Образование и воспитание, как составные части культуры, позволяют сформировать механизмы трансляции культурной памяти и опыта предшествующих поколений. Этот тезис применим и к такой узкопрофессиональной среде, как бальные танцы. В аспекте преподавания бальных танцев сочетание преемственности и инновации заключается в необходимости сохранения стиля определенной танцевальной школы, который зачастую закладывается поколениями. При этом каждый педагог привносит элемент новизны с помощью новых педагогических технологий, методик и методов обучения [1]. Исследователи (Х. Гадамер, И.М. Быховская, М.С. Каган, Э.А. Баллер) отмечают, что именно этим определяется профессионализм преподавателя.
Историко-культурный компонент позволяет рассматривать конкретный феномен культуры в историческом аспекте: танец рассматривается в контексте культурной эпохи, при этом уделяется внимание знаково–семиотическому содержанию хореографии, а не только технике движения. Теория и история хореографического искусства помогают осмыслить проблемно-исторические, эстетические и другие аспекты научного знания в области хореографического искусства, понять его фундаментальные основания, его место и значение в мировом культурном потоке. Это позволяет понять и освоить танцевальные традиции различных стран и эпох, знакомит с творчеством выдающихся хореографов и исполнителей прошлого и настоящего [2; 3].
В основном в процессе преподавания педагоги используют такие методы, как демонстрация последовательности движений, методы «от простого к сложному», «поэтапного усложнения материала», словесный метод, метод работы в парах, исполнение в сочетании с музыкальной раскладкой. Среди индивидуальных творческих методик следует отметить: сочинения вариаций в соответствии с программой практического обучения, которую каждая частная школа или преподаватель разрабатывают самостоятельно, так как частные танцевальные студии и школы не зависят от ФГОС. Воспитание выразительности в исполнении, национальной манеры танца с последующим усложнением и доведением до состояния технической чистоты и координации, на наш взгляд, не представляется возможным без погружения в теоретическую составляющую программы [4].
Проблема недостаточности теоретической историко-культурной подготовки связана не только с профессиональными навыками педагога, но и со слабо сформированными общекультурными компетенциями, которые влияют на его профессионализм. Также проблема ИКЗ связана с объемом календарно-тематического планирования и режимом учебного дня. Отметим, что, как правило, дети занимаются бальными танцами два раза в неделю по одному часу. Всё время занятий посвящено изучению новых движений и фигур танцев, закреплению пройденного материала по технике исполнения танца. Также в школах-студиях бального танца проводятся занятия по общей физической подготовке в дополнение к основным. В возрасте 10–12 лет дети получают домашние задания, выполняемые в тетрадях. Домашняя работа также связана с техничным исполнением танца: дети записывают в тетрадь фигуры танца и заучивают нужный счёт.
Цель исследования – определить, каким образом связаны теоретический (историко–культурный) и практический блоки в аспекте преподавания бальных танцев, какие методы преподавания могут актуализировать корреляцию теории, истории танца и техники его исполнения.
Материалы и методы исследования
В работе представлены следующие подходы к исследованию хореографического искусства: деятельностный, системный, аксиологический, культурологический, историко–культурный. Среди эмпирических методов: анкетирование, беседа, опрос.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследователи в области художественного образования, в частности Л.Д. Блок и Е.О. Кабурнеева, отмечают системный характер педагогики в целом. При этом они указывают на такую характеристику данного раздела педагогики, как «традиционность», понимая под этим интеграцию определенных знаний в культурную среду [5; 6, с. 186]. Кроме того отмечается, что педагогические традиции направлены на формирование ценностного потенциала на двух уровнях: коллективном и индивидуальном. В хореографическом образовании данный аспект представлен в необходимости сохранения танцевального наследия и формирования собственного исполнительского стиля [1].
