В условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, желания западных государств ослабить российское общество, исключить влияние российской цивилизации на развитие мировой культуры остро встает вопрос о сохранении нашей национальной идентичности, русского культурного кода как основы и гаранта существования российского общества. Этот вызов требует не только военной, экономической, политической мобилизации общества, но и пересмотра всей системы отечественного образования, в пространстве которого происходит формирование личностной и гражданской идентичности молодежи. Аграрное образование, как важная составляющая отечественного образования, содержит в себе не только профессионально-практическое назначение, но и духовно-ценностный потенциал, присущий исконно русской культуре, исторически сформировавшейся как аграрный тип культуры. Актуальность проблемы заключается в важности исследования учебно-предметных возможностей аграрного образования для формирования национальной идентичности учащихся, необходимости поиска содержательных и методических технологий, обеспечивающих глубокое знакомство молодежи с историей аграрной культуры, ее традиционными духовными ценностями, погружение будущих аграриев в традиционные формы ведения аграрного хозяйства, свойственные русской культуре.
Цель исследования – выявление учебно-методического ресурса аграрного образования, актуального для формирования национальной идентичности учащейся молодежи.
Материалы и методы исследования
В написании статьи приняли участие преподаватели кафедры гуманитарной и физической культуры и кафедры растениеводства и технологий переработки льна Тверской государственной сельскохозяйственной академии (Тверская ГСХА). Гуманитарии в данной работе исследовали ценностное содержание национальной идентичности и общую стратегию ее формирования у студентов, будущих аграриев. Преподаватели кафедры растениеводства и технологий переработки льна провели ревизию учебно-методического материала и анализ содержания рабочих программ профильных дисциплин, формирующих практические, необходимые для аграриев компетенции, с точки зрения их потенциальной возможности в деле формирования духовных ценностей, национальной идентичности студентов.
Материалами исследования послужили учебно-методические наработки, используемые в учебной и внеучебной практике преподавателей по подготовке аграриев, а также материалы, полученные в ходе проведения на базе Тверской ГСХА круглого стола «Параметры современного ученого-агрария» (14 марта 2022 г.).
Методы исследования определены заявленной темой. В рассмотрении категории «национальная идентичность» применительно к учебно-методическому материалу, используемому при подготовке студентов аграрного вуза, были задействованы общенаучные методы: сравнительный, критический, системный.
Результаты исследования и их обсуждение
Проанализирована категория «национальная идентичность» и учебно-методический материал, используемый в процессе обучения студентов Тверской ГСХА по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия, способствующий формированию национальной идентичности будущих аграриев.
Ситуация, складывающаяся в стране, все больше заставляет преподавательское сообщество взглянуть на процесс образования прежде всего как на процесс социокультурной идентификации молодежи. В современном гуманитарном знании категорию «идентификация» в широком смысле принято трактовать как формирование осознания своей принадлежности к определенной группе, позволяющее солидаризироваться с ее идеалами, стандартами, выработку эмоционально-ценностного отношения к своей группе (ощущение адекватности), реализацию соответствующих сценариев и способов поведения внутри и вне своей группы [1]. В данном случае понятие группы может обозначать и конкретное профессиональное сообщество, и целую культурную общность – страну-отечество. Важным показателем состоявшейся личности выступает высокая степень ее адаптации к своей культуре, ощущение (переживание) принадлежности к своему народу, его истории, его духовным ценностям.
Сегодня на первый план в системе образования выходит задача сохранения и укрепления традиционных ценностей, обеспечивающих сплоченность российского общества. Решение этой задачи позволит, в свою очередь, укрепить общероссийскую гражданскую идентичность, российскую самобытность [2]. Полагаем, что актуальная для студенческой молодежи полноценная профессиональная идентификация возможна в сочетании с гражданской идентификацией. Осознание своей принадлежности к выбранной профессии, понимание возможности профессиональной реализации в пределах своей страны, своей культуры – важный показатель состоявшейся социокультурной идентификации молодых людей. А потому перед российскими преподавателями встает вопрос, каким способом данный показатель сделать реальным и действенным.
Считаем, что эта задача стоит не только перед преподавателями-гуманитариями, предметы которых уже по своей природе связаны с формированием духовных ценностей, влияющих на процесс социокультурной идентификации. В ее решении должны принять участие и преподаватели-естественники, задействованные в процессе подготовки тех же аграриев. Для этого необходимо проанализировать содержание рабочих программ, формирующих практические, необходимые для аграриев компетенции, провести ревизию учебно-методического материала профильных предметов, напрямую связанных с подготовкой будущих аграриев, с точки зрения их потенциальной возможности в содействии формированию национальной идентичности.
