Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE FORMATION OF NATIONAL IDENTITY IN THE SYSTEM OF MODERN AGRARIAN EDUCATION

Krasilnikova E.V. 1 Kuznetsova S.N. 1
1 Tver State Agricultural Academy
The content of the concept of “national identity” is investigated, pedagogical technologies of its formation in the system of higher agrarian education are considered. An interpretation of national identity is proposed as an emotional and rational awareness of one’s belonging to the country, its history, traditional values, which makes it possible to consider it as an important factor in the preservation of national culture in the context of the modern global civilizational crisis. An interpretation of modern education is presented as a process of national identification, which includes the formation of civic – along with professional – identity of students. In this regard, agricultural education is considered as a process of identifying a specialist agrarian who links his professional destiny with domestic agriculture. The goal of modern agricultural education is a significant increase in the status, social significance of an agricultural worker. The question is raised about the pedagogical possibilities of specialized subjects of agrarian education in the formation of students’ national identity. Proposals were put forward by teachers of the Department of Plant Growing and Flax Processing Technologies of the Tver State Agricultural Academy to adjust the content of working programs of specialized disciplines (“Introduction to professional activity”, “Fruit growing”, “Vegetable growing”, “Flower growing”, “Fundamentals of landscape design”, “Gardening art”, etc.), taking into account the stated problem of the formation of national identity. Additional didactic units are proposed that immerse students in information and practice in the history of the agricultural economy with its traditional values, allowing to reconstruct the technological side of farming, characteristic of the way of life of a Russian person. The experience of extracurricular work with students (field events, lecture-excursions) is presented, which expands the possibilities for introducing students to the history of their country, their region. The subject of course projects of graduates is considered, taking into account the study of national characteristics of the organization of gardening, the rehabilitation of the “Russian style” of the introduction of rural land use.
national identity
identification
agricultural education
pedagogical technologies

В условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, желания западных государств ослабить российское общество, исключить влияние российской цивилизации на развитие мировой культуры остро встает вопрос о сохранении нашей национальной идентичности, русского культурного кода как основы и гаранта существования российского общества. Этот вызов требует не только военной, экономической, политической мобилизации общества, но и пересмотра всей системы отечественного образования, в пространстве которого происходит формирование личностной и гражданской идентичности молодежи. Аграрное образование, как важная составляющая отечественного образования, содержит в себе не только профессионально-практическое назначение, но и духовно-ценностный потенциал, присущий исконно русской культуре, исторически сформировавшейся как аграрный тип культуры. Актуальность проблемы заключается в важности исследования учебно-предметных возможностей аграрного образования для формирования национальной идентичности учащихся, необходимости поиска содержательных и методических технологий, обеспечивающих глубокое знакомство молодежи с историей аграрной культуры, ее традиционными духовными ценностями, погружение будущих аграриев в традиционные формы ведения аграрного хозяйства, свойственные русской культуре.

Цель исследования – выявление учебно-методического ресурса аграрного образования, актуального для формирования национальной идентичности учащейся молодежи.

Материалы и методы исследования

В написании статьи приняли участие преподаватели кафедры гуманитарной и физической культуры и кафедры растениеводства и технологий переработки льна Тверской государственной сельскохозяйственной академии (Тверская ГСХА). Гуманитарии в данной работе исследовали ценностное содержание национальной идентичности и общую стратегию ее формирования у студентов, будущих аграриев. Преподаватели кафедры растениеводства и технологий переработки льна провели ревизию учебно-методического материала и анализ содержания рабочих программ профильных дисциплин, формирующих практические, необходимые для аграриев компетенции, с точки зрения их потенциальной возможности в деле формирования духовных ценностей, национальной идентичности студентов.

Материалами исследования послужили учебно-методические наработки, используемые в учебной и внеучебной практике преподавателей по подготовке аграриев, а также материалы, полученные в ходе проведения на базе Тверской ГСХА круглого стола «Параметры современного ученого-агрария» (14 марта 2022 г.).

