Одной из главных проблем современной дидактики является не формирование элементарной грамотности, подразумевающей умение читать и писать, а выработка навыков XXI века, связанных с функциональной грамотностью. Следует разграничивать понятия «чтение» и «функциональное чтение». Одно из положений концепции Л.С. Выготского гласит: «Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления» [1, с. 100]. Без чтения «невозможно развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» [1, с. 100]. Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности. Поэтому основополагающим в области развития функциональной грамотности является определение А.А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2, с. 3]. Центральным аспектом функциональной грамотности является читательская грамотность – способность обучающихся к осмыслению текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для развития своих знаний и возможностей. Читательская грамотность служит ключом к формированию всех видов функциональной грамотности: математической, читательской, естественно-научной, финансовой, глобальных компетенций и креативного мышления.
В мире накоплен значительный опыт формирования и оценивания читательской грамотности, прежде всего в исследованиях PIRLS и PISA (PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» для обучающихся 4-го класса; PISA – международная программа по оценке образовательных достижений, оценивается сформированность функциональной грамотности обучающихся 8–9-х классов). В России этот компонент функциональной грамотности вошел в образовательный процесс и практику оценки. С введением ФГОС НОО и ООО начался новый этап разработки отечественного инструментария оценки читательской грамотности, особенность которого – выявление уровня сформированности особой группы умений, связанных с использованием информации из текста для различных целей.
Особое значение развитию читательской грамотности придают такие исследователи, как И.Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева. В частности, в книге Фрумина «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» были представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS [3]. В своих исследованиях многие ученые проводят анализ, позволяющий наметить путь совершенствования методики обучения осознанному чтению текстов, раскрывают суть проблемы перехода от обучения чтению к чтению для обучения [4–6].
Систематическая, планомерная работа над разными видами чтения является показателем ряда трудностей, которые есть всегда. Они выходят за рамки собственно словесности. Сегодня обучающиеся обладают узким словарным запасом. Кроме того, не всегда они готовы принять непривычный способ трансляции материала, не умеют подтверждать достоверность информации личным опытом. Обучающиеся видят факты, но не могут найти смысловое ядро, так как им мешает фрагментарность восприятия. Опыт показывает, что над этой проблемой надо работать коллективно учителю-предметнику, родителю и обучающемуся. Для результативности и повышения качества обучения целесообразно применять в практике преподавания русского языка и литературы личностно-ориентированный подход, предполагающий «использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и др.» [7, с. 65]. Большую роль играет и персонифицированная модель обучения, под которой понимают «организацию учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся», позволяющую «создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося» [7, с. 77]. Таким образом, в процессе обучения и создаются условия для успешного формирования навыков чтения. Современный педагог должен включать в структуру урока задания, которые выполняют двойную нагрузку: учат предметному знанию и формируют навыки функциональной грамотности. Сегодня актуально создание сборников, демонстрирующих лучшие практики развития читательской грамотности [8–10].
Научная новизна работы состоит в попытке осмысления читательской грамотности как инструмента изучения качества образования. При этом упор делается на эффективные приемы работы с текстом: работа на уроке с неочевидной информацией, требующей вскрытия подтекста; работа с избыточной информацией; работа со смешанным текстом; работа с заданиями рефлексивного типа. Региональные комплексы заданий являются авторскими, апробированы и представлены на всероссийском уровне впервые. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день грамотность чтения входит в перечень предметов международного исследования, именно этой составляющей функциональной грамотности уделяется большое внимание.
Цель исследования: отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов формирования читательской грамотности обучающихся 8-х и 9-х классов.
Материалы и методы исследования
Методология исследования основана на сочетании проецирования различных способов организации учебной деятельности школьников, изучении истории вопроса, анализа и обобщения передового педагогического опыта с учетом формирования навыков читательской грамотности.
Для апробации отобранных материалов и выявления эффективности действующих методик был взят контингент обучающихся 8–9-х классов городских общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.
