Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODELING OF THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE BASIS FOR THE EFFECTIVE ACTIVITY OF THE CLASS TEACHER OF THE PROFILE CLASS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION

Fefelova O.E. 1 Aksenov S.I. 1 Labutin A.S. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
This article presents a generalized result of the activity of the class teacher on modeling the spiritual and moral educational environment in the profile class of psychological and pedagogical orientation, where potentially future pedagogical personnel of our region are trained. The purpose of the study is to analyze the influence of the spiritual and moral educational environment on the inner world of high school students during their two-year training in a specialized class of psychological and pedagogical orientation. The methods of research based on the principles of the humanistic paradigm were modeling and analysis of the results of complex diagnostics aimed at identifying changes in the consciousness of the subjects and evaluating the effectiveness of the classroom teacher in creating a spiritual and moral educational environment. The results of the study confirmed a qualitative increase in the level of the studied indicators, expressed in a change in ideas about moral values to deep and meaningful ones, allowing us to judge a significant degree of understanding of phenomena within the framework of the studied age, an increase in the level of moral motivation and readiness for effective subject-subject interaction, as well as the development of the level of moral self-esteem compared with the initial period. Developed as a result of joint efforts of the MAOU Secondary School No. 16 in Pavlovo and the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, the model of the spiritual and moral educational environment in the profile class of psychological and pedagogical orientation and implemented by the class teacher of the class with this profile has shown its effectiveness.
Кeywords: profile class of psychological and pedagogical orientation
spiritual and moral education
principles of educational work
the effectiveness of the classroom teacher
humanistic approach in education

Современная образовательная политика в Российской Федерации ориентирована на предоставление широкого спектра возможностей для создания и сохранения человеческого капитала, являющегося основой экономического, духовного и социального развития нашей страны. Но в настоящее время общество наблюдает кадровый дефицит компетентных профессионалов в такой важной человеко-ориентированной отрасли, как педагогика. Это связано с организацией условий для подготовки и сопровождения будущих педагогических кадров, которые возможно будет устранить, если на протяжении ряда лет, помогая обучающимся выстраивать собственную профессионально-образовательную траекторию развития, создавать в пространстве образовательной организации духовно-нравственную воспитывающую среду, субъекты которой в большей степени качественно способны на субъект-субъектное взаимодействие и передачу гуманитарного опыта и знаний.

Введение профильного обучения и создание в его рамках профильных классов психолого-педагогической направленности – это способ стратегического выстраивания путей, по которым через особую структуру учебного плана, организацию и содержание образовательного процесса возможен более полный учет особенностей характера, личных интересов и склонностей учащихся в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Развитие сети профильных классов психолого-педагогической направленности в Нижегородском регионе осуществляется в соответствии с Концепцией профильных психолого-педагогических классов [1].

«Профильный психолого-педагогический класс (ППК) – объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами» [2, с. 11–12].

Представители поколений Z и Альфа, которыми являются современные школьники, обладают большими возможностями для саморазвития и самовоспитания, но нуждаются в организованной помощи при выборе профессионального и жизненного пути. Благодаря усилиям государства, направленным на повышение престижа работы педагога, многие из них уже сегодня готовы постигать азы данной профессии.

Ведущую роль в этих процессах играет деятельность педагога – классного руководителя, учитывающего особенности детского коллектива, создающего комфортный психологический климат и благоприятную микросреду, создающего условия для взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

От деятельности классного руководителя в значительной степени зависит то, какие ценности поставят для себя во главу угла будущие педагоги и, соответственно, как они будут формировать сознание будущего гражданского общества нашей огромной многонациональной страны. Усилия педагога, его желание воспитать человеческое достоинство в своих учениках, веру в светлое начало в человеке, воспитать уважение к «другому» – все это и многое другое в своей деятельности формирует классный руководитель в профильном классе психолого-педагогической направленности.

Цель исследования – изучение влияния моделируемой классным руководителем духовно-нравственной воспитывающей среды для обучающихся профильного класса психолого-педагогической направленности как основы его эффективной деятельности.