Методы исследования определены заявленной темой. В рассмотрении категории «национальная идентичность» применительно к учебно-методическому материалу, используемому при подготовке студентов аграрного вуза, были задействованы общенаучные методы: сравнительный, критический, системный.

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализирована категория «национальная идентичность» и учебно-методический материал, используемый в процессе обучения студентов Тверской ГСХА по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия, способствующий формированию национальной идентичности будущих аграриев.

Ситуация, складывающаяся в стране, все больше заставляет преподавательское сообщество взглянуть на процесс образования прежде всего как на процесс социокультурной идентификации молодежи. В современном гуманитарном знании категорию «идентификация» в широком смысле принято трактовать как формирование осознания своей принадлежности к определенной группе, позволяющее солидаризироваться с ее идеалами, стандартами, выработку эмоционально-ценностного отношения к своей группе (ощущение адекватности), реализацию соответствующих сценариев и способов поведения внутри и вне своей группы [1]. В данном случае понятие группы может обозначать и конкретное профессиональное сообщество, и целую культурную общность – страну-отечество. Важным показателем состоявшейся личности выступает высокая степень ее адаптации к своей культуре, ощущение (переживание) принадлежности к своему народу, его истории, его духовным ценностям.

Сегодня на первый план в системе образования выходит задача сохранения и укрепления традиционных ценностей, обеспечивающих сплоченность российского общества. Решение этой задачи позволит, в свою очередь, укрепить общероссийскую гражданскую идентичность, российскую самобытность [2]. Полагаем, что актуальная для студенческой молодежи полноценная профессиональная идентификация возможна в сочетании с гражданской идентификацией. Осознание своей принадлежности к выбранной профессии, понимание возможности профессиональной реализации в пределах своей страны, своей культуры – важный показатель состоявшейся социокультурной идентификации молодых людей. А потому перед российскими преподавателями встает вопрос, каким способом данный показатель сделать реальным и действенным.

Считаем, что эта задача стоит не только перед преподавателями-гуманитариями, предметы которых уже по своей природе связаны с формированием духовных ценностей, влияющих на процесс социокультурной идентификации. В ее решении должны принять участие и преподаватели-естественники, задействованные в процессе подготовки тех же аграриев. Для этого необходимо проанализировать содержание рабочих программ, формирующих практические, необходимые для аграриев компетенции, провести ревизию учебно-методического материала профильных предметов, напрямую связанных с подготовкой будущих аграриев, с точки зрения их потенциальной возможности в содействии формированию национальной идентичности.

В российской истории и общественной жизни сложилось достаточно устойчивое представление о содержании русского характера, носителя традиционных ценностей, таких как жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, справедливость, гуманизм, высокие нравственные идеалы и т.д. В данном случае национальные приметы звучат скорее всего как общечеловеческие. Таковыми они и являются. Но в психологическом портрете русского человека имеются и особые свойства, позволяющие говорить о его самобытности. Хотелось бы отметить, прежде всего, особую иррациональность, определившую склонность русского человека к созерцательности, эмоциональности, приоритет духовного над материальным, а также чаще всего упоминаемый русский коллективизм (соборность). Если иррациональность русского человека выступает основой особого отношения к земле, почитания природы, то ментальный коллективизм (психология «мы») в социальной жизни проявляется в патриотизме, уважении своего коллектива (будь то община или современное крестьянско-фермерское хозяйство), в следовании традиционным семейным ценностям. Полагаем, что именно эти качества способны выступать в роли барьера, препятствующего новым либеральным ценностям, культивирующим индивидуализм, пренебрежительное отношение к духовным ценностям.

Необходимо признать, что психологическая картина российского менталитета, «максимально стереотипизированного исторического опыта коллективного бытия людей», «опыта коллективного переживания мира» [3, с. 167], далеко не однородна. В современной российской жизни он может выступать не только барьером, но и фильтром, необходимым для восстановления российской самобытности, способствующим вытеснению таких недостатков, как бесхозяйственность, отсутствие четкого планирования, выразившееся в пресловутом «авось», как наклонности дразнить счастье и верить в удачу.

