Формирование у подрастающего поколения грамматически правильной речи, способности самостоятельно размышлять, проявлять словотворчество, активно участвовать в диалоге в различных ситуациях межличностного взаимодействия является одной из ключевых задач в области образования [1; 2]. Поскольку начальным периодом развития всех сторон речи (лексической, грамматической, фонетической), а также речевой активности ребенка является дошкольный возраст, повышаются требования к реализации профессиональных функций педагогами дошкольного образования. В то же время исследования свидетельствуют о снижении уровня речевой активности у современных дошкольников [3-5]. Данная тенденция обосновывается следующими причинами:
- преобладание монолога педагога (или родителей), при котором дети больше слушают, а не отвечают на вопросы, не рассказывают сами;
- увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями, в том числе обусловленными недостаточным вниманием к развитию устной речи;
- снижение общей речевой и коммуникативной культуры и уменьшение ситуаций «живого» общения с ребенком со стороны воспитывающих взрослых; др.
Констатируя вышеизложенное, считаем, что проблема снижения уровня речевой активности у дошкольников вызвана, прежде всего, неправильными действиями педагогов или родителей.
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы и методические особенности формирования речевой активности у дошкольников.
Материалы и методы исследования
При написании статьи применялись методы анализа, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное изучение сформированности речевой активности у старших дошкольников.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «речевая активность» раскрывается в исследованиях как форма активности и характеристика общения, которые влияют на эффективность развития речевой деятельности и речевого поведения личности. Именно в различных формах общения, которые применяет ребенок в процессе взаимодействия с другими детьми и взрослыми, происходит демонстрация речевой активности [5; 6]. В дошкольном образовании рассматриваются такие компоненты речевой активности детей, как поведенческий, обуславливающий речевые реакции; мотивационный, выражающий проявление интереса к речевой деятельности, общению; оперативный, характеризующий соответствующий уровень развития речи.
Н.С. Александровой и О.А. Петушковой используется термин «коммуникативно-речевая активность» и сделан вывод, что ее сформированность влияет на процессы социализации личности, «особенности характера человека, наличие потребности в самовыражении, определенной ситуации, уровень владения языком, организации обучения, характер педагогического обучения, характер общения сверстников» [7, с. 28].
Л.В. Красильниковой и Н.В. Вяловой утверждается важность изучения речевой активности с точки зрения «интегративного методологического подхода, соединяющего в себе положения системного, личностно ориентированного, деятельностного, культурологического, аксиологического и акмеологического подходов», что обеспечивает комплексное изучение и решение исследуемой проблемы в контексте личностного и социокультурного становления ребенка [8, с. 117].
Речевая активность может по-разному выражаться. Например, у ребенка могут быть достаточно быстрые (или медленные) речевые реакции, у одного ребенка может прослеживаться сильная мотивация к поддержанию разговора, и он способен к длительным речевым высказываниям, а другому ребенку требуется подсказка для дальнейшего развития своей мысли. Проявляя речевую активность, ребенок демонстрирует знание и понимание употребляемых слов и выражений, способность высказывать свою мысль, правильно воспринимать речь другого сверстника или взрослого. В рассматриваемом контексте развитие речевой активности ребенка, во-первых, обусловлено уровнем сформированности словаря, грамматического строя речи, особенностями звукопроизношения и может служить основанием для оценки его коммуникативных умений и особенностей речевого поведения, а во-вторых, уровнем коммуникативной компетентности воспитывающих взрослых [4; 9].
Таким образом, проявление детьми речевой активности следует рассматривать как условие успешного овладения речевой деятельностью, речевого общения и развития личности ребенка. Являясь личностным свойством, речевая активность способствует социальному, когнитивному, познавательно-речевому и эмоциональному развитию. Ребенок, демонстрирующий высокий уровень ее сформированности, характеризуется лучшим пониманием и восприятием речи собеседника, отличается инициативностью, общительностью, может эффективно вступать в коммуникацию, вести диалог и поддерживать разговор. У детей с недостаточным уровнем ее развития снижаются возможности свободного взаимодействия друг с другом и с взрослыми, что может привести к формированию негативных межличностных отношений. Поэтому педагоги дошкольных образовательных организаций должны знать имеющийся уровень речевой активности детей. Это обеспечит целенаправленность проектирования коллективных и индивидуальных способов развития речи детей и будет способствовать достижению нормированного результата, а при наличии высокого уровня творческой составляющей речевой активности.