Необходимо отметить и другую черту художественной педагогики – преобладание эстетического компонента. Эстетика в данном исследовании рассматривается с двух позиций: общекультурной и педагогической. Ю.Б. Борев понимает эстетику как «деятельность по законам красоты вне искусства», отмечая при этом, что «художественная реальность может быть параллельна истории, но она никогда не бывает её слепком, её копией». То есть историко-культурный аспект художественного творчества всегда подвергается определенной интерпретации через призму индивидуального и коллективного мироощущения [7]. Педагогическое понимание эстетики подразумевает её трактовку в качестве компонента развития личности или её свойства. Эффективность эстетического развития личности напрямую связана с социальными условиями педагогического процесса. А.Ю. Плешакова отмечает, что образование и воспитание напрямую связаны с культурной средой, исследователь выделяет компоненты педагогических условий: «отношение к учащемуся как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития; отношение к образовательному учреждению как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни его субъектов, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры» [8, с. 118]. Перечисленные элементы, попадая в зависимость от внешних проявлений культуры, формируют культуру внутреннюю, как было сказано выше, развитие происходит на коллективном и индивидуальном уровнях.
Эстетическое воспитание, в словарном понимании данного термина, предполагает воздействие на эмоционально-чувственную и ценностную сферы личности. Среди целей эстетического воспитания выделяются: «развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры» [9, с. 327].
Историко–культурный компонент образовательного процесса в обучении бальным танцам тесно связан с эстетическим, так как восприятие «прекрасного» зависит от уровня культурного развития конкретного общества [10]. Эстетика, как форма выражения в художественном творчестве, предполагает выработку критериев приемлемого или допустимого в художественном произведении, это касается и хореографического искусства. Анализируя теоретически эстетический компонент развития хореографии (движения) и историю культуры (содержание танца), необходимо обратиться к работе Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре». В данной работе представлены семиотические основания исследования танца в контексте эпохи: танец представлен как «реконструкция эпохи», «реконструкция поведения в культуре повседневности» [11]. Интерпретируя идею Ю.М. Лотмана в аспекте темы статьи, необходимо отметить, что танец как составной элемент культуры рассматривается в синхронном и диахронном контекстах. Ю.М. Лотман пишет: «Культура исторична по своей природе», следовательно танец – это интерпретация конкретного исторического периода. Так как культура «связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества», то танец как культурный текст не может существовать в современности, в противном случае он не будет наполнен символической нагрузкой [11]. Обращение к хореографии в этом аспекте обращает внимание на необходимость не только знать последовательность движений, но и осознавать их смысловую нагрузку.
Танец как синкретическое искусство сочетает в себе элементы изобразительного искусства, драматургии и музыки. Подобная многоаспектность позволяет развивать творческие способности в различных направлениях, равномерно формируя аудиальные, визуальные и кинестетические каналы восприятия индивида. Построение танцевального художественного образа задействует все три названных канала, с опорой на конкретный историко-культурный материал. Визуальное многообразие танцевального искусства проявляется в том, что оно сочетает в себе неразрывную связь между движением, костюмом, музыкой, декоративно-прикладным искусством. Это способствует развитию художественного вкуса, чувства эстетики [12; 13]. Аудиальный компонент в комплексе с кинестетическим позволяет формировать чувство ритма, умение слышать и понимать музыку, одновременно с этим развивается телесная составляющая: «тренируется мышечная сила корпуса, ног, пластика рук, грация, выразительность и актерское мастерство» [9, с. 327].
Е.В. Путинцева в своем учебно–методическом пособии для педагогов и тренеров «Технология начальной подготовки в танцевальном спорте» использует понятие «культура эмоций», подразумевая под ним механизм передачи танцевального образа, затрагивающий названные выше каналы восприятия: «Строгий, выразительный, открытый взгляд, грациозность, певучесть жестов составляют артистичность, опирающуюся на умения и навыки сочетать движения с музыкой», что на занятиях переходит в механику исполнения движений и застывшую мимику [2]. При этом создатели современных методических пособий для педагогов и хореографов пишут о бальных танцах в контексте избранного вида спорта, но не искусства, отмечая, что современный танцевальный спорт включает в себя все аспекты спортивной тренировки в процессе формирования необходимого арсенала двигательных навыков, развития различных качеств и связанных с ними способностей. Для освоения соревновательной программы юным танцорам необходима начальная подготовка, включающая в себя весь спектр двигательных умений и специфических навыков для исполнения сложных танцевальных элементов [4]. Техническая подготовленность является результатом процесса музыкально-ритмической и хореографической подготовки, где «школа движений» служит фундаментом будущей безупречной техники исполнения танцевальных элементов [14].
