Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONALLY-ORIENTED PRACTICE «PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN» FOR BACHELOR DIRECTIONS OF TRAINING «PHYSICAL CULTURE»

Voronova E.K. 1
1 Petrozavodsk State University
The article summarizes the experience of organizing and conducting professionally-oriented pedagogical practice «Physical education of preschoolers» of students of the direction of training «Physical culture» in the conditions of network interaction with preschool educational institutions of the city of Petrozavodsk (Republic of Karelia), accumulated by the Department of Theory and Methods of Physical Education Institute of Physical Culture, Sports and Tourism of Petrozavodsk State University. The pedagogical practice of students in preschool educational institutions corresponds to the tasks of professional training of specialists in physical culture. The ways of formation of professional competencies of bachelors in the direction of training «Physical culture» in the course of mastering the content of professionally oriented pedagogical practice in preschool educational institutions are presented. Particularly highlighted are the ways of forming competencies related to the organization of sports, educational and sports and recreational work in preschool educational institutions. The study describes: the relevance of professionally oriented practice, goals and objectives, structure and content, principles and stages, conditions for implementation. Developed and tested professionally oriented practice The developed and tested professionally-oriented practice “Physical education of preschoolers” of bachelors of the direction of training “Physical culture” can serve as a guideline and practical guide for all participants in the educational process. However, it should be noted that with the accumulation of new organizational experience and some substantive changes in the course of implementing the practice, it is possible to make adjustments to it aimed at improving the quality of this type of practice.
professionally oriented pedagogical practice
preschool educational institutions
students of the direction of training “Physical culture”

Развитие современного высшего физкультурно-спортивного образования тесно связано со способностью будущих выпускников высших образовательных учреждений обеспечивать образовательный процесс во всех учреждениях основного и дополнительного образования, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях. Будущий педагог должен быть готов к непрерывным профессиональным изменениям, быть в курсе новейших технологий работы с детьми разного возраста, повышать свой профессиональный уровень.

Многие студенты-выпускники пассивны и не осознают ответственности за сделанный выбор, за свой личностный и образовательный рост [1] и не всегда готовы выбрать свою будущую специальность: учитель физической культуры, тренер-преподаватель, инструктор по физической культуре в ДОУ, инструктор адаптивной физической культуры и пр.

Определиться в своём выборе студенту могут помочь педагогические практики в различных образовательных учреждениях: в средней общеобразовательной школе, в учреждениях среднего профессионального образования, спортивных школах, оздоровительных центрах, в том числе и дошкольных образовательных учреждениях [2].

Цель данной работы: описать опыт организации профессионально ориентированной педагогической практики «Физическое воспитание дошкольников» для бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура», определить ее структурный и содержательный компонент с учетом новых запросов системы высшего образования.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: анализ нормативно-правовой и научно-методической документации, описание опыта педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

В Институте физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета в организации и проведении педагогических практик реализуется принцип сотрудничества образовательных организаций. Студенты выпускного курса проходят профессионально ориентированную педагогическую практику в дошкольных образовательных учреждениях города Петрозаводска (Республика Карелия) в качестве инструктора по физической культуре. Организация взаимодействия между институтом физической культуры, спорта и туризма и дошкольными образовательными учреждениями строится на основе гражданско-правовых договоров, регулируемых Гражданским кодексом Российской Федерации [3-5]. Формой организации сотрудничества являются физкультурно-образовательные площадки ДОУ.

Критериями отбора дошкольных образовательных учреждений для взаимодействия в рамках реализации профессионально ориентированной педагогической практики «Физическое воспитание дошкольников» выступают:

• наличие квалифицированного специалиста по физической культуре, готового к организации и сопровождению студентов в практическом обучении;

• обладание специалистом по физической культуре образцами тех трудовых действий, которые необходимо будет сформировать у студентов в рамках решения профессиональных задач [6];

• наличие опыта успешной организации спортивно-образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ;

• наличие необходимой материально-технической базы – спортивного зала, спортивной площадки на улице, бассейна, необходимого спортивного инвентаря и оборудования;

• высокий уровень мотивации руководителей ДОУ (заведующей ДОУ и заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе) к обеспечению эффективности профессионально ориентированной педагогической практики «Физическое воспитание дошкольников».

Для успешного прохождения данного вида практики перед преподавателями кафедры теории методики физического воспитания встала задача разработать и апробировать содержание профессионально ориентированной практики в ДОУ.