Формирование речевой активности во многом обусловлено мотивационной подготовкой ребенка к коммуникативной деятельности [10]. В мотиве выражается активность личности, а в речевой ситуации отражаются «мотивы речевого высказывания» (М.Р. Львов). Ситуацию можно считать речевой, если она обладает следующими признаками: «в ситуации участвует хотя бы один человек, предполагается какое-то действие, движение, развитие; содержатся элементарные возможности речевого общения» [11, с. 61]. Наличие у дошкольника стремления участвовать в речевой ситуации свидетельствует о той или иной степени сформированности внутреннего побуждения воспринимать речь, активно ею пользоваться, выражая свои мысли и переживания. Ребенок-дошкольник вступает в диалог, если предмет разговора для него эмоционально значим и вызывает интерес. Широкими возможностями для этого обладают такие методы, как беседа по сказке, ролевые диалоги, игры-имитации, лексические упражнения, др.
Психофизиологические особенности дошкольников (интенсивное развитие психических процессов, ситуативный характер общения, появление намеренного запоминания, стремление к общению, получению одобрения взрослых, целенаправленность действий, увеличение словарного запаса, др.) предусматривают использование активных форм и методов в процессе речевого развития. В данном контексте следует выделить игровую деятельность, как ведущую в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры дети осваивают языковые средства, особые речевые обороты, овладевают способами речевого поведения и коммуникации. Причем на эффективное развитие речевой активности влияют все виды игр (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, дидактические, др.). Например, дети, придумывая новые роли, сюжеты, игровые ситуации, активно предлагают свои идеи, согласовывают игровой замысел. В этом процессе активизируется и обогащается словарь, развивается коммуникабельность, диалогическая и монологическая речь, способность к связному и точному высказыванию. В речевых играх дети учатся подбирать слова, звуки, объясняют, уточняют свою позицию, правильность произнесения слов, интонаций, др.
Повышению речевой активности способствует проектирование пространства детского общения посредством ситуаций общения (речевых, игровых), которые бы «провоцировали» детей на диалог и применение освоенных средств общения.
Во-первых, ситуации общения (как специально создаваемые, так и возникающие спонтанно) помогают детям выражать свои эмоции, проявлять инициативу, активнее использовать речевые средства, поддерживающие разговор (беседу). При этом необходимо учитывать возможности детей для развития воображения и произвольности психических процессов. Способность ребенка «воображать» приводит к достаточно активному развитию словотворчества, желанию придумывать новые слова, выражения и экспериментировать со своей речью. На основе развития произвольности дошкольник начинает более осмысленно применять те или иные языковые средства, подбирая такие высказывания и выражения, которые могут заинтересовать партнера по совместной деятельности, будут ему понятны.
Во-вторых, ситуации общения отражают «межличностные отношения взаимодействующих субъектов в педагогическом процессе», в которых объединяются их личностные качества и характеристики [2].
В создаваемых ситуациях общения педагогом специально продумываются формы и методы взаимодействия, при которых дети упражняются в применении на практике речевых конструкций, которыми они овладели. Приведем примеры ситуаций общения.
1. Ситуации-обсуждения конкретного вопроса (проблемы): после ознакомления с кошкой предлагается тема беседы «Что я знаю о кошке?» и стимулирующие вопросы: правильно ли, что кошка – это дикое животное? Расскажи, почему кошка – это домашнее животное (где живет, чем питается, как за кошкой ухаживать, что она любит, др.)?
2. Речевые ситуации по результатам изучения большой темы. Например, «Вот и осень прошла»: расскажите, что мы знаем об осени? Какая она? Чем нас удивила (порадовала) осень? Что больше всего запомнилось? Какие игры нам подарила осень? Др.
3. Речевые ситуации, развивающие глагольный словарь: расскажите, как мы помогаем…? Расскажи, как мы играли сегодня? Объясните, почему на улице большие сугробы? Др.
4. Речевые ситуации с использованием иллюстрации (фотографии): ребенку предлагается показать свои фотографии и рассказать о ситуациях из личного опыта («Как я катался с горки с папой», «Как папа учил меня плавать», «Как мы с мамой готовили торт» и др.).
5. Игровые ситуации, обеспечивающие активность ребенка и желание общаться: внесение новой игрушки в знакомый игровой сюжет, добавление игровых атрибутов, др. Например, появление «волшебного сундучка» с набором бросовых материалов, с одной стороны, вызывает интерес к совместным действиям, а с другой – расширяет возможности ребенка к ведению диалога, обсуждению разных вариантов их использования.