Таким образом, очевидным становится ряд противоречий между: традиционным знаниевым подходом к организации обучения, не учитывающим индивидуальный опыт и достижения педагогов, и возрастающими требованиями учебных заведений к уровню методической компетенции педагога бального танца; однообразием содержания образовательных программ и профессионально ориентированными потребностями педагогов в овладении новыми формами и интерактивными методами преподавания; личностными интересами учащихся в приобретении практических умений танцевать бальные танцы и отсутствием необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность учебного процесса по музыкально-ритмическому развитию [15; 16], историко-культурным знаниям и теоретическому развитию учеников. Это, несомненно, переходит в результат профессиональной деятельности педагога в виде претензий на полноценное и всестороннее образование в виде хореографии и обучения бальным танцам как виду искусства, а на выходе процесса обучения мы видим спортсменов, не обремененных мешающими тренировочному процессу знаниями.
Прежде чем выявить уровень и содержание знаний в области хореографического исполнительства (бальные танцы) у занимающихся ими детей, нужно обратить внимание на мотивационный компонент их когнитивного развития в этой области. Он заключается в степени выраженности заинтересованности в изучении истории танца культурного аспекта этого вида деятельности [17]. В данном случае необходимо отметить, что особое влияние будут оказывать не только психолого-педагогические особенности возраста участников анкетирования, но и те характеристики, которые уже заложены в результате хореографической практики, их отношение к ней [17; 18].
Для выявления знаний сформированности у обучающихся теоретических знаний об историко-культурных особенностях бальных танцев, к которым также относятся знания в музыке (аудиальное восприятие) и технике построения рисунка танца (узкоспециальные знания), нами была разработана анкета, она предназначалась детям 10–12 лет в конкурсной категории «Дети 2» (Европейская программа бальных танцев).
Возраст респондентов (10–12 лет) обусловлен рядом факторов.
Во-первых, психолого-педагогические новообразования данного возраста позволяют самостоятельно формулировать точку зрения, проявляя критическое мышление [18].
Во-вторых, в этом возрасте начинается вторичная инкультурация, которая позволяет осознанно выбирать способы творческого развития [18].
В-третьих, именно в этом возрасте дети начинают официально выступать на соревнованиях, позиционируя себя как более подготовленных исполнителей в области бальных танцев.
Цель анкетирования заключалась в выявлении соотношении нескольких компонентов, исходя из психолого-педагогических характеристик возраста:
- уровень владения базовыми историко-культурными теоретическими знаниями в области бальных танцев [18];
- уровень комплексной сформированности каналов восприятия, о которых заявлено ранее (аудиальный, визуальный и кинестетический), в сочетании с применением этих знаний на практике с опорой на историко-культурный контекст.
Закрытая анкета состояла из трех блоков вопросов, с несколькими вариантами ответов, один вариант правильного ответа в каждом вопросе. Каждый блок вопросов проводил определенный срез знаний, всего в анкете 9 вопросов. Для детей из США анкета была переведена на английский язык. Также при формулировании вопросов анкетирования учитывался страноведческий критерий выборки респондентов. Для более доступного понимания вопросы для респондентов из США идут с пометкой «английская версия» (англ. версия). Закрытое анкетирование было проведено дистанционным образом среди 20 детей 10 12 лет, занимающихся в школах-студиях бальных танцев.
В анкетировании приняли участие 10 детей из России (г. Екатеринбург, школа-студия бальных танцев «Let’s Dance») и 10 детей из зарубежья (студия бальных танцев «Utah Dance Artists», штат Utah, USA, под руководством Джейсона Трампа). Джейсон Трамп является не только руководителем студии, но и преподавателем бальных танцев европейской программы. Вопросы анкеты были получены преподавателями по электронной почте и разосланы детям в режиме реального времени с последующим ответом преподавателю также посредством электронной почты. Время ответов на вопросы было неограниченно.
Первый блок вопросов анкеты был нацелен на выявление общекультурных исторических знаний хореографического искусства танца, на наличие или отсутствие теоретических знаний о танцах, исполняющихся этими детьми [18].