Материалы и методы исследования

Изучение влияния моделируемой духовно-нравственной воспитывающей среды осуществлялось по результатам работы классного руководителя, реализовавшего программу воспитания в профильном классе психолого-педагогической направленности в МБОУ «Средняя школа № 16» г. Павлово Нижегородской области. Исследование осуществлялось на принципах гуманистической парадигмы и включало в себя опору на такие методы, как моделирование, предполагающее изучение закономерностей функционирования и развития личности обучающегося под влиянием духовно-нравственной воспитывающей среды, и анализ результатов комплексной диагностики (опросники и анкеты), ориентированной на выявление эффективности деятельности классного руководителя по созданию духовно-нравственной воспитывающей среды, оцениваемой такими критериями, как повышение уровня сформированности нравственных понятий, нравственной мотивации и нравственной самооценки у обучающихся его класса.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с целью и указанными методами исследование было осуществлено в три этапа:

1) проведение первичной диагностики уровня духовно-нравственного воспитания в начале обучения в 10 профильном классе психолого-педагогической направленности;

2) моделирование и реализация модели духовно-нравственной воспитывающей среды в деятельности классного руководителя;

3) проведение повторных, заключительных диагностических процедур в завершение обучения в 11 классе.

Обучение в профильном классе психолого-педагогической направленности предполагает развитие позитивного, творческого и ответственного отношения к организации различных видов деятельности и социально значимых дел; предполагает сознательное включение учащихся в различные виды профессиональной деятельности, анализ своих профессиональных перспектив и опыта, определение значимых личностных и профессиональных траекторий; а также практическую направленность всего учебного процесса, его связь с реальностью, понимание реального мира.

Ключевой задачей в этом случае становится подготовка и сопровождение квалифицированных кадров, которые имеются в каждом образовательном учреждении, специфика подачи и работа с информацией психолого-педагогического содержания и реализация задач, заложенных для классов психолого-педагогической направленности в контексте ФГОС ООО. Решением этой ключевой задачи и является сопровождение высшего учебного заведения программ психолого-педагогических классов в школах.

Авторы полагают, что воспитательная работа в профильном классе психолого-педагогической направленности должна быть ориентирована на гуманистическую методологию. В качестве идеи, взятой за основу воспитательной работы со школьниками, может выступить мысль, выраженная словами В.А Сухомлинского о том, что каждый «учитель должен знать и чувствовать, что на его совести – судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры зависит разум, здоровье, счастье человека, которое воспитывает школа»» [3, c. 187]. Эти слова обозначают важность такого действия, как целеполагание воспитателя и наличие у него нравственной «позиционности классного руководителя» [4], которая подробно описана в работе Н.Д. Базарновой и Е.А. Слепенковой и также может рассматриваться как один из критериев эффективности его деятельности. Отметим также, что К.Д. Ушинский называл религию «неисчерпаемым источником нравственного и умственного развития». Он подчеркивал: «Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, – это идеал, представляемый нам христианством» [5, с. 135]. Безусловно, духовно-нравственное воспитание представляет собой непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, поэтому говорить о конечном результате не представляется возможным, но психолого-педагогическая наука позволяет нам зафиксировать определенный уровень сформированности основополагающих духовно-нравственных качеств, которыми должны обладать молодые люди, собирающиеся посвятить себя профессии педагога.

На первом этапе исследования в 10 классе были проведены следующие диагностики: анкета «Нравственные понятия» Н.Н. Александровой и Н.И. Курносовой, «Диагностика нравственной мотивации» С.Ф. Сироткиной, методика Т.А. Фалькович «Диагностика нравственной самооценки» [6].

Методика исследования уровня сформированности нравственных понятий Н.Н. Александровой и Н.И. Курносовой предполагала самостоятельное творческое определение таких понятий, как мудрость, добро, зло, совесть, душа, любовь, гордыня, счастье, свобода, дружба, милосердие, долг, вина. Результаты проведения входного анкетирования «Нравственные понятия» показали, что в целом у исследуемого класса сформированы четкие представления о содержании данных понятий, но недостаточно глубокие для исследуемого возраста.

