народная вышивка. Студенты второго – четвертого курсов – будущие учителя технологии с мастер-классами посетили следующие школы Республики Карелия: СОШ № 2, п. Мелиоративный; МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А.С. Пушкина», г. Костомукша; МОУ СОШ № 4, п. Ладва; МОУ СОШ № 9, с. Деревянное; СОШ № 7, г. Сегежа; СОШ № 1, г. Медвежьегорск.
Еще хотелось бы отметить социальный просветительский проект «Они делали историю: педагоги – участники великих событий Отечества. Хранить постоянно». Его целью стало создание фильма о преподавателях-ветеранах для просмотра на уроках, классных часах, творческих мероприятиях. В продолжение этого проекта студенты четвертого курса кафедры, под руководством автора, разработали цикл занятий по эстетическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения: «Ценности современного учителя» (семинар-практикум); «Разговор о поступках» (классный час); «Золотые руки Человека» (творческая мастерская), «Герой глазами разных поколений» (семинар), «Народные ремесла в жизни современного человека» (урок-путешествие), «Подвиг – защита Родины» (семинар-практикум). Данные занятия были проведены для студентов младших курсов, а также для старшеклассников трех школ г. Петрозаводска: МОУ «Лицей № 13», МОУ «Лицей № 40», Специализированная школа искусств.
Таким образом, систематическая работа кафедры технологии и общеобразовательных школ по организации и реализации проектной деятельности в технологическом образовании позволяет решить ряд педагогических задач: сформировать самостоятельность, ответственность; развить умение работать в команде; уделить внимание важности самоанализа; научить переносить теоретические знания на практическую деятельность; развить умение адекватно оценивать свои способности. Основным образовательным результатом проектной деятельности является приобретение и развитие компетенций, необходимых в профессиональной деятельности [8].
Заключение
Проектная деятельность относится к области дидактики и представляет собой совокупность операций и приемов, необходимых для изучения определенной области знания в любой сфере. В современных условиях важно реализовывать регулярную систематическую работу по организации проектной деятельности в вузе, на основе преемственности всех ступеней образования, что способствует качественной подготовке будущего учителя. Проектную деятельность по технологии мы рассматриваем как педагогическую технологию, в ходе реализации которой формируется и развивается личность студента, предоставляются возможности: технические, эвристические, исследовательские, познавательные, творческие.