Исторически эффективность ведения аграрного хозяйства в России, с одной стороны, поддерживалась такими вышеупомянутыми свойствами, как уважительное отношение к земле и глубокая связь с природой, с другой, тормозилось той же иррациональностью в форме пресловутой бесхозяйственности. Учебная и воспитательная роль образования, безусловно, предполагает обнаружение и культивирование положительных свойств характера русского человека, человека-труженика, патриота, семьянина. При этом процесс формирования привлекательных национальных характеристик и вытеснение «проблемных» нельзя воспринимать буквально как некую образовательную стратегию с элементами нравоучения и назидательности. К нему необходимо относиться как к деликатному процессу социокультурной идентификации молодежи, постепенной интеграции личности в систему духовных ценностей национальной культуры.

Педагогический опыт работы со студенческой аудиторией показал, что существенным фактором, определяющим эффективность последующего освоения дисциплины, служит верно найденная мотивация, пробуждающая интерес к предмету, будущей профессии. Полагаем, что в системе аграрного образования такой мотивацией может служить потребность общества в своих, российских, агрономах-практиках и ученых-аграриях. Государственная политика по импортозамещению сельскохозяйственной продукции невозможна без появления плеяды молодых аграриев с высокой профессиональной и гражданской мотивацией. Для этого необходимо на государственном уровне существенно повысить статус, социальную значимость работника сельского хозяйства. Последнее станет условием и надежной гарантией успешного формирования национальной идентичности у будущих специалистов в АПК.

Реабилитация в сознании россиян образа работника АПК – процесс длительный, нуждающийся в усилиях всего общества. Особую роль в возвращении когда-то уважаемого образа русского крестьянства, носителя исконных ценностей русской культуры, должно сыграть отечественное образование в целом, в частности аграрные вузы. Полагаем, что первым шагом в изменении отношения к будущей профессии агрария должна стать корректировка содержания профильных предметов. В этой связи считаем необходимым включение в рабочие программы дисциплин, изучаемых на аграрном факультете, дополнительных дидактических единиц, позволяющих соединить профессиональную мотивацию с гражданской, интерес к своей будущей профессии с особенностями ее проявления в российской среде.

Преподаватели кафедры растениеводства и технологий переработки льна Тверской ГСХА, проанализировав содержание рабочих программ своих дисциплин (направление подготовки 35.03.04 Агрономия), пришли к выводу о возможности корректировки отдельных тем (разделов, модулей), способствующих формированию национальной идентичности студентов. В качестве рекомендаций было предложено:

− дополнить рабочую программу дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» разделом (модулем), посвященным истории развития традиционных ценностей русского крестьянства, особенностям ведения сельского хозяйства в России, историческим достижениям российской агрономической науки;

− внести дополнительные дидактические единицы в содержание дисциплин: «Плодоводство» (исторические особенности становления российского плодоводства; разновидности исконно российских плодово-ягодных культур; русские дары садов на вашем столе; проблема возрождения национальной садовой культуры); «Овощеводство» (реконструкция технологий выращивания исконно русских овощных культур (репа, турнепс, пастернак и др.); отечественные овощные культуры в народной медицине) [4]; «Цветоводство» (цветники в русском стиле; символика цветов в русской культуре) [5];

− расширить содержание предмета «Основы ландшафтного дизайна» изучением следующих вопросов: разновидности ландшафтного дизайна в русской культуре; особенности русской ландшафтной архитектуры; лесостепной ландшафт как отражение русской души; национальные приметы в современном ландшафтном дизайне.

Еще больше возможностей для формирования национальной идентичности имеет дисциплина «Садово-парковое искусство». Считаем уместным включение в содержание этой дисциплины раздела, посвященного русской усадебной культуре. Русская усадьба традиционно рассматривается как явление русской культуры, отражающее различные стороны ее жизни – хозяйственные, экономические, бытовые и т.д. Сельскохозяйственный аспект русской усадьбы – отдельная тема, позволяющая реконструировать технологическую сторону ведения хозяйства и духовный образ русского человека. Дидактическими единицами нового раздела могут быть:

− «русский стиль» в усадебной культуре;

− планировка русской усадьбы;

− особенности ведения садово-огородного хозяйства в русской усадьбе;

− отличительные приметы усадебного сада-огорода в русском стиле и т.д.