Результаты исследования и их обсуждение
С 2019 г. данный вопрос обсуждался в рамках стажировочной площадки «Научно-методическое сопровождение освоения педагогами общеобразовательных организаций методов и технологий формирования функциональной грамотности (читательской грамотности)» (приказ департамента образования и науки Костромской области № 2427 от 31 декабря 2019 г.). В современном российском образовании заложен устойчивый интерес к процессу формирования функциональной грамотности обучающихся, разработаны и изучены теоретические обоснования и подходы к их применению в собственной педагогической практике. В Костромской области дополнительным фактором явилось включение региона в федеральный мониторинг в 2022 г. (международное исследование PISA). Вместе с тем педагоги испытывают дефицит в позитивных образцах при проектировании «ситуационных знаний», «учебной самостоятельности школьника», являются заказчиками методического сопровождения с использованием специально созданных зон для профессиональных проб. Форма стажировки в процессе повышения квалификации используется регулярно и результативно. Так, образовательные организации города Костромы имеют многолетний опыт участия в реализации дополнительной профессиональной программы «Инновационная деятельность в сфере образования». Вместе с тем специфика объекта внедрения – «функциональная грамотность» – предполагает иные механизмы и инструменты методического сопровождения педагогов, проецирование способов организации учебной деятельности школьников на способы повышения квалификации учителей, организацию учебного сотрудничества. Основным средством контроля является ежегодный мониторинг достижения запланированных результатов по количественным и качественным показателям – внешняя экспертиза.
Промежуточные результаты были обсуждены на экспертном совете по итогам работы 2022 г. и представлены на межрегиональной практико-ориентированной конференции в Ленинградской области «Формирование функциональной читательской грамотности: вызовы и эффективные образовательные практики». Кроме того, рабочей группой был создан сборник заданий по формированию читательской грамотности для обучающихся 8–9-х классов, который успешно применяется разными регионами как в учебном процессе (на уроках русского языка), так и в курсе внеурочной деятельности (в профориентационном аспекте: знакомство посредством текстовой деятельности с профессиями будущего).
Полученные результаты показали, что апробированные материалы могут быть использованы при разработке спецкурсов, программ стажировочных площадок, учебных программ, факультативов по русскому языку и литературе.
Функциональное чтение всегда должно иметь некую результирующую составляющую. Оно является аналитическим: при чтении надо понимать, зачем и с какой целью осуществляется чтение. Этот процесс аккумулирует все читательские навыки, его нельзя изъять из общего круга жизни, так как необходимо привлекать знания из различных областей, сюжетов, жанров, типов текста. Кроме того, ежедневно обучающиеся сталкиваются с разными способами трансляции информации: диаграммами, таблицами, инструкциями. Это выходит за рамки предметного чтения в классическом понимании, схоластическом, но все это базируется на текстах, основано на них. Читательская грамотность позволяет человеку понимать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей. Такое функциональное чтение предполагает три единства: понимание, осмысление, рефлексия формы и содержания.
Прикладное чтение базируется на работе с фактом, который лежит в основе любой предметной дисциплины. В тексте мы должны найти факты, зафиксировать их, выстроить системные взаимосвязи, интерпретировать, проанализировать и уже тогда давать оценку. Необходимо понять, как эта информация транслируется и зачем написан текст. Когда проводятся все эти операции, не всегда приходит осознание того, что это происходит одномоментно. Данные навыки следует выработать у обучающихся, чтобы они могли в оперативной памяти декодировать смысл любого текста и понимать его назначение. Важно уметь извлекать эту информацию, интегрировать, интерпретировать, понимать и анализировать текст. Опора на внетекстовые знания помогает перейти к навыкам следующего порядка. Поэтому важно научить учеников работать с заданным форматом и типом текста, будь это иконический знак, визуальное изображение либо линейный текст. Чем квалифицированнее читатель, тем эффективнее он владеет навыками поискового чтения, сразу видит в тексте нужные смыслы, маркеры. Но сначала мы должны провести подрастающего читателя через все виды чтения: изучающее (медленное, от первой буквы до последней), ознакомительное (когда полнота понимания составляет 75% информации), просмотровое (когда мы должны определить явные смыслы в этом тексте). И только тогда мы можем подвести к поисковому чтению, когда человек действительно читать уже умеет.
Кроме того, сами тексты очень изменились. Еще 30 лет назад школьный учебник строился линейно, текст не был монтажным по своей природе. Сегодня нам приходится работать и со статическими, и с динамическими текстами. Мы должны научить обучающихся распознавать их и работать с ними одномоментно.
Линейный, или сплошной, текст – это тип текста, состоящий из вербальных единиц, структурированных в языковые синтагмы (фразы, предложения, абзацы и др.). Так написаны произведения литературы, параграфы учебника. Но это уже не самый частый тип текста, с которым мы встречаемся в повседневности.
Несплошные тексты построены на особых связях информационных единиц (таких как таблицы, графики, диаграммы, инструкции, каталоги, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, входные билеты). Несплошной текст – это единый файл, информация дается в рамках единого зрительного поля.
