Оценка взаимосвязи деятельности организации детского досуга с показателями когнитивного и эмоционального развития детей имеет большую актуальность в рамках реализации ФГОС. В соответствии с ФГОС целью образования является развитие «личности, готовой к жизни в современном демократическом обществе», что включает в себя не только развитие когнитивных навыков, но и социальных, эмоциональных и моральных компетенций.
Когнитивные способности играют важную роль в жизни человека и влияют на его последующие достижения и успех. Согласно мнению В.Н. Дружинина, В.А. Масленниковой и Н.А. Сырниковой, организация детского досуга важна для развития когнитивных и эмоциональных навыков у детей. Организация детского досуга помогает развивать личность ребенка, учить его мыслить, понимать, запоминать и решать проблемы. Также она помогает развивать эмоциональную интеллектуальность, умение распознавать и управлять своими эмоциями и уважительное отношение к себе и другим людям. Эти навыки существенно влияют на будущее ребенка, формируют его личность и влияют на его успех в будущем [1].
В своих исследованиях Д.И. Фельдштейн, характеризуя реальные изменения современного ребенка, отмечает глубинные изменения его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочие характеристики. В качестве отличия, выходящего на первый план, он называет резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста. Одновременно с этим отмечается выдвижение на первое место интеллектуальных ценностных ориентаций. Образованность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей и их родителей [2].
Одним из основных факторов, обеспечивающих эмоциональное развитие человека на всем протяжении его жизненного пути (Pulkkinen), являются регуляторные функции. Поэтому представляется очень важным изучение ранних этапов формирования этой функции, ее детерминации, а также индивидуальных вариаций в ходе и результатах ее развития [3].
Кроме модели А. Мияке, существуют и другие подходы в зарубежной психологии, которые также рассматривают регуляторные функции в детском возрасте [4]. К ним относится, например, модель М. Познера и коллег, которая выделяет следующие три компонента регуляции поведения: 1) ингибирование, или торможение реакций на нежелательные стимулы; 2) постановка целей и планирование действий, связанных с достижением цели; 3) переключение внимания между задачами и целями. Также существуют модели, которые выделяют более широкий список регуляторных функций [5]. Например, модель Ф. Денекера и коллег выделяет пять компонентов регуляции поведения: 1) контроль за состоянием внимания; 2) работа с кратковременной памятью; 3) переключение внимания между задачами и целями; 4) ингибирование реакций на нежелательные стимулы; 5) работа с долговременной памятью. Каждая из этих моделей вносит свой вклад в понимание регуляторных функций в детском возрасте и способствует развитию практических методик для их развития и коррекции при отклонениях [5].
По нашему мнению, когнитивное развитие дошкольников связано со способностью ребенка узнавать, понимать, запоминать и использовать информацию. В данном возрасте ребенок формирует мышление, которое он будет использовать в будущем. Для развития когнитивных процессов ребенку необходимо предоставлять разнообразные материалы для изучения, такие как книги, игровые материалы, различные задания на развитие логического мышления. Эмоциональное развитие дошкольников направлено на формирование активной и самостоятельной личности, умеющей управлять своими эмоциями и оценивать свои поступки. В данном возрасте ребенок развивает свои чувства по отношению к окружающему миру, учится реагировать на эмоциональные переживания, как свои, так и других людей. Для развития эмоциональной сферы у ребенка необходимо создавать условия для эмоциональной разгрузки, такие как социальные игры, театральное и рисованное выражение своих чувств. В целом когнитивное и эмоциональное развитие дошкольников тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.
Таким образом, исследования ученых показывают, что детский досуг является важным компонентом развития ребенка. Он способствует развитию когнитивных функций, таких как мышление, речь, математика, а также эмоциональной сферы, такой как самопознание, управление эмоциями и социальные навыки.
Цель исследования – выявить взаимосвязь организации детского досуга с показателями когнитивного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования находит решения в следующих задачах:
1. Обзор литературы по теме исследования.
2. Выбор методик исследования.
3. Диагностика когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Анкетирование родителей.
5. Анализ результатов исследования.
Материалы и методы исследования
Важным принципом проведения исследования является соответствие исследовательской деятельности Этическому кодексу Российского психологического общества (РПО, 2012), Этическому кодексу Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA, 2015).