В российской истории и общественной жизни сложилось достаточно устойчивое представление о содержании русского характера, носителя традиционных ценностей, таких как жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, справедливость, гуманизм, высокие нравственные идеалы и т.д. В данном случае национальные приметы звучат скорее всего как общечеловеческие. Таковыми они и являются. Но в психологическом портрете русского человека имеются и особые свойства, позволяющие говорить о его самобытности. Хотелось бы отметить, прежде всего, особую иррациональность, определившую склонность русского человека к созерцательности, эмоциональности, приоритет духовного над материальным, а также чаще всего упоминаемый русский коллективизм (соборность). Если иррациональность русского человека выступает основой особого отношения к земле, почитания природы, то ментальный коллективизм (психология «мы») в социальной жизни проявляется в патриотизме, уважении своего коллектива (будь то община или современное крестьянско-фермерское хозяйство), в следовании традиционным семейным ценностям. Полагаем, что именно эти качества способны выступать в роли барьера, препятствующего новым либеральным ценностям, культивирующим индивидуализм, пренебрежительное отношение к духовным ценностям.
Необходимо признать, что психологическая картина российского менталитета, «максимально стереотипизированного исторического опыта коллективного бытия людей», «опыта коллективного переживания мира» [3, с. 167], далеко не однородна. В современной российской жизни он может выступать не только барьером, но и фильтром, необходимым для восстановления российской самобытности, способствующим вытеснению таких недостатков, как бесхозяйственность, отсутствие четкого планирования, выразившееся в пресловутом «авось», как наклонности дразнить счастье и верить в удачу.
Исторически эффективность ведения аграрного хозяйства в России, с одной стороны, поддерживалась такими вышеупомянутыми свойствами, как уважительное отношение к земле и глубокая связь с природой, с другой, тормозилось той же иррациональностью в форме пресловутой бесхозяйственности. Учебная и воспитательная роль образования, безусловно, предполагает обнаружение и культивирование положительных свойств характера русского человека, человека-труженика, патриота, семьянина. При этом процесс формирования привлекательных национальных характеристик и вытеснение «проблемных» нельзя воспринимать буквально как некую образовательную стратегию с элементами нравоучения и назидательности. К нему необходимо относиться как к деликатному процессу социокультурной идентификации молодежи, постепенной интеграции личности в систему духовных ценностей национальной культуры.
Педагогический опыт работы со студенческой аудиторией показал, что существенным фактором, определяющим эффективность последующего освоения дисциплины, служит верно найденная мотивация, пробуждающая интерес к предмету, будущей профессии. Полагаем, что в системе аграрного образования такой мотивацией может служить потребность общества в своих, российских, агрономах-практиках и ученых-аграриях. Государственная политика по импортозамещению сельскохозяйственной продукции невозможна без появления плеяды молодых аграриев с высокой профессиональной и гражданской мотивацией. Для этого необходимо на государственном уровне существенно повысить статус, социальную значимость работника сельского хозяйства. Последнее станет условием и надежной гарантией успешного формирования национальной идентичности у будущих специалистов в АПК.
Реабилитация в сознании россиян образа работника АПК – процесс длительный, нуждающийся в усилиях всего общества. Особую роль в возвращении когда-то уважаемого образа русского крестьянства, носителя исконных ценностей русской культуры, должно сыграть отечественное образование в целом, в частности аграрные вузы. Полагаем, что первым шагом в изменении отношения к будущей профессии агрария должна стать корректировка содержания профильных предметов. В этой связи считаем необходимым включение в рабочие программы дисциплин, изучаемых на аграрном факультете, дополнительных дидактических единиц, позволяющих соединить профессиональную мотивацию с гражданской, интерес к своей будущей профессии с особенностями ее проявления в российской среде.
Преподаватели кафедры растениеводства и технологий переработки льна Тверской ГСХА, проанализировав содержание рабочих программ своих дисциплин (направление подготовки 35.03.04 Агрономия), пришли к выводу о возможности корректировки отдельных тем (разделов, модулей), способствующих формированию национальной идентичности студентов. В качестве рекомендаций было предложено:
− дополнить рабочую программу дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» разделом (модулем), посвященным истории развития традиционных ценностей русского крестьянства, особенностям ведения сельского хозяйства в России, историческим достижениям российской агрономической науки;
− внести дополнительные дидактические единицы в содержание дисциплин: «Плодоводство» (исторические особенности становления российского плодоводства; разновидности исконно российских плодово-ягодных культур; русские дары садов на вашем столе; проблема возрождения национальной садовой культуры); «Овощеводство» (реконструкция технологий выращивания исконно русских овощных культур (репа, турнепс, пастернак и др.); отечественные овощные культуры в народной медицине) [4]; «Цветоводство» (цветники в русском стиле; символика цветов в русской культуре) [5];
− расширить содержание предмета «Основы ландшафтного дизайна» изучением следующих вопросов: разновидности ландшафтного дизайна в русской культуре; особенности русской ландшафтной архитектуры; лесостепной ландшафт как отражение русской души; национальные приметы в современном ландшафтном дизайне.