Комбинированные тексты соединяют в себе элементы сплошного и несплошного текстов. Обучающиеся очень любят работать с таким типом текстов, их интересно смотреть, читать, так как информация полифонична по способу презентации материала. В нем есть и графический компонент, и цифровой компонент, и собственно текст. Но информация носит взаимодополняющий характер.
Составные тексты – это уже объединение нескольких файлов. Они могут быть независимыми друг от друга, а могут перекликаться тематически или противоречить друг другу, могут отличаться по формату: таблица, линейный текст или смешанный текст.
Информация в любом из текстов может быть различная: структурированная и неструктурированная, подробная или сжатая, главная и второстепенная, объективная или субъективная, избыточная или недостаточная, вербальная и визуальная. Эти фильтры должны действовать по отношению к любому тексту, который мы читаем. Мы – поколение визуалов, поэтому факты говорят о другом типе взаимоотношений с информацией. Например, пользователи читают всего ¼ текста на веб-странице, остальное воспринимают визуально; наличие цветной картинки на 80% повышает вероятность того, что текст рядом с ней не будет прочитан; текстовые этикетки понятны на 70%, а этикетки с картинками – на 95%; люди пересказывают 80% того, что видели или делали, 20% того, что читали, и только 10% того, что слышали.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся может способ подачи учебной информации, которая сегодня чаще всего представлена нелинейно, заложена в иллюстрациях, таблицах и схемах. Инфографика – это визуально упрощенное представление сложных данных, направленное на привлечение внимания и передачу информации в понятной и доступной форме. Это универсальные приемы работы с текстом. Мы должны анализировать огромный объем текстов, сополагать вербальные и графически компоненты. Сегодня любая работа в классе – это микроисследование. Как здесь не выстроить логические цепочки, как не дифференцировать, не обобщить информацию? Например, на уроке литературы мы могли бы предложить целый линейный текст на тему «Чтение в России», но предлагаем в группах поработать с диаграммой и ответить на вопросы. Из материалов инфографики обучающиеся находят факты, интерпретируют и анализируют полученную информацию:
− что является источником пополнения книжного запаса для читателя? Какое количество книг покупается читателями в магазине? (Основные книги для чтения (22%) приобретаются в магазине);
− верно ли утверждение о том, что у родственников и друзей мы берем больше книг, чем покупаем в магазине? (Утверждение неверное, так как только 13% книг берется у родственников и друзей (ср. с п. 1));
− опровергают ли приведенные данные мнение о том, что чтение книг сегодня не интересно никому? (Статистические данные опровергают мнение о том, что чтение не интересно никому, потому что менее половины (40%) людей не являются читателями, в то время для 60% чтение является актуальным процессом), и т.д.
Мы видим, что обучающиеся находят факты и смело их интерпретируют, но с трудом большинству удается выстроить связные высказывания, так как не хватает аргументации, умения выстроить единый смысловой план. Учителя должны понимать, что задачи перед ними другие. Чтение – процесс универсальный, его мы не можем оценивать только на предмете и по прежней шкале. В рамках школьного стандарта мы привыкли к тому, что ответ либо правильный, либо нет. Специалисты в области формирования и оценки функциональной грамотности подмечают, что международные исследования предлагают политомическую систему оценивания [11–13]. Ответ может быть верным/неверным, верным частично, при определенных условиях (как правило, иногда). Обстоятельства уступки точны, важны, когда мы говорим о работе с информацией, поступающей по разным каналам. Такая система оценивания является востребованной в наши дни.
Заключение
Поиск продуктивных стратегий, методов и приемов обучения навыкам функциональной грамотности привел к отказу от намерения ограничиться рамками учебных предметов «Русский язык», «Литература»: процесс декодирования, освоения и интерпретации художественного текста, способы трансляции информации отличаются от работы с множественными текстами в рамках читательской грамотности. Дихотомическая система оценивания переходит в политомическую.
В учебном процессе мы рекомендуем активно использовать задания нового формата для всех категорий обучающихся. Активизировать познавательную деятельность может способ подачи учебной информации, которая сегодня чаще всего представлена нелинейно, заложена в иллюстрациях, таблицах и схемах. В тексте любого формата педагоги учат находить факты, фиксировать их, выстраивать системные взаимосвязи, интерпретировать, анализировать и уже тогда давать оценку. Важно научить обучающихся понимать смысл и назначение текста. Современный педагог старается включать в структуру урока задания, которые способны выполнять двойную нагрузку: учить предметному знанию и формировать навыки функциональной грамотности. А читательская грамотность является ключом к формированию всех видов функциональной грамотности.