В 2021-2022 учебном году в исследовании приняли участие 500 детей, посещающих старшие группы детских садов республики Саха (Якутия), в возрасте от 46 до 83 месяцев (Mвозраст=63,86; SD=4,015), в числе которых 55,6% девочек и 44,4% мальчиков.
Диагностика была проведена в городах Якутск (5,4% выборки), Жатай (3,4%) и улусах: Амгинском (5,8%), Усть-Майском (4%), Оймяконском (4,2%), Нюрбинском (10,2%), Вилюйском (7,6%), Горном (9%), Намском (6,4%), Чурапчинском (11,2%), Оленекском (3,6%), Нерюнгринском (14%), Верхневилюйском (2,6%), Сунтарском (5,6%), Ленском (2,2%), Таттинском (2,2%) и Томпонском (2%). В 66,8% групп, которые посещают дети, принимающие участие в исследовании, основным языком преподавания является якутский, в остальных – русский. Диагностику проводили психологи дошкольных образовательных организаций.
Из семей детей, принявших участие в исследовании, 10,8% семей имеют одного ребенка (участника исследования), 47,3% имеют двоих детей, 41,9% являются многодетными (имеют трех и более детей). Большинству родителей от 27 до 35 лет (66,2%). Родители чаще оценивают уровень обеспеченности семьи как средний (70,3%), реже как низкий (27%). Большинство родителей работают полный рабочий день (63,5%).
С целью диагностики уровня когнитивных способностей применялись следующие методики, оцифрованные на планшете: 1. Субтесты диагностических комплексов, направленные на оценку регуляторных функций – методика «Память на конструирование»/ «Memory for Designs», методика «Повторение предложений»/ «Sentence Repetition», методика «Сортировка карт по изменяемому признаку»/ «Dimensional Change Card Sorting», методика «Торможение»/ «Inhibition», методика «Статуя»/«Statue»; 2. Тесты, направленные на исследование общих когнитивных способностей – методика «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена»; 3. Тесты, направленные на исследование способностей к пониманию эмоций [6].
Параллельно было проведено анкетирование родителей, чьи дети приняли участие в диагностике сформированности регуляторных функций. Анкета предоставлялась родителям в онлайн-формате:
1. Посещает ли ребенок дополнительные (танцевальные, музыкальные, спортивные занятия и/или занятия по подготовке к школе, занятия по искусству или творчеству, иностранному языку, шахматам и т.д.):
Да
Нет
2. Сколько раз в неделю проходят занятия (для каждого типа) – открытый вопрос.
3. Какова средняя продолжительность занятия (для каждого типа) – открытый вопрос.
4. Как давно ребенок посещает занятия (для каждого типа) – открытый вопрос.
Результаты исследования и их обсуждение
Ответы родителей на приведенные вопросы были сопоставлены с результатами диагностики когнитивного и эмоционального развития детей. Было получено, что зрительная рабочая память выше у детей, посещающих дополнительные занятия по шахматам/шашкам, по сравнению с детьми, которые их не посещают (табл. 1).
Слухоречевая рабочая память ниже у детей с меньшей продолжительностью занятий музыкой.
Когнитивная гибкость ниже у детей, которые дольше занимаются музыкой и/или слушают музыку совместно с родителями; выше у детей, которые дольше посещают танцевальные занятия; выше у детей, посещающих дополнительные музыкальные занятия в детском саду по сравнению с теми, кто их не посещает (табл. 2).