Эффективность реализации содержания педагогической практики студентов зависит от правильности и реальности поставленных целей и задач. Традиционно задачами педагогической практики выступают – систематизация, обобщение и углубление теоретических знаний, полученных в учебном процессе; формирование и развитие профессиональных умений и навыков; формирование общей и профессиональной культуры; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности; развитие потребности в самосовершенствовании; диагностика пригодности студента к выбранной профессиональной деятельности; ознакомление и изучение реального учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ нормативных документов [3-5], научно-методической литературы [1; 2; 6; 7] по проблеме подготовки специалистов по физическому воспитанию позволяет сформулировать цель профессионально ориентированной педагогической практики «Физическое воспитание дошкольников» – овладение профессиональными умениями и навыками специалиста по физическому воспитанию дошкольников на уровне, соответствующем данной квалификации, т.е. формирование профессиональной компетентности будущего специалиста по физическому воспитанию дошкольников.

Проектирование содержания профессионально ориентированной педагогической практики «Физическое воспитание дошкольников» осуществлялось с учётом: целей практики; личностно и профессионально значимых качеств специалиста по физическому воспитанию детей дошкольного возраста; основных функций и профиля деятельности специалиста по физическому воспитанию детей дошкольного возраста; социального заказа со стороны баз практики – конкретных детских садов; исследовательской темы студентов, их интересов, личного опыта.

Реализация и обогащение содержания практики «Физическое воспитание дошкольников» были бы возможны при учёте следующих условий:

• все дисциплины психолого-педагогического цикла и цикла предметной подготовки должны готовить студентов к педагогической практике, как основе профессиональной деятельности;

• необходимо, чтобы подготовка к педагогической практике носила опережающий характер, для того чтобы студенты могли решать сложные (проблемные) профессиональные задачи, возникающие в ходе педагогического процесса, опираясь на свои теоретические знания, личностные качества, собственный опыт;

• содержание педагогической практики должно включать учебный материал различных предметов психолого-педагогического и предметного циклов, т.е. быть междисциплинарным и интегративным;

• содержание педагогической практики должно включать научно-исследовательские задания, связанные с тематикой курсовых, дипломных работ, а также с проблемами, рассматриваемыми в работе научных кружков, проблемных групп, научных семинаров;

• задания педагогической практики должны быть максимально индивидуализированы, что создало бы комфортные и оптимальные условия для студентов с разным уровнем теоретической подготовленности.

При разработке содержания педагогической практики студентов были рассмотрены два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента – организационный и содержательный.

Организационный компонент педагогической практики рассматривается поэтапно и включает в себя три процессуальных этапа: подготовительный, собственно процесс педагогической практики и заключительный. Содержательный компонент педагогической практики представлен системой мероприятий, с указанием целей и задач этапов практики; системой диагностических мероприятий; проектированием дифференцированных, с учётом личностного развития студентов, индивидуальных заданий на практику; аналитико-рефлексивными заданиями с целью выявления у студентов затруднений при прохождении педагогической практики, коррекции деятельности студентов на следующих видах практики, выявления готовности студентов к отчётным мероприятиям по итогам практики.

На подготовительном этапе на основных предметах профессиональной подготовки «Общая педагогика», «Дошкольная педагогика», «Педагогика раннего возраста», «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», «Анатомия и физиология», «Основы педиатрии и гигиены» идёт теоретическое освоение сущности, типологии, характера, особенностей организации процесса физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Так, разрабатывая программы по указанным предметам профессиональной подготовки студентов, преподаватели кафедры предусматривают введение в их содержание элементов практического обучения: выполнение лабораторных и практических работ; выполнение курсовых работ; волонтёрская деятельность в дошкольных образовательных учреждениях и детских домах; специально разработанные тренинги по выработке профессиональных навыков и умений, развитию важных личностных и профессиональных качеств.

Подготовительный этап профессионально ориентированной практики «Физическое воспитание дошкольников» был спроектирован таким образом, чтобы студенты имели возможность самостоятельно выбрать дошкольное образовательное учреждение, возраст детей и специфические особенности группы, в которых они хотели бы работать, воспитателей и специалистов по физическому воспитанию дошкольников, общение с которыми стало бы наиболее полезным для их профессионального развития, конкретные задания по педагогической практике, формы отчётности, время и сроки контроля и консультаций, руководителя практики.

Студенты имели возможность выбирать дошкольные образовательные учреждения не только из списка предложенных кафедрой, но и выбирать базу практики самостоятельно, в том числе и в других городах и населённых пунктах Республики Карелия. Многолетний опыт организации индивидуальной практики показал, что этот вариант педагогической практики в большей степени стимулирует развитие у студентов личной ответственности, автономности, самостоятельности, независимости, творческой инициативности. Чтобы студенты более свободно и уверенно ощущали себя на педагогической практике, в процессе подготовительного этапа организации практики на учебных занятиях (лекционных, семинарских, практически) преподавателями и студентами был разработан комплект методических материалов [7], в который вошли фрагменты годового плана организации физкультурных занятий с дошкольниками всех возрастных групп, календарные планы работы по организации физкультурно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы, методические рекомендации по проведению диагностики физической подготовленности дошкольников, методические рекомендации по составлению планов-конспектов физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, примерные сценарии физкультурных праздников и развлечений, индивидуальные карты оздоровления детей и др. Такая организация подготовительной работы позволила сместить акценты педагогической практики с формально-организационных моментов на содержательные – проведение диагностики, управление процессом физического воспитания детей, проведение анализа педагогической деятельности в роли специалиста по физическому воспитанию дошкольников, создала возможность для реализации заранее подготовленных проектов и выполнения исследовательских заданий.