В ходе «Диагностики нравственной мотивации» С.Ф. Сироткиной исследуется внутренняя мотивация нравственного поведения. Испытуемому нужно было прочитать вопрос и выбрать подходящий ответ. Результаты первичной диагностики будут представлены в сопоставлении с заключительными результатами в описании конечного этапа исследования, поскольку авторы заранее предполагали, что нравственная мотивация старшеклассников, находящихся в создаваемой для них классным руководителем воспитывающей духовно-нравственной среде на протяжении двух лет должна измениться.

«Диагностика нравственной самооценки» Т.А. Фалькович ориентирована на выявление уровня сформированности рефлексивного компонента в сознании старшеклассника и позволяет самостоятельно оценить наличие нравственных чувств к своему окружению и жизненным явлениям. Входное исследование продемонстрировало высокий уровень сформированности нравственной самооценки, что говорит больше о завышенных представлениях респондентов об уровне развитости нравственных качеств, чем о реальном положении дел.

Соглашаясь с мнением В.И. Слободчикова, авторы исследования полагают, что, чтобы стать человеком, нужно научиться сопереживанию, состраданию, принятию, терпению, научиться проникаться другим, то есть очеловечиться в духовном смысле этого слова, реализовать практику становления именно «человеческого в человеке» [7, с. 13]. Поэтому воспитательная работа классного руководителя класса с психолого-педагогическим профилем предполагает опору на следующие принципы:

1. Принцип гуманизма, предполагающий формирование у воспитанников принятия личности другого и проявления уважения к ней, а также выработку требовательности к себе как к личности, способной к саморазвитию и совершенствованию.

2. Принцип культуросообразности, проявляющийся в создании педагогами особой воспитывающей среды, насыщенной культурно-историческими ценностями и традициями мировой и национальной культуры, образующей различные формы духовной жизни общества, направленные на социализацию личности, молодого поколения.

3. Принцип опоры на положительное воспитание, опирающийся на способность педагога акцентировать свое основное внимание лишь на положительных сторонах обучающегося, стараться их всячески поощрить и закрепить как главные качества в будущей личности и нивелировать негативные моменты и недостатки.

4. Принцип сохранения культурно-исторической памяти, базирующийся на создании условий для формирования высоконравственной личности, помнящей свои исторические и культурные корни, соотносящей цели и ценности свои и своего народа, отстаивающей его позицию в мире, активно и адекватно оценивающей настоящее и стремящейся в будущее, осознающей при этом ответственность за свои поступки, что в современной социокультурной ситуации является невероятно важным.

5. Принцип воспитания на традициях, основывающийся на уважении к культуре своего народа, его ценностям, нормам поведения, укладу жизни, на уважении к памяти о героях прошлого, образцах беззаветного служения народу, его трудовых, гражданских, воинских и духовных подвигах.

Таким образом, в данном организационно-методическом контексте мы рассматриваем воспитание прежде всего как работу «со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, взрослому осознавать, оценивать и усовершенствовать себя как главный фактор, обусловливающий качество собственного бытия, делая при этом основным критерием деяний совесть» [8, с. 21].

Активное стремление к истине, добру и красоте рождает в человеке духовность. Духовная личность, преображенная и преображающая, – это ожидаемый результат, это цель, ради которой и создана программа воспитания в профильных классах психолого-педагогической направленности. Для полноценной реализации поставленных целей воспитания была разработана модель духовно-нравственной воспитывающей среды профильного класса психолого-педагогической направленности, которая представлена на рисунке.

В модели выделены компоненты, направленные на достижение главной цели, являющиеся как внутренними по отношению к классу, так и внешними компонентами.

missing image file

Модель духовно-нравственной воспитывающей среды профильного класса психолого-педагогической направленности

Взаимодействие с внутренними компонентами среды старшеклассников осуществлялось в пределах классного кабинета в общении с педагогами образовательной организации. К ним относится: наставничество (еженедельные интерактивные занятия классного руководителя с классом, в ходе которых по программе шел анализ и обсуждение идей и произведений таких классиков педагогики, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и ряд других); школьный урок (учебно-воспитательное пространство школьного урока, где в рамках освоения содержания предметов гуманитарного цикла, а именно литературы, истории и МХК, происходило освоение духовных и культурно-исторических ценностей); дополнительная программа с психологом (еженедельные встречи с классом школьного психолога, реализовывавшего дополнительную программу «Самовоспитание», направленную на формирование способностей к эмпатии, рефлексии, открытию своего «Я»).