6. Приглашение к разговору по книге: педагог раскрывает книгу «на самом интересном месте», тем самым провоцируя ребенка на начало разговора.
Достаточно интересным способом развития речевой активности у дошкольников является внесение книги-картинки. Особенность данной книги состоит в том, что в ней есть только иллюстрации, по которым можно сочинять свои истории, сказки, рассказы. Например, придумать совместный рассказ о приключениях героя. В процессе такой работы дети обогащают свой словарь, учатся правильно формулировать предложение, подбирать синонимы, составлять описания, др. Детализация иллюстраций зависит от возраста детей. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть деталей и проще сюжетная линия. К старшему дошкольному возрасту объем восприятия информации увеличивается, поэтому можно составлять достаточно большие информационные страницы и применять следующие приемы:
- обратить внимание на мелкие детали, которые «не заметили», и придумать новую сюжетную линию;
- предложить найти предметы (животных, растения, др.), которые умеют «рычать»;
- предложить найти изображение, о котором нам интересно узнать что-то новое, и составить рассказ;
- выбрать конкретного персонажа и описать его настроение;
- предложить одному ребенку рассказать о выбранном персонаже (какой он, о чем думает), а другим детям его угадать;
- подумать, с кем из героев ребенок пошел бы на прогулку? Придумать и рассказать, почему с ним будет интересно? Др.
Повышению речевой активности в дошкольном возрасте способствует участие детей в планировании и осуществлении таких форм работы, как «образовательное событие», «проектная деятельность». Например, технология образовательного события «проектируется и реализуется как совместная культурно организованная деятельность всех его участников (детей, педагогов, родителей), учитывающая индивидуальные интересы и обеспечивающая проявление активности, самостоятельности, инициативы» [12]. На каждом этапе ее реализации создаются условия для активной коммуникации детей со сверстниками, педагогом и родителями (обмен мнениями, идеями, др.), для проявления своих интересов и самовыражения, в том числе речевого творчества. При организации проектной работы дети также усваивают новые слова и понятия, овладевают грамматическими формами, учатся применять их к конкретной ситуации общения в процессе совместного решения проблемы, поиска решений.
Предлагаемые формы и методы развития речевой активности апробировались в старших группах МБДОУ «Детский сад № 411» г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 52 ребенка.
По результатам их внедрения проведен сравнительный анализ уровня сформированности речевой активности у детей на основе диагностических методик речевого развития старших дошкольников [13]. На рисунке показаны обобщенные итоги исследования следующих показателей: понимание речи, контактность ребенка, мотивация к поддержанию разговора. Результаты свидетельствуют о достижении детьми экспериментальной группы более высоких показателей. На контрольном этапе отмечается увеличение высокого уровня в 3,4 раза, среднего уровня в 1,5 раза, уменьшение низкого уровня в 2,7 раза. К концу экспериментальной работы у детей усилилась мотивация к общению друг с другом и со взрослыми, они стали более целенаправленно использовать в речи различные сравнения, чаще стремились объединиться в играх, проявлять собственную инициативу.
Динамика сформированности активной речи у старших дошкольников, %
В контрольной группе у детей сохраняется, прежде всего, средний уровень. Высокий уровень увеличился незначительно (в 1,4 раза), низкий уменьшился до 20%.
Следовательно, предлагаемое содержание работы для старших дошкольников, включающее активные формы и методы повышения речевой активности и его внедрение в воспитательно-образовательный процесс, является эффективным.
Заключение
Дошкольный возраст рассматривается как наиболее сенситивный для формирования речевой активности. На данном возрастном этапе происходят существенные изменения в личностном становлении ребенка, повышается потребность в совместных играх, что требует развития умения договариваться, объяснять, рассуждать, доказывать, др. Для этого ребенок должен знать основные нормы речевого поведения и уметь правильно применять слова в своей речи. Неумение проявить активность при взаимодействии с другими сверстниками, выразить в речи свои желания приводит к снижению коммуникативного интереса и может стать причиной конфликта между детьми.
Сформированность речевой активности у дошкольников влияет на установление правильных взаимоотношений в системе социального взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Процесс развития и повышения речевой активности у дошкольников обеспечивается в разных видах детской деятельности технологиями, методами и приемами, которые эмоционально стимулируют и побуждают к речевой деятельности, формируют инициативу, потребность выразить словами свои интересы, стремление высказать свою точку зрения, умение применять разнообразные речевые средства для установления контакта, др.