Основной этап педагогической практики это есть собственно профессиональная деятельность студентов в дошкольных образовательных учреждениях под руководством преподавателей-методистов и заместителей заведующих детских садов – баз практики в рамках образовательного процесса в вузе.

На этапе собственно профессионально ориентированной педагогической практики студентов задачами кафедры становятся: знакомство студентов с различными видами дошкольных образовательных учреждений; со спецификой деятельности дошкольных образовательных учреждений; с организацией физкультурно-образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми от трёх до семи лет; обеспечение психологической адаптации к профессии педагога дошкольного воспитания в целом, и в частности специалиста по физическому воспитанию дошкольников; формирование у студентов профессиональной компетентности; консультирование студентов по индивидуальным вопросам и проблемам.

Проектируя содержание педагогической практики, необходимо учитывать, что этот этап практической деятельности студентов является основным в формировании ведущих профессиональных умений и навыков в организации физкультурно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому преподавателями-методистами, руководителями практики перед студентами ставится цель – систематизация знаний в области методики физического воспитания детей дошкольного возраста; трансформация теоретических знаний в практические навыки и умения специалиста по физическому воспитанию дошкольников; освоение технологий, форм и методов работы с детьми; умелое включение в практическую деятельность дошкольного образовательного учреждения; формирование профессиональной компетентности студентов.

При планировании и проектировании задач практики в дошкольных группах преподавателем учитываются научно-исследовательские интересы студента и взаимосвязь с тематикой курсового проектирования.

В ходе педагогической практики предусматривается, что каждый студент:

1. Проектирует технологическую карту индивидуального задания всей своей деятельности в период педагогической практики;

2. Осваивает технологию планирования и организацию работы специалиста по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

3. Осваивает технологию планирования и организацию физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

4. Осваивает технологии анализа физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста;

5. Осваивает технологию анализа и самоанализа педагогической деятельности в роли специалиста по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста.

На заключительном этапе практики перед студентом стоят следующие задачи: проведение анализа ожидаемых и полученных результатов педагогической практики; проведение самодиагностики сформированности профессиональной компетентности; рефлексия и анализ проблемных ситуаций практики; составление и оформление отчётной документации о ходе практики; участие в итоговой конференции; составление доклада о результатах исследовательских заданий. Заключительный этап практики исключительно важен для студентов, т.к. на этом этапе подводятся итоги прохождения педагогической практики. На итоговой конференции студенты выступают с аналитическими сообщениями, докладами о выполнении индивидуальных заданий и о выполнении научно-исследовательской работы. На последующих учебных занятиях по профилирующим курсам студенты под руководством преподавателей кафедры обсуждают результаты практики, результаты научного поиска, удачные и неудачные моменты собственной педагогической деятельности.

В результате прохождения практики студент осуществляет: совершенствование и интеграцию теоретических знаний в практическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении; формирование личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; формирование профессиональных умений и навыков в планировании и организации физкультурно-образовательного и физкультурно-оздоровительного процессов; психологическую адаптацию к деятельности с детьми дошкольного возраста; знакомство с деятельностью специалистов по физическому воспитанию дошкольников; формирование исследовательских умений и навыков в профессиональной деятельности; освоение технологии обучения физическим упражнениям и развития физических качеств у детей дошкольного возраста; освоение здоровьесберегающих технологий.

Заключение

Профессионально ориентированная практика в современных условиях должна проводиться системно с участием основных заинтересованных субъектов: школа, спортивная школа, спортивные клубы, дошкольные образовательные учреждения. Ведущим звеном данного вида практики становится вуз, который, с одной стороны, разрабатывает содержательный и организационный компоненты профессионально ориентированной педагогической практики, с другой – обеспечивает взаимодействие с будущими работодателями, которые в свою очередь ждут от вуза высококвалифицированных специалистов в области физического воспитания дошкольников.

Согласованные действия субъектов (вуза и дошкольных образовательных учреждений) профессионально ориентированной педагогической практики призваны стать залогом успешного профессионального самоопределения студентов направления подготовки «Физическая культура».