Исследователи отмечают, что «особое внимание духовно-нравственное становление личности занимает в открытом социальном пространстве учреждений дополнительного образования, которые создают большие возможности для интеллектуального, творческого, личностного самосовершенствования и саморазвития детей и подростков, их своевременной социализации» [9].

Взаимодействие с внешними компонентами среды реализовалось при посещении профориентационных мероприятий Мининского университета, который является социальным партнером образовательной организации, при работе старшеклассников вожатыми в пришкольном лагере и при регулярном посещении священника Церкви Воскресения Христова, который проводил беседы с классом и отвечал на интересующие их вопросы зарождающейся внутренней духовной жизни.

Проведение повторных и заключительных диагностических процедур спустя неполных два года погружения в духовно-нравственную воспитывающую среду показало, что в целом произошло качественное повышение уровня исследуемых показателей.

Методика исследования уровня сформированности нравственных понятий Н.Н. Александровой и Н.И. Курносовой продемонстрировала изменение представлений о нравственных ценностях на глубокие и содержательные, позволяющие судить о значительной степени понимания явлений в рамках исследуемого возраста.

Таблица 1

Результаты диагностики нравственной мотивации по методике С.Ф. Сироткиной

Уровень нравственной мотивации

2021 (начало 10 кл.) /2023 (конец 11 кл.) уч. год

Кол-во участников – 20

Результаты стартовой диагностики

Результаты итоговой диагностики

Высокий уровень

9

14

Уровень выше среднего

1

6

Средний уровень

10

0

Низкий уровень

0

0

Таблица 2

Результаты диагностики нравственной самооценки по методике Т.А. Фалькович

Диагностика нравственной самооценки

2021 (начало 10 кл.) /2023 (конец 11 кл.) уч. год

Кол-во участников – 20

Результаты стартовой диагностики

Результаты итоговой диагностики

Высокий уровень

14

5

Уровень выше среднего

3

4

Средний уровень

3

11

Низкий уровень

0

0

Заключительное проведение «Диагностики нравственной мотивации» С.Ф. Сироткиной показало (табл. 1), что подавляющее большинство исследуемого класса продемонстрировало высокий уровень нравственной мотивации, что говорит о более высоком уровне готовности к субъект-субъектному взаимодействию в рамках подготовки к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

Заключительное исследование профильного класса психолого-педагогической направленности по методике Т.А. Фалькович «Диагностика нравственной самооценки» также показало, что его выпускники стали более реально и объективно оценивать уровень развития нравственной самооценки, что представлено в табл. 2. И это говорит скорее об их духовном росте, чем о нравственной деградации: респонденты стали скромнее в своих оценках себя.

Заключение

Авторы исследования полагают, что в основе воспитательной работы классного руководителя должны лежать традиционные гуманитарные ценности и принципы, способствующие формированию духовности, желанию и умению обучающихся профильного класса психолого-педагогической направленности строить субъект-субъектное взаимодействие с другими людьми. Эта цель была достигнута путем реализации модели духовно-нравственной воспитывающей среды, обеспечившей повышение уровня сформированности нравственных понятий, нравственной мотивации и нравственной самооценки у обучающихся класса, что было проверено с помощью диагностик и выявило эффективность работы классного руководителя профильного класса психолого-педагогической направленности. Проведенное исследование показало, что представленная модель духовно-нравственной воспитывающей среды профильного класса психолого-педагогической направленности демонстрирует высокие показатели, свидетельствующие о закладывающихся в личности старшеклассника основах, позволяющих в будущем сформировать у него и других близких ему по духу людей духовный мир человечности, нравственно развитой личности, способной к работе с подрастающим поколением.