Опыт работы со студентами Тверской сельскохозяйственной академии показал, что формирование национальной идентичности у молодежи не может ограничиваться исключительно аудиторным изучением дисциплин. На сегодняшний день внеаудиторная работа, пожалуй, имеет больше возможностей для погружения в историю той же аграрной культуры, в атмосферу ее традиционных духовных ценностей. Это могут быть выездные мероприятия, включающие посещение музеев, посвященных истории крестьянства, организации его труда и быта. Так, в Тверской ГСХА существует культурно-просветительский центр, успешно выполняющий эту задачу [6]. Формирование традиционных духовных ценностей осуществляется в рамках таких его проектов, как «Мир русской усадьбы», «Экология исторической памяти», «Лики культуры: народные промыслы и ремесла». Студенты Тверской сельскохозяйственной академии регулярно посещают местный краеведческий музей, музей тверского быта, где знакомятся с особенностями региональной крестьянской культуры, местными традициями и промыслами.

Свой вклад по формированию национальной идентичности способна внести и научно-исследовательская работа студентов. В этой связи примечательны заявленные преподавателями последние темы курсовых проектов, объединившие учебно-научные задачи с воспитательными, отработку навыков научной деятельности с формированием национальной идентичности, приобщением к национальным ценностям:

− оформление территории с созданием сада в русском стиле;

− концепция сада-огорода на приусадебном участке;

− ароматический сад (тенистый сад) на приусадебном участке в русском стиле;

− «белый сад» («зеленый сад», «голубой сад», «желто-оранжевый сад») на приусадебном участке в русском стиле;

− вересковый сад (злаковый сад) на приусадебном участке в русском стиле;

− создание сада воды на приусадебном участке в русском стиле.

Данные темы курсовых работ имеют общую задачу: привлечь внимание студентов к отечественной традиции обустройства садового хозяйства. Возвращение к практике наших предков, стремившихся жить в согласии с природой, следовавших «природному» стилю с его способностью соединять естественную красоту с хозяйственной пользой, можно оценить как одну из эффективных форм того же процесса формирования национальной идентичности.

Общими этапами курсовых проектов были заявлены следующие:

− сбор теоретического материала, посвященного саду в русском стиле;

− теоретическая реконструкция основных компонентов, входящих в структуру русского сада;

− практическое воссоздание отдельных компонентов русского сада-огорода на базе учхоза Тверской ГСХА.

В ходе защиты курсовых проектов студенты в конечном итоге повторили практические рекомендации, накопленные нашими предками по возделыванию и уходу за садово-огородным хозяйством [7]. В числе основных:

− сохранение естественного рельефа – сад как продолжение окрестных лесов, естественного природного пейзажа;

− учет и сохранение состава почвы;

− сохранение произрастающих в данном месте растений (различные виды лип, ив, берез; спирей, чубушник и другие) и культивирование, долговечных, неприхотливых, недорогих культур (различные виды кустарников и деревьев);

− ориентация и учет времени посева и посадки культурных растений по лунному календарю и по народным приметам.

Результаты работы над курсовыми проектами были апробированы в рамках круглого стола «Параметры современного ученого-агрария», проведенного на базе Тверской ГСХА 14 марта 2022 г.

Заключение

Таким образом, в условиях глобального цивилизационного кризиса, ставящего под вопрос само существование российской культуры, сохранение традиционных духовных ценностей приобретает особую значимость и становится одной из главных стратегических целей отечественного образования. Ее реализация предполагает понимание современного образования как процесса не только профессиональной, но и национальной идентификации. В решении этой задачи должны быть задействованы все структурные компоненты института российского образования. Полагаем, что аграрное образование, исторически связанное с отечественной культурой, ее системой духовных ценностей, уже по своей сущности способно национально идентифицировать студенческую молодежь, будущих аграриев. Важно найти эффективные педагогические технологии, помогающие успешно справиться с решением задачи сохранения своего национального лица, своих традиций и ценностей как гаранта будущего существования России.