Таблица 1
Оценка средних значений уровня общей сформированности зрительной РП у детей, посещающих и не посещающих дополнительные занятия по шахматам/шашкам
Шкала |
Не посещают занятия по шахматам/шашкам (среднее значение, стандартное отклонение) |
Посещают занятия по шахматам/шашкам (среднее значение, стандартное отклонение) |
Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни, уровень значимости) |
Зрительная РП |
М=79,27 SD=31,755 |
М=93,75 SD=18,828 |
U=130,000 p=0,026 |
Таблица 2
Оценка достоверности различий в уровне переключаемости детей, посещающих и не посещающих дополнительные музыкальные занятия в детском саду
Шкала |
Не посещают музыкальные занятия в детском саду (среднее значение, стандартное отклонение) |
Посещают музыкальные занятия в детском саду (среднее значение, стандартное отклонение) |
Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни, уровень значимости) |
Когнитивная гибкость (переключаемость) |
М=7,19 SD=2,047 |
М=8,33 SD=1,847 |
U=332,000 p=0,041 |
Таблица 3
Оценка средних значений уровня скорости протекания психических процессов у детей, посещающих и не посещающих дополнительные танцевальные занятия
Шкала |
Не посещают танцевальные занятия (среднее значение, стандартное отклонение) |
Посещают танцевальные занятия (среднее значение, стандартное отклонение) |
Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни, уровень значимости) |
Скорость протекания психических процессов |
М=8,34 SD=2,757 |
М=10,78 SD=2,587 |
U=136,000 p=0,021 |
Таблица 4
Оценка средних значений общего уровня способности к пониманию эмоций у детей, посещающих и не посещающих дополнительные занятия по шахматам/шашкам
Шкала |
Не посещают занятия по шахматам/шашкам (среднее значение, стандартное отклонение) |
Посещают занятия по шахматам/шашкам (среднее значение, стандартное отклонение) |
Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни, уровень значимости) |
Общая способность к пониманию эмоций |
М=3,74 SD=1,667 |
М=5,29 SD=1,604 |
U=116,000 p=0,029 |
Таблица 5
Оценка средних значений продолжительности слушания музыки и пения с ребенком в семье у детей с разным уровнем саморегуляции
Шкала |
Низкий уровень саморегуляции (среднее значение, стандартное отклонение) |
Средний уровень саморегуляции (среднее значение, стандартное отклонение) |
Высокий уровень саморегуляции (среднее значение, стандартное отклонение) |
Достоверность различий (Н-критерий Краскела-Уоллиса, уровень значимости) |
Продолжительность слушания музыки с ребенком |
М=50 SD=29,011 |
М=65 SD70,736 |
Н=5,060 р=0,080 |
|
Продолжительность пения с ребенком |
Н=5,998 р=0,050 |
Скорость протекания психических процессов выше у детей, которые дольше посещают музыкальные занятия; выше у детей, посещающих дополнительные танцевальные занятия, по сравнению с детьми, которые их не посещают (табл. 3).
Когнитивный сдерживающий контроль ниже у детей с меньшей продолжительностью занятий танцами.
Физический сдерживающий контроль ниже у детей с меньшей продолжительностью занятий музыкой; ниже у детей с меньшей продолжительностью занятий шахматами.
Способность к пониманию эмоций, вызванных внешними причинами, ниже у детей, которые дольше занимаются шахматами.
Общая способность к пониманию эмоций выше у детей, посещающих дополнительные занятия по шахматам/шашкам, по сравнению с детьми, которые их не посещают (табл. 4).
Также было получено, что продолжительность слушания музыки и пения с ребенком в семье выше у детей с низким уровнем саморегуляции и ниже у детей с высоким уровнем саморегуляции (табл. 5).
Дети, не посещающие дополнительные танцевальные занятия, чаще имеют низкий уровень саморегуляции (37,5%) и реже высокий (26,6%), а дети, посещающие дополнительные танцевальные занятия, чаще имеют средний уровень саморегуляции (70%) и совсем не имеют низкого уровня саморегуляции (Хи-квадрат=6,263, р=0,044) (рисунок).
Анализ совместного распределения частот (с применением статистики Хи-квадрат Пирсона) посещения ребенком дополнительных танцевальных занятий у детей с разным уровнем саморегуляции
Согласно ответам родителей, менее четверти детей посещают дополнительные спортивные занятия, занятия по подготовке к школе или иностранному языку.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования была выявлена прямая взаимосвязь между организацией детского досуга и показателями когнитивного и эмоционального развития. Было установлено, что дети, которые регулярно занимаются интересными играми и занятиями на досуге, демонстрируют более высокий уровень развития зрительной памяти, более высокий уровень скорости протекания психических процессов, саморегуляции. Кроме того, такие дети более уверенно себя чувствуют в общении со сверстниками и взрослыми, имеют большую эмоциональную устойчивость и умеют лучше управлять своими эмоциями. Таким образом, организация детского досуга может являться важным фактором для оптимального развития ребенка. Важно учитывать, что эффективность досуговых занятий зависит от их качества и соответствия интересам и потребностям детей. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать систему досуговых занятий и обеспечивать доступность разнообразных возможностей для детского развития.