Еще больше возможностей для формирования национальной идентичности имеет дисциплина «Садово-парковое искусство». Считаем уместным включение в содержание этой дисциплины раздела, посвященного русской усадебной культуре. Русская усадьба традиционно рассматривается как явление русской культуры, отражающее различные стороны ее жизни – хозяйственные, экономические, бытовые и т.д. Сельскохозяйственный аспект русской усадьбы – отдельная тема, позволяющая реконструировать технологическую сторону ведения хозяйства и духовный образ русского человека. Дидактическими единицами нового раздела могут быть:
− «русский стиль» в усадебной культуре;
− планировка русской усадьбы;
− особенности ведения садово-огородного хозяйства в русской усадьбе;
− отличительные приметы усадебного сада-огорода в русском стиле и т.д.
Опыт работы со студентами Тверской сельскохозяйственной академии показал, что формирование национальной идентичности у молодежи не может ограничиваться исключительно аудиторным изучением дисциплин. На сегодняшний день внеаудиторная работа, пожалуй, имеет больше возможностей для погружения в историю той же аграрной культуры, в атмосферу ее традиционных духовных ценностей. Это могут быть выездные мероприятия, включающие посещение музеев, посвященных истории крестьянства, организации его труда и быта. Так, в Тверской ГСХА существует культурно-просветительский центр, успешно выполняющий эту задачу [6]. Формирование традиционных духовных ценностей осуществляется в рамках таких его проектов, как «Мир русской усадьбы», «Экология исторической памяти», «Лики культуры: народные промыслы и ремесла». Студенты Тверской сельскохозяйственной академии регулярно посещают местный краеведческий музей, музей тверского быта, где знакомятся с особенностями региональной крестьянской культуры, местными традициями и промыслами.
Свой вклад по формированию национальной идентичности способна внести и научно-исследовательская работа студентов. В этой связи примечательны заявленные преподавателями последние темы курсовых проектов, объединившие учебно-научные задачи с воспитательными, отработку навыков научной деятельности с формированием национальной идентичности, приобщением к национальным ценностям:
− оформление территории с созданием сада в русском стиле;
− концепция сада-огорода на приусадебном участке;
− ароматический сад (тенистый сад) на приусадебном участке в русском стиле;
− «белый сад» («зеленый сад», «голубой сад», «желто-оранжевый сад») на приусадебном участке в русском стиле;
− вересковый сад (злаковый сад) на приусадебном участке в русском стиле;
− создание сада воды на приусадебном участке в русском стиле.
Данные темы курсовых работ имеют общую задачу: привлечь внимание студентов к отечественной традиции обустройства садового хозяйства. Возвращение к практике наших предков, стремившихся жить в согласии с природой, следовавших «природному» стилю с его способностью соединять естественную красоту с хозяйственной пользой, можно оценить как одну из эффективных форм того же процесса формирования национальной идентичности.
Общими этапами курсовых проектов были заявлены следующие:
− сбор теоретического материала, посвященного саду в русском стиле;
− теоретическая реконструкция основных компонентов, входящих в структуру русского сада;
− практическое воссоздание отдельных компонентов русского сада-огорода на базе учхоза Тверской ГСХА.
В ходе защиты курсовых проектов студенты в конечном итоге повторили практические рекомендации, накопленные нашими предками по возделыванию и уходу за садово-огородным хозяйством [7]. В числе основных:
− сохранение естественного рельефа – сад как продолжение окрестных лесов, естественного природного пейзажа;
− учет и сохранение состава почвы;
− сохранение произрастающих в данном месте растений (различные виды лип, ив, берез; спирей, чубушник и другие) и культивирование, долговечных, неприхотливых, недорогих культур (различные виды кустарников и деревьев);
− ориентация и учет времени посева и посадки культурных растений по лунному календарю и по народным приметам.
Результаты работы над курсовыми проектами были апробированы в рамках круглого стола «Параметры современного ученого-агрария», проведенного на базе Тверской ГСХА 14 марта 2022 г.
Заключение
Таким образом, в условиях глобального цивилизационного кризиса, ставящего под вопрос само существование российской культуры, сохранение традиционных духовных ценностей приобретает особую значимость и становится одной из главных стратегических целей отечественного образования. Ее реализация предполагает понимание современного образования как процесса не только профессиональной, но и национальной идентификации. В решении этой задачи должны быть задействованы все структурные компоненты института российского образования. Полагаем, что аграрное образование, исторически связанное с отечественной культурой, ее системой духовных ценностей, уже по своей сущности способно национально идентифицировать студенческую молодежь, будущих аграриев. Важно найти эффективные педагогические технологии, помогающие успешно справиться с решением задачи сохранения своего национального лица, своих традиций и ценностей как гаранта будущего существования России.