Второй блок вопросов анкеты направлен на выявление знаний в области музыки (аудиальное восприятие), определял умение её слушать, понимать её, анализировал сформированность знаний об изменениях и трансформации музыки, мелодии и звучания относительно времени и техники танца. «Музыка – не только основной «организатор» всей хореографии, но и основа «выразительного» исполнительства, вызывает эмоциональное отношение к выполнению движения» [19, с. 8].
Третий блок вопросов анкеты направлен на выявление знаний в узкоспециальной профессиональной деятельности, в аспекте теоретической подготовки в области хореографического искусства, технической направленности.
Вопросы анкетирования приводятся в таблице 1.
Результаты обработки материалов исследования приводятся в таблице 2, количество верных ответов обозначено цифрой.
Таблица 1
Вопросы анкетирования, напраленные на выявление историко-культурных и знаний в области бальных танцев
№ вопроса, направление |
Вопрос |
Варианты ответов |
1. Вопросы общекультурного исторического направления |
Знаете ли вы, откуда пришёл танец в Россию? Do you know where dance came from in America? (англ. версия) |
А. Танец пришёл к нам от древних народов. Б. Танец пришёл к нам из Испании, где много танцующих людей. В. Танец пришёл к нам после празднования Масленицы на Руси. В. The dance came to us after the celebration of Halloween (англ. версия). |
2. Вопросы общекультурного исторического направления |
Знаете ли вы, к какому виду искусства относится танец? |
А. Музыкальное искусство. Б. Декоративно-прикладное искусство. В. Хореография. |
3. Вопросы общекультурного исторического направления |
Верно ли, что бальные танцы Европейской программы пришли в Россию из Европы? How you guess? that the ballroom dances of the European program came to America from Europe? (англ. версия) |
А. Верно, все 5 танцев пришли в Россию из Европы, поэтому программа и называется Европейская. А. That’s right, all 5 dances came to America from Europe, that’s why the program is called European. Б. Каждый из 5 танцев пришёл к нам из своей страны. В. Танцы пришли к нам из разных стран, но танцевали их только в Европе. |
4. Вопросы, относящиеся к аудиальному восприятию информации |
Внимательно прослушайте музыкальное произведение («Минутка» Ф. Шопена, название произведения не произносится). Подумайте, в какую эпоху оно появилось, на музыку какого танца похоже это произведение? |
A. Медленный вальс. Б. Фокстрот. В. Венский вальс. |
5. Вопросы, относящиеся к аудиальному восприятию информации |
Внимательно прослушайте музыкальное произведение, впервые появившееся на Южно-Американском континенте («Танго» Франсиско Канаро, название произведения не произносится). К какому виду бальных танцев подходит музыка? |
А. Танго. Б. Фокстрот. В. Квикстеп. |
6. Вопросы, относящиеся к аудиальному восприятию информации |
С помощью чего можно выразить музыку, отчего она становится красивой, грустной или весёлой (главное средство музыкальной выразительности)? |
А. С помощью мелодии. Б. С помощью различных технических средств (плеер, музыкальные колонки, микрофон). В. С помощью инструментов, на которых играется музыка (барабаны, труба, гитара). |
7. Узкоспециальные вопросы, требующие знаний в изменении рисунка, стиля и характера танца в историческом и культурологическом аспекте |
Какие формы и виды хореографии бальных танцев Европейской программы вы знаете? Дайте названия танцев относительно их описания |
А. Танец требует четкости в музыке и в движениях, органично сочетает в себе повороты, динамичные фигуры и сдержанные, но выразительные позы. В. Основой танца является непрерывное вращение, в танце отсутствуют наклоны и резкие повороты. Стремительное, но вместе с тем изящное кружение создаёт ощущение, будто танцующие парят над паркетом. Г. Танец включает в себя гладкие, скользящие шаги и длинные линии, сложный ритмический характер, танец требует от танцоров хорошего равновесия, координации, слаженности и постоянного контроля движений. Д. Танец парный, его основная фигура «шаг-шаг-закрытая позиция», а самая известная – «полный оборот в два такта, с тремя шагами в каждом». Исполнители этого восхитительного танца отличаются благородной осанкой и грациозностью движений. Е. Этот бальный танец очень похож на другой танец Европейской программы, так как эти танцы имеют одно происхождение, он является ускоренной версией первоначального танца этого стиля. |
8. Узкоспециальные вопросы |
Ритмический рисунок музыки – это… |
А. Последовательности длительности звуков. Б. Временной промежуток между паузами в музыке. В. Рисунок музыки, образованный звучанием звуков от самого низкого к самому высокому. |
9. Узкоспециальные вопросы |
Знаете ли вы терминологию в музыке таких обозначений, как ритм, пауза, темп? Напишите правильный термин, по вашему мнению, напротив обозначений под буквами А, Б, В |
А. Это то, что представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. Б. Это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Когда музыка перестаёт играть на определённый промежуток времени. В. Это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Это то, как быстро, медленно или умеренно исполняется музыка. |
Таблица 2
Результаты анкетирования
№ вопроса, вопрос |
Количество правильных ответов в %. Школа-студия «Let’s Dance», г. Екатеринбург, Россия |
Количество правильных ответов в %. Бальная студия «Utah Dance Artists», Utah, USA |
1. Знаете ли вы, откуда пришёл танец в Россию? 1. Do you know where dance came from in America? (англ. версия) |
0% |
20% |
2. Знаете ли вы, к какому виду искусства относится танец? |
20% |
10% |
3. Верно ли, что бальные танцы Европейской программы пришли в Россию из Европы? 3. How you guess? that the ballroom dances of the European program came to America from Europe? (англ. версия) |
30% |
20% |
4. Внимательно прослушайте музыкальное произведение («Минутка» Ф. Шопена, название произведения не произносится). Подумайте, в какую эпоху оно появилось, на музыку какого танца похоже это произведение? |
20% |
30% |
5. Внимательно прослушайте музыкальное произведение, впервые появившееся на Южно–Американском континенте («Танго» Франсиско Канаро, название произведения не произносится). К какому виду бальных танцев подходит музыка? |
20% |
30% |
6. С помощью чего можно выразить музыку, отчего она становится красивой, грустной или весёлой (главное средство музыкальной выразительности)? |
30% |
20% |
7. Какие формы и виды хореографии бальных танцев Европейской программы вы знаете? Дайте название танцев относительно их описания. |
0% |
0% |
8. Ритмический рисунок музыки – это… |
30% |
20% |
9. Знаете ли вы терминологию в музыке таких обозначений, как ритм, пауза, темп? Напишите правильный термин, по вашему мнению, напротив обозначений под буквами А, Б, В. |
20% |
30% |
Заключение
Анализ основных задач методов обучения бальным танцам, анализ рабочих программ и содержание занятий позволил сделать выводы о том, что во всех указанных формах занятий не уделяется внимание так называемой теоретической или эстетической части изучения хореографического искусства, к которым относится изучение музыкальных произведений, историко-культурной особенности бальных танцев, а также изучение узкоспециальной теоретической части исторического формирования бальной техники, основанное также на истории развития и происхождения танца, что несет в себе знаково-символический материал. После проведенного анкетирования с детьми были проведены беседы (с детьми из США беседы проводились с помощью системы Skype), для того чтобы понять мотивы ответов на вопросы и добиться более чистого результата анкетирования. Респонденты из России и США во время диалога пояснили, что в основном при ответах на вопросы 1, 3, 4, 7, 8, 9 делали выбор ответа наугад, так как не владеют знаниями для того, чтобы дать правильный ответ. При этом ответы на вопросы 2, 5, 6 всеми респондентами были даны осознанно, но не связаны с глубиной их знаний. Респонденты интуитивно выбрали правильные ответы, основанные на общей эрудиции и понимании определений, более часто используемых преподавателем в общеобразовательном процессе. Ответы на 2 и 3 вопросы были даны по синонимичному значению.
Согласно заявленной цели исследования был произведён анализ программ на предмет представленности историко–культурных знаний в преподавании бальных танцев в России и США. Также нами была получена рефлексия на предмет соотношения теории и практики в виде результата эмпирической части, которая показала результат сформированности историко-культурных знаний у обучающихся согласно заявленным программам.
Практическая значимость: эмпирическая составляющая исследования может быть применена преподавателями сферы дополнительного образования в области историко-культурных знаний у обучающихся бальным танцам для организации входного мониторинга, текущего и итогового контроля. Теоретические данные могут быть использованы при создании программы данного